Палаццо Браски и Музей Рима

Палаццо Браски и Музей Рима

Палаццо Браски (Palazzo Braschi) – неоклассический дворец XVIII в., расположенный в Парионе (Rione Parione) — одном из старейших районов Рима, в котором находился знаменитый античный Стадион Доминициана (Stadio di Domiziano). Монументальное строение, занимающее целый квартал города, стало последним из самых красивых и богато украшенных фамильных дворцов, принадлежащих семейству римского папы.

С 1952 г. в здании Палаццо Браски размещается Музей Рима (Museo di Roma), известный своей богатой коллекцией произведений искусства и предметов, отражающих историю города за период с VI до середины XX века.

Где расположен?

Северный фасад Палаццо Браски выходит на величественную Пьяцца Навона (Piazza Navona) и Виа-ди-Пасквино (Via di Pasquino) с примыкающей к ней Пьяцца Пасквино (Piazza di Pasquino), на которой находится одна из «говорящих» статуй Рима.

Классной опцией для посетителей музея является уникальный вид на площадь Навона, открывающийся со второго и третьего этажей.

Вид на площадь Навона из Музея Рим Палаццо Браски

Западная и восточная сторона дворца ограничены соответственно Виа-Сан-Панталео (Via San Pantaleo) и Виа-делла-Кукканья (Via della Cuccagna). Главный фасад на юге открывается со стороны Пьяцца Сан-Панталео (Piazza San Pantaleo), ответвляющейся от Виа-Корсо- Витторио-Эмануэле II (Via Corso Vittorio Emanuele II).

Главный фасад Палаццо Браски в Риме

В XV в. на месте Палаццо Браски находился другой фамильный дворец — Палаццо Орсини, построенный в 1435 г. по распоряжению префекта Рима Франческо Орсини. Это здание с фасадом, выходящим на Пьяцца Навона, считалось в то время одним из самых престижных дворцов Рима. В следующем столетии в нём проживали кардиналы Олиеверо Карафа (Oliviero Carafa) и Антонио Мария Чокки дель Монте (Antonio Maria Ciocchi del Monte), при которых были построены лоджия и башня, спроектированные архитектором Антонио-да-Сангалло-Младшим (Antonio da Sangallo il Giovane).

Заказчик

В 1790 г. папа Пий VI, он же Джованни Анджело Браски (Giovanni Angelo Braschi) приобрёл Дворец Орсини у последнего владельца — неаполитанского принца Караччоло ди Сантобоно и подарил его своему племяннику Луиджи Браски Онешти (Luigi Braschi-Onesti).

Известно, что Папа чрезмерно опекал и даже усыновил Луиджи, передав ему свою фамилию и герб. Богатство и положение принесла племяннику Пия VI также женитьба на самой состоятельной женщине Рима — дворянке Костанце Фальконьери.

Кстати, их роскошная свадьба прошла в Сикстинской капелле (Cappella Sistina) Ватикана в присутствии понтифика и всей римской знати. За несколько лет благосостояние Луиджи Браски приумножилось благодаря папскому кумовству, сомнительным наследствам и коммерческим спекуляциям.

В 1791 г. по указанию папы Пия VI Луиджи начал строительство нового дворца на месте снесённого Палаццо Орсини и прилегающих к нему зданий с магазинами.

Строительство

Разработка проекта была поручена одному из самых востребованных архитекторов Папского государства Козимо Морелли (Cosimo Morelli), которого заказчик не ограничивал в средствах.

Основный период строительства занял 13 лет, с 1791 по 1804 г., с учётом перерывов, когда работы приостанавливались по причине наполеоновской оккупации Рима (1798–1802), во время которой папа Пий VI умер в изгнании.

Луиджи Браски проявил расположение к новой власти и в 1809 г., когда Наполеон объявил Рим имперским городом, даже стал его мэром, вернувшись в свой фамильный дворец и продолжив его строительство. Завершение работ в Палаццо Браски было поручено архитектору французского происхождения Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier) — одному из главных представителей неоклассицизма в Италии. Он спроектировал часовню на первом благородном этаже дворца, а также фасад соседней церкви Сан-Панталео (Chiesa di San Pantaleo), давшей название площади.

После смерти Луиджи Браски в 1816 г. работы по обустройству палаццо остановились, так как наследники не смогли поддерживать их финансирование.

