Дворец Дожей в Венеции

Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале (Palazzo Ducale) – это главная достопримечательность Венеции, архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле. Автором проекта является Филиппо Календарио (Calendario).

История строительства

Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей.  Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования.

Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет, его упразднил Наполеон в 1797 году.

Дворец Дожей на площади Сан Марко в Венеции

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью

Кто располагался в стенах Дворца Дожей

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:
  1. Facebook
  2. ВКонтакте
  3. Инстаграм
  4. YouTube

Несмотря на своё название помещение Дворца Дожей служило не только резиденцией правителей Республики Святого Марка. Личные апартаменты главы Венеции занимали лишь северное крыло здания. В палаццо также проводились заседания членов Большого Совета и Сената. Здесь проходили слушанья Верховного Суда, работала тайная полиция и инквизиция. На первом этаже располагались юридические конторы, канцелярия, морское ведомство и прочие муниципальные учреждения. Таким образом, Дворец Дожей был домом правительства Венеции, удивительного города-государства, не знавшего единоличной власти на протяжении нескольких веков своей яркой истории.

Билеты, экскурсии, время работы

Сейчас в старинных стенах палаццо функционирует музей, открытый для посетителей ежедневно. Гостям предлагается увидеть потрясающие убранство залов Дворца Дожей самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Посещение тайных комнат Дворца Дожей и тюрьмы, расположенной на верхнем этаже здания, не входит в основную экскурсионную программу и оплачивается дополнительно.

Расписание с 1 апреля до 31 октября:

  • воскресенье – вторник, 8:30 – 21:00;
  • пятница – суббота, 8:30 – 23:00.

Расписание с 1 ноября до 31 марта:

  • все дни недели, 8:30 – 19:00.

Групповые экскурсии на русском языке внутри Дворца Дожей проводятся туроператорами. Если вы владеете английским, итальянским, французским, испанским или немецким языков, то советую заказать экскурсию за 42 евро с человека, в которую включён билет.

Экскурсия в дворец Дожей в Венеции

Особо любознательным туристам стоит обратить внимание на экскурсию, включающую секретные маршруты и комнаты, недоступные обычным посетителям. Стоит такая экскурсия 54 евро, проводится только по предварительной брони, время начала в 08:30 или 09:00 утра.

Экскурсия в Дворец Дожей с секретными комнатами и маршрутами

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут желающие посетить дворец самостоятельно могут заказать билеты онлайн за 26 евро, чтобы не стоять в очередях. Льготный билет за 15 евро предоставляется владельцам специальных туристических карт, детям от 6 до 14 лет, студентам от 15 до 25 лет с картой ISIC. Обязательно предъявление документа подтверждающего возраст и скидку.

Система покупки достаточно замороченная, поэтому если хотите купить такие же билеты буквально в два клика или билеты на официальном сайте на нужное время закончились, то советую приобрести их тут за 27,5 евро.

Билеты в Дворец Дожей в Венеции

Как устроен дворец

Дворец – это трехэтажное здание в форме русской буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол.

Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны.

Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника.

Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.

Дворец Дожей в Венеции летом

Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа:

  1. Порта делла Карта, бумажные врата (Porta della Carta);
  2. Парадный вход дворца Дожей.

Над воротами изображен крылатый лев Святого Марка и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления.

Порта дель Фрументо, пшеничные ворота (Porta del Frumento) – выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Лестница Гигантов

Осмотр залов Палаццо Дожей начинается для туристов с внутреннего дворика. Оттуда на второй этаж ведёт парадная Лестница Гигантов (Scala dei Giganti), выполненная из ценнейшего вида мрамора, специально привезённого в Венецию из Апуанских Альп (Alpi Apuane).

Своё название она получила благодаря огромным каменным статуям Марса и Нептуна (Marte e Nettuno), установленным в 1554 году на верхней площадке сооружения. Автор скульптур, символизирующих могущество «Королевы Адриатики», а именно так называли в своё время Венецию, – Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) прославленный мастер эпохи Высокого Возрождения.

Лестницу Гигантов в Палаццо Дожей украшают статую Нептуна и Марса

На протяжении нескольких веков на террасе, венчающей Лестницу Гигантов, проводилась одна из самых торжественных и пышных церемоний Республики Святого Марка – вступление в должность новоизбранного дожа. Очередной правитель получал от главного члена Совета специальный головной убор в виде парчового колпака (Corno Ducale), символизирующего власть.

Лестница Гигантов в Дворце Дожей

Пройдя по Лестнице Гигантов, гости Дворца Дожей попадают в крытую галерею. Её стены, как и другие помещения палаццо, украшены рельефными изображениями зловещих львиных морд (bocca di leone).

Оригинальные панно служили своеобразными «почтовыми ящиками»: в щели звериных пастей венецианцы опускали анонимные послания и доносы на сограждан, подозревавшихся во взятках, сокрытии доходов и уклонении от налогов. Таким способом в Республике Святого Марка решался вопрос коррупции и финансового участия богачей в жизни государства.

Зал Большого Совета

Самым впечатляющим помещением Дворца Дожей является Зал Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio), расположенный на втором этаже палаццо. Он занимает всё южное крыло здания. Здесь проводились правительственные заседания главного органа власти, рассматривавшего основные вопросы внутренней и внешней политики.

Зал Большого Совета в Дворце Дожей

Гигантская площадь помещения (1350 м2) обусловлена тем, что число членов Большого Совета, собиравшихся для обсуждения важных государственных дел, насчитывало в разные периоды существования Венецианской Республики от 1000 до более 2000 человек. Зал, являющийся одним из самых больших в Европе, отличается необыкновенной архитектурной особенностью: при 15-метровой высоте стен отсутствуют колонны и подпорки, а потолок удерживается уникальной системой крепления стропил к балкам перекрытия.

Интерьер украшен шедеврами ведущих мастеров венецианской школы живописи, таких как Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Тинторетто (Tintoretto) и многих других. Разрушительный пожар 1577 года почти уничтожил декоративное оформление стен и потолка, но большинство великих художников успело поучаствовать в восстановительных работах. Реставрация осуществлялась под руководством знаменитого архитектора и инженера Антонио де Понти (Antonio de Ponti). Здесь собрана большая часть коллекции портретов венецианских дожей, размещённых в хронологическом порядке, за исключением 55-го правителя Республики Святого Марка, Марино Фальера (Marino Faliero), лишённого титула и приговорённого к смертной казни за попытку государственного переворота. Серия изображений глав государства продолжена в соседнем Зале Судьбы.

Красоту и величие помещения усиливает монументальное полотно «Рай», принадлежащее кисти 70-летнего Тинторетто. Великий мастер и его ученики трудились над масштабной работой (7 Х 22 м) около 13 лет. Она украшает стену с пьедесталом, где когда-то восседал дож и шесть членов Малого Совета. Завораживающая картина, поражающая необычностью цветового решения, сложностью композиции и глубиной аллегорического смысла, считается самым большим в мире произведением изобразительного искусства, выполненным маслом.

Зал Судьбы

На втором этаже Дворца Дожей находится также Зал Судьбы (Sala dello Scrutinio) или Выборов (Голосования). Первоначально он служил местом хранения книг и рукописей. В 1469 году, истинный знаток и пропагандист античной словесности, кардинал Виссарион вручил в дар Венецианской Республике своё ценнейшее собрание, включавшее сотни манускриптов и печатных изданий на латыни и древнегреческом языке. Литературные сокровища, завещанные величайшим просветителем и гуманистом XV века, легли в основу библиотеки Марчиана (Marciana), построенной несколькими десятилетиями позже.

С 1532 года в помещении Зала Судьбы стали проводить баллотировки чиновников на высшие государственные должности. Здесь же происходила сложная, многоэтапная процедура избрания венецианских дожей. Процесс публичного голосования нередко заканчивался обвинительными приговорами, поэтому присутствующим лицам запрещалось иметь при себе оружие.

Стены и потолки Зала Славы впечатляют богатством и помпезностью декора: помимо масштабных полотен, повествующих о многовековой военной мощи Республики Святого Марка, особого внимания заслуживает грандиозная картина «Страшный Суд», украшающая южную часть помещения. Её автор – яркий представитель венецианской школы живописи, Якопо Пальма Младший (Palma il Giovine).

