Деревянные двери V века в римской церкви Санта Сабина

Деревянные двери V века в римской церкви Санта Сабина

В римской церкви святой Сабины находятся уникальные деревянные двери, которым уже более 1500 лет! Увидеть достопримечательность бесплатно может каждый интересующийся историей христианства.

Кто такая святая Сабина

Святая Сабина икона

Святая Сабина (Santa Sabina) – христианская мученица, почитаемая католической церковью. Она была вдовой римского сенатора по имени Валентин и вела довольно безбедную жизнь. Среди прислуги богатой женщины была девушка по имени Серапия, исповедовавшая христианство.

Она обратила в новую веру хозяйку, за что был осуждена на смертную казнь. Сабина не имела возможности помешать этому; все, что она смогла сделать – похоронить Серапию согласно христианским законам. Останки мученицы (Серапия почитается и православной церковью как святая Серафима Римская) были погребены в семейном мавзолее, где, как предполагалось, будет упокоена и сама Сабина.

Но все сложилось иным образом: вдову сенатора также осудили на казнь за исповедание христианства. Она приняла мученическую кончину в 125 году, вдалеке от родного Рима, на территории современной Умбрии (Umbria).

Базилика

Базилику же возводили между 422 и 432 годами. Вероятно, храм изначально хотели освятить в честь святой Сабины, его и строили на месте ее разрушенного жилища на Авентинском холме. Но перенесение останков, как и обряд канонизации мученицы, состоялись лишь в 430 году. Церковь – ярчайший пример раннехристианской архитектуры, дошедший до наших дней в довольно хорошем состоянии. На протяжении веков менялся лишь интерьер, но это никак не отразилось на фасаде.

В чём уникальность дверей?

Особый интерес представляют деревянные двери – центральный вход в базилику.

Деревянные двери в базилике святой Сабины в Риме

Они были созданы в V веке и являют собой один из старейших памятников деревянной христианской скульптуры. Что же на них изображено? Различные новозаветные и ветхозаветные сюжеты. Но, прежде чем перейти к описанию сцен Священной истории, стоит сделать несколько уточнений.

Первое касается того, как смотреть на подобные произведения. Сюжеты принято читать как книгу – слева направо и сверху вниз, как бы строчку за строчкой. Тогда все складывается в единую картину.

Правда здесь есть загвоздка. Четкая повествовательная линия не всегда может прослеживаться в таких произведениях. К тому же, во время реставраций пластины с библейскими сценами могли снимать, а позже устанавливать их не совсем в исходном порядке, или даже искажать образы изображенных святых…

В случае с дверями базилики точно можно сказать только то, что при чтении сюжетов слева направо особой логической связи между ними не прослеживается – это может быть связано и с тем, что сохранилось лишь восемнадцать панелей из двадцати восьми. Возможно, что пластина, занимавшая однажды нижний ярус, перекочевала на место утраченной в верхний ярус; отсюда путаница в восприятии.

Второе небольшое уточнение – о наличии и ветхозаветных, и новозаветных сюжетов. Как уже говорилось чуть ранее в статье о равеннских мозаиках, в раннехристианские времена было не принято изображать евангельские события.

Иконография изображений еще не сформировалась, да и гонения на исповедовавших новую веру были повсеместны. Потому все новозаветные события показывались через ветхозаветную историю, что создало большое количество метафор и аллегорий в христианском искусстве.

Сюжеты

Мы будем рассматривать сюжеты по вертикали, по столбцам – ради удобства.

Первая колонна

В первом столбце помещены сцены Распятия, три чуда Иисуса Христа, объединенные рамками одной панели – исцеление слепого, умножение хлебов и брак в Кане Галилейской; ниже уверение Фомы, под ним несколько сюжетов из жизни пророка Моисея, и завершает столбец сцена с изображением Христа перед Пилатом.

Распятие

Особого внимания заслуживает сцена Распятия. У нас, зрителей XXI века, она не вызывает никаких вопросов. Но для человека V века – это, поистине, необычный сюжет.

Распятие на деревянных дверях в базилике Санта Сабина Рим

Сцены Распятия не создавали не только потому, что каноны изображений евангельских событий еще находились на стадии формирования, но и потому, что крестная казнь тогда практиковалась повсеместно. Ее отменили именно в V веке, в то же время стали широко распространяться изображения данной сцены в христианском контексте.

Важно также отметить то, как сделано Распятие Христа. Господь изображается живым, с открытыми глазами, без нимба. Он словно не столько распят на кресте, сколько парит перед ним, раскинув руки.

Изображение очень простое. Думается, оно наглядно демонстрирует смысл слов «смертию смерть поправ», торжество вечной жизни. Потому Христос здесь показывается не в муках, а будто бы уже воскресшим.

Далее следует панно с изображением трех чудес. Логичнее его рассматривать снизу вверх.

Три чуда

Брак в Кане Галилейской – самое первое чудо, совершенное Христом.

Изображение 3 чудес на дверях в базилике Санта Сабина Рим

Оно описано только в Евангелии от Иоанна. Апостол повествует о свадьбе в городе Кана, куда, помимо других людей, были приглашены Богородица и Господь с учениками. Молодоженам не хватило вина для угощения гостей, и Мария попросила Христа превратить воду в вино. В некоторых толкованиях данное превращение является символом смены ветхозаветных времен новозаветными.

На деревянной пластине Христос простирает руки к семи сосудам, хотя евангелист Иоанн описывает «шесть каменных водоносов». Возможно, изобразили семь емкостей для композиционной связи со следующим сюжетом.

За Каной Галилейской помещено чудо об умножении хлебов. На самом деле, в Священном Писании таких чудес несколько. Одно из них описано во всех четырех канонических Евангелиях, и оно повествует о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. «И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов» (Мк 6:42-43).

Уточнение про двенадцать коробов довольно важное: это помогает отличать изображение данного события от другого, очень похожего, но произошедшего несколько позже.

О нем, о втором чуде, повествуют только два евангелиста, Марк и Матфей. Апостолы говорят уже о насыщении четырех тысяч человек семью хлебами и несколькими рыбами. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных» (Мф 15:37). На дверях базилики святой Сабины помещена сцена именно второго чуда, ведь Христос там показан стоящим рядом как раз с семью корзинами. И рыбки внизу.

И в верхней части панели – исцеление слепца, описанное в Евангелие от Иоанна в девятой главе. Здесь нет ничего необычного; как раз то, каким образом эта сцена показана здесь (Христос стоит слева и возносит руку к слепому человеку, опирающемуся на трость) и станет основой для последующих изображений этого события.

Уверение Фомы

Уверение апостола Фомы – один из самых распространенных и понятных сюжетов христианской истории. О нем также повествует только евангелист Иоанн.

В день Воскресения Христос явился своим ученикам, но среди них не было Фомы. Когда апостолы рассказали ему о том, что случилось с Иисусом, он отказывался поверить им на слово.

Уверение апостола Фомы

Фома не мог признать чудо Воскресения, не увидев Христа собственными глазами. По прошествии недели «опять были в доме ученики Его, и Фома с ними», как пишет Иоанн Богослов. Им вновь явился Господь. Увидев Фому, Христос обратился к нему со словами «не будь неверующим, но верующим».

С течением времени иконография данного события не претерпела практически никаких изменений. В каждом подобном изображении помещается фигура Христа, позволяющего прикоснуться Фоме к ранам, дабы тот убедился в подлинности происходящего.

Под «Уверением…» помещена пластина с рядом ветхозаветных сюжетов. Все они описывают события из жизни пророка Моисея и объединены общим названием «Моисей на горе Синай». Данную панель также удобнее будет прочитать снизу вверх.

Моисей на Синае

Плюс небольшое уточнение. Помимо названия горы «Синай», (места, где Моисей получил Десять заповедей) можно встретить название «Хорив».

Моисей на Синае

Все события здесь – буквальное воспроизведение самого начала третьей главы книги Исхода. Повествуется, что Моисей пас овец своего тестя далеко в пустыне и «пришел к горе Божией Хориву» (то есть, к горе Синай). Вдруг он увидел Ангела, взывающего к нему из объятого пламенем тернового куста. «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Пророк не мог понять, почему так происходит и решился посмотреть ближе.

Как только Моисей стал двигаться к огню, к нему воззвал Бог «из среды куста» и сказал «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Вот и основа иконографии. Итогом этой беседы стал призыв Богом Моисея для вывода народа Израиля из Египта.

Пилат, который омывает руки

Завершает столбец сцена Христа перед Пилатом, который омывает руки.

Пилат, который омывает руки

Как пишет евангелист Матфей в двадцать седьмой главе, «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего…». Таким образом прокуратор публично снял с себя ответственность.

«Умывать руки» – хорошо известное нам сегодня выражение берет свое начало именно из этого события.

Вторая колонна

Во втором столбце помещено лишь четыре сюжета: жены-мироносицы у Гроба Господня, ветхозаветные сцены, изображающие еврейский народ в пустыне; за ними – явление Христа женам-мироносицам. Что представляет собой последняя панель не до конца понятно.
В источниках она описывается как «сцена приветствия», но кто и кого приветствует – не ясно.

Сцена приветствия

Скорее всего, эти сюжеты связаны непосредственно с приходской жизнью базилики святой Сабины.

Сцена приветствия на дверях в базилике Санта Сабина Рим

Данная деревянная пластина могла изначально занимать место в нижнем ярусе, а позже «перекочевать» в верхний, в связи с утратой других сюжетов.

Сцена с образами жен-мироносиц у Гроба Господня и сцена явления им Спасителя также основаны на текстах Евангелий. О первой повествуется во всех четырех, а о второй – только у Матфея, Марка и Иоанна. Оба события происходят после Воскресения Господа.

Жены-мироносицы встречают Ангела у Гроба Господня

Кто такие жены-мироносицы? Это последовательницы Христа, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы совершить помазание тела Иисуса благовонными маслами и оплакать Господа.

Жены-мироносицы встречают Ангела у Гроба Господня

Из евангельского повествования известны и их имена: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Мария Иаковлева, Сусанна, Саломия, Марфа и Мария (сестры Лазаря Четверодневного); иногда в их число включают и Богородицу.

Явление Христа Марии Магдалине и “другой Марии”

Не все женщины были свидетельницами Распятия Христа, не все находились у Гроба Господня (например, сестры Марфа и Мария никак не упоминаются в связи с событиями Страстного цикла). Воскресший Христос явился лишь Марии Магдалине и «другой Марии» (как пишет евангелист Матфей), чтобы они возвестили апостолам и всем людям о чуде Воскресения. Тем не менее, все жены глубоко почитаются христианской церковью.

Евреи в пустыне

На длинной пластине помещены сцены пребывания израильского народа в пустыне.

Евреи в пустыне христианский сюжет

В самом ее верху мы видим Моисея, а справа от него, в углу – руку, как бы выплывающую из облаков – это олицетворение Бога. Исходя из наличия данного символа, можно сделать вывод, что здесь Моисей получает Божье наставление: пророк должен освободить израильский народ от египетского порабощения.

Ниже находятся изображения событий, описанных в шестнадцатой главе ветхозаветного Исхода.

На обоих евреи вкушают пищу, посланную Богом: сперва перепелов, потом – манну, то есть хлеб, «вкусом же как лепешка с медом». В нижней части деревянной панели Моисей, по велению Бога (справа от пророка снова виднеется рука), получает воду из скалы, чтобы напоить всех жаждущих.

Третья колонна

В третьем столбце мы снова видим четыре библейских сюжета: поклонение волхвов Младенцу Иисусу, Вознесение Христа, предсказание отречения апостола Петра и еще несколько ветхозаветных сцен о пребывании народа Израиля в пустыне.

Поклонение волхвов – важное событие, раскрывающее один из смыслов христианства как религии.
Первыми о Рождестве Христа узнали пастухи, охранявшие стада неподалеку. Ангелы принесли им весть, и пастыри, не побоявшись, отправились в Вифлеем поклониться Младенцу. С пастухами все довольно просто и понятно, но с волхвами – не очень. В Священном Писании они представляются как люди, пришедшие с востока; в европейской традиции их олицетворяли с мудрецами, волшебниками и магами.

Поклонение волхвов

Маг – наиболее правильное определение в данном случае, ведь именно это слово можно найти в оригинальном Евангелии, написанном древнегреческим языком.

Поклонение волхвов

Но само слово «маг» многозначно – это и астроном, и жрец, и хранитель тайных знаний. Логично, что у нас может возникнуть вопрос «а это все точно про христианство?» Вне всяких сомнений. Волхвы – не из числа богоизбранного народа, но они пришли поклонится Христу как Царю.

Они возвысили Иисуса над собственными знаниями, убеждениями и этнической принадлежностью, таким образом, открыв путь к Богу для каждого человека.

Вознесение Христа

Далее следует сцена Вознесения Христа – событие, произошедшее следом за Воскресением.

сцена Вознесения Христа

Оно описано евангелистами Марком и Лукой, а еще упоминается в Деяниях апостолов. Лука пишет в конце двадцать четвертой главы: «И, когда благословлял их [апостолов], стал отдаляться от них и возноситься на небо». Собственно, данные слова довольно точно воплотились в деревянной пластине дверей базилики святой Сабины. Мы видим Христа, поддерживаемого за руки ангелами и несомого ими на небеса. Ниже – ликующие и славящие Бога апостолы.
Со временем иконография данного события немного трансформировалась: теперь Иисуса изображают внутри голубоватой сферы, символа божественного света. Ее, в свою очередь, поддерживают ангелы и возносят вместе с Христом на небо.

Часто исследователи отождествляют с Вознесением и соседнюю деревянную панель, но о ней речь пойдет чуть позже.

Осуждению Христа на крестную казнь предшествовала Тайная вечеря. Во время нее прозвучали слова: «истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21). Почти все апостолы, включая Иуду, стали спрашивать: «не я ли?» Не спросил, кажется, только Петр.

Предсказание отречения Петра

Уже поднявшись для молитвы на Елеонскую гору, Петр сказал, что если кто-то и усомнится во Христе, то точно не он. На это последовал ответ: «…в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф 26:35). Вот этот момент запечатлен на деревянной панели: Господь говорит Петру о его же отречении.

Предсказание отречения Петра

А справа – петух, такое изобразительное уточнение, благодаря которому сразу становится понятно, что за сцена перед нами.

Столбец завершается ветхозаветной историей – несколькими эпизодами из книги Исхода. И снова будем смотреть на пластину снизу вверх.

Чудо со змеями, фараон погибает в водах Красного моря, исход еврейского народа

В нижней части иллюстрируется момент, когда Моисей просит фараона отпустить израильский народ, ведь так велел Бог.

Чудо со змеями, фараон погибает в водах Красного моря, исход еврейского народа
Бог говорил пророку, что египетский правитель потребует от него совершить чудо – это должно было стать подтверждением слов Моисея о божественном участии.

«Если фараон скажет вам: «сделайте чудо», то ты скажи Аарону [брат Моисея]: «возьми жезл твой и брось пред фараоном», – он сделается змеем». Именно так и поступили пророк и его брат, придя к правителю. Это не возымело никакого действия, потому что «призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же самое своими чарами».

Фараон не хотел отпускать порабощенный еврейский народ. За это, как известно из ветхозаветной истории, на Египет были посланы десять казней. В конечном итоге, исход был совершен, но и властитель так просто не сдался: он погнался за евреями, настиг их у Черного моря.

Небольшая ремарка. «Черным морем» в Библии обозначается водоем, воды которого раздвинул Бог для прохода народа Израиля на другую сторону суши. Традиционно его отождествляют с Красным морем.

Собственно, момент, когда морские воды смыкаются, забирая с собой всю армию фараона и самого правителя также показан на деревянной пластине дверей.

Панель завершается изображением шествия (во главе которого Ангел Господень) израильского народа к Земле Обетованной.

Четвертая колонна

Четвертый столбец вновь включает в себя пять сюжетов. Христос на пути в Эммаус, Торжество Христа и Церкви; следом располагаются несколько ветхозаветных событий – пророк Аввакум переносится к пророку Даниилу, а в большой пластине изображен пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице на небеса. Завершает колонну новозаветный сюжет: Христос перед Каиафой.

Преломление хлеба (Эммаус)

Христос на пути в Эммаус – событие, описанное только в Евангелии от Луки. Оно произошло после Воскресения, когда «двое […] шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собой о всех сих событиях» (Лк 24:13-14).

Преломление хлеба Эммаус

Двое – это Клеопа и сам евангелист Лука. По дороге им встретился Христос, но «глаза их были удержаны», то есть они не узнали Спасителя. Лука и Клеопа стали рассказывать путнику обо всем том, что произошло в Иерусалиме, о казни и Воскресении Господа. Дойдя до Эммауса, все трое собрались за трапезой, и Иисус «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его».

Тот самый момент преломления хлеба Христом и изображен на деревянной панели.

Под «Эммаусом» располагается как раз та пластина, которую поначалу исследователи принимали за Вознесение.

Торжество Христа и Церкви

В ее верхней части в орнаментальном круге изображен Христос со свитком в левой руке. Около фигуры Господа помещены первая и последняя буквы греческого алфавита – альфа и омега.

Торжество Христа и Церкви

Это отсылает нас к новозаветному тексту, к Откровению Иоанна Богослова, где в первой главе можно найти фразу Господа «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». В толковании святого Андрея Критского эти слова понимаются как безначальность и бесконечность Христа. Он был, есть и будет.

Сферу с Иисусом окружают символы четырех евангелистов, а прямо под ними можно увидеть еще три фигуры. В центре, по всей видимости, Богородица. По сторонам от нее два апостола, Петр и Павел, они держат корону и меч – символы победы. Над ними еще можно заметить изображения луны и солнца. Небесные тела вновь отсылают нас к Откровению. «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12:1). С этой фразой отождествляют Церковь, собрание христиан всего мира. Получается, что вся композиция в нижней части пластины, с Божией Матерью, апостолами, мечом и короной, луной и солнцем – это все о торжестве христианской Церкви. Верхняя часть – торжество Христа.

Как таковые, данные иконографии не получили широкого распространения. Торжество Христа преобразовалось в изображение Спаса на престоле, например. Торжество Церкви иконографически очень напоминает нижнюю композиционную часть икон Вознесения Господа.

Аввакум, приносящий еду пророку Даниилу

Под Торжеством Христа и Церкви мы видим ветхозаветный сюжет. Он повествует о пророке Аввакуме, приносящем еду пророку Даниилу.

Аввакум приносящий еду пророку Даниилу
Аввакум (слева), несомый Ангелом к Даниилу (справа внизу в окружении львов). У этой сцены обширная предыстория. В четырнадцатой главе книги пророка Даниила говорится о его жизни в Вавилоне. Даниил был дружен с правителем царства, но поклоняться языческим идолам отказывался. Народ недолюбливал пророка, а после того, как тот разрушил их идола Вилу, и вовсе стал ненавидеть. Возмущенные, они требовали его казни.

Царь никак не мог сопротивляться и «принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный». Львов специально не кормили, «чтобы они съели Даниила».

Тут же повествуется об иудейском пророке Аввакуме. В момент, когда Даниил сидел во рву, он приготовил похлебку и «накрошив хлеба в блюдо, шел в поле, чтобы отнести это жнецам». Но внезапно появившийся Ангел просил Аввакума отнести этот обед в Вавилон. Иудейский пророк был очень удивлен и сказал: «господин! Вавилон я никогда не видал и рва не знаю». Тогда Ангел «взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего».

Аввакум отдал обед Даниилу, и тут же был возвращен обратно. Собственно, данная история и изображена на дверях базилики: пророк Аввакум, несомый ангелом, отдает обед пророку Даниилу.

Илия возносится на небеса

Ниже помещена сцена, в которой пророк Илия возносится на небеса.

Илия возносится на небеса

Илия – один из наиболее почитаемых ветхозаветных святых. Как мы знаем, некоторые евангельские события, особенно в раннехристианские времена, осмыслялись через Ветхий Завет. Чаще всего подобные осмысления происходили через отождествление пророка Илии и Иисуса Христа.

Например, в городе Сарепта Илия воскресил сына одной женщины – вдовы, помогшей пророку укрыться во время гонений царицы Иезавели. «…смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар 17:23-24). В евангелии от Луки также повествуется об этом чуде, а позже и Христос воскрешает сына вдовы в городе Наин. Ветхозаветный пророк появляется и в момент Преображения Господа на горе Фавор: Илия и Моисей беседовали с Иисусом, окруженные сиянием божественного света.

Неоднократно и в самих Евангелиях Христа принимают за Илию. Это неудивительно, ведь в то время весь Израиль находился в ожидании нового Мессии, а Илия оставался самым почитаемым пророком иудейской истории.

Фрагмент вознесения Илии

Наконец, вознесение Илии на небеса в огненной колеснице.

вознесение Илии на небеса в огненной колеснице

И здесь тоже проводят сравнения с Христом: пророк, один из немногих, был вознесен на небо во плоти.

Данное событие описывается в самом начале второй главы Четвертой книги Царств. Вместе со своим учеником Елисеем Илия отправился к реке Иордан. Они перешли ее после того, как пророк ударил по воде своей одеждой, «и расступилась она [вода] туда и сюда, и перешли оба посуху». Тогда Илия спрашивал ученика, что он может сделать для него прежде, чем «будет взят» от него. Елисей просил о пророческом даре Илии: «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк согласился, но при условии, что ученик должен стать свидетелем его вознесения на небеса. Так и произошло.

Когда они шли далее, «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2:11).

На деревянной пластине дверей как раз изображен момент, когда Илия оказывается уносим огненной колесницей, а в нижней части его ученик Елисей возносит руки к небесам.

Христос перед Каиафой

Завершает повествование четвертого столбца новозаветный сюжет – Христос перед Каиафой.

Христос перед Каиафой

Каиафа – первосвященник; в его доме, как повествует евангелист Матфей, незадолго до иудейской Пасхи прошло собрание книжников и старейшин. Они «и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить». После предательства Иуды Христа сперва повели на суд именно к Каиафе, там же произошло бичевание Господа. И только потом Евангелие повествует о встрече Иисуса с прокуратором Понтием Пилатом.

Заключение

Можно предположить, что изначально на дверях базилики был помещен весь Страстной цикл (ведь есть Распятие, отречение Петра, сцены, где Христос стоит перед Пилатом и перед Каиафой). Видимо, некоторые части были утрачены впоследствии (возможно, были и Вход Господень в Иерусалим, и Тайная вечеря, и поцелуй Иуды).

Описаны события и после Распятия (жены-мироносицы, Христос на пути в Эммаус, Вознесение). Есть панель, где помещаются чудеса, совершенные Иисусом. Значит, на дверях были собраны сюжеты, повествующие о жизни Господа после Крещения.

Тогда возникает вопрос, а зачем здесь поклонение волхвов? Помимо значения, о котором упоминалось чуть раньше, сюжет обладает еще одним смыслом. Волхвы, а точнее их дары – это указание на то, что предназначено Христу.

Они преподнесли Иисусу золото, ладан и смирну. Золото – символ того, что Младенец рожден быть Царем; ладан – символ священства, указание на то, что Христос станет Учителем, истинным Первосвященником. Смирна (или миро) – символ грядущей смерти, ведь данное благовонное масло в Израиле использовали для бальзамирования тел усопших.

Что же до ветхозаветных сюжетов. Они упоминаются в христианском контексте не только как аналогия новозаветных сюжетов. На протяжении всего Ветхого Завета можно найти указания на грядущее пришествие Мессии, то есть Иисуса Христа. Потому мы часто встречаем образы ветхозаветных пророков в храмах, ведь они предсказывали появление христианства задолго до его зарождения.

Наконец, каждый сюжет носит назидательный характер. Ведь толкователи олицетворяют с апостолами или пророками, с их поведением или поступками, всех христиан. Получается, что подобные произведения, как деревянные двери базилики святой Сабины, выступают и иллюстрацией библейской истории, и неким жизненным руководством.

Автор:
Влюблена в Италию, живу в Санкт-Петербурге. Имею степень бакалавра в области теории и истории искусств, продолжаю обучение в данной области по программе магистратуры.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru