Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме

Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.

Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.

Дорогой читатель, не забудь подписаться на наш канал в Яндекс Дзен – интересные очерки об Италии выходят там каждый день

канал Италия для меня в Яндекс Дзен

История

Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.

Первые гладиаторские бои

Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.

Изображения первых гладиаторских боёв на античных римских мозаиках

По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.

Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.

Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.

Историк Тит Ливий утверждал, что впервые жители Рима увидели их в 264 г. до н.э. Поводом послужила смерть известного политика из знатного рода Децим Юния Брут Пера, сыновья которого устроили бои для того, чтобы почтить память отца. Шестеро гладиаторов сошлись в смертельной схватке на Бычьем форуме (Forum Boarium).

Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.

Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.

Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.

Почему гладиаторские бои стали популярными

Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.

До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.

Возбужденные зрители выпускали пар на трибунах, а в обычной жизни становились более спокойными, и ими было проще управлять.

Пик популярности

Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.

О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.

Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.

Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.

Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.

Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.

Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.

Растерзание христиан-гладиаторов в Колизее животными

Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком.

Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.

Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.

Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.

Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.

Чтобы прилюдно доказать смерть бойца, распорядитель касался тела раскаленным железом. После этого служители, изображавшие Харона или Меркурия, выносили останки с арены. Для этого была специальная дверь, ведущая в комнату для трупов — spoliarum. Там с тела снимали доспехи и забирали оружие.

Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.

Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.

Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.

Навмахии – морские сражения

Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).

Навмахии – морские сражения гладиаторов в Древнем Риме

46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.

Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине  — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..

Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.

Еще один великий римский император — Траян — устроил своему народу праздник продолжительностью в 123 дня. 10 тысяч гладиаторов убивали друг друга все это время, доводя публику до неистовства.

Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.

Запрет боёв

Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.

Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.

В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.

Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.

В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.

Сооружения – где проходили бои?

Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.

Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).

Колизей в Риме – место проведения гладиаторских боёв

Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.

Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций.

Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.

В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.

Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен.

Зрители

Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.

Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина поворот пальцем Pollice verso Жан-Леон Жером 1872 год

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Гладиаторы картина Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico)

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

  1. «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.

    Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.

  2. «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  3. «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  4. «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
  5. «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.

Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️
️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ🇹↙️
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 9 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru