Базилика Сан-Марко в Венеции

Базилика Сан-Марко Венеция

Базилика Сан-Марко (Basilica di San Marco) — кафедральный собор Римско-католического Патриархата Венеции (Patriarcato di Venezia) с достоинством малой базилики. Главный храм города включён в список Национальных памятников Италии и охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во всём мире Базилика Святого Марка известна как уникальный архитектурный шедевр, который наряду с прилегающей площадью Сан-Марко (Piazza di San Marco) и Колокольней (Campanile di San Marco) является символом Венеции.

Построенная по образу одного из храмов Константинополя, итальянская базилика стала своеобразной витриной византийских трофеев – бесценных свидетелей древней христианской культуры.

Время работы в 2024 году и билеты

Базилика Святого Марка открыта с понедельника по субботу с 9:30 до 17:00. С 16 апреля по 28 октября, по воскресеньям и в праздничные дни, собор открыт до 16:30. Время работы продлено до 17:00 с 29 октября по 15 апреля.

Во всех случаях время последнего входа составляет 15 минут с момента закрытия.

В религиозные праздники, особенно во время Пасхи и Рождества, время работы может быть изменено.

Чтобы попасть в базилику без очереди, советую заранее приобрести билеты онлайн. Полный билет стоит 25 евро и дает гарантирует в быстрый вход в базилику Святого Марка, музей, Пала Д’Оро, а также на смотровую площадку с видом на на площадь.  Бонусом идёт загружаемое приложение аудиогида для телефона.

Святой Марк

Кафедральный собор Венеции носит имя святого Марка – ученика апостолов Петра и Павла, первого епископа Александрии (основателя христианства в Африке) и автора второго из четырёх евангелий Нового Завета.

Святой Марк икона

Начало истории базилики связано со Львом Святого Марка — знаковым символом евангелиста. Согласно легенде, ангел в образе крылатого льва явился к святому, потерпевшему кораблекрушение в водах венецианской лагуны, и произнёс: «Мир тебе, Марк, мой евангелист. Здесь твоё тело найдёт покой».

Этими вещими словами руководствовались два венецианских купца, Буоно да Маламокко и Рустико да Торчелло, которые в 828 году похитили тело святого из Александрии и доставили в родной город для вечного упокоения.

История «спасения» мощей весьма увлекательна. Слухи о том, что халиф Аль-Мамун для возведения новой мечети в Александрии приказал разрушить христианскую церковь с останками святого Марка, побудили венецианцев к дерзкой краже. Тайно ночью они проникли в египетский храм и вынесли тело евангелиста, заменив его мощами святой Клавдии. Чтобы доставить ценный груз на корабль его спрятали в корзине вместе со свиными тушами и овощами. Таможенники-мусульмане ничего не заподозрили и не провели обыск, так как их религия не позволяла прикасаться к мясу «нечистых» животных.

Строительство

31 января 828 года толпа горожан в порту Венеции встретила мощи святого Марка с ликованием и выбрала его новым покровителем города взамен византийского святого Фёдора. Останки евангелиста не стали переносить в старую церковь, а временно поместили в охраняемый каструм Дворца Дожей (Palazzo Ducale). Венецианцы решили возвести отдельный храм для своего главного святого.

Первая церковь, ок. 829–976 гг.

Строительство первой церкви, посвящённой евангелисту Марку, было начато в 829 г. дожем Джустиниано Партисипацио и завершено в 832 г. его братом дожем Джованни Партисипацио .

Как подтвердили раскопки, древняя постройка располагалась на месте нынешней крипты собора и походила, скорее всего, на раннехристианскую Базилику Сан-Витале (Basilica di San Vitale) в Равенне (Ravenna). Сохранившийся фундамент даёт некоторые представления о структуре первой церкви. Центральный купол над местом захоронения мощей и план здания в форме греческого креста относят её к Мартириуму – особому виду культового сооружения христиан, архитектура которого была позаимствована у римских мавзолеев имперской эпохи.

Вторая церковь, 976- ок. 1063 г.

Пожар 976 года, устроенный повстанцами во Дворце Дожей, уничтожил рядом стоящую церковь Сан-Марко и ещё около 200 домов Венеции. Новый дож Пьетро I Орсеоло, избранный вместо свергнутого народным восстанием дожа Пьетро IV Кандиано, за два года отремонтировал храм за собственные деньги.

Внешний вид второй церкви так и не удалось установить, но она не могла значительно отличаться от первой, учитывая короткий срок восстановительных работ. Известно, что именно в это время над гробницей святого Марка, находящейся в апсиде, был построен кирпичный свод, который более надёжно защищал мощи. Это полузакрытое святилище позже будет включено в склеп третьей церкви.

Третья церковь, 1063 г.

В 1063 году при доже Доменико I Контарини началось строительство нынешней Базилики Святого Марка. Она была возведена над старой церковью, остатки которой использовались для обустройства склепа.
Новая базилика существенно отличалась размерами и формами от предыдущей: появились кирпичные купола, мощные цилиндрические своды, аркады, притвор перед западным фасадом, новый алтарь.

Освящение церкви состоялось 8 октября 1094 года. В этот же день мощи святого были помещены в новый склеп. Это событие обросло легендой. По некоторым источникам в то время место хранения останков евангелиста были утеряно, настолько надёжно их спрятали из-за боязни хищения. Они нашлись благодаря чуду. По окончании торжественной мессы вдруг одна из колонн правого предела раскололась и из неё выпал ящик, в котором находились благоухающие мощи святого.

Последующие вмешательства

Последующие реконструкции не внесли значительных преобразований в структуру третьей Базилики Сан-Марко, но изменили её внешний вид и сделали одной из самых оригинальных и узнаваемых церквей мира.

Заметные изменения коснулись отделки и внутреннего убранства, которые придали венецианскому собору черты романского и готического стилей, а также восточной исламской архитектуры.

Внешний облик базилики заметно обогатился в XIII в. за счёт более высоких куполов, облицовки дорогим мрамором и использования декоративных элементов, таких как колонны, рельефы и скульптуры. Часть из них строители сняли с дворцов и церквей Венеции, тогда как другие были привезены из Константинополя, в разграблении которого венецианцы участвовали во время Четвёртого крестового похода 1204 года.

Новая церковь Венеции резко отличалась по структуре и стилю от более привычных прямоугольных базилик Италии и являлась отсылкой к византийской традиции возведения храмов. Таким образом, частная церковь при Дворце Доже (которая оставалась таковой до 1807 г.), стала символом тесной политической и экономической связи Венеции и Византии.

Структура

Архитектурной моделью для Базилики Святого Марка стала Церковь Святых Апостолов в Константинополе — вторая по размеру и важности после знаменитого собора Святой Софии. О внешнем виде византийского храма можно судить только по описанию и сохранившимся изображениям, так как в 1461 году он был разрушен турками.

Структура Базилики Святого Марка разделена на три уровня:

  1. Основной нижний этаж;
  2. Верхняя проходная терраса;
  3. Купола.

Структура план собора святого Марка в Венеции

Широкое основание (75,5 х 62,7 м) и относительно небольшая высота (43 м) объясняется обычной строительной практикой в Венеции – придать устойчивость зданию, возведённому на песчаном грунте.

Сложная архитектурная композиция сочетает в себе планы центрического греческого креста по византийскому типу и слегка вытянутой оси, присущей итальянским базиликам. Церковь имеет три нефа вдоль длинной оси креста, которые разделены четырьмя мощными основаниями и колоннами, и три более коротких нефа трансепта.
Пять куполов опираются на четыре цилиндрических свода, причём центральный и западный по размеру больше других, так как они обозначают направление на восток к алтарю — главного нефа для проведения религиозных церемоний.

Относительно центрального купола базилика окружена тремя двухэтажными галереями, из которых западная и северная образует нартекс (пристройка перед входом в храм), а южная — баптистерий.

В план базилики включены также Ризница, Часовня Святого Исидора Хиосского и Часовня кардинала Джованни Баттисты Зенона, известная как Дзен-Часовня.

Фасады

Три фасада Базилики Сан-Марко, которые первоначально соответствовали строгому романскому стилю, приобрели свой нынешний роскошный вид в XIII–XV вв.

Северный фасад, эдикулы и люнеты которого украшены статуями Учителей Церкви и аллегорическими фигурами, уступает по разнообразию и богатству отделки двум другим.

Западный фасад

Из трёх фасадов главным является западный с пятью величественными порталами, обрамлёнными ярусами византийских колонн.

Фасад собора святого Марка в Венеции

Арки входов и расположенные над ними люнеты с готическим венцом оформлены мозаикой, выполненной в XVII-XVIII вв. с сохранением средневековой иконографии и стилистики. Дверь центрального портала, украшенная бронзовыми пластинами, относится к VI в. Она была привезена из Константинополя и послужила образцом для остальных, выполненных местными мастерами в XII–XIV вв.

Статуя святого Марка на фасаде собора в Венеции

Центральная арка террасы увенчана статуей святого Марка, а чуть ниже находится крылатый лев, державший книгу с приветствием ангелов: «Мир тебе, Марк, мой евангелист».

Крылатый лев Венеция Мир тебе, Марк, мой евангелист

В верхнем ряду террасы в эдикулах размещены фигуры евангелистов, а по краям — статуи Богородицы и Архангела Михаила, как напоминание о дате основания Венеции – 24 марта 421 года, в праздник Благовещения.

Южный фасад

Южный фасад, обращённый в сторону Дворца Дожей и моря, впечатляет богатым декором. В оформлении присутствуют редкий мрамор, колонны , статуи святых Антония Аббата и Павла Отшельника, а также аллегорических фигур Стойкости и Справедливости.

Из скульптур южного фасада привлекает внимание композиция из красного порфира «Четыре тетрарха» (Monumento ai Tetrarchi). Ранее она украшала одно из зданий Филадельфиона — важной площади Константинополя. Группа из попарно обнявшихся мужчин относится к первой половине IV века и изображает императоров-соправителей периода тетрархии (система совместного управления Римской империи) или трёх сыновей и племянника Константина Великого.

Квадрига святого Марка

Самым оригинальным декором западного фасада базилики являются позолоченные медные Лошади Святого Марка (Cavalli di San Marco), установленные на террасе над главным входом в 1254 году.

Квадрига святого Марка на фасаде собора в Венеции

Лошади Сан-Марко вошли в число первых трофеев, доставленных в 1204 году из Константинополя, и стали своеобразным символом триумфальной победы Серениссимы над Византией.

Скульптурная композиция является уникальной по своей художественной ценности и единственной сохранившейся квадригой со времён классической античности. Авторство работы остаётся спорным, её приписывают как греческому скульптору Лисиппу (IV в. до н. э.), так и римским мастерам II-III в. н. э.

Достоверно известно, что позолоченные лошади, до того, как их украли венецианцы, длительное время украшали ипподром в Константинополе.

Квадрига Святого Марка не всегда находилась на фасаде базилики. Наполеон не устоял перед искушением и в 1797 г. вывез её в Париж, где использовал для оформления своей Карусельной Триумфальной арки. В 1815 году лошадей удалось вернуть на террасу венецианской базилики, после чего их ещё несколько раз снимали, чтобы уберечь от повреждений во время войн.

После реставрации 1970 года было принято решение поместить оригинальную Квадригу Сан-Марко в музей базилики, а её копию установить на террасу, где она и находится с 1984 года.

Мозаики

Внутреннее убранство Базилики Сан-Марко в первую очередь поражает обилием и великолепием мозаик, которые размещены повсюду — на сводах всех куполов, арках, в люнетах и нишах, верхней части стен и на полу. Они занимают около 4 тыс. кв. метров и представляют один из самых больших мозаичных комплексов в мире.

Мозаики внутри собора святого Марка в Венеции

Первые изображения из кусочков смальты (особого цветного стекла) были выполнены в апсиде в 1071–1084 гг., тогда как их большая часть создавалась в XIII веке. В XVI–XVIII вв. в базилике появились более «современные» мозаики, восстановленные по эскизам таких знаменитых художников, как Тициан (Tiziano Vecellio), Тинторетто (Tintoretto), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Джузеппе Сальвиати (Giuseppe Salviati), Джованни Баттиста Пьяццетты (Giovanni Battista Piazzetta) и Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci).

Золотой фон мозаичных изображений принёс венецианской церкви славу «Золотой базилики». Секрет мягкого внутреннего свечения мозаики кроется в особой технике её выкладывания, когда на подложку из золотой фольги сверху наносился слой смальты, изготовленной по специальной технологии на острове Мурано.

Советую почитать про Муранское стекло.

Мозаичные сюжеты базилики охватывают почти все страницы истории христианства и представляют её последовательно и очень увлекательно.

В нартексе базилики шесть малых куполов покрыты мозаиками XIII века. На них представлены сюжеты из Ветхого Завета и эпизоды из жизни Ноя, Авраама, Иосифа и Моисея. Особую ценность и интерес представляет Купол Сотворения Мира, который показывает 26 сцен, в том числе и очень редких для церквей – создание Евы из ребра Адама, искушение змеем, изгнание из рая, благословение седьмого дня.

По направлению к алтарю раскрываются золотые мозаики западного Купола Пятидесятницы и центрального Купола Вознесения, выполненные в XII веке в традиционно византийском стиле.

Над главным алтарём возвышается усеянный звёздами Купол Эммануила, на котором изображён молодой Иисус, а также фигуры Богородицы и ветхозаветных пророков.

Купол Эммануила мозаика молодой Иисус и Богородица собор святого Марка Венеция

Богатое украшение мозаиками имеет баптистерий и часовни базилики.

Пала д’Оро

Главный алтарь Базилики Сан-Марко украшен одним из самых изысканных сокровищ византийской культуры, известным как Пала д’Оро (Pala d’oro) – «Золотой Алтарь».

Пала д'Оро золотой Алтарь Венеция Архангел Михаил и эпизоды жизни Христа

Грандиозное по своей ценности панно размерами 212×334 см выполнено из золота, серебра, эмалей (187 пластин) и драгоценных камней (около 2 тыс. шт.). Золотой алтарь был заказана в Константинополе дожем Орделаффо Фалье специально для Церкви Сан-Марко в 1102 году и до XIV века обогащался новыми украшениями. Особую ценность представляют эмали Пала д’Оро. Верхний ряд содержит изображение Архангела Михаила и эпизоды из жизни Христа. Нижние панели первого горизонтального и бокового порядка рассказывают истории о святом Марке. В центре находится запрестольный образ Христа, окружённый четырьмя евангелистами, пишушими свои книги.

Золотой Алтарь открыт постоянно только с середины XX века, а до этого он был доступен для обозрения только по религиозным праздникам.

Склеп

Крипта – самая старая часть базилики, сохранившая остатки церкви IX века. Она расположена под пресбитерием и боковыми часовнями апостола Петра и святого Климента. В центре находится капелла, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 г. хранились мощи святого Марка, пока их не перенесли в главный алтарь.

Баптистерий

Баптистерий, состоящий из трёх помещений, находится в южной галерее базилики и относится к XIV веку. Он был построен по воле Андреа Дандоло (Andrea Dandolo) – дожа Венеции (1343-1354), известного гуманиста и друга Франческо Петрарки (Francesco Petrarca).

Главным предметом интерьера является крестильная купель с бронзовой крышкой, украшенной рельефами Якопо Сановино (Jacopo Sansovino). Мозаичные сюжеты посвящены в основном Иоану Крестителю и сценам крещения. При выходе из баптистерия стоит обратить внимание на интересное изображение в люнете «Танец Саломеи и мученичество Иоанна Крестителя».

Баптистерий стал усыпальницей для двух дожей – Джованни Соранцо и Андреа Дандоло, который стал последним правителем Венеции, похороненным в Базилике Сан-Марко.

Музей

Музей Сан-Марко был основан в XIX веке и заново открыт в 2003 году. Он находится на втором этаже западной и северной части нартекса, куда можно попасть по лестнице сразу при входе через главный портал. Экспозиция музея, посвящённая истории Собора Сан-Марко, разместилась на площади в 1 тыс. кв. м.

Коллекция включает разнообразные предметы – фрагменты мозаик, образцы мрамора, терракотовые и бронзовые статуэтки, картины и рисунки, гобелены, старинные ткани и многое другое. Гордостью коллекции являются Лошади Святого Марка, которыми с 1984 года можно полюбоваться вблизи и рассмотреть все детали.

Сокровищница

Небольшая коллекция ценных предметов Базилики Сан-Марко помещена в отдельную Сокровищницу (Tesoro di San Marco), вход в которую расположен в южной части здания. Она насчитывает 283 предмета, большинство из которых – это военная добыча дожа Энрико Дандоло, привезённая им в 1204 году из Константинополя: релизиозные святыни, предметы литургии, иконы, рукописи, ювелирные украшения, изделия из металла и камня.

Значительная часть предметов Сокровищницы была уничтожена пожаром 1231 года, а также в XVIII в., когда Наполеон приказал переплавить 535 кг изделий из золота и серебра для пополнения своей казны. Из самых ценных священных реликвий уцелели фрагменты Животворящего Креста и ампула с Честной Кровью Христа.

Кампанила

Кампанила Сан-Марко, стоящая рядом с кафедральным собором, возвышается над землёй на 98,6 метров и является одной из самых высоких в Италии. Венецианцы с любовью называют её «Хозяин дома» (El paron de casa).

Башня колокольня в Венеции вид сверху

Первое сооружение на этом месте, построенное в IX в., являлось смотровой площадкой и маяком. Начиная с XII в. и по XVI в. череда реконструкций изменила облик колокольни до нынешнего. Неоднократные землетрясения, молнии, наводнения, пожары не уничтожили достопримечательность Венеции, каждый раз Кампанила Сан-Марко возрождалась.

Последнее ужасное обрушение произошло в 1902 году после попытки внести изменения в конструкцию башни для постройки лифта. Виновных, конечно, не казнили, как это было во времена Средневековья, и, к счастью, случайных человеческих жертв также не было (если не считать смерть кошки смотрителя колокольни). Городские власти Венеции приняли решение построить новую башню, соблюдая при этом ставший уже известный принцип «где была и как была» (dov’era e com’era). Восстановленная Кампанила Сан-Марко с усиленной конструкцией была торжественно открыта 25 апреля 1912 года по случаю праздника покровителя города.

Билеты и время работы колокольни

Колокольня открыта каждый день с 9:30 до 21:15 (последний вход: в 20:45; билет: 10 евро; бесплатно для детей до 6 лет). В случае неблагоприятных погодных условий (туман, сильный ветер, сильный мороз) колокольня закрывается для посещений.

Важно учитывать, что время ожидания в очереди в кассу может составлять от 1 до 3 часов. Чтобы сэкономить время, советую заранее зарезервировать билеты онлайн.

Образ прекрасной Венеции был бы неполным без Базилики Святого Марка — удивительной итальянской церкви с великолепным наследием культуры Византии.

Только великая торговая и военно-морская держава, которой была Светлейшая Республика Венеция, могла создать в течение нескольких столетий такой зримый памятник своей мощи, власти и богатства.

Официальный сайт базилики святого Марка www.basilicasanmarco.it

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru