Римские говорящие статуи

Римские говорящие статуи

Римские «говорящие» статуи (Statue parlanti di Roma) – оригинальный символ свободы слова, имеющий отношение к ряду древних мраморных изваяний, находящихся в разных точках исторического центра города. Они не обладают даром речи буквально, но при этом могут выражать критику, протест, возмущение, иронию или насмешку.

С XVI века смелые тексты анонимных авторов стали появляться в Риме сначала на одной, а потом и на других статуях, которые постепенно стали ассоциироваться с живым голосом народа, обращённым к правящей власти. Иногда злободневные памфлеты облачались в форму стихов или анекдотов и без всякого страха были обращены даже к посланникам Бога – римским папам.

Конгресс остроумных

Всего в городе осталось шесть статуй «с даром речи», которых ещё в XVI века римляне объединили в «Конгресс остроумных». Среди них можно выделить две главные — Паскуино (Pasquino) и Марфорио (Marforio), и четыре второстепенные — Мадам Лукреция (Madame Lucrezia), Аббат Луиджи (Abate Luigi), Бабуино (Babuino) и Факкино (Facchino).

В конце описания каждой статуи я добавил адреса и подсказки, чтобы проще было их найти. Также все говорящие статуи и еще сотни интересных мест отмечены на карте в нашем авторском путеводителе по Риму – он работает без интернета и является незаменимым помощником для самостоятельных туристов.

Паскуино

Паскуино – самая первая и главная «говорящая» статуя, появившаяся в Риме в начале XVI века.

Паскуино главная говорящая статуя Рима

Она находится на одноимённой площади на углу Палаццо Браски (Palazzo Braschi), недалёко от Пьяцца Навона (Piazza Navona).

История появления. Описание

Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения вернула интерес общества к античному искусству. Коллекционирование древних находок вошло в моду как среди аристократов Рима, так и среди духовенства.

В 1501 г. кардинал Оливьеро Карафа (Oliviero Carafa) установил на углу Палаццо Сантобоно (Palazzo Santobono) – нынешний Палаццо Браски (Palazzo Braschi), найденную при раскопках древнюю статую. Несмотря на сильное повреждение и даже уродливость форм, кардинал был уверен в её ценности. Сюжет скульптурной группы был идентифицирован только в XVIII в. археологом и историком искусства Эннио Квирино Висконти (Ennio Quirino Visconti).

Говорящая статуя в Риме рядом с Палаццо Браски

Он предположил, что древняя находка относится к III в. до н. э. и является римской копией греческой бронзовой скульптуры работы Антигона. Согласно сюжету из Троянской войны, описанному в Илиаде, композиция изображает мифологических персонажей Менелая и умирающего Патрокла, которого заколол Гектор.

Всего известно около 15 мраморных римских копий, повторяющих этот сюжет и объединённых в «Группу Паскуино» (Gruppo Pasquino). Представить, как могла выглядеть разрушенная временем статуя, можно по мраморной копии, которая находится в Лоджии Ланци (La Loggia dei Lanzi) во Флоренции (Firenze).

Начало истории с «говорящими» статуями положил ежегодный католический праздник в честь святого Марка, который начал проводиться с 25 апреля 1505 года. Оливьеро Карафа позволил в этот день не только украсить античную статую, но и покрыть её широкий пьедестал листами бумаги со стихами.

Вскоре у подножия изуродованных фигур или прямо на шее мраморного Менелая стали появляться совсем не безобидные листовки с текстом обличительного или сатирического характера, а также карикатуры и анекдоты.

Наверняка многие слышали известное изречение Паскуино, написанное в XVII в.: «То, что не сделали варвары, сделал Барберини». Речь идёт о событии, когда папа Урбан VIII из рода Барберини под предлогом реставрации взял бронзовые украшения портика Пантеона и переплавил их для балдахина Сан-Пьетро (Baldacchino di San Pietro) в соборе Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro in Vaticano). Столь варварский поступок по отношению к единственно неразрушенному античному сооружению в Риме не остался незамеченным.

Название

Закрепившееся за «говорящей» статуей название совсем не соответствует её скульптурному изображению.
Сохранились несколько историй о происхождении слова Pasquino, но одна из них кажется более достоверной.

Говорящая статуя Паскуино дала название слову пасквиль

Местный житель по имени Паскуино (ни то портной, ни то парикмахер) по роду своего ремесла имел доступ в Ватикан. Там он услышал несколько пикантных историй о скрытой жизни окружения папы и захотел ими поделиться с горожанами. По сути, это были сплетни, сопровождаемые язвительными комментариями, которые он изложил на бумаге и прикрепил к статуе Менелая на углу Палаццо Сантобоно (Palazzo Santobono, сейчас Palazzo Braschi). После смерти Паскуино традицию продолжили другие уличные авторы, при этом популярную статую, как «место публикации», стали называть Pasquino — по имени острого на язык римлянина, а листовки с обличительными текстами – паскинадами.

В русском языке этот термин более знаком как «пасквиль», под которым чаще всего понимается анонимная клевета.

  • Адрес: Piazza di Pasquino, 77, 00186 Roma

Последователи Паскуино

Вскоре статуя Паскуино стала раздражать власти города, так как сатира анонимных посланий была направлена на самых важных общественных деятелей и в первую очередь на понтификов. Папы не раз пытались заставить замолчать «говорящую» статую. Для этого папа римский Адриан VI (1459–1523) даже хотел утопить скандальное Паскуино в водах Тибра, но не успел, так как правил чуть больше полутора лет (с 9 января 1522 до 14 сентября 1523).

Попытки выставить ночной караул также не привели к успеху – паскинады стали появляться на других статуях в общественных местах города.

Марфорио

Марфорио – самая известная «говорящая» статуя после Паскуино и, несомненно, очень красивая и хорошо сохранившаяся.

Марфорио говорящая статуя Рим находится с Капитолийском музее

Огромная мраморная скульптура, датируемая I в. н. э., была найдена на Форуме Августа (Foro di Augusto), недалеко от храма Марса Ультора. Это место чуть позже стали называть Форумом Марса (Martis Forum), который, возможно, и дал имя статуе.

По другой версии, слово «Марфорио» явилось трансформацией надписи mare in foro (море на форуме) на мраморной чаше-бассейне, найденной рядом с античной скульптурой.

Марфорио говорящая статуя Рим речное божество Тибр или Нептун

Красивый бородатый мужчина, расслаблено возлежащий на левом боку, является водным божеством, которым может быть или Нептун, или Тибр. По последней версии историки приписывают Марфорио олицетворению реки Неры – притока главной водной артерии Рима.

Статуя появилась на Пьяцца-дель-Кампидольо (Piazza del Campidoglio) в 1592 г., где в настоящее время она украшает фонтан во внутреннем дворе Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo). Рассмотреть её поближе можно посетив Капитолийские музеи (Musei Capitolini).

Вход в Палаццо Нуово Капитолийские музеи статуя Марфорио

Римляне подмечали, что Марфорио часто «разговаривал» с Паскуино, так как паскинады одного из них становились продолжением темы у другого. Например, когда папа Климент XI стал уделять слишком много внимания развитию своего родного города Урбино (Urbino), от Марфорио появился вопрос: «Паскуино, скажи мне – что ты делаешь?». Его коллега по перу остроумно ответил: «Я слежу за Римом, чтобы убедиться, что он не переехал в Урбино».

Известен вопрос, заданный Марфорио по поводу разграбления Рима Наполеоном в 1804-1818 гг.: «Верно ли, что все французы — воры?». На что Паскуино двусмысленно парировал: «Tutti no, ma Bona Parte», что переводится как «Не все, но Большая Часть».

  •  Адрес: Piazza del Campidoglio, 4 – если стоять лицом к конной статуе Марка Аврелия, то Палаццо Нуово расположен слева, а билетные кассы справа.

Мадам Лукреция

Мадам Лукреция – единственная «говорящая» статуя с женским лицом. Она находится в углу площади Святого Марка (Piazza di S.Marco) между Палаццо Венеция (Palazzo Venezia) и базиликой Сан-Марко-аль-Кампидольо (San Marco Evangelista al Campidoglio), перед которой первоначально и была установлена в 1500 году.

Мадам Лукреция говорящая статуя в Риме на площади святого Марка

Во II–III вв. н. э. колоссальный мраморный бюст (около 3 м в высоту), скорее всего, украшал храм Исиды и Сераписа в Древнем Риме, который стоял поблизости от Пьяцца-ди-Сан-Марко. По линиям одежды, а точнее, по характерному узлу под грудью, можно предположить, что это статуя представляет египетскую богиню Исиду или её жрицу.

Античный бюст из мрамора получил своё название от имени Лукреции д’Аланьо, которая приняла его в дар от своего любовника – короля Неаполя Альфонса V Арагонского. После смерти покровителя Лукреция вернулась в Рим и поселилась в здании, как раз напротив своей статуи.

Мадам Лукреция была не такой «разговорчивой», как Паскуино, но несколько язвительных и острых паскинадов вошли в историю.

Когда умирающий от малярии папа Григорий XIV в 1591 г. переехал из Ватикана в Палаццо Венеция, надеясь в тихом месте оправиться от тяжёлой болезни, то вскоре «говорящая» статуя вынесла безжалостный приговор: «Смерть вошла через врата».

  • Адрес: Piazza di San Marco, Roma – если стоять спиной к Алтарю Отечества, то площадь будет слева, статуя находится с самом углу.

Аббат Луиджи

Аббат Луиджи – одна из шести «говорящих» статуй, которая с 1924 г. находится на боковой стене базилики Сант-Андреа-делла-Валле (Basilica di Sant’Andrea della Valle) на Пьяцца Видони (Piazza Vidoni).

Говорящая статуя Аббат Луиджи в Риме базилика Сант-Андреа-делла-Валле

Она была найдена в фундаменте Палаццо Видони-Каффарелли (Palazzo Vidoni Caffarelli), в районе древнеримского Театра Помпея (Teatro di Pompeo). Статуя из белого мрамора относится к позднему античному периоду и изображает завёрнутого в тогу высокопоставленного римского магистра или оратора. Остроумные горожане прозвали древнеримское изваяние Аббатом Луиджи, так как нашли в нём сходство с чертами лица местного пономаря Луиджи из соседней церкви Сантиссимо-Сударио-деи-Пьемонтези (Chiesa del Santissimo Sudario dei Piemontesi). В XV–XVI вв. Аббат Луинжи был «голосом» паскинадов, отличавшихся особенно жестокими и непочтительными сатирами в адрес выдающихся общественных деятелей.

В 1888 г. оригинальная голова статуи из-за её сильного разрушения была заменена на другую, а сама статуя временно помещена в Палаццо Видони-Каффарелли. На это событие появился паскинад от имени Аббата Луинжи: «Я потерял разум, поселившись в этом роскошном жилище».

Голова «говорящей» статуи не раз похищалась, после чего на её место ставили копию, сделанную с другой копии, хранившейся в Римском музее в Трастевере (Museo di Roma in Trastevere). В 1966 г., когда кража повторилась, обезглавленный Аббат Луинжи заговорил снова, обращаясь к вандалам:

«О,ты, кто схватился за мою голову.
Проследи, чтобы ты немедленно вернул её обратно.
Ибо, видишь ли ты? Как будто это пустяк.
Они отправляют меня обратно в правительство. И это меня раздражает».

Воры явно не разбирались в искусстве и прогадали – копия головы не представляет такой ценности, как оригинал.

  • Адрес: Piazza Vidoni, 4, 00186 Roma – нужно обойти церковь с левой стороны.

Бабуино

В районе Марсового поля (Rione Campo Marzio) рядом с церковью Святого Афанасия греков (Chiesa di Sant’Atanasio dei Greci) находится Бабуино – ещё одна «говорящая» статуя Рима.

Бабуино говорящая статуя в Риме

Она представляет собой лежачего на камне Силена – мифологического персонажа, получеловека-полукозла, известного тем, что он был воспитателем и кормильцем бога Диониса. Фигуру Силена с его мохнатым телом и уродливым лицом, напоминающим обезьяну, римляне окрестили «Бабуино». Название настолько прижилось, что паскинады этой статуи упоминались чаще как бабуинаты (babuinate).

Древняя скульптура являлась частью общественного фонтана, построенного в 1571 г. богатым торговцем Алессандро Гранди у стены своего палаццо на бывшей Виа Паолина (современная Via del Babuino). Кстати, за это, согласно сложившейся в Риме традиции, он получил от папы Пия IV право бесплатного пользования водой из городского акведука.

В 1576 г., когда дворец приобрёл новый папа Григорий XIII (в миру Уго Бонкомпаньи), статуя Силена была вставлена в нишу, обрамлённую двумя пилястрами, капители которых поддерживали карниз с фигурками дельфинов.
При постройке канализационной системы в 1887 г., фонтан был демонтирован, после чего Бабуино некоторое время находился внутри Палаццо-Бонкомпаньи-Чераси (Boncompagni Cerasi Palace).

В 1957 г. по настоянию активных горожан «говорящая» статуя вернулась на улицу и воссоединилась с оригинальной четырёхугольной чашей из африканского мрамора, которая первоначально была поилкой для лошадей. Фонтан трудно назвать красивым, так как его декоративные элементы не сохранились, а новые так и не появились.

Современные паскинады Бабуино иногда принимают совсем не эстетические формы. В 2002 г. на стене за фонтаном появилось кричащее граффити, после чего фон за статуей был покрашен антивандальной краской.

Факкино

Самой молодой среди «говорящих» статуй Рима является статуя Факкино, названная так от слова facchino — носильщик.

Факкино говорящая статуя фонтан носильщика воды

В отличие от других пяти античных скульптур она относится к эпохе Возрождения и изображает, как многие считают, реального человека – разносчика воды Аббондо Риццио.

В 1580 г. на Виа дель Корсо (Via del Corso), на главном фасаде Палаццо-де-Каролис- Симонетти (Palazzo de Carolis Simonetti), появился скромный фонтан, получивший имя Фонтане-дель-Факкино (Fontana del Facchino). Его заказчиком стала Корпорация разносчиков воды (Acquaroli Corporation), которая обеспечивала жителей Рима водой в то время, когда акведуки и фонтаны города ещё не были восстановлены. Акваролы – так называли разносчиков воды, наполняли свои бочонки в Тибре или в уцелевших фонтанах и доставляли ценный груз за мизерную плату от дома к дому. Один из них, Аббондо Риццио, буквально умер на работе, подняв непосильную ношу. Скульптор запечатлел в фонтане, скорее всего, собирательный образ акварола и придал ему черты лица Аббондо Риццио.

Автором скульптуры принято считать художника Якопо дель Конте (Jacopo Del Conte), но существует ещё одна авторитетная версия, приписывающая эту работу самому Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti).

В начале XVII в. Факкино присоединился к «говорящим» статуям и с помощью оружия сатиры противостоял высокомерию и коррупции знати и духовенства.

В 1874 г. для большей сохранности фонтан был перенесён на своё нынешнее место, с главного на боковой фасад Палаццо-дель-Банко (Palazzo del Banco) – бывший Палаццо-де-Каролис-Симонетти.

Уставшее лицо носильщика воды обезображено, так как из-за сходства берета персонажа с головным убором немецкого теолога Мартина Лютера (римляне считали его личным врагом) уличные мальчишки постоянно закидывали его камнями.
Ранее присутствующая надпись на фонтане гласила: «Аббондо Риццио, коронованному носильщику на тротуаре, очень искусному в связывании ношей. Он нёс столько веса, сколько хотел, прожил столько, сколько мог, но однажды он умер, неся бочку на плече».

  • Адрес: Via Lata, 00186 Roma – если идете от площади Венеции, то ориентир, галерея Дориа Памфили на Via del Corso, 305, потом церковь и еле заметный поворот налево. Фонтан Факкино будет в самом начале улицы.

Расцвет жанра

Уличный жанр паскинад не всегда был безобидным и незамеченным. Одним он принёс славу, а другим погибель.
Бенедикт XIII (1649–1730) во время своего понтификата прибегнул к крайним мерам — издал указ, согласно которому авторов народной сатиры ждала казнь и конфискация имущества. Но даже имевшие место случаи смертного приговора не остановили римлян выражать через «говорящие» статуи своё недовольство.

Паскинады появлялись всё чаще и вскоре переросли в неофициальный литературный жанр, который перехватили Венеция и Флоренция.

«Говорящие» статуи доносили не только голос народа, но часто выступали и как орудие соперничества между представителями власти, которые использовали их в обличении друг друга. Невероятно, но даже при избрании нового главы Ватикана в 1523 г. у подножия Паскуино разыгралась настоящая словесная битва сторонников кандидатов на папский престол.

Особенно отличился в красноречии пера Пьетро Аретино (Pietro Aretino) – итальянский писатель, который не скрывал авторства паскинадов, а напротив – публично афишировал свои сатиры и памфлеты. Скандальному автору статей покровительствовали многие влиятельные особы, среди которых папа Лев X и кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII. Аретино уважали и одновременно боялись, так как для него не было запретных тем и неприкосновенных личностей. В своих эпиграммах и сонетах он с непозволительной вольностью слов критиковал продажу католической церковью индульгенций, жизнь и нравы папских придворных, сексуальную двусмысленность, связанную с гомоэротической любовью и многое другое.

Кстати, именно скандального и талантливого Пьетро Аретино считают прародителем журналистики в Европе. Пьетро Аретино можно увидеть среди персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле (Cappella Sistina). Микеланджело пригласил самого влиятельного писателя своего времени в качестве натурщика для образа святого Варфоломея, демонстрирующего свою содранную шкуру.

Угасание жанра. Современное время

С 1870 года, после объединения Италии, «говорящие» статуи надолго замолчали, так как со свободой слова в новом государстве их главная цель была уже неактуальной.

Паскинады имели место лишь в редких случаях. Так, во время посещения Рима Гитлером, Паскуино выдал текст с возмущением об излишней помпезности при подготовке встречи с диктатором. Не остался не замеченным и приезд Михаила Горбачёва, прокомментированный «говорящей» статуей в иронической форме.

Необычная традиция уличных паскинадов дошла и до наших дней, когда простым людям по-прежнему есть что сказать сильным мира сего, не опасаясь при этом преследования и наказания.

Пасквили у говорящих статуй в Риме свобода слова для народа

На основании статуи Паскуино  любой желающий может разместить листовки на злободневные темы. Древняя традиция поддерживается также с помощью современных средств – на специальном сайте www.pasquinate.it можно опубликовать и прочитать паскинады в электронном виде. Они по-прежнему используются для выражения мнений, острот, критики или предложений.

Кинематограф также не оставил без внимания Паскуино. Он  вдохновил итальянского кинорежиссёра Луиджи Магни (Luigi Magni) на создание фильмов «В год Господа» 1969 г. и «Ночь Паскуино» 2003 г.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru