«Божественный», «король живописцев и живописец королей», – так высокопарно называли выдающегося Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio) современники. Колоссальный вклад итальянского художника в наследие мирового искусства невозможно недооценить. Его личность стала культовой для эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Великолепные эпические полотна мастера, изображающие евангельские и мифологические сюжеты, созданные им яркие портреты влиятельных особ, стали эталоном в изобразительном искусстве и источником восхищения на протяжении нескольких столетий.
Содержание
Биография
Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.
Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.
Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.
Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.
Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).
Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.
Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.
Интересные факты о художнике
О жизни Тициана сохранилось немало интересных биографических фактов, хотя многие сведения, полученные преимущественно из воспоминаний современников, не имеют подтверждений подлинности, и носят скорее мифологический характер. Тем не менее о великом живописце известно следующее:
- Несмотря на отсутствие фундаментального гуманитарного образования, художник входил в высшие интеллектуальные круги Венеции, долгие годы его связывала тесная дружба с Пьетро Аретино (Pietro Aretino), известным итальянским литератором, драматургом и сатириком.
- Тициану были присущи холодная расчётливость и даже корыстолюбие, благодаря чему он не только никогда не знал нужды, но и сумел заработать приличное состояние.
- Живописец был очень предприимчив, не раз сам ходатайствовал о получении высоких административных должностей в Венеции и Риме.
- Если кто-то из заказчиков медлил с оплатой, он заваливал его требовательными письмами (так, невзирая на тёплые отношения, было и с императором Филиппом II).
- Художник имел славу большого любителя женских прелестей, и часто проводил время в компании венецианских куртизанок. Многие героини амурных похождений художника позировали для его картин. Идеалом красоты была пышнотелая дева с огненными волосами.
- Венчание с Чечилией Сольдано, служившей ранее экономкой в доме Тициана, и ставшей единственной официальной женой мастера, произошло уже после того, как она родила двоих совместных детей.
- Тициан отличался основательным подходом и неспешностью в создании своих шедевров. Если работа не получалась, он откладывал её до лучших времён, невзирая на сроки и договорённости с заказчиками, что часто приводило к громким скандалам.
Картины мастера и особенности творчества
Тициан был одинаково виртуозен в разных жанрах живописи, он создал около полутора сотен картин (не считая фресок и гравюр), оставив богатое художественное наследие, отличающееся многогранностью и глубиной раскрытия драматических конфликтов XVI века. Искусствоведы выделяют три основных периода в его творчестве:
Ранний этап (20-е годы XVI столетия) – время формирования собственного художественного стиля. Период, характеризующийся появлением творческой зрелости мастера. Создаются монументальные полотна, транслирующие динамизм и масштабность форм. Композиция картин строится по диагонали, что вызывает ощущение абсолютной реальности и стремительного движения. Образы реалистичны, наполнены энергией и жизнелюбием. Характерные художественные приёмы – игра контраста ярких цветовых пятен, внимательность к мельчайшим деталям и тщательность прорисовки. Эта особенность касается и чувственных, нежных женских портретов.
Этап наивысшего расцвета творческой деятельности (30-40-е годы XVI столетия) – период обретения всеобщего признания и народной славы. В это время художник обращается к написанию портретов и пейзажей с натуры.
Традиционный парадный портрет трансформируется из холодного, шаблонного изображения в увлекательное повествование о жизни и внутреннем мире героя.
Поздний этап – период достижения наивысшей смелости и свободы в изобразительном искусстве. Образы источают трепетную жизненность и драматизм. В то же время отчётливо слышны ноты трагического разочарования и осознания глубоких противоречий между окружающим миром и человеком. Многие эксперты, анализируя поздние работы художника, отмечают также некую небрежность и незаконченность полотен.
Венера Урбинская
В XVI веке знатные особы перед вступлением в брак имели традицию заказывать картины выдающихся художников, и преподносить их в качестве памятного подарка будущим супругам. Венера Урбинская (Venere di Urbino) – одна из самых знаменитых работ Тициана, относящаяся к жанру свадебного портрета, выполненного в античной стилистике.
На холсте (119 × 165 см) изображена древнегреческая богиня любви, представленная в образе златовласой, пышнотелой венецианки, обнажённой красавицы с открытым и чувственным взором. Героиня лежит в непринуждённой позе, на ложе, в роскошных интерьерах дворца, в ожидании пока прислуга подберёт ей наряд.
Картина была написана художником в 1538 году, по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере (отсюда и название работы), для его невесты Джулии Варано. Помимо явственного эротизма, источаемого Венерой, в произведении художника присутствуют символы прочности брачных уз: белоснежные простыни и подушки, маленькая собачонка, мирт, стоящий у окна, – всё это олицетворяет преданность и верность, без которых невозможна любовь. Великолепная картина Тициана входит в сокровищницу Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.
Кающаяся Мария Магдалина
Сюжет картины Кающаяся Мария Магдалина (Maddalena penitente) – один из самых распространённых в эпоху Возрождения. Тициан создал свой шедевр в 60-х годах XVI века. Героиня художника устремляет взгляд в небеса, глаза её полны слёз, рука прижата к груди, а весь образ пропитан неимоверным страданием и молитвенной просьбой о прошении былых грехов.
Библейская блудница, уверовавшая во Христа, предстаёт в произведении живописца прекрасной молодой женщиной, полной не только печали, но и любви к миру и Спасителю. Её полуобнажённые плечи и грудь, чувственные губы, локоны золотистых волос источают накал внутренних переживаний. Художник достиг наивысшего мастерства в передаче эмоционального состояния человека. Фигура Магдалины расположена на фоне природы: мрачного утёса, наклонённого ветром дерева и вечернего неба, озарённого отблесками заката. Пейзажный задний план, как и сопутствующие аллегорические дополнения (раскрытая книга, череп), присутствующие в композиции, усиливают общий драматизм произведения.
Даная
Мифологическая картина Даная признана искусствоведами самым эротичным произведением Тициана. В течение 40-60-х годов XVI столетия художником было создано не менее 5 копий. В основе сюжета – древнегреческий эпос, повествующий о том, как аргосский царь Акрисий поместил в заточение свою единственную дочь Данаю, опасаясь её замужества и появления наследника. Согласно предсказаниям оракула девушка должна была родить сына, от руки которого правителю предстояло умереть. Красота царской дочери пленила Зевса, проникшего к узнице в виде золотого дождя, в результате этой связи на свет появился Персей – будущий прославленный герой.
Первая тициановская Даная была написана ориентировочно в 1544-1545 годах по заказу известного коллекционера и мецената кардинала Алессандро Фарнезе (Alexandre Farnese). В этой версии произведения у ног древнегреческой красавицы располагался крылатый Купидон с луком. В последующих копиях картины (одна из них была выполнена в 1553 году по заказу испанского короля Филиппа II) состав героев изменился, вместо маленького Амура появилась старуха кормилица, собирающая золотые монеты, что придало работе живописца дополнительный глубокий смысл, таящийся в контрасте противоречий: молодость – старость, красота – уродство, возвышенная любовь – корысть.
Обнажённая фигура Данаи оставалась неизменной во всех версиях картины. Её белоснежная кожа, расслабленная поза, говорящая о страсти и вожделении, светлые локоны, ниспадающие на упругую грудь, стали самым ярким воплощением эротизма в живописи. По преданию, мастерское колористическое решение, игра полутонов и оттенков, эффект внутреннего свечения, исходящего из тела героини, были высоко оценены Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti), увидевшим работу в мастерской Тициана.
Успение Богородицы
Грандиозная алтарная картина Успение Богородицы (Assunta) была создана Тицианом в 1516-1518 годах и принесла автору всеобщее признание.
Настоятель собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари, называемый также храмом Успения Девы Марии, заказал художнику масштабное полотно (690 × 360 см) в честь победы над войсками германского императора Максимилиана I, захватившего владения Республики Святого Марка. Величественный и ликующий образ Богородицы, занимающий центральное место в композиции, олицетворяет собой саму Венецию, упивающуюся триумфом и свободой.
В основе сюжета – библейское предание, повествующее о том, как апостолы, проповедовавшие в разных уголках мира, собрались в Иерусалиме для погребения тела Девы Марии, в то время как душа вознеслась в небесное царство, где её ожидает воссоединение с Творцом. Эмоциональная, чувственная картина, отличающаяся необычным блеском красок, динамизмом, игрой цветовых пятен, живостью и реалистичностью фигур, величественностью композиции, признана истинным шедевром религиозной живописи.
На протяжении своей многовековой истории гениальное произведение Тициана украшало главный алтарь венецианского собора. Исключением был лишь период с 1818 по 1919 годы, когда полотно было перенесено в Галерею (Музей) Академии (Gallerie dell’Accademia). Известен исторический факт о том, что Оскар Уайльд, увидевший творение Тициана, назвал его лучшей картиной во всей Италии.
- Советую почитать про: достопримечательности Венеции
Динарий кесаря
Динарий кесаря (Cristo della moneta) – одна из самых известных работ Тициана, относящаяся к раннему периоду творчества, была создана в 1516 году. Скорее всего, именно заказчик картины, ловкий политик, знаток военного дела, герцог Феррары Альфонсо д’Эсте (Alfonso I d’Este), предложил художнику сюжет из библейского текста: спор Иисуса Христа с фарисеями. Мораль евангельской притчи была чрезвычайно актуальна для правителя, непрестанно пытавшегося спасти свои владения от церковной власти и влияния римского папы на внутренние государственные дела.
В произведении Тициана отсутствуют лишние детали: всё сосредоточено на ёмких образах героев и смысловой нагрузке произведения. Фигуры резко контрастируют друг с другом, конфликт усиливается светлостью образа Спасителя, источающего доброту и нравственную строгость, и мрачностью красок и теней фарисея, воплощающего самые низменные черты человеческой природы.
Сопоставление утончённых пальцев Христа с грубой, жилистой рукой его лицемерного антагониста, сжимающей серебряный динарий, акцентирует различие духовного содержания двух миров. Глубина замысла передаётся посредством мастерского цветового решения: на фоне синих и красных одеяний Спасителя, излучающих золотое свечение, белая рубаха фарисея кажется тусклой и погасшей.
Работа мастера находится в Германии, в сокровищнице Дрезденской картинной галереи.
Святой Себастьян
Глубокая эмоциональная составляющая, симфония красок, гармония форм и плавность линий заключены в одной из поздних работ Тициана – Святой Себастьян, созданной художником в начале 70-х годов XVI столетия. Герой картины – молодой легионер, римский лучник, тайно принявший и исповедовавший христианскую веру, и казнённый императором Диоклетианом за силу своих убеждений. К образу католического мученика часто обращались разные живописцы эпохи Возрождения.
Тициановская работа представляет собой триумфальный итог творческих исканий мастера. Святой Себастьян (San Sebastiano) прикован к дереву, истерзанный болью, он стоит в величественной позе, сохраняя самообладание и спокойствие. Христианский мученик Тициана – не фанатик, истерзанный молитвами и постами, он прекрасный юноша, противостоящий злу и олицетворяющий собой стойкость духа, героизм и мужество. Языки пламени полыхающего на заднем плане костра, апокалиптическое чёрное небо, сливающееся с землёй, усиливают напряжённость атмосферы. Богатство колористической гаммы – главный инструмент мастера в воплощении художественной идеи произведения.
По преданию, картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти. С 50-х годов XIX века эта, как и многие другие работы живописца, попала в художественную коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В римской галерее Боргезе (Galleria Borghese) можно также увидеть картину Тициана «Любовь небесная и любовь земная», противопоставляющую в своем сюжете мирское и возвышенное.