Скульптура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

До XX века история античной скульптуры выстраивалась в хронологической последовательности − вначале Греция (расцвет искусства V–IV вв. до н. э), затем Рим (пик подъёма I–II вв. н. э). Искусство Древнего Рима (Roma) считалось поздним выражением греческих культурных традиций, завершением творчества периода античности.

После опубликования работ искусствоведов Рануччо Бьянки-Бандинелли, Отто Бренделя антиковеды признали римское искусство самобытным и неповторимым явлением. Скульптура древнего Рима стала рассматриваться как школа классического мастерства, история которой ещё не написана.

Становление римского искусства (VIII − I вв. до н. э.)

В VIII в. до н. э. древнеримские мастера оттолкнулись от традиций эллинских ваятелей и начали осваивать самостоятельное творчество.

История древнеримского искусства делится на четыре этапа:

  1. Древнейшая эпоха (VIII–V вв. до н. э.)
  2. Республиканская эпоха, период становления (V — I вв. до н. э.)
  3. Расцвет римского имперского искусства (I − II вв. н.э.)
  4. Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Истоки древнеримской скульптуры − искусство италиков и этрусков, создавших своеобразные памятники культуры. Самый известный артефакт − воин из Капестрано (Guerriero di Capestrano).

Ваятели древнейшей эпохи создавали портретные образы, каменные барельефы, которые отличались от греческих произведений средним качеством исполнения.

Получила развитие храмовая терракотовая скульптура с декоративной и культовой функциями. Появились крупные статуи богов, превосходящие размерами греческие изваяния. В 1916 году на территории древнего города этрусков Вейи (Veii) были найдены великолепные терракотовые статуи Аполлона, Гермеса, Венеры, которые создавались для наружного украшения храма Аполлона (550 − 520 года до н.э.).

Особенности древнеримской скульптуры

Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.

Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.

Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.

Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.

Читайте подробнее про богов и богинь в Древнем Риме.

Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.

Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.

К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.

Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.

В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.

Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.

Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.

Виды и жанры

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:

  1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).
  2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка)

Учёные комплексной науки об античности выделили главные жанры римской скульптуры:

  • исторический;
  • мифологический;
  • аллегорический;
  • символический;
  • батальный;
  • портретный.

Один из основных видов изобразительного искусства Рима − рельеф. Мастера склоняются к анализу, детальному изображению образов, достоверно фиксируют исторические события. Шедевром времени раннего принципата признана парадная ограда Алтаря Мира в Риме (13 − 9 гг. до н. э), рельефы имперского периода − арки Траяна в Беневенто (114 − 117 гг.).

Особенности скульптуры эпохи расцвета

Смена имперских династий повлияла на стилистические особенности древнеримской скульптуры.

Время принципата Августа

Антиковеды называют время правления Октавиана, прозванного Августом (Octavianus Augustus), «золотым веком» Римского государства (27 г. до н. э. − 14 г. н. э.).

Греческая скульптура классического периода со строгими формами служит примером для правителя при создании величественной империи. В портретной скульптуре сглаживаются индивидуальные черты. Типичным эталоном становится общий облик, угодный принципату.

Установленная норма проявляется в портретных бюстах самого Октавиана, который требовал изображать себя молодым, атлетически сложенным правителем.

Идеализация образа хорошо видна в статуях, установленных на форуме, перед Пантеоном (Panthevm), римским храмом Марса-мстителя (Tempio di Marte Ultore nel Foro di Roma). В 1863 году у Прима Порта (Prima Porta) была найдена двухметровая бронзовая статуя, изготовленная по заказу Римского Сената.

Статуя императора Августа у Прима Порта

Август представлен величественным потомком богов, у ног которого расположился Амур на дельфине. Рельеф на панцире рассказывает народу о победах императора в многочисленных битвах. (Музей Кьярамонти − Museo Chiaramonti − Ватикан).

Мастера создают самостоятельные женские портреты. Впервые появляются скульптурные образы детей. Изображённая на левом рельефе Алтаря Мира (Ara Pacis) красивая Богиня Земли Теллус (Tellus) держит на коленях двух младенцев в окружении фигур упитанных животных.

Богиня Земли Теллус на левом рельефе Алтаря Мира (Ara Pacis) в Риме

Искусство призвано возвеличить процветание Рима при первом императоре.

Время Юлиев — Клавдиев (27 − 68 гг. до н. э.) и Флавиев (69 − 96 гг. до н. э.)

Во время правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев на первый план выходит монументальная скульптура. Воспевание власти привело к тому, что мастера придавали даже богам характерные черты императоров.

Впервые в портретах появляется реалистичность. Например, статуя Клавдия (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) состоит из двух разных частей: головы с реалистическим изображением стареющего лица великого понтифика и идеальной фигуры греческого бога Юпитера.

статуя императора Клавдия состоит из его головы и идеальной фигуры греческого бога Юпитера

Облик правителя показан с использованием объёмной лепки: широкий лоб с морщинами, дряблое лицо, оттопыренные уши.

Новый стиль заменил сглаженность индивидуальных черт портретных бюстов реалистичным изображением римских императоров. В мраморных портретах применяются для подкрашивания губ краски, глазные яблоки тонируются слоновой костью. В бронзовых бюстах для придания блеска глазам в зрачки вставляют полудрагоценные камни (портрет хитрого ростовщика Помпеи Цецилия Юкунды).

статуя хитрого ростовщика Помпеи Цецилия Юкунды

По двум направлениям развивается жанр женского портрета: классицистический и «веристический». Беспощадная правдивость нашла отражение в портрете пожилой римлянки (Ватиканские музеи, Григорианский светский музей − Museo Gregoriano Profano).

портрет пожилой римлянки в музеях Ватикана

Худое беспокойное лицо, морщинистый лоб, мешки под слезящимися глазами говорят о надвигающейся старости. По-иному представлен женский образ в статуе незнакомки, найденной у античных ворот святого Себастьяна (Porta San Sebastiano).

Статуя римлянки в образе богини Афродиты найдена у Porta San Sebastiano

Полуобнажённая римлянка изображена Афродитой. Женщина гордо изогнула стан, подбоченилась, выставила вперёд ногу, закрытую закреплённой тканью. Портретная голова немолодой властной римлянки мало соответствует идеальной фигуре богини (Ватикан. Капитолийские музеи − Musei Capitolini).

Время Траяна (98—117) и Адриана (117 − 138 гг.)

Во время правления императора Траяна и Адриана скульптура продолжает выражать величие Империи. Использование разных форм определило два этапа художественного развития: траянский и адриановский.

Император Траян (Marcus Ulpius Nerva Traianus) возвращается к традициям Республики. От скульпторов требуют сменить пышный декор на холодную сухость форм. Скульпторы прославляют Траяна как выдающегося полководца и правителя.

Статуя императора Траяна

Героическая трактовка образа созвучна официальным идеям. Портретный стиль характеризуется отсутствием эмоциональности. Образы остаются выразительными, возвеличивают сурового, аскетичного, преданного государству человека. Появляется новый вид пластического творчества − «большой бюст». Трёхмерные формы используются только в портретах Траяна.

Римский император Адриан (Publius Aelius Traianus Hadrianus) ориентировался на искусство древней Греции.

Статуя римского императора Адриана

Ваятели представляют в работах гармоничные и совершенные образы, как у эллинов. Меняются сюжеты, усиливается мифологическая трактовка образов, пластика обнажённой натуры. В рельефах изображаются сцены охоты, жертвоприношения богам. Основными персонажами становится император и его любимец Антиной. Юноша изображается в виде божества или героя мифов. В портретах исчезает индивидуальность, физиономическая точность лиц. Ваятели часто изображают императора Аристотелем.

Время последних Антонинов

В период правления императоров Антонина Пия (Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus Pius, 138 − 161 гг.), Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus, 161 − 180 гг.), Коммода (Lucius Aelius Aurelius Commodus, 180 − 192 гг.) искусство портрета расцветает. Подъём творчества длится полтора столетия. Появляется конная статуя, которая становится эталоном для последующих конных монументов в Европе.

Статуарная пластика показывает индивидуальность человека, его духовную силу. Портреты Антонина Пия, Марка Аврелия дают образу психологическую характеристику (философское раздумье, скепсис, тревога). Мастера применяют дорогие материалы: золото, серебро, горный хрусталь. Портретисты используют особую технику, уподобляя художественный образ реальному.

Для создания объёма локонов волос используют бурава, при полировке поверхности лица применяют игру светотеней. Например, портрет сириянки из отполированного мрамора кажется драгоценным камнем.

статуя портрет сириянки из отполированного мрамора в Эрмитаже

Неправильные черты лица незаметны от сияния внутренней красоты женщины, тонко переданной скульптором (произведение хранится в Эрмитаже).

Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Противоречия между имперской идеологией и реальной действительностью обостряются. Лозунги власти о свободе, счастье, равенстве становятся неактуальными в условиях разваливающейся империи. Ореол императора как представителя божественной власти падает. Стиль римской скульптуры меняется:

  1. античные идеи сменяются новыми, христианскими;
  2. редко создаются женские и детские портреты;
  3. скульпторы отказываются от идеализации образов (портрет императора Нерона);
  4. доминирует настороженность, подозрительность, трагизм.

Самые известные произведения

Много бронзовых и мраморных скульптур было уничтожено из-за неприятия христианскими проповедниками работ ваятелей. Сами римляне сбрасывали с высоты бесценные памятники в борьбе с атакующими племенами, а осколки превращали в строительный материал.

Кровопролитные события стёрли имена скульпторов. Известен лишь этрусский мастер Вулка, работавший в конце VI–V веков до н.э. и упомянутый писателем-энциклопедистом античности Плинием.

Капитолийская волчица

Бронзовая скульптура изготовлена в V веке до н.э. Памятник этрусского искусства изображает волчицу (Lupa Capitolina), кормящую молоком двух младенцев.

Бронзовая скульптура волчицы в Капитолийских музеях в Риме

Будущие основатели Рима, родителями которых были бог войны Марс и весталка Сильвия, стали заложниками борьбы за власть. Выброшенных в Тибр Ромула и Рема нашла и вскормила волчица, которую называют «матерью Рима».

Легендарная скульптура при неверных пропорциях, примитивизации сюжета отличается острой динамикой и темпераментом. Датировка скульптуры Капитолийской волчицы вызывает споры среди учёных. Считается, что отлитые из бронзы изображения близнецов изготовлены в XV веке. Авторство работы приписывается флорентийскому скульптору периода Ренессанса Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).

Главный символ города хранится в римских Капитолийских музеях (Musei Capitolini).

ПОЧИТАТЬ ПРО ВОЛЧИЦУ БОЛЬШЕ

Мальчик, извлекающий занозу

Мальчик, извлекающий занозу (Spinario) – бронзовая скульптура неизвестного автора создана в середины I в. до н. э., является копией греческой статуи.

бронзовая римская скульптура мальчик, извлекающий занозу

Историки по-разному трактуют образ мальчика, вытаскивающего занозу:

  1. спартанский бегун, превозмогая боль, первым пришёл к финишу;
  2. пастушок из провинции был послан с известием о готовящемся нападении врагов на Капитолий.

Выполнив благородную миссию, подросток избавляется от приносящего боль шипа.
Автор жанровой статуи изображает обнажённого мальчика с красивым мускулистым телом, лицо которого не выражает страданий. Сюжет передаёт не драматизм события, а волевое начало. Образцы самой копируемой скульптуры находятся в разных музеях мира. Оригинал выставлен в Капитолийских музеях Рима (Зал торжеств).

Советую посетить: экскурсию в Капитолийские музеи

Лаокоон и сыновья

Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу Лаокоона (Laocoon), жреца бога Аполлона, и его сыновей со змеями.

Мраморная скульптурная композиция Лаокоон и сыновья

Работа создана в 50 г. I века до н. э., является копией несохранившегося бронзового памятника греческих ваятелей (Пергам, 200 г. до н.э.). Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), посланный Папой Юлием II для оценки находки, подтвердил достоверность работы и отметил невероятную динамичность и пластичность творения древнеримского ваятеля. Одна из самых знаменитых скульптур древнего Рима хранится в музее Пио-Клементино (Museo Pio-Clementino), Ватикан.

Этрусская канопа из Кьюзи

Глиняная урна VI века до н.э. является образцом памятников погребального культа.

Этрусская канопа из Кьюзи

Крышка выполнена в виде человеческой головы, украшенной бронзовой маской (Canopus Chiusi). Этрусский мастер пытался сохранить внешний облик умершего: крупные черты лица, большой нос, узкие губы, прочерченные в глине прямые волосы. Портретное сходство было залогом потустороннего бессмертия. Ручки ритуального сосуда выполнена в форме рук человека. Стремление создать достоверный образ стало основой для появления этрусского портрета (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

Воин из Капестрано

Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает спокойно стоящего воина (Guerriero di Capestrano) племени пиценов.

Античная статуя VI века Воин из Капестрано 

Автор отходит от характерного образца древнегреческой пластики − куроса (статуя юноши-атлета), делающего шаг левой ногой. Неизвестный скульптор иначе, чем греки, изображает фигуру с утрированными массивными бёдрами, широкими плечами, маской на лице, шлемом с полями невероятных размеров. Построение объёмной формы с боковыми колоннами, просветами между икрами ног и талией убеждают, что статуя воина на пьедестале относится к круглой скульптуре. Древний артефакт выставлен в Национальном Археологическом музее города Кьети (Chieti).

Крылатые терракотовые кони

Декор храма Ара делла Регина (Dell’Ara della Regina) в Тарквинии выполнен в IV веке до н.э.

Крылатые терракотовые кони – Декор храма Ара делла Регина в Тарквинии

Установленные на фронтоне культового сооружения фигуры коней выгнули шеи, расправили крылья, перебирают ногами в готовности унести ввысь божественного всадника. Сказочные существа приближены к реальным образам за счёт напряжения мышц и нервозности движений. Крылатых коней можно увидеть в Национальном археологическом музее Тарквинии (Tarquinia).

Химера из Ареццо

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Химера из Ареццо бронзовая скульптура V век до нашей эры

Фантастическая фигура льва с козлиной головой и хвостом в виде змеи − пример символизма в скульптуре. Животное воплощает триединый образ Великой матери Богов: символ рождения и вскармливания − Козёл; символ жизни − Лев; смерти − Змея. Найденная в XVI веке бронзовая скульптура высотой 79 см экспонируется в Археологическом музее Флоренции (Museo Archeologico Nazionale di Firenze).

Голова угрюмого мужчины

Голова угрюмого мужчины («Мальвольта») высотой 16,2 см выполнена во второй половине V в. до н. э.

Голова угрюмого мужчины Мальвольта

Неприступный вид скульптурному образу придают глаза, одновременно старые и юные, капризный рот. Искусствоведы находят поразительное сходство «Мальвольты» с головой св. Георгия скульптуры Донателло (Donatello), созданной мастером Ренессанса спустя тысячелетия. Найденная в Вейях скульптура хранится в римском музее виллы Джулия (Museo Villa Giulia).

Мраморный рельеф с Алтаря мира Августа

Древнеримский шедевр, Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae), воздвигнут в честь римской богини мира Пакс и победы императора Августа над Галлией и Испанией.

Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae) в Риме

Монументальный Алтарь Мира построен в Риме в 13 − 9 гг. до н.э. Площадка на Марсовом поле обнесена стенами, в центре на ступенях поставлен алтарь. Сооружение считается ярким примером расцвета скульптурного декора периода принципата Августа.

Убранство Алтаря полно представлено различными рельефами: историческими, мифологическими, орнаментальными. Сюжеты посвящены отдельным, связанным между собой, сценам. Изображения императора, членов его семьи, подданных отличаются портретным сходством. Растительный орнамент с реалистической трактовкой листьев, словно кружево, украшает памятник культуры. Алтарь Мира находится в Риме по адресу via di Ripetta, 190-180

Капитолийский Брут

Часть бронзовой скульптуры (голова мужчины), обнаруженная при раскопках в Риме в 1564 году, произвела фурор своей сохранностью.

Бронзовая скульптура Капитолийский Брут

Работа, выполненная в 300 − 275 гг. до н.э., считается шедевром этрусского искусства по силе выразительности образа и технике исполнения. Одна из самых древних найденных скульптур предположительно представляет портрет основателя Римской республики Луция Юния Брута (Lucius Iunius Brutus, Bruto Capitolino). Лицо кажется живым благодаря инкрустации пластинками из слоновой кости и вставленному в зрачки цветному камню. Скульптор передаёт характер незаурядного человека. Борец с тиранией не отступает перед трудностями. (Капитолийские музеи, Дворец консерваторов).

Статуя Авла Метелла

Бронзовая статуя оратора Авла Метелла (Arringatore), созданная около 100 г. до н.э., была найдена в 1566 году на дне Тразименского озера.

Бронзовая статуя оратора Авла Метелла (Arringatore)

Оратор, римский магистр Авл Метелл (Aulus Metellus) вытянул вперёд руку и призывает к вниманию. Портретное изображение лишено идеализации, откровенно воспроизводит натуру: полнеющая фигура, лицо в морщинах, кривой рот. Работа является первым примером раннего римского портрета. Надпись на кайме тоги сообщает в честь кого воздвигнута статуя. (Национальный археологический музей, Флоренция − Museo archeologico nazionale di Firenze).

Статуя Германика

Мраморное изваяние конца I в. до н.э. представляет героизированную фигуру римского военачальника и государственного деятеля Германика (Germanicus).

Мраморная Статуя Германика

Усыновлённый племянник Тиберия (второго римского императора) был человеком редкой красоты и храбрости. В возрасте 34 лет он стал жертвой дворцовых интриг и был отравлен медленнодействующим ядом. Красноречивый, способный к наукам полководец пользовался заслуженной любовью народа. Неизвестный скульптор передаёт юношескую грацию фигуры и идеализированный образ Германика, кончина которого вызвала всеобщую скорбь римлянин. (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

Скульптура Геркулеса с Бычьего форума

В XV веке при раскопках древнейшей торговой площади Рима (Бычий форум) была найдена позолоченная бронзовая скульптура Геркулеса.

Скульптура Геркулеса с Бычьего форума

Фигура высотой 241 см представляет образ греческого мифологического героя Геракла. Работа выполнена во II веке до н.э. Стройный, мускулистый атлет победил Кака, укравшего у него коров. В правой руке героя находится опущенная палица, в левой − золотые яблоки Гесперид. Статуя стояла в храме Геркулеса Победителя, построенном на Бычьем форуме, где ранее продавали скот. (Рим, Капитолийские музеи −Musei Capitolini).

Женский скульптурный портрет времени Флавиев

Мраморный портрет молодой римлянки (I в. н.э.) отражает стремление жён императоров, их дочерей и знатных римлянок блеснуть красотой и модой.

Мраморный портрет молодой римлянки

Высокая сложная причёска, миндалевидные глаза, пушистые брови, длинная шея, красиво очерченные губы придают образу особую поэтичность. Смягчение облика за счёт сглаживания поверхности мрамора ваятель добился техникой исполнения с применением бурава. Работа, выполненная в особой художественной манере, выставлена в экспозиции Капитолийских музеев (Musei Capitolini), Рим.

Портрет юноши времени Флавиев

Поэтичный образ юности и красоты представлен мраморным бюстом, выполненным в конце I века н.э.

Портрет юноши времени Флавиев

Индивидуальные черты юноши подчёркивают грустные глаза, крепкий подбородок, красиво очерченный рот. Ваятель умело передаёт густые волосы, блеск глаз, эластичность кожи, но не идеализирует образ. Поворот головы, гибкая шея, атлетический разворот плеч соответствуют скульптурам эллинского искусства. (Лондон, Британский музей − British Museum).

Конная статуя Марка Аврелия

конная статуя Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus)

Единственная дошедшая до нас конная статуя Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus), последнего из пяти «хороших императоров» Рима, была создана во II в. н.э. Монументальная, первоначально позолоченная, скульптура представляет Марка Аврелия в образе мыслителя, которого современники называли философом на троне.

Император, не обладающий воинственным характером, одет в тунику, на обнажённых ногах − сандалии. Идеализированный облик правителя идентифицировали в XV веке по отчеканенным монетам: густые вьющиеся волосы, выступающие скулы, выпуклые глаза. Памятник античности уцелел, потому что христианская церковь приняла облик всадника за императора Константина. (Капитолийские музеи − Musei Capitolini − Дворец консерваторов).

Коллекция Эрмитажа

В римских залах Эрмитажа (The State Hermitage Museum) представлено 120 работ древних мастеров. В одной из лучших коллекций мира нет копий. Все экспонаты − подлинные. Скульптуры сохранили «живыми» прототипы образов, показали суть человеческой натуры. Невозможно перепутать солдатского императора Филиппа Араба (Marcus Iulius Philippus) с самодовольным соправителем Марка Аврелия − красавцем Луций Вером (Lucius Verus).

В залах представлены не только портреты императоров и членов их семей, но и скульптуры частных лиц. Безымянные мастера идеально передали принадлежность натуры к социальному типу. Хранитель римского портрета Эрмитажа, кандидат искусствоведения А. А. Трофимова называет бронзовый бюст неизвестного римлянина редким музейным экспонатом.

Эмоциональный, трагический образ мужчины с умным ироничным взглядом до сих пор вызывает споры специалистов о прототипе героя. Статуэтки, бюсты, скульптуры древнего Рима поражают многообразием пластических форм и богатством характеров.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • Arman Santi

    ✌✌✌👍👍👍

Рейтинг@Mail.ru