Что изображено на византийских мозаиках Равенны

византийские мозаики Равенны

Мозаика – совершенно уникальное искусство. Изображения, набранные кусочками цветного стекла и камня во множество раз прочнее живописных, они не подвержены выцветанию и способны сохранять первоначальный вид в течение столетий (а то и тысячелетий). Ярким примером данного искусства является комплекс мозаик города Равенны.

У Равенны долгая и богатая история, о чем подробнее можно прочитать в статье о её главных достопримечательностях. Мозаики, украшающие ее культовые сооружения, создавались на протяжении V-VI веков. Это было не самое спокойное время в жизни города.

С 402  до 476 года нашей эры Равенна была столицей Западной Римской империи, а после – Королевства остготов во главе с императором Теодорихом. С 540 года она находилась под властью Византии и императора Юстиниана. Мировоззрение и политика двух разных государств сказались на формировании городской культуры, каждое влияло по-своему.

Кроме того, в христианском искусстве тогда еще не сформировался канон, согласно которому нужно было изображать события Священной истории. Поэтому многие мозаики Равенны с первого взгляда могут показаться не очень понятными. Попробуем же разобраться, как смотреть на данные произведения.

Базилики

В городе находится три храма, украшенные мозаикой. Два из них посвящены святому Аполлинарию, первому епископу Равенны, а третий – святому Виталию.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика-Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) была построена в VI веке над местом захоронения святого Аполлинария. Приставка «ин Классе» – остаток словосочетания «Civitas Classis», что переводится как «город флота».

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе Равенна

Изначально Равенна стояла на самом берегу Адриатического моря и являлась главным портом Восточного Средиземноморья. Но со временем река По, в дельте которой находится город, нанесла огромное количество ила и песка, отодвинув тем самым береговую линию на несколько километров.

Особый интерес представляет мозаичное полотно, находящееся в конхе алтарной апсиды базилики. Мы видим сияющий крест в синем круге, усыпанном звёздами. Прямо над ним – рука. Ниже, по обеим сторонам от синей сферы, чуть возвышаясь над ней – двое святых, будто выплывающих из золотого сияния. И прямо под ними, также по сторонам от синего круга с крестом, – три агнца.

Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе Равенна

Перед нами не что иное, как сцена Преображения, только показанная несколько иначе. Крест, в центре которого помещён небольшой лик Христа, собственно, отождествляет собой Господа, агнцы – учеников, апостолов Петра, Иоанна и Иакова, а двое святых – это ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Византийская мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе Равенна

Рука, находящаяся над сферой – символ Бога Отца. Это как раз про отсутствие канона в изображении новозаветных событий. Показ евангельских сюжетов через символы и аллегории в то время даже стал своеобразной традицией.

Остальные мозаики более понятны. Под сценой Преображения помещен образ святого Аполлинария, к которому тянутся двенадцать агнцев. По одной версии – это апостолы. По другой – белые овцы олицетворяют собой всех верующих. Еще ниже представлены сцены из истории равеннской церкви, образы епископов, ветхозаветные события, архангелы и евангелисты. Отличается лишь мозаика во фронтоне храма, перед полукругом алтарной апсиды.

Схема Сант-Аполлинаре-ин-Классе Равенна

Ее относят к более позднему времени, к VIII-IX векам, когда иносказание в отношении образов святых стало отходить на второй план. Поэтому здесь Христос уже изображен в человеческом облике и в окружении четырех евангелистов.

Христос в человеческом облике на мозаике в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе Равенна

У них своя особая иконография. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. Согласно ветхозаветной истории, из сада Эдем для орошения рая выходила одна река, разделяющаяся позже на четыре источника. Во второй главе книги Бытия можно найти их названия: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Евангелисты несут благую весть о жизни и учении Иисуса Христа так же, как реки несут живительную влагу; отсюда такое сравнение. Вообще, в христианском искусстве очень много примеров, подобных этому, когда новозаветные события трактуются через ветхозаветные.

Изображения, которые мы видим во фронтоне (ангел, орел и еще пара крылатых животных, лев и телец), появились как раз в V-VI веках. Самый ранний известный пример представления данных символов – мозаика римской церкви Санта Пуденциана (Santa Pudenziana) начала V столетия.

Так откуда взялись животные? Снова из Ветхого Завета, из видения пророка Иезекииля. Тетраморф – загадочные существа с лицами льва, тельца, человека и орла присутствуют, правда, и в новозаветной истории, в книге Откровения Иоанна Богослова. Со временем эти образы закрепились как раз за евангелистами: за Матфеем – ангел, за Марком – лев, за Иоанном – орел и за Лукой – телец.

Почему так? Это связывают с основной мыслью евангельских текстов. В Евангелии от Матфея (ангел) упор сделан на человеческой сущности Христа. Марк говорит об Иисусе как о Царе (а лев – царственное животное). Повествование апостола Луки сконцентрировано на жертвенном служении Спасителя (поэтому символ евангелиста – телец).

Евангелие от Иоанна одно из самых сложных по написанию, без толкования в нем трудно разобраться. Но главная идея – победа жизни над смертью и вознесения Христа на небеса (потому символом апостола стал орел).

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo), в свою очередь, начали строить на полстолетия раньше базилики ин Классе. Её возводили по заказу императора Теодориха.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне

Вот здесь нужно сделать небольшую ремарку. В V-VI веках еще не произошло разделения христианства на западное и восточное. Но различные ответвления, впоследствии признанные еретическими, имели место быть. Теодорих исповедовал арианство, одно из таких ответвлений. Суть в том, что ариане не признают Святую Троицу. Для них не существует равенства между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Сант Аполлинаре Нуово изначально была арианской церковью, переосвящённая во времена правления императора Юстиниана.

Противоборство арианства и истинного христианства отразилось в мозаичном убранстве Сант-Аполлинаре-Нуово.

Дополнение «Nuovo» появилось в IX веке, когда в храм перенесли мощи святого Аполлинария. Оно переводится как «новый», церковь стали так называть ради отличия от базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

Византийские мозаики в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Все мозаичные полотна располагаются на стенах в три яруса. Верхние ряды северной и южной стен представляют собой сцены новозаветной истории: это чудеса, совершаемые Христом, исцеления расслабленных и бесноватых, Тайная вечеря, события Страстного цикла.

Ниже помещены образы пророков и святых. И уже под ними можно увидеть вереницы мучениц (северная стена) и мучеников (южная стена), каждая из которых завершается у изображения Богородицы и Спасителя соответственно. Здесь начинается самое интересное.

Процессия мучениц и 3 волхва на Византийской мозаике в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Процессию мучениц возглавляют три волхва, Бальтазар, Мельхиор и Гаспар (те, кто преподнесли Христу на Рождество дары: золото, ладан и смирну). Их шествие начинается у стен равеннского порта. Во главе же вереницы мучеников стоит святой Мартин Турский, а отходит она от архитектурного сооружения, на фасаде которого видна надпись «Palatium».

Со временем выяснилось, что волхвы и Мартин Турский – поздние переложения. Скорее всего, во главе процессий были изображены сам император Теодорих и его супруга. Но в дальнейшем, с целью искоренения арианской ереси, император Юстиниан приказал заложить их образы. Исправили не только эти фрагменты.

В здании «Palatium», которое, видимо, представляет собой личные покои Теодориха, между колоннами мы сегодня видим шторы. Ранее на их месте были помещены изображения слуг остготского императора.

Мозаики в личных покоях Теодориха в Равенне изображение рук слуг

Об этом свидетельствуют фрагменты людских ручек, оставшиеся на некоторых колоннах.

Сан-Витале

Мозаики базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale) довольно просты для понимания, в сравнении с полотнами двух предыдущих храмов. Как и сама базилика, они были созданы в VI веке.

базилика Сан-Витале в Равенне

Изображения, набранные кусочками цветного стекла, занимают совсем небольшую часть церкви; но и этого достаточно для того, чтобы прийти в восторг.

В конхе алтарной апсиды мы видим Христа, покоящегося на синей сфере. Причём Господь показан безбородым, что также свидетельствует об отсутствии строгого канона в изображении Спасителя и святых.

Христос на синей сфере мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне

Слева святой Виталий, представляемый ангелом, принимает из рук Христа мученический венец. Справа святитель Экклесий Равеннский, начавший возведение базилики, протягивает Господу модель храма. Из-под синей сферы, выступающей здесь символом мироздания, проистекают четыре райские реки. Те самые, раннехристианские, обозначения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки.

Под этой сценой помещены портретные изображения императора Юстиниана (слева) и его супруги Феодоры (справа), совершающие подношение даров самому храму. Вокруг на стенах – ветхозаветные сюжеты, а в арке, отделяющей мозаичную апсиду от остального пространства храма, – образы Христа и апостолов в круглых медальонах.

Мавзолей Галлы Плацидии

По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.

Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.

Мозаики в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне
Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.

Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.

пьющие воду птицы на мозаике в мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.

На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.

Изображение святого Лаврентия на мозаике в Мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.

Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.

Христос в виде Доброго Пастыря на мозаике в Мавзолее Галлы Плацидии Равенна

Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.

Мозаика в Архиепископской капелле в Равенне
Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

образ Христа-воина на мозаике в Архиепископской капелле в Равенне

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Обязательными элементами любого (и мозаичного, и живописного) убранства христианского храма являются растительные орнаменты, узоры, птицы и цветы. Это все – символы райского сада. В случае с Архиепископской капеллой многочисленные лилии можно встретить на своде прямо над входом.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Мозаика арианский баптистерий в Равенне

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Мозаика в православном баптистерии Равенна

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Билеты и время работы

Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:

  1. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
  2. Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
  3. Basilica di San Vitale, via Argentario 22

Детям до 10 лет вход бесплатный.

Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.

Карта Равенны с расположением мозаик

Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.

Время работы: 09.00-19.00 с марта до 1 ноября и 09.00-17.00 с 2 ноября до марта. Выходные в Рождество и Новый год. В июле и августе Basilica S.Vitale и Mausoleo di Galla Placidia открыты по четвергам и пятницам с 21:00 до 22:45.

Советы

  1. Если приезжаете в Равенну на поезде, то осмотр мозаик рекомендую начать с Basilica St. Apollinare Nuovo, которая находится всего 5 минутах ходьбы от вокзала. На визит планируйте 30 минут.
  2. Если путешествуете на авто, то паркуйтесь по адресу Largo Giustiniano, 1 и начинайте осмотр с Basilica of San Vitale, которая находится в 7 минутах пешком.
Автор:
Влюблена в Италию, живу в Санкт-Петербурге. Имею степень бакалавра в области теории и истории искусств, продолжаю обучение в данной области по программе магистратуры.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • http://vk.com/id140437619 Татьяна Ломовцева

    Ну это вообще! Это ж какой кропотливый каторжный труд — создать такое! И это создавали великие умельцы. Ладно еще Гитлер не угробил.

  • http://vk.com/id90087052 Дмитрiй Бородиновъ

    Добрый день!
    Большое спасибо за статью! Хотелось бы внести некоторые уточнения в двух вещах.

    Согласно христианскому вероучению, в момент Крещения Отец, Сын и Святой Дух не соединились, а явились; поэтому существует также второе название праздника Крещения — Богоявление. Т.е. это момент в истории, когда человечеству была явлена Пресвятая Троица.

    С фреской, где Христос изображен в виде воина — очень похоже, что это иллюстрация 13 стиха из 90 псалма: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (на ЦС)»; можно здесь увидеть как раз, как Христос попирает льва и змия.

    Еще раз большое спасибо

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Согласен, великая красота! Спасибо вам за отзыв.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Спасибо за интересные дополнения.

Рейтинг@Mail.ru