Базилика Святого Франциска в Ассизи

Базилика Святого Франциска в Ассизи

Базилика святого Франциска (La Basilica di San Francesco d’Assisi) в городе Ассизи (Assisi) – это известная средневековая постройка, прекрасная снаружи и величественная изнутри. Белоснежный ажурный храм считается Великой католической базиликой и принадлежит ордену францисканцев.

Одной из главных диковинок церкви являются фрески работы Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), повествующие о жизни и деяниях святого Франциска.

Франциск Ассизский (Francesco d’Assisi)

Святой, именем которого названа базилика, родился в городе Ассизи в 1182 году в семье преуспевающего торговца шелком. Мирское имя Франциска Ассизкого — Франческо ди Пьетро Бернардоне (Francesco di Pietro Bernardone).

Во времена юности, Франциск имел веселый непоседливый характер, который часто звал его в дорогу. Молодой человек успел поучаствовать в нескольких войнах, между раздробленными Итальянскими государствами.

Святой Франциск из Ассизи

Со временем Франциск стал посещать Рим, ездить на поклонение Святому Петру. Обеспеченный ассизец во время одной из молитв услышал голос свыше, который повелел ему восстановить храм божий. С этого момента принялся Франциск помогать церквям и храмам, пришедшим в плачевное состояние. Истратив собственные сбережения, молодой человек продал часть товаров из лавки отца. Разгневанный родитель пытался подать на нерадивого отпрыска в суд, что окончательно убедило младшего Бернардоне отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу.

В начале XIII века послушнику Франциску сильно запали в душу слова Христа, которыми он напутствовал своих учеников. Сын божий призывал отринуть зависимость от благ земных, не гнаться ни за деньгами, ни за вещами, ни за положением в обществе. Вдохновляя собственным примером братьев-послушников и граждан Ассизи, Франциск постепенно сделал популярным свое мировоззрение.

Сам Франциск ходил босым, в простой рясе, подпоясанной веревкой.

Однажды в таком виде, немытым, прямо с дороги, направился монах к Папе Римскому. Почтенный понтифик обвинил Франциска в нечистоплотности и отправил его к свиньям. Через время визитер вернулся, «благоухая» ароматами свинарника. Папа хотел уж было разгневаться на нерадивого монаха, когда углядел в его поступке глубокое смирение.

Таким образом, был основан орден францисканцев – Младших братьев, главным заветом которого стало стремление к аскетичной жизни. Понтифик посчитал, что подобный орден пойдет на пользу католической церкви, прививая скромность в мыслях и делах не только прихожанам, но и служителям Бога. Франциск до самой смерти ревностно подчинялся уставу ордена, старался держать своих последователей в бедности и молитвах.

Кардинал Хорхе Марио Бергольо при вступлении в 2013 году в должность папы Римского выбрал себе имя святого из Ассизи и стал именоваться папой Франциском.

История

Франциск был причислен к лику святых в 1226 году, и всего через 2 года стала строиться церковь Сан-Франческо в Ассизи.

Орден францисканцев получил щедрый подарок от городских вельмож – земли у скалистого обрыва, возвышающиеся над равниной Тешо (Tesho). Издавна эту возвышенность местные жители окрестили «Горой ада» (Collo d’Inferno), поскольку она зачастую служила местом смертной казни преступников. Младшие братья в противовес традициям нарекли новые владения «Горой рая».

К 1230 году базилика получила первый ярус, известный как Нижняя церковь. Данный ярус углублен в толщу холма, скрыт от человеческих глаз строениями монастыря и второго яруса. Верхняя церковь возводилась на протяжении 1239-1253 годов.

Если в оформлении нижнего яруса прослеживается аскетизм и мрачные тона, присущие криптам и катакомбам, то наземный этаж церкви Сан-Франческо в Ассизи изобилует красочными росписями великих художников средневековья: Джотто, Симоне Мартини (Simone Martini), Чимабуэ (Cimabue), Пьетро Лоренцетти (Pietro Lorenzetti).

Архитектура

Здание церкви Сан-Франческо выглядит, как классическая однонефная базилика, наделенная «Т»-образным силуэтом.

Архитектурный ансамбль базилики святого Франциска в Ассизи

При этом самым нижним этажом является усыпальница, хранящая останки Франциска Ассизского, вторым подземным этажом служит Нижняя церковь, а венчает строение роскошная Верхняя церковь. Ко входам в надземный и подземный ярус примыкают площадки.

Особую легкость белоснежному зданию придают ряды арок, украшающие церковь с севера. Многочисленные детали внешнего фасада храма, стрельчатые порталы, вытянутые вверх элементы, свидетельствуют о готическом архитектурном стиле, в котором также чувствуется влияние итальянских традиций. Иначе говоря, перед посетителями предстает готика, лишенная мрачной подоплеки.

Крипта

Вход в гробницу святого Франциска находится в нефе Нижней церкви. Каменная усыпальница укрыта под центральным алтарем. В стенах крипты вырезаны 4 ниши, в которых хранится прах учеников святого: Анджело Танкреди, Массео, Руфино, Лионе. Есть  подземный тоннель, ведущий к крипте. На протяжении истории существования церкви этот вход был долгое время под запретом, а затем вновь стал функционировать.

Сама по себе крипта имеет минимальное убранство, которое она получила в 1932 году. До этого были попытки придать гробнице более торжественный вид, который, однако, перечил концепции отречения от роскоши Франциска и его ордена.

Нижняя церковь

Помещения Нижней церкви приняли ухоженный вид в 70-х годах 13 века. Структура подземного яруса такова: центральный неф, окруженный капеллами. Росписью нефа занимался художник, ныне известный как мастер святого Франциска. Мастер изобразил 10 картин, 5 из них иллюстрируют мучения Христа, другие 5 фресок посвящены жизни святого Франциска. Сводчатый потолок нефа выглядит поистине завораживающе – он покрыт синей краской, на которой золотом мерцают звезды.

Капелла святого Мартина

Часовня, посвященная раннехристианскому святителю Мартину Турскому (лат. Martinus), жившему в 4 веке н.э., была поручена заботам художника Симоне Мартини (Simone Martini). На протяжении 2 лет, с 1317 по 1319 годы, мастер выписал в капелле фрески, посвященные чудесам святого Мартина. А также были изображены 4 картины, на которых фигурируют королевские особы в окружении святых.

Капелла Марии Магдалины

Вдохновителем создания часовни, посвященной Марии Магдалине считают епископа Ассизкого Теобальдо Понтано. Капелла была построена в начале 14 века, и главной ее ценностью являются фрески Джотто. Шесть панно изображают святую во время пришествия воскресшего Иисуса, возрождение Лазаря, в разговоре с епископом Понтано.

Наиболее драматичной считается картина под названием «Noli me tangere!» («Не трогай меня»). Оживший сын Божий запрещает людям прикасаться к нему, во всем облике Магдалины сквозит отчаянье и мука, она не верит своим глазам.

Трансепт

Поперечина «Т»-образной структуры Нижней церкви была оформлена в несколько приемов. Неизвестный художник так называемый мастер Святого Николая, Джотто и его ученики, а также Чимабуэ трудились на протяжении 13-14 веков над трансептом. Фрески изображают рождение и детство Иисуса, побег в Египет, Распятие. Особенно высоко ценится картина «Мадонна со Святым Франциском» кисти Чимабуэ, считается, что это лучший образец творчества мастера.

Еще один мастер, приложивший свои руки к оформлению подземного яруса храма – Пьетро Лорецетти. Его работы можно увидеть в южном крыле трансепта. Фрески, датированные 1320 годом, получили название «Страстной цикл». На них, в присущей Лоренцетти, экспрессивной манере, изображены мучение и казнь Христа. Сцена распятия наполнена особенной глубиной, благодаря глубокой игре красок и проработке лиц.

Капелла Иоанна Крестителя

Небольшая часовня, примыкающая к трансепту, славится удивительной фреской работы Лоренцетти «Мадонна деи Трамонти». Лик Божьей матери с младенцем нарисован на стене, противостоящей окну. На закате солнце покрывает золотистым светом фреску, которая получила второе название «Мадонна заката».

Апсида

Апсида Нижней церкви украшена главным алтарем, выполненным из цельного куска мрамора. Папский алтарь окружают многочисленные арки, исполненные в готической манере. Деревянные хоры были установлены в 15 веке, фрески, украшавшие своды апсиды, были значительно подпорчены в 17 столетии.

Тем не менее, до наших дней дошли росписи четырех парусов свода, объединенные общим названием «Райский свод». Потолочные клинья украшены аллегорическими изображениями Целомудрия, Послушания, Бедности. Три добродетели являлись краеугольными для святого Франциска, изображенного на 4 парусе. Авторство картин приписывали Джотто ди Бондоне, а также его ученику, получившему прозвище «Мастер парусов».

Верхняя церковь

В помещениях Верхней церкви гармонично сочетаются готическая архитектура и многочисленные фрески, украсившие своды и стены базилики.

Ряды витражных окон позволяют солнечному свету проникать в храм, наполняя жизнью библейские картины.

Витраж и дверь в базилику святого Франциска в Ассизи

Францисканский цикл. Фрески Джотто ди Бондоне

Наиболее масштабной работой по украшению церкви святого Франциска считают цикл из 25 фресок, выполненный Джотто и его учениками.

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

Картины Нового Завета появились на потолках и стенах храма отнюдь не в одночасье. В 1282 году Джотто впервые приступил к работе, на тот момент еще в качестве ученика Чимабуэ. Кисть 25-летнего мастера одухотворила стеновые панно в продольном нефе Верхней церкви.

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

В качестве опорного материала для фресок использовалась не только Библия, но и жизнеописание Франциска Ассизского – книга «Legenda Maior». Ученые, да и простые обыватели, отмечают небывалую красоту и глубину прорисовки фресок Джотто.

Молодой мастер действительно совершил революцию в своем деле: вывел новый состав красок и писал картины по мокрой штукатурке. Художник не ограничивался двухмерным восприятием, отринув стандартные рамки фресочного искусства.

Цикл фресок Джотто отличается красочностью и простотой сюжетов, которые неизменно располагают к себе посетителей храма. Историки отмечают, что на картинах изображены настоящие уголки средневекового Ассизи, а также реально существовавшие люди, с большой долей достоверности.

Фрески Джотто на правой стене в базилике святого Франциска в Ассизи

В 90-х годах 13 столетия Джотто и его мастера написали большую часть фресок францисканской тематики. Сам же ди Бондоне ограничился прорисовкой ключевых фигур, а также занялся оформлением стены и свода над входом в Верхнюю церковь (Вознесение Христа и Сошествие святого Духа).

Фрески Джотто в базилике святого Франциска в Ассизи

Свод Отцов

Вплотную к 1300 году Джотто занялся росписью свода храма, на него были нанесены изображения четырех Отцов Церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амброзия. Святые отцы изображены в окружении своих помощников, занятые делами церкви. Поражает любовь мастера к мелким деталям и реалистичная прорисовка окружающих предметов.

Трансепт

Большую часть западного трансепта украшают фрески Чимабуэ, написанные на протяжении 80-х годов 13 века. Мастер выполнил 4 крупных картины, применив краски, богатые свинцом. Со временем краски потемнели, фрески потеряли свою целостность.

Неф

Верхняя церковь ранее имела неф, который украл цикл из 32 фресок, иллюстрирующих Новый и Ветхий Заветы. Масштабные картины были написаны мастерами церковной живописи: Якопо Торитти (Jacopo Toritti) и Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini). Мощное землетрясение 1997 года повредило здание храма Сан-Франческо в Ассизи, творчество средневековых художников было утрачено.

Колокольня

С южной стороны к базилике примыкает колокольная башня около 60 метров высотой, построенная в 1239 году.

Колокольня Базилики святого Франциска в Ассизи

Белоснежный столп венчает открытая звонница, убранная арками. В ней расположены 7 колоколов, самый большой весит 51 тонну и назван в честь Франциска.

Все колокола имеют электропривод, поскольку вес наименьшего из них составляет 4 тонны. Храм Сан-Франческо в Ассизи перезвоном могучих колоколов созывает паству из самых удаленных уголков города.

Как добраться

Адрес: Piazza S. Francesco, 2

Ассизи – это небольшой городок в регионе Умбрия. Добираться до места можно на региональных поездах Trenitalia:

  • Рим, вокзал Термини (Termini), первый поезд в 07:09, время в пути — 2 часа 15 минут, стоимость — 9,9 евро;
  • Рим, вокзал Тибуртина (Tiburtina), поезд  в 11:10, время в пути — 3 часа 36 минут, стоимость — 13 евро;
  • Перуджа (Perugia), первый рейс в 07:17, время в пути — 32 минуты, стоимость билета — 2,4 евро;
  • Флоренция (Firenze), вокзал Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), поезд в 14:46, в пути — 2 часа 37 минуты, стоимость билета — 14,85 евро.
Гораздо более удобным представляется вариант взять машину на прокат и совершить небольшое самостоятельное путешествие по Умбрии, наслаждаясь красотой природы и памятниками средневековья. Советы по аренде авто в Италии читайте на auto.italy4.me 

Размеры города настолько скромны, что найти дорогу к храму Сан-Франческо в Ассизи не составит труда.

  • Время работы: с 7:00 до 18:30
  • Стоимость билетов: бесплатно
  • Фотографирование и видеосъемка запрещены.

Перед поездкой обязательно изучите cоветы по выбору ночлега в Умбрии

ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ И СТАТЬИ

️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ🇹↙️
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 9 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Стоковые изображения Depositphotos
    Рейтинг@Mail.ru