Базилика Святых Космы и Дамиана в Риме

Базилика Святых Космы и Дамиана в Риме

Базилика Святых Космы и Дамиана (Santi Cosma e Damiano) – старейший христианский храм, расположенный в самом сердце Рима. Он появился на Веспасианском форуме (Foro di Vespasiano) в VI веке и до сих пор является одним из самых важных католических мест поклонения в городе.

Базилика посвящена двум братьям-близнецам родом из Аравии, Косме и Дамиану – целителям-мученикам, ставшими в 303 г. одними из первых жертв во время преследования христиан императором Диоклетианом.

Удивительная церковь известна тем, что она сохранила в своём плане архитектурные структуры имперского периода Рима и великолепную мозаику VI в., которая считается шедевром раннехристианского искусства.

Историческое место

Санти-Козма-э-Дамиано была построена в том месте, которое во времена античности считалось центром общественной жизни Рима. Форум Веспасиана, расположенный рядом с Форумом Августа (Foro di Augusto) и граничащий с Римским форумом (Foro Romano), был известен как Храм Мира (Templum Pacis) – Плиний считал его одним из чудес света, поражающих воображение.

Форум Веспасиана в Риме

Храм Мира был возведён в 71–75 гг. н. э. императором Веспасианом в честь победы в Первой Иудейской войне. Эта часть Императорских форумов (Fori Imperiali) – необычное даже для Древнего Рима пространство. Площадь размерами 135х110 м включала помимо обширного комплекса зданий и мраморных колоннад также цветочные клумбы редких растений, бассейн и подиумы, украшенные фонтанами и статуями. Можно предположить, что это был первый ботанический сад в городской застройке Рима.

Форум Веспасиана отличался от других тем, что он имел на своей территории не культовые храмы, а светские и просветительные структуры. К ним относились – банк, канцелярия префекта, библиотека, музей греческого искусства и сокровищ храма Соломона (трофеев еврейской войны).

Пожар 192 г. значительно повредил форум, но в 203 г. при Септимии Севере он был восстановлен. Константин Великий, посещая Рим в 357 г., ещё восхищался Храмом Мира. Разграбление Рима готами в 410 г. привело к окончательному разрушению античных построек на Форуме Веспасиана.

Восстановление языческих храмов уже было бессмысленно и невозможно, так как указы императоров запрещали поклонение богам римского пантеона.

Между 495 и 525 годами некоторые здания Храма Мира были восстановлены по указанию короля Теодориха Великого – единоличного правителя Королевства остготов со столицей в Равенне. При первом въезде в Рим в 500 г., он был настолько восхищён его древними форумами, что решил предоставить городу особые привилегии и большие пожертвования для спасения от разрушений памятников античности.

Строительство и посвящение

В 526 г., после смерти итальянского короля Теодориха Великого, его дочь Амаласунта, к которой перешло регентство, и которая хорошо относилась к христианам, подарила папе Феликсу IV два восстановленных античных строения, расположенных на территории Римского форума и Храма мира.

первый храм в Риме, посвящённый святым Восточной церкви - братьям-близнецам Косме и Дамиану

Феликс IV объединил оба здания и построил на их основе первый храм в Риме, посвящённый святым Восточной церкви – братьям-близнецам Косме и Дамиану. Такое решение папы было продиктовано попыткой наладить дружеские отношения Римской церкви с православным Константинополем, а также противостоять всё ещё популярному языческому культу других братьев-близнецов, Кастора и Поллукса, которым римляне всё ещё поклонялись в соседнем храме.

Выбор мучеников Космы и Дамиана, которые являются покровителями врачей и фармацевтов, объясняется и ещё одним интересным фактом, имеющим убедительное доказательство. Некоторое время (предположительно в V в.) большой заброшенный зал Храма Мира был центром городской медицинской службы, где врачи оказывали помощь больным, а также обменивались опытом в своём благородном деле.

Культ братьев Космы и Дамиана был очень популярен в Средние века и позже. Считалось, что если больной останется на ночь в стенах храма, то обязательно выздоровеет благодаря видениям, посланным святыми братьями-врачами.

Папа Феликс IV занимал апостольский престол недолго, с 526 по 530 год, и именно в этот период базилика была построена и освящена понтификом.

Античная структура

Два античных строения I в. н. э., составляющие первоначальную структуру Базилики Космы и Дамиана, представляют особый интерес и до сих пор вызывают споры по поводу своего названия и первоначального назначения. Согласно наиболее распространённой версии – это Библиотека Мира (Bibliotheca Pacis), ставшая основной частью базилики, и Храм Божественного Ромула (Tempio del Divo Romolo) – входной вестибюль со стороны Римского форума.

Библиотека Мира

Вошедший в план базилики прямоугольный зал был построен на территории Храма Мира в 70-е годы I в. н. э. и стал известен как Библиотека Мира. Это было массивное сооружение со стенами толщиной 90 см и высотой до 18 м, которые окружали участок размерами 20х40 м. Огромный зал имел 15 окон, через которые солнечный свет заливал всё пространство помещения, создавая в нём невероятную атмосферу.

В библиотеке Храма Мира находилось большое собрание литературных и научных трудов. Известно, что здесь читал свои лекции римский медик греческого происхождения Клавдий Гален (129–216), который был последователем Гиппократа и внёс весомый вклад в развитие анатомии, фармакологии, неврологии и даже спортивной медицины.

Библиотека Мира существовала ещё в III в. и была местом, где собирались литераторы и медики, чтобы послушать лекции и принять участие в дискуссионных беседах.

При Императоре Септимии Севере в 203—211 гг. библиотека была преобразована в резиденцию городской префектуры, где находился кадастровый орган Рима. В это же время на северо-восточной стене зала был размещён рельеф из 150 мраморных плит (площадью около 18х13 м), считающийся официальным планом города. Монументальная карта Рима (Forma Urbis Romae) была разрушена в Средние века, но её остатки сохранились и их можно увидеть во Дворце консерваторов (Palazzo dei Conservatori), одном из зданий Капитолийских музеев (Campidoglio).

Следы от креплений мраморных плит всё ещё заметны на Виа-дей-Фори-Империале слева от входа в базилику.
С юго-восточной стороны Санти-Козма-э-Дамиано и сегодня можно увидеть хорошо сохранившуюся оригинальную стена у Библиотеки Мира, но её вид закрыло здание монастыря, построенного позже.

Храм Божественного Ромула

Кирпичная круглая ротонда, примыкающая к Базилике Космы и Дамиана с противоположной стороны от главного входа и расположенная в археологической зоне Римского форума, известна как Храм Божественного Ромула. Наряду с Пантеоном это старейший языческий храм Рима, который таит в себе множество загадок.

Храм Божественного Ромула в Риме

Некоторые историки высказывают смелое предположение, что кирпичная ротонда являлась реконструкцией храма Юпитера Статора, основанного в 750 г. до н. э. легендарным Ромулом – первым царём Рима. Возможно, она была построена на месте храма, посвящённого Пенатам – древнеримским домашним божествам. Это святилище уничтожил пожар 64 г. н. э., который не оставил следа от древней постройки.

В 75 г. н. э., когда был построен Форум Веспасиана, Храм Ромула играл роль вестибюля для доступа в Храм Мира со стороны Священной дороги (Via Sacra).

Позже заброшенное строение использовал Максенций (Marco Aurelio Valerio Massenzio) — самопровозглашённый император, правящий Римом в период между 306 и 312 годом. В 309 г. он восстановил древний вестибюль и сделал его храмом, посвящённым своему безвременно умершему сыну Валерию Ромулу, который позже был обожествлён. Такое отождествление основано на находке монеты 307 г., где изображён подобный храм с надписью посвящения сыну Максенция. После смерти императора строение на Римском форуме было заброшено.

Восстановленный в начале VI века Теодорихом Великим и подаренный впоследствии папе Феликсу IV, храм был соединён с залом библиотеки, став притвором христианской базилики.

Снаружи Храм Божественного Ромула представляет собой цилиндрическое кирпичное сооружение, увенчанное восьмигранной купольной крышей — одной из самых больших в Риме. Огромный фонарь с восьмью окнами был построен недавно, он удачно дополнил древнюю архитектуру здания. Стены храма когда-то были покрыты мраморными плитами, но в Средние века их сняли, чтобы использовать в новом строительстве.

бронзовая дверь вход в храм Ромула в Риме

Пожалуй, самой выдающейся деталью Храма Ромула остаётся невероятно большая и красивая бронзовая дверь, относящаяся к III в. н. э. Она была снята со здания времён Септимия Севера, которое разрушил в 283 г. император Марк Аврелий Карин, и позже перенесена для обустройства входа в Храм Ромула.
Дверь настолько хорошо сохранилась, что её простой механический замок по-прежнему открывается и закрывается старинным бронзовым ключом.

Этапы реставрации

С момента постройки папой Феликсом IV Санти-Козма-э-Дамиано долгое время простояла в неизменном виде.
Важным этапом в истории базилики стала её передача в 1503 г. францисканским монахам Третьего ордена, которым принадлежит здание и в настоящее время. Стоит отметить, что в заботе о храме нищенствующий орден не нарушал своего устава, прописывающего совершенную бедность, и не тратил средства на дорогую отделку и украшения церкви.

Землетрясение 1600 г. нанесло значительный урон древнему христианскому храму и повлекло необходимость радикальных изменений в его структуре.

Первые восстановительные работы по защите и стабилизации здания были проведены во время понтификата Климента VIII. Тогда же в нефе появились боковые часовни с высокими бетонными стенами и обновлённый интерьер в стиле барокко.

Свой нынешний вид базилика получила в период с 1626 по 1632 год при папе Урбане VIII. Он провёл основательную реконструкцию, в результате которой появился новый потолок и главный алтарь, а также деревянный хор и орган. Существенным преобразованием стало снесение римских стен и разделение церкви на верхний и нижний уровни. Перепад высот образовался после работ, проведённых Луиджи Арригучи по проекту римского архитектора Орацио Торриани.

Чтобы спасти базилику от затопления водами во время разлива Тибра, он поднял пол старой части церкви на 7 метров и построил новый верхний этаж, куда были перенесены часовни и алтари. Нижняя часть церкви в настоящее время находится под землёй и является криптой.

В это же время на месте прилегающих к базилике виноградников появились монастырские постройки и прекрасный клуатр с колодцем.

Интересный факт:
Средства для столь масштабных работ, образно говоря, нашлись в самой церкви.
В 1630 г. античные стены из туфа, находившиеся под угрозой обрушения, монахи продали племяннику папы Урбана VIII Таддео Барберини (Taddeo Barberini), который использовал их при строительстве своего дворца (Palazzo Barberini).

1870 год ознаменовался началом проведения раскопок на Римском форуме. Вход в Храм Ромула был опущен на прежнее место, а доступ в него закрыт из-за угрозы обрушения. Вестибюль базилики стал отдельным памятником древности, расположенным в археологической зоне Римского форума.

Описание

Базилика Святых Космы и Дамиана имеет сложную архитектурную историю. На момент основания она объединяла два древнеримских здания, но в результате нескольких реконструкций разделила их. До 1947 г. главный вход в базилику был со стороны Римского форума и вёл через вестибюль — Храм Божественного Ромула. После реставрации Императорских форумов главный вход был перенесён на противоположную сторону, через монастырь со стороны Via dei Fori Imperiali.

План базилики состоит из единственного нефа, семи часовен и большой апсиды, которой предшествует широкая триумфальная арка. Боковые стены, являющиеся оригинальной частью древнеримского зала IV в., не видны со стороны главного входа, так как они закрыты зданием монастыря.

Храм Ромула отделён от основной части базилики стеклянной дверью, через которую можно увидеть только кирпичные стены и сохранившиеся фрески XIII века. Под полом храма находится древний колодец, вода которого использовалась для омовения и питья.

Храм Ромула в Риме древний колодец

Эта деталь храма вызвала у учёных предположение, что входной вестибюль являлся культовым местом исцеления и самой важной частью церкви, тогда как большой зал использовался просто для проведения литургий.

алтарь и крипта с мощами Космы и Дамиана

Под главным алтарём находится крипта с мощами покровителей церкви Космы и Дамиана, а также святых мучеников Анфима, Леонтия, Евпрепия и Транквиллина. Останки ещё двух святых братьев-близнецов Марка и Марселлиана были случайно обнаружены в церкви в 1583 г. и с тех пор хранятся в склепе базилики.

Художественное оформление интерьера

Художественное оформление интерьера базилики удивит самого искушённого ценителя искусства. Прежде чем рассмотреть потолок, фрески, картины и детали убранства часовен стоит направиться к главному алтарю. Здесь находится шедевр церковного искусства – огромная восхитительная мозаика VI в., занимающая всё купольное пространство апсиды.

Мозаика апсиды

Мозаика стала первым украшением древней базилики. Она была выполнена неизвестным мастером в 526–530 гг. при папе Феликсе IV.

мозаика базилика Космы и Дамьяна Рим

Изображение покрывает весь полукупол апсиды, который имеет немалые размеры – 15,80 м в диаметре. Это единственная часть базилики, которая не была затронута во время её перестройки.

Стоит учесть, что при реставрации в XVII в. уровень пола был поднят на 7 м, что привело к потере нижней части рисунка мозаики и изменению угла восприятия изображения в целом. Небольшой фрагмент древней отделки (угол слева) пришлось восстанавливать после обрушения первой колокольни во время землетрясения.

Красочная мозаика выполнена в византийском стиле и посвящена теме Второго пришествия Иисуса Христа, описанного в Апокалипсисе Иоанна. Картина с фигурами в натуральный рост передаёт множество деталей, которые складываются в повествовательный сюжет. Ультрамариновый фон небес и мягкие песочные оттенки мозаики образуют невероятно красивую палитру картины.

мозаика Бог, одетый в золотые одежды со свитком Закона в руке базилика Космы и Дамьяна Рим
Бог, одетый в золотые одежды со свитком Закона в руке, изображён в центре. Он стоит на разноцветных облаках, окрашенных лучами восходящего солнца.

изображения святых Павла и Петра на мозаике в базилике Космы и Дамьяна Рим

Слева от Спасителя мира изображён святой Павел, справа – святой Пётр. Апостолы держат за руку и представляют Богу мучеников Косму и Дамиана. По традиции братьев-близнецов изображают одинаковыми, поэтому не известно кто именно находится слева, а кто справа. Оба держат в руках мученическую корону и красную хирургическую сумку. Крайняя фигура слева от Христа – это папа Феликс IV, демонстрирующий как основатель базилики её уменьшенную модель. В противоположном углу изображён святой Фёдор, держащий мученическую корону.

папа Феликс IV на мозаике в базилике Космы и Дамьяна Рим

Фигуры стоят на золотых водяных цветах, символизирующих реку Иордан, что подтверждает надпись IORDANES. Пальмы и птица-феникс в верхней части мозаики указывают на Святую землю и воскрешение.

надпись IORDANES мозаика Рим базилика Космы и Дамьяна

Внизу под фигурой Иисуса изображён другой его образ – Агнец Божий с серебряным нимбом. Он стоит на холме, из которого вытекают четыре реки Эдемского сада или четыре Евангелия. Слева и справа от Божьего Агнца выстроились в ряд 12 овец, символизирующих апостолов.

мозаика 12 овец, символизирующих апостолов базилика Космы и Дамьяна Рим

Животные изображены с особым изяществом и напоминают больше странных мифологических существ с умным взглядом и мускулистым телом. Кстати, эта часть мозаики (лента с овцами) была повторена позже при оформлении церквей Сан-Клементе (Basilica di San Clemente) в Риме и Санта-Аполлинаре (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) в Равенне (Ravenna).

Мозаика арки

Оформление арки базилики продолжает тему, освещённую в апсиде. Мозаика была сделана VI в., но полное завершение работ было, вероятно, уже при папе Сергии I (692–701). Считается, что именно он придумал тему украшения арки, которая несла в себе определённое богословское и политическое значение.

изображение Христа в образе Агнца базилика Космы и Дамьяна Рим

Сергий I отказался принять решение Собора, проходившего в Константинополе, которое запрещало изображение Христа в образе Агнца. Вопреки этому на арке появился Агнец Божий, возлежащий на троне, украшенном драгоценными камнями. По бокам от него стоят семь подсвечников, представляющих семь духов Бога, и четыре ангела.

семь подсвечников, представляющих семь духов Бога базилика Космы и Дамьяна Рим

Слева находится крылатый человек, символизирующий евангелиста Матфея, справа – орёл, под которым подразумевается Иоанн Богослов. Изображения Льва святого Марка и Быка святого Луки — символов двух других евангелистов, не сохранились. Часто возникает вопрос, что изображают протянутые к Агнцу руки, несущие короны. Они принадлежат 24 Старейшинам из Книги Откровения, т. е. помазанникам божьим, царствующим на небесах (часть изображений рук не сохранилась).

Главный алтарь

Мозаика апсиды и арки являются прекрасным фоном для главного алтаря в стиле барокко. Он был построен Доменико Кастелли (Domenico Castelli) в 1637 г. во время грандиозной перестройки базилики. В оформлении использовались красивые мраморные колонны, извлечённые из более древней постройки.

Главный алтарь в стиле барокко в Базилике Космы и Дамьяна Рим

Алтарная картина, относящаяся к XIII в., — Мадонна с младенцем Иисусом на троне, известная как Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница). Богослужение Деве Марии, начавшееся во времена папы Григория Великого (590–604), всегда было важной частью духовной жизни базилики. Первоначально Мадонна предстояла в полный рост, но позже в связи с повреждением картины нижняя часть изображения была урезана.

Алтарь в Базилике Космы и Дамьяна Рим

Справа от алтаря находится великолепный пасхальный подсвечник — витая мраморная колона, удерживаемая на спине двух фигурок львов.

Под мозаикой апсиды в полукруглом ряду размещены тондо с изображением францисканских святых, причём мужчины находятся слева, а женщины – справа.

Часовни

Уникальная мозаика апсиды затмевает все прочие художественные произведения базилики, но они так же представляют интерес. Семь часовен представляют интерес работами XIII–XVII вв., на которые стоит обратить внимание.

Часовни в Базилике Космы и Дамьяна Рим

Левая сторона нефа (от входа к главному алтарю):

1.Часовня святой Варвары:

  • великолепный декор из лепнины;
  • фрески Франческо Аллегрини (Francesco Allegrini), около 1655 г.

2.Часовня святого Александра:

  • распятие в стиле Рубенса;
  • фрески Франческо Аллегрини «Мученичество Сант-Алессандро», около 1655 г.

3. Часовня святой Розалии:

  • алтарь начала XVI в.

Правая сторона нефа (от входа к главному алтарю):

4. Часовня Святого Распятия:

  • фреска XIII в., перенесённая из нижней церкви и отреставрированная в XVII в.;
  • фрески на боковых стенах, выполненные Джованни Баттиста Сперанца (Giovanni Battista Speranza).

5. Часовня святого Иоанна Богослова:

  • картины Джованни Бальоне (Giovanni Baglione), выполненные в 1638 г. на холсте маслом.

6. Часовня святого Антония Падуанского:

  • картина первой половины XVII в. художника Джованни Антонио Галли (Giovanni Antonio Galli,) известного как Спадарино (Spadarino), изображающая святого с Младенцем Иисусом;
  • фреска Франческо Аллегрини «Снятие Иисуса Христа с креста» (вторая четверть XVII века).

7. Часовня святого Франциска Ассизского:

  • алтарная картина «Святой Франциск Ассизский в молитве», выполненная в конце XVI в. и относящаяся к школе художника итальянского маньеризма Джироламо Музиано (Girolamo Muziano).

Потолок

Рассматривая интерьер базилики, нельзя не заметить великолепный кессонный потолок с тонкой резьбой и позолотой.

кессонный потолок с тонкой резьбой и позолотой в в Базилике Космы и Дамиана Рим

Центральная картина, написанная Марко Туллио Монтаня , изображает братьев-мучеников Косму и Дамиана. Рядом можно увидеть два щита с тремя золотыми пчёлами Барберини — фамильным гербом папы Урбана VIII.

Рождественский Вертеп

В вестибюле монастыря посетителей ждёт встреча с ещё одним шедевром, относящимся к прикладному искусству. В XX в. в Базилике Космы и Дамиана появилась замечательная работа неаполитанских мастеров – Рождественский вертеп XVIII в. Он был подарен церкви в 1939 г. супругами Энрико Катальдо и Раффаэллой Перричелли, переехавшими из Неаполя в Рим.

Рождественский Вертеп в Базилике Космы и Дамиана
Вертеп, выполненный со множеством интересных деталей, изображает действия, происходящие в канун Рождества на Римском форуме.

Красочная и живая композиция представляет городской пейзаж и реальных персонажей, живших в 1700-х годах, — крестьян, солдат, трактирщика, продавца каштанов. Фигурки выполнены из дерева и терракоты с применением цветного стекла для глаз и различных кусочков ткани для одежды.

Этот восхитительный вертеп считается одним из самых красивых в Риме. В 1988 г. некоторые его детали были похищены — вор не устоял перед соблазном обладания такими милыми вещицами. В 1994 г. Рождественский вертеп был восстановлен и возвращён для экспонирования.

Время работы, как добраться

Базилика Космы и Дамьяна открыта для посещений ежедневно с 10 до 13 и с 15 до 18 часов. Вход бесплатный и расположен со стороны улицы Via Dei Fori Imperiali. Мессы проходят по воскресеньям в 11:30, а по праздникам в 7:30.

Базилика Космы и Дамьяна вход со стороны улицы Via Dei Fori Imperiali

От станции метро Colloseo можно добраться пешком за 5 минут, от Алтаря Отечества на площади Венеции – 10 минут.

Санти-Козма-э-Дамиано остаётся бесценным памятником архитектуры и своеобразным символом торжества христианства над разрушенным великолепием языческого Рима.

Никакая другая базилика в городе не может претендовать на более красивую археологическую панораму и историческую обстановку, чем Санти-Козма-э-Дамиано. Не зря её облюбовали пары, решившиеся связать себя узами брака. В храме проводятся обряды венчания, при этом фотографии на фоне Храма Ромула у бронзовых дверей отличаются особой красотой и непередаваемой романтикой.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 10 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Стоковые изображения Depositphotos
    Рейтинг@Mail.ru