Собственность государства

В 1871 г. здание Палаццо Браски перешло в собственность Королевства Италии, которое сделало его резиденцией Министерства внутренних дел.

Дворец оказался в центре  внимания при развитии печальных событий, связанных со Второй мировой войной. В период итальянского фашизма старинное здание использовалось как политический штаб Бенито Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini). Во во время всеобщих выборов в Италии  в 1929 г. фасад здания был украшен огромным скульптурным изображением Дуче, которое сегодня показалось бы просто ужасным.

Палаццо Браски политический штаб Бенито Муссолини выборы в Италии

После окончания войны в комнатах Палаццо Браски проживало более 300 семей беженцев, которые жгли костры, чтобы согреться и повредили тем самым мозаичные полы и фрески. Многое из сохранившегося убранства дворца было вынесено грабителями.

Только в 1949 г. здание полностью перешло к государству, которому понадобилось время и огромные средства, чтобы восстановить дворец XVIII в. и создать в его стенах один из лучших музеев Рима.

Архитектура

Монументальный Палаццо Браски отличается строгими архитектурными формами, которые относятся одновременно к неоклассическому стилю XVIII в. и образцам строения XVI в. с характерным контрастом цветов и отделкой из травертина.

Здание построено по плану трапеции с закруглёнными углами, выступающими в сторону площадей Пасквино и Навона.

Пьяцца Сан-Панталео Рим

Каждая сторона имеет свой вход, но два из них — на Пьяцца Сан-Панталео и Виа-Сан-Панталето, являются главными. Они увенчаны балконом и украшены одним из геральдических символов папы Пия VI — изображением Борея (божество северного ветра), дующего на сгибающуюся лилию.

В палаццо есть открытый дворик четырёхугольной формы с усечёнными углами, где в соответствии с внешней стороной находятся четыре больших портала, ведущие внутрь здания.

Дворец имеет четыре уровня, из которых первый – цокольный, последний – мансардный, а второй и третий – благородные (piano nobile), обустроенные под квартиры семейства Браски.

Фасад палаццо украшен многочисленными геральдическими символами. Окна первого этажа увенчаны львиными головами с сосновой шишкой во рту – геральдическим элементом рода Онешти, а аттик над четвёртым этажом оформлен с лилиями и звёздами из герба Браски.

Огромный барочный герб папы Пия VI на юго-западном углу здания заметно повреждён. Во время наполеоновской оккупации французы старались стереть символы папской власти, так как видели в них поддержку старого режима и отсутствие какой-либо художественной ценности.

Интерьер

Интерьер Палаццо Браски впечатляет своей роскошью и изысканностью. В фильме «Великая красота» режиссёра Паоло Соррентино есть несколько сцен, снятых в комнатах дворца и показывающих их великолепие.

Особое внимание привлекает монументальная двухпролётная лестница овального вестибюля.

Интерьер Палаццо Браски лестница

Её спроектировал Козимо Морелли и, возможно, Джузеппе Валадье. Колонны из красного граниты были взяты из монастыря Госпиталя Святого Духа, а ещё ранее они украшали портик, построенный Калигулой на берегу Тибра.

На лестнице установлены древнеримские скульптуры, в том числе статуя мифологического Ахиллеса, выполненная Луиджи Аккисти (Luigi Acquisti ). Богатая лепнина и искусное освещение создают невероятное ощущение лёгкости и торжественности. Удивительная акустика на лестнице позволяет слушать музыку концертов даже за стенами палаццо.

Интерьер Палаццо Браски потолок

Большинство комнат дворянских квартир оформлены в конце XVIII – начале XIX в. художником Либорио Коччетти (Liborio Coccetti). Потолки и стены залов расписаны сельскими пейзажами, историческими и мифологическими сюжетами с неоклассической ориентацией в угоду моде того времени.

Музей Рима

Музей Рима был основан искусствоведом Антонио Муньосом (Antonio Muñoz) в 1930 г. Первоначально экспонаты занимали комнаты Палаццо делла Пантанелла (Palazzo della Pantanella) – бывшей макаронной фабрики, расположенной напротив знаменитой Площади Уста Истины (Piazza della Bocca della Verita). На момент открытия основной целью создания музея был сбор и документирование информации об истории Рима, а также восстановление связи между эпохой имперской славы и современным городом.

Картины в музее Рима изображение Пантеона

В коллекцию входили старинные карты, экспонаты с изображением Рима и сцен из народной жизни, портреты знаменитых людей, костюмы, предметы интерьера и многое другое. Постепенно, благодаря новым приобретениям произведений искусства, Museo di Roma расширил свои рамки и стал настоящим художественным музеем.

На время Второй мировой войны музей был закрыт, а в 1952 г. он переехал в Палаццо Браски.

Коллекции

В настоящее время экспонаты коллекций, относящиеся к периоду от Средневековья до середины XX в., расположены в 15 тематических залах на втором и третьем этажах здания. Первый этаж отведён под временные выставки и различные культурные мероприятия.

Музейное собрание произведений искусства состоит из более чем 120 тыс. предметов, включая картины, скульптуру, мебель из ценных пород дерева, мозаики и фрески, уцелевшие от сноса, керамику, старинные иллюстрированные книги, одежду, гобелены и даже кареты.

Коллекция в Палаццо Браски музей Рима

Несколько экспонатов были перенесены из разрушенного в 1902 г. Палаццо Торлония, в т. ч. интерьер спальни дворца с прекрасной потолочной фреской «Суд Париса», выполненной Филиппо Биджоли (Filippo Bigioli) в 1837 г.

Очень ценную и интересную информацию несут старинные картины и гравюры с изображением утраченных мест Рима или прошлых событий – карнавалов, спортивных состязаний, церемониальных процессий и других развлекательных мероприятий, в которых Рим представлен как большая театральная сцена. Этой теме, называемой в экспозиции музея «Вечеринка на площади», посвящены, например, следующие работы:

  1. «Вид на виллу Альдобрандини в Монте-Маньанаполи», 1660–1685 гг., приписывается Маттиас Витус (Matthias Withoos); на этом полотне можно рассмотреть несохранившиеся висячие сады Альдобрандини;
  2. «Уличный театр на площади Паскуино»,1600-1610 гг., неизвестный художник;
    Уличный театр на площади Паскуино,1600-1610 гг Рим
  3. «Игра в мяч», 1620-1650 гг., неизвестный художник;
  4. «Вечеринка с бычьей каруселью в стиле Мальяна», 1748 г., Йохан Редер (Johan Reder);
    «Вечеринка с бычьей каруселью в стиле Мальяна», 1748 г., Йохан Редер (Johan Reder)
  5. «Карусель во дворе Палаццо Барберини в честь Кристины Шведской 28», 1656 г., Филиппо Гальярди (Filippo Gagliardi) и Филиппо Лаури (Filippo Lauri)
    и другие.

Коллекция скульптур, состоящая в основном из бюстов пап и римских дворян, представлена работами Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini), Франческо Моки (Francesco Mochi), Лоренцо Оттони (Lorenzo Ottoni), Алессандро Альгарди (Alessandro Algardi), Мельхиорре Каффа (Melchiorre Cafa) и других мастеров.

Выставка скульптур в музее Рима палаццо Браски

Живописные и графические работы затрагивают разнообразные жанры и принадлежат таким выдающимся художникам, как Помпео Батони (Pompeo Girolamo Batoni), Джузеппе Боттани (Giuseppe Bottani), Ипполито Каффи (Ippolito Caffi), Антонио Канова (Antonio Canova), Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi), Джузеппе Бартоломео Кьяри (Giuseppe Bartolomeo Chiari) и другим авторам.

Время работы, билеты, экскурсии

Музей Рима открыт все дни недели, кроме понедельника, с 10 до 19 часов. Последний вход возможен за час до закрытия.

Музей не работает в праздничные дни 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Взрослый билет стоит 9,5 евро, детский – 7,5 евро. Нет необходимости приобретать билеты заранее онлайн.

Для желающих провести время в палаццо Браски максимально интересно, рекомендую забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке. Продолжительность 1,5 часа, стоимость 75 евро.

Адрес: Piazza di San Pantaleo, 10, Piazza Navona, 2

Особенность Рима в том, что его великолепные архитектурные памятники, как правило, являются одновременно и музеями с собранием уникальных исторических экспонатов и художественных произведений. Палаццо Браски в самом сердце Рима – не исключение, он открыл все свои двери, чтобы подарить каждому встречу с прекрасным миром искусства Италии.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru