Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sant’Andrea al Quirinale) небольшая оригинальная церковь XVII века, находящаяся в центральном районе Рима Монти (Monti) на Via del Quirinale.

Она посвящена апостолу Андрею Первозванному и принадлежит Римской епархии, являясь с 1998 г. титулярной церковью.

История

Sant’Andrea al Quirinale расположена на самом высоком из 7 холмов Древнего Рима – Квиринале (Collis Quirinalis), названным так в честь Квирина – древнего божества сабинян, которые считаются первыми поселенцами на холме ещё с античных времён.

В этом районе итальянской столицы находятся 13 церквей, каждая из которых является по-своему уникальной и имеет свою интересную историю.

Решение о строительстве

На месте нынешней церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале уже в XII веке существовала более ранняя — Sant’Andrea in Monte Cavallo.

В 1566 г. пришедшая в упадок приходская церковь была пожертвована епископом Джованни Андреа Кроче (Giovanni Andrea Croce) новому религиозному ордену иезуитов. Большая популярность Общества Иисуса и рост армии послушников привели к необходимости расширения помещения и территории церкви.

В 1622 г. иезуиты добились получения папских полномочий на перестройку старого здания, и даже уже был выбран молодой и талантливый архитектор Франческо Борромини (Francesco Borromini).

Властью и желанием папы Иннокентия X (Innocentius PP. X) решение о начале строительства Сант-Андреа-аль-Квиринале было отложено на неопределённое время. Папа не желал иметь рядом с Квиринальским дворцом (Palazzo del Quirinale) – своей резиденцией, внушительную церковь иезуитского ордена.

И только в 1658 г. при вновь избранном папе Александре VII (Alexander PP. VII) и при субсидировании строительства кардиналом Камилло Памфили (Camillo Pamphili)– племянником предыдущего главы Ватикана, возведение новой церкви получило одобрение и стало возможным.

Архитектор

Выбор автора проекта Sant’Andrea al Quirinale был предопределён. Архитектор Борромини в то время по поручению Камилло Памфили был занят работой по возведению Сант Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in Agone) на Пьяцца Навона (Piazza Navona).

Герб семьи Памфили Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме

Проект новой церкви был поручен не просто лучшему, а гению в архитектуре и создателю стиля барокко в скульптуре — Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Папа Александр VII благосклонно относился к мастеру, который уже был знаменит своими работами, и одобрил выбор архитектора. Но, тем не менее римский папа пожелал, чтобы церковь была отгорожена от дороги высокой стеной и стояла в глубине улицы.

Для Лоренцо Бернини получение нового заказа было предвкушением соперничества со своим бывшим другом и настоящим противником Франческо Борромини. Интригу добавляло близкое расположение церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane), над которой в 1633-1678 гг. работал Борромини.

Возведение Сант-Андреа-аль-Квиринале принесло Бернини не только очередной глоток славы, но и удовлетворение. Сам архитектор, по словам его сына, считал здание церкви своим идеальным творением и очень часто в старости посещал любимую Sant’Andrea al Quirinale, чтобы послушать мессу или просто насладиться пространством красоты.

Строительство

Работы по строительству и оформлению Сант-Андреа-аль-Квиринале были проведены с 1658 по 1678 г. Мастерство Бернини предстало хоть и небольшой, но просто восхитительной церковью в барочном стиле. Высокий забор, который по желанию умершего папы должен был скрывать строение, отсутствовал — красоту нового здания было бы просто грехом закрыть от взглядов жителей Рима.

Над проектом Бернини в составе команды строителей работали талантливые архитекторы, скульпторы и художники, среди которых были Маттиа де Росси (Mattia de Rossi), Антонио Рагги (Antonio Raggi), Джасинто Бранди (Giacinto Brandi), Карло Маратта (Carlo Maratta), Людовико Маццанти (Ludovico Mazzanti), Джованни Галли, известный как Бачиччо (Baciccio), Гульельмо Кортезе (Guglielmo Cortese) и другие.

Внешний вид

Внешний вид Сант-Андреа-аль-Квиринале отличает новаторская форма и композиция. Помпезный стиль, высокий фасад и обрамление вогнутой стеной, напоминающей полукруглую ротонду, придаёт церкви монументальность и схожесть с театральными декорациями.

Внешний вид церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале

Оригинальной является планировка церкви. Она имеет форму эллипса, которую Бернини уже применял при проектировании колоннады площади собора Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Главная ось церкви расположена поперёк к центральному входу, что является необычным художественным приёмом, определяющим непривычный ритм восприятия пространства. Складывается впечатление, что, попадая в храм, человек оказывается внутри гигантского пасхального яйца.

Несоразмерный с телом церкви её высокий фасад, являющийся величественным парадным входом с огромными пилястрами и двумя изящными ионическими колоннами, закрывает небольшой купол с водружённым на его вершину крестом.

Портал увенчан шикарным полукруглым антаблементом, который поддерживает фамильный герб Памфили, сделанный из травертина в мастерской Бернини.

Герб семьи Памфили на фасаде церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме

Справа к церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале примыкает трёхэтажное здание женского монастыря, а с внутренней стороны – дворики, в которых располагаются сад и постройки для послушников.

Интерьер и убранство

Именно в интерьере наиболее ярко проявляется художественная выразительность стиля барокко. Архитектура, скульптура и живопись Сант-Андреа-аль-Квиринале стали роскошными декорациями для проведения религиозных обрядов католической церкви.

Материал

В качестве материала для интерьера Sant’Andrea al Quirinale Бернини применил помимо белого каррарского мрамора и другие редкие оттенки благородного камня — розовый, серый, светло-зелёный и жёлтый с естественными белыми прожилками.

Скульптуры из мрамора в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале

Архитектор не хотел использовать античные колонны разрушенных памятников древности, как это делали многие мастера. Для украшения церкви он брал новый и качественный мрамор, который добывали в заброшенном с древнеримских времён руднике в Апеннинах вблизи Касперии (Casperia).

Алтарь

При входе в церковь алтарь сразу же притягивает взор — уникальная игра света и тени в интерьере выделяет маленькую центральную апсиду, оформленную позолоченной бронзой.

сцена мученичества святого Андрея над алтарем в церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале

На контрастном фоне синих стен предстаёт сцена мученичества святого Андрея, которую изображает картина, написанная в 1668 г. французским художником Гийомом Куртуа (Guillaume Courtois).

На стыке алтаря и купола размещена скульптура Антонио Рагги — белоснежная статуя Андрея Первозванного, возлежащего на облаке.

скульптура Антонио Рагги белоснежная статуя Андрея Первозванного

Его взгляд, устремлённый вверх, соединяет две части — алтарь и купол, олицетворяющие небесный свет и земные страдания.

Считается, что предварительный макет этой работы был выполнен Бернини.

Купол

Купол Сант-Андреа-аль-Квиринале, незаметный снаружи, при входе в церковь поражает воображение. Магический свет, льющийся из окулоса (центрального фонаря) буквально заливает позолоченный свод.

Купол церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале

Ощущение лёгкости и бесконечности придают куполу убывающие по размеру мотивы розеток в шестиугольном обрамлении (кессоны). Десять лучей-рёбер, идущих от центра и стилизованных под пальмовые ветви, поддерживают купол и являются символом мученичества.

Купол церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме

«Небесный свод» украшен 138 скульптурами рыбаков, святых и херувимов, выполненных гениальным Рагги.

Часовни и гробницы

В церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале находятся четыре часовни, посвящённые основателям ордена иезуитов святым Франциску Ксаверия и Игнатию де Лойола, молодому послушнику Станиславу Костке и Страданиям Христовым. Пол с цветной мозаикой и инкрустацией является надгробием для кардиналов Джулио Спинола, Пьетро Сфорца Паллавичино и Камилло Мельци.

Слева от главного алтаря, где находится большое распятие, помещена гробница непростого иезуитского послушника – короля Сардинии и Пьемонта Карла Эммануила IV (Carlo Emanuele IV di Savoia), который отрёкся от престола и жил в монастыре рядом с церковью до своей смерти в 1819 г.

Ризница и комната Станислава Костки

Правая дверь от главного алтаря ведёт в небольшую ризницу, где можно полюбоваться великолепной потолочной фреской «Апофеоз Святого Андрея» работы Джованни Броссе (Giovanni II di Brosse) и чашей для омовения рук, выполненной из цветного мрамора, возможно, самим Бернини.

Лестница, идущая из ризницы, поднимается в комнату святого Станислава Костки, где хранятся его нетленные мощи и необычная цветная мраморная статуя работы французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, запечатлевшая в натуральный рост умирающего на кровати монаха. Иезуиты очень почитают Станислава Костку за силу и чистоту веры.

Благочестивый юноша из польской богатой семьи, вопреки воле родителей, пешком добирался в Рим из Вены, чтобы в день своего 17-летия в 1567 г. вступить в ряды послушников. Но трудная и долгая дорога подорвала его здоровье, и через 10 месяцев он умер.

При выходе из церкви о её основателе из рода Памфили, вложившем немалые средства в строительство Sant’Andrea al Quirinale, напоминает памятная табличка и великолепная композиция из двух крылатых женщин – символов судьбы, выполненная Джованни Ринальди (Giovanni Rinaldi) по эскизам Бернини.

Время работы, как добраться

Церковь святого Андрея на Квиринале открыта для посещений с 09:00 до 12:00 и c 15:00 до 18:00, кроме понедельника.

Службы проходят по воскресеньям в 10:30

Добираться в церковь удобнее всего пешком. Прогулка от вокзала Термини (Roma Termini) займёт 20 минут, от площади Венеции (Piazza Venezia) – 15 минут, а от фонтана Треви (Fontana di Trevi) – 10 минут.

Время, к счастью, сохранило великолепную церковь Sant’Andrea al Quirinale. Идеальный барочный стиль, нетрадиционная форма и невероятно красивый богатый интерьер церкви делают её настоящей жемчужиной среди архитектурных шедевров Рима.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru