Церковь Сан-Видаль (Chiesa di San Vidal) – римско-католическая церковь Венеции с историей, берущей своё начало в XI веке. Религиозное сооружение расположено в сестиере (районе) Сан-Марко (sestiere di San Marco), недалеко от Моста Академии (Ponte dell’Accademia).
В настоящее время историческое здание используется для проведения культурных мероприятий и симфонических концертов.
Содержание
История
Первая церковь Сан-Видаль была возведена в 1084 г. дожем Витале Фальером (Vitale Falier). Он посвятил её раннехристианскому мученику Виталию Миланскому – главному святому равеннской базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale). Пожар 1105 г. разрушил церковь, после чего она восстанавливалась несколько раз.
В 1696 г. архитектор Антонио Гаспари (Antonio Gaspari) перестроил Сан-Видаль по заказу дожа Франческо Морозини (Francesco Morosini), который планировал использовать её как семейный мавзолей. При разработке проекта здания в стиле Барокко Гаспари был вдохновлён римской церковью Сант-Андреа-аль-Квиринале (Chiesa di Sant’Andrea al Quirinale) – творением Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini).
Боковой вид Сан-Видаль на фоне городского пейзажа 1725 г. успел запечатлеть в своей картине «Двор каменщика» венецианский художник-ведунист Каналетто (Canaletto).
Сама церковь расположена за зрителем и поэтому не видна на картине.
Нынешний внешний вид церковь обрела в 1734–1737 гг. после реконструкции фасада, проведённой Андреа Тирали (Andrea Tirali). Финансировал работы Карло Контарини (Carlo Contarini) — наследник рода Морозини и сотый дож Венеции. Он отказался от предыдущего проекта, отдавая предпочтение новому стилю в архитектуре.
В соответствии с указом Итальянского королевства в 1810 г. Сан-Видаль потеряла свою независимость и стала вспомогательной церковью. Закрытая для богослужений, она долгое время была резиденцией Католического союза итальянских художников, в то время как ризница служила выставочным залом для работ современных мастеров живописи и графики.
На каждый концерт, который длится 1 час 30 минут, допускается не более 50 человек. Советую обязательно забронировать билет заранее и включить посещение концерта в план посещения Венеции. Время начала 21:00, ежедневно.
Архитектура
Главный фасад Сан-Видаль, выходящий на небольшую площадь с одноимённым названием, соответствует классическим формам стиля, известного как палладианизм (palladianesimo).
Его основателем считается Андреа Палладио (Andrea Palladio,1508—1580) – итальянский архитектор эпохи позднего Возрождения. Андреа Тирали при разработке своего проекта использовал как образец фасад венецианской церкви Сан-Франческо-делла-Винья (Chiesa di San Francesco della Vigna), перестроенный в 1564 г. самим Палладио. Оригинальность стиля обеих церквей заключается в использовании традиций архитектуры античных храмов и классицизма XVI в., основоположником которого был Донато Браманте (Donato Bramante).
- Советую почитать про Темпьетто Браманте в Риме.
Две пары колонн узкого фасада церкви удерживают высокий тимпан, увенчанный статуями. В нишах у входа установлены бюсты Карло Контарини и его жены Паолины Лоредан, а также священника Теодора Тессари, усилиями которых была восстановлена Сан-Видаль.
Церковь имеет один неф, а боковые части здания являются жилыми помещениями, сдача которых в своё время принесла приходским священникам деньги на строительство.
К первоначальному проекту 1084 г. относится и церковная колокольня высотой 29 м. После пожара 1105 г. и землетрясения она восстанавливалась в 1347 и 1680 годах. На карнизе боковой двери колокольни сохранился рельеф XII в. и барельеф XV в. с изображением святого Георгия.
Интерьер
Интерьер Сан-Видаль выдержан в том же классическом стиле, что и фасад. Строгие линии и оптический эффект объёмного пространства создают рифлёные полуколонны, расставленные по всему периметру помещения.
Невысокий карниз с простым геометрическим узором в виде выступающих квадратов отделяет стены от сводчатого потолка. Вдоль стен между рифлёными полуколоннами в аркообразных нишах встроены алтари. Их украшают небольшие мраморные колонны, которые удерживают фронтоны треугольной и полукруглой формы.
На стене, противоположной от главного алтаря, находится орган, построенный в 1833 году.
Произведения искусства
Церковь Сан-Видаль хранит не так много произведений искусства, но они способны порадовать ценителей итальянской живописи и скульптуры.
Главный алтарь украшен картиной «Святой Виталий на коне и четверо святых, преклоняющиеся перед Мадонной с младенцем» (1514). Две мраморные статуи, обрамляющие алтарь, – это аллегории Силы и Веры работы итальянского скульптора Антонио Гая (Antonio Gai, 1686–1769).
В боковых алтарях представлены работы художников XVII–XVIII вв. венецианской школы живописи.
Левая стена:
- «Непорочное зачатие» Себастьяна Риччи (Sebastiano Ricci).
- «Распятие и апостолы» Джулии Лама (Giulia Elisabetta Lama).
- «Сан Себастьян и сан Рокко» Анджело Тревизани (Angelo Trevisani).
Правая стена:
- «Троица со святыми Петром и Франческо ди Паола» Джованни Антонио Пеллегрини (Giovanni Antonio Pellegrini).
- «Успение» Антонио Вассилакки (Antonio Vassilacchi).
- «Ангел-хранитель со святым Антонием Падуанским и святым Каэтаном Тиенским» Джованни Баттиста Пьяццетты (Giovanni Battista Piazzetta).
В центральных алтарях боковых стен находятся скульптуры Антонио Тарсиа (Antonio Tarsia, 1663-1739).
Стены ризницы украшают картины Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini, 1655-1730) «Смерть Сант-Урсичино» и «Мученичество Сан-Витале».
Картина главного алтаря
Картина главного алтаря «Святой Виталий на коне и четверо святых, преклоняющиеся перед Мадонной с младенцем» заслуживает особого внимания. Она относится к позднему периоду творчества Витторе Карпаччо и отличается высоким мастерством художника.
Полотно было заказано как запрестольный образ специально для Церкви Сан-Видаль.
В центре на коне изображён святой Виталий. Рядом с ним стоят (слева направо) святые Иаков, Иоанн Креститель, Валерия (жена Виталия) и Георгий.
В верхней части полотна, на своеобразной террасе, изображены сыновья святого Виталия Гервасий и Протасий, а также апостолы Пётр и Андрей. Венчает алтарную картину образ Богородицы с Младенцем в обрамлении облаков с херувимами. Лёгкое и приятное восприятие картины достигается благодаря деталям: спокойного фона с пейзажем, изящных арок строительной конструкции и прелестного путти с лютней.
Святой Виталий изображён в образе воина с боевым полэксом (топором) и мало напоминает смиренного мученика. Черты его лица очень реалистичны и далеки от идеализированного образа. Считается, что изображённый мужчина имеет портретное сходство с миланским епископом святым Амвросием (340-397), образ которого нашёл отражение во многих художественных работах.
Святой Виталий
О жизни святого Виталия известно не так много. Скорее всего мученик жил в I–II вв., когда первые христиане подвергались гонениям императора Нерона и Марка Аврелия.
Согласно жизнеописанию святого, составленного в IV в., Виталий был родом из Медиолана (современный Милан) и считался небедным человеком. Он служил охранником судьи, который преследовал и осуждал христиан. Во время одного из путешествий из Милана в Равенну, Виталий выразил сочувствие казнённому лигурийскому врачу Урсицину и организовал его захоронение. За проявление христианских добродетелей, он был подвержен пыткам, а затем похоронен заживо – засыпан камнями.
За веру пострадали жена Виталия и его два сына-близнеца. Валерия отказалась съесть жертвенное мясо на празднике в честь языческого бога Сильвана, за что была заподозрена в предпочтении новой веры и забита до смерти палками.
После смерти родителей братья Гервасий и Протасий не отказались от Христа. Они были брошены в тюрьму, где после избиения их обезглавили.
Кстати, святой Виталий считается покровителем охранников.
Небольшая церковь Сан-Видаль является великолепным образцом архитектуры венецианского Возрождения и тем местом, где можно полюбоваться произведениями искусства XVII–XVIII вв., а также насладиться звуками классической и барочной музыки.