Ещё одна эффектная декоративная деталь – внушительных размеров Триумфальная арка, установленная по инициативе Сената в честь отважного венецианского дожа Франческо Морозини (Francesco Morosini), прославившегося блестящими победами в Великой Турецкой войне.

Гербовый Зал (или Зал Карт)

Гербовый Зал (Sala dello Scudo), расположенный на втором этаже палаццо, являлся частью личных апартаментов дожа (Appartamento Ducale). Правитель города-государства устраивал здесь аудиенции для гостей дворца. Своеобразная приёмная получила своё название неслучайно. На центральной стене, в обрамлении массивного, позолоченного щита, висел герб, принадлежащий семье правящего дожа.

Украшением зала служат два старинных глобуса (XVII век) и огромные географические карты, созданные итальянским писателем-путешественником Джованни Баттиста Рамусио (Giovan Battista Ramusio) и естествоиспытателем Франческо Гриселлини (Francesco Griselini).

Зал Скарлатти

Зал Скарлатти (La Sala degli Scarlatti) находится рядом с покоями дожа. Он выполнял функцию специальной комнаты, в которой собирались высокопоставленные чиновники и ожидали выхода правителя государства для проведения торжественных церемоний.

Оформление роскошного интерьера осуществлялось под руководством скульптора и архитектора Пьетро Ломбардо (Pietro Lombardo). Главный элемент декора – деревянный резной потолок с изысканными узорами, покрытыми позолотой. Стены украшены изящными барельефными композициями. Огромный камин, выполненный из белоснежного мрамора, придаёт залу особую парадность и торжественность. В его верхней части красуется фамильный герб 74-го венецианского дожа, Агостино Барбариго (Agostino Barbarigo).

Зал Гримани

Великолепный Зал Гримани (Sala dello Grimani) в былые времена входил в число немногочисленных комнат дожей. Своё название он получил благодаря богатейшему и могущественному венецианскому клану, подарившему Республике Святого Марка трёх правителей. Мудрая политика членов влиятельной семьи позволила завоевать искреннюю любовь и уважение простых граждан. Так, венецианцы ликовали и веселились несколько дней, празднуя вступление в должность 89-го дожа Марино Гримани (Marino Grimani).

В самом центре зала на потолке размещён фамильный герб, а стены украшены полотнами с изображением крылатого льва святого Марка – главного символа «города на воде». Самая знаменитая работа – одноимённая картина, написанная Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio) с изображением ветхозаветного зверя на фоне лагуны, победоносных кораблей и самого Дворца Дожей.

Золотая лестница

Крытая галерея второго этажа Дворца Дожей ведёт к Золотой лестнице (Scala d’Oro), пройдя по которой можно попасть во внутренние помещения палаццо, расположенные на третьем ярусе. Во времена существования Венецианской Республики проход сюда был разрешён только высокопоставленным гостям и титулованным горожанам, занимавшим важные государственные должности. Имена аристократов увековечивались в специальной «Золотой книге» (Libro d’Oro), записи в которой велись с 1315 года.

Проект лестницы, изящно декорированной роскошной лепниной, мраморными скульптурами и барельефами, был создан в 1538 году Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), и реализован спустя почти 20 лет благодаря работе известного архитектора Антонио дель Аббонди (Antonio Abbondi).

Зал Четырёх Дверей

Светлый, просторный Зал Четырёх Дверей (Sala della Quattro Porte) – первое помещение, в которое попадают посетители палаццо, поднявшись на третий этаж. Он выполнял функцию комнаты ожидания для лиц, желающих встретиться с членами Коллегии, Сената и Совета Десяти.

Мраморные колонны и изящные скульптурные группы украшают массивные бронзовые двери. Роскошная лепнина на потолке, выполненная Джованни Камби (Giovanni Cambi), поражает витиеватостью и невероятным изяществом линий. Авторство великолепных фресок и живописных полотен, повествующих в аллегорической форме о величии Республики Святого Марка, принадлежит Якопо Тинторетто, Тициану Вечеллио (Tiziano Vecellio) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).

Зал Антиколлегии

Зал Антиколлегии (Sala dell’Anticollegio) представляет собой настоящую сокровищницу шедевров живописи, созданных мастерами второй половине XVI столетия. В небольшом по площади помещении когда-то ожидали приёма иностранные послы и высокопоставленные особы, прибывшие из других государств. Мифологические сюжеты картин олицетворяют мудрость венецианских правителей. Одно из самых знаменитых произведений живописи – «Похищение Европы», принадлежащее кисти Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

Зал украшает великолепный камин, декорированный мраморными статуями атлантов, замысловатыми скульптурными группами и ритмичными орнаментами. Роскошный интерьер выполнен по проекту прославленного архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio), считавшегося родоначальником итальянского классицизма.

Зал Коллегии

В стенах великолепного Зала Коллегии (Sala del Collegia) вершились насущные национальные и внешнеполитические вопросы Венецианской Республики. В состав административного, совещательного и распорядительного органа входило несколько человек. Коллегию представлял прежде всего сам дож и шесть его советников, «мудрецов». В принятии важных решений участвовал Верховный Канцлер (Cancelliergrande), являющийся, по сути, вторым лицом в государстве. На заседаниях присутствовали также главы Совета Десяти. Здесь проводились встречи с иностранными делегациями, составлялись проекты законов, которые впоследствии ожидали одобрения Сената.

Стены и Зала Коллегии украшают 11 искусных полотен венецианских мастеров живописи, обрамленные массивными позолоченными рамами. Потолки декорированы аллегорическими фресками, выполненными Паоло Веронезе (Paolo Veronese). Кисти этого художника принадлежит также работа «Венеция на троне с Правосудием и Миром», удивительная картина, отличающаяся высокой техникой исполнения и глубоким символизмом.

Зал Сената

Зал Сената (Sala del Senato) служил местом, где проводились совещания старейшего органа власти, сформированного ещё в первой четверти XIII столетия. К XVI веку число представителей этой правительственной единицы насчитывало почти 300 человек. Все должности были выборными. Сенаторы, облачённые в отличие от других венецианских патрициев в алые мантии, заведовали финансово-торговыми и дипломатическими делами. В их компетенции были важные вопросы, касающиеся армии и флота.

Роскошный интерьер зала, декорированный живописными полотнами и позолоченной лепниной, дополнен интересной деталью: стены украшены старинными часами с необычными циферблатами. Стрелки одних указывают на положение Солнца в знаках зодиака, а других – обозначают время, ориентируясь на 24 римские цифры. Особого внимания заслуживает монументальная картина Тинторетто «Триумф Венеции, повелительницы морей», размещённая в центральном потолочном плафоне. Завораживающее полотно восхищает сложностью рисунка, яркостью красок и динамизмом композиции.

Зал Компаса

Общепринятое название Зала Компаса (Sala della Bussola) зачастую трактуется неверно, и на самом деле не имеет ни малейшего отношения к прибору, определяющему стороны света. Недопонимание объясняется лингвистическими тонкостями перевода с итальянского языка на русский. Многозначное слово «bussola» может толковаться не только как «компас», но и как «инструмент», «механизм» или даже «тамбур», что более точно определяет назначение этой комнаты.

В стенах небольшого зала есть потайные двери, замаскированные под шкаф, украшенный фигурой правосудия. Один из секретных проходов ведёт в соседнее помещение, где работали инквизиторы, другой – в тюрьму, расположенную под крышей дворца. В Зале Компаса анонимные доносчики оставляли также свои тайные сообщения в «львиной пасти», специальном ящике, предназначенном для уведомления карательных органов. Стены помещения богато украшены работами Паоло Веронезе, гармонично сочетающимися с роскошью и помпезностью позолоченного потолка.

Зал Совета Десяти и помещение тюрьмы

В Зале Совета Десяти (Sala del Consiglio dei Dieci) проходили заседания особого органа власти, отвечающего за государственную безопасность. Здесь вершился суд над политическими преступниками и изменниками родины. В былые времена стены, декорированные великолепными полотнами венецианских художников, заставляли присутствующих испытывать смертельный страх. Одна из самых примечательных работ – аллегорическая картина «Триумф Венеции», выполненная Паоло Веронезе.

В Зале Совета Десяти находится потайная лестница, по ступеням которой осуждённые следовали в одну из семи камер, расположенных на верхнем этаже восточного крыла дворца. Узилище получило название Пьомби (Piombi), что в переводе с итальянского означает «Свинцовая тюрьма». Крыша палаццо, облицованная металлическими панелями, летом накалялась от палящего солнца, что создавало невыносимые условия для узников камер. Зимой свинцовые пластины не защищали от стужи и многие заключённые страдали от переохлаждения. За всю историю существования Пьомби лишь одному арестанту удалось совершить побег из зловещей тюрьмы. Этим человеком оказался прославившийся на весь мир авантюрист, «обольститель», путешественник и писатель Джакомо Джироламо Казанова (Giacomo Girolamo Casanova).

Оружейная Палата

Посещение Оружейной Палаты (Armeria di palazzo) доставит истинное удовольствие любителям военной истории. В небольших залах третьего этажа Дворца Дожей находится богатейшая коллекция, экспонаты которой датируются разными периодами существования Венецианской Республики. Помимо холодного и огнестрельного оружия, здесь представлены также старинные доспехи, причудливые металлические шлемы и барбюты. В четырёх комнатах музея собраны всевозможные рапиры, мечи, пехотные тесаки, арбалеты, боевые топоры, кавалерийские пистолеты и многие другие интересные вещи. Примечательно, что на протяжении почти десяти веков в Республике Святого Марка не произошло ни одной революции или народного бунта. При этом, по преданию, оружие во Дворце Дожей всегда находилось в боевой готовности.

Дворец в искусстве

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах «Дворец Дожей в Венеции» — находится в Лондонской Национальной Галерее,

Картина Дворец Дожей в Венеции

а также «Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей» находится в Парижском Лувре.

картина Франческо Гварди Аудиенция Дожа в зале совета во дворце Дожей

Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии проводимой внутри профессиональными гидами.

Настоящая «жемчужина» Венеции, величественный Дворец Дожей (Palazzo Ducale), по праву считается самой популярной достопримечательностью не только Италии, но и всей Европы. Ежегодно миллионы туристов стремятся попасть в «город каналов», и воочию увидеть этот шедевр искусства. Шикарные интерьеры палаццо создавались лучшими мастерами эпохи Возрождения, и представляют собой красноречивое свидетельство богатой культурной и политической жизни Венецианской Республики.

На карту ниже нанесен Дворец Дожей и главные достопримечательности Венеции:

Нажав на картинку ниже можно подобрать отель в Венеции рядом с палаццо Дукале
Отели в Венеции рядом с Дворцом Дожей

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Автор:
Гид в Венеции Максим Беллини
Ориентируюсь в Венеции по камням, могу ходить по городу с закрытыми глазами, иногда у меня складывается ощущение, что голуби на площади Сан Марко уже здороваются со мной, предсказываю дождь по цвету воды в каналах. Приглашаю на мои авторские экскурсии.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

  • https://plus.google.com/+СупрунюкДмитрий Супрунюк Дмитрий

    Моя жена плакала, когда оказалась внутри. Невероятно красивое место!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002366857547 Inessa Sulevich

    Потрясающий красоты дворец!была там, снова хочу побывать, спокойно походить по залам!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/726891097422706/ Elena Taukchi

    Дожем Венеции обычно выбирали самого богатого горожанина. И он был обязан развивать социальную инфраструктуру исключительно за свой счет. Если граждане считали, что дож недостаточно инвестирует в развитие города, его штрафовали и изгоняли с позором ( так осуществлялся принцип социальной справедливости). Вновь избранный дож обычно бросал перстень в Венецианскую лагуну прямо из окна своего дворца. Это значило, что он повенчался с Венецией и несет за нее полную ответственность. А вообще, с тех пор как съездила в Италию, фотографии и видео их достопримечательностей меня разочаровывают. Просто потому, что не могут передать все это великолепие.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/791081547722162/ Konstantin Petrovich Shevchenko

    Где можно приобрести билеты во дворец, большие ли очереди?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

      На официальном сайте конечно, ссылка есть в статье.

Рейтинг@Mail.ru