Микеланджело Буонарроти

Mикеланджело

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель Высокого Возрождения и раннего периода барокко. 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в храмы Рима и Ватикана.

Биография

Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.

Семья и детские годы

Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.

В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.

Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во Флоренции (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первые работы

В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием «Мучения святого Антония» («Tormento di Sant’Antonio»).

В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

Мадонна у лестницы

В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:

  1. Мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» («Madonna della scala»), 1492 г., выставлена в флорентийском музее Каза-Буонарроти (Casa Buonarroti);
  2. Мраморный рельеф «Битва кентавров» («Battaglia dei centauri»), 1492 г. , выставлен в Каза-Буонарроти;
  3. Скульптуру Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni).

8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.

деревянное "Распятие"

В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное «Распятие» («Crocifisso di Santo Spirito») 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.

В Болонье

"Ангел с канделябром"

В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в Болонью (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви «Святого Доминика» («Chiesa di San Domenico»):

  • «Ангел с канделябром» («Angelo reggicandelabro»), 1495 г.;
  • «Святой Петроний» («San Petronio»), покровитель г. Болонья, 1495 г.;
  • «Святой Прокл» («San Procolo»), итальянский воин-святой, 1495 г.

В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в базилике Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке Сикстинской капеллы («Cappella Sistina»).

Флоренция и Рим

В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:

  • «Иоанна Крестителя» («San Giovannino»), 1496 г.;
  • «Спящего Купидона» («Cupido dormiente»), 1496 г.

Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.

Пьета Микеланджело

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и Римской Пьеты (Pietà).

Наследие

В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.

Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Смерть

Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в базилике Святого Петра была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.

Живопись

Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.

Битва при Кашине

«Битва при Кашине» («Battaglia di Cascina») создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.

Битва при Кашине

На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио(Sant’Onofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Картон до нашего времени не сохранился.

Мадонна Дони

«Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в Галерее Уфицци (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Мадонна Дони

Выполнена в 1507 г. в стиле «канджианте», когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.

Манчестерская Мадонна

Не законченная «Манчестерская Мадонна» (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery).

"Манчестерская Мадонна"

Первое название картины звучало как: «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы», но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.

Богоматерь автор изобразил с неприкрытой грудью, указывающей на недавнее кормление младенца. Рядом с Мадонной находится Иисус и Иоанн Креститель, позади них два ангела читают грустные вести в свитке.

Положение во гроб

Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву.

Положение во гроб

Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea ). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.

Мадонна с младенцем

Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника.

Набросок «Мадонна с младенцем»

Хранится в музее «Каза (Дом) Буонаротти» (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором «нарастил» на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.

Леда и лебедь

Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям.

Утерянная картина «Леда и лебедь»

Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «О, это пустяки!» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.

Клеопатра

Картина «Клеопатра» («Cleopatra») 1534 г. создания – идеал женской красоты.

Картина "Клеопатра"

Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.

Венера и Амур

Картон «Венера и Амур» («Venere e Amore»), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины «Венера и Купидон» («Venus and Cupid»).

Картон «Венера и Амур»

Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.

Пьета

Рисунок «Пьета» («Pietà per Vittoria Colonna») написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и «Пьета».

Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).

Богоявление

Эскиз «Богоявление» («Epifania») – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г.

Эскиз "Богоявление"

Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).

Скульптуры

Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают «находить» все новые работы скульптора.

Бахус

Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» («Bacco») высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове.

"Бахус"

Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее «Барджелло» («Bargello») во Флоренции.

Римская Пьета

Мраморная Пьета (Pietà vaticana) «Оплакивание Христа» высотой 1 м 74 см является первой из 4-х пьет, созданных мастером.

Пьета Микеланджело

Ее копии выставлены во многих храмах мира, а оригинал находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. Работа предназначалась для гробницы кардинала Жана Билэра де Лагрола (Jan Biler de Lagraulet), который дал Микеланджело год, чтобы уложиться в срок. Но на создание шедевра ушло два года, скульптура была закончена в 1499 г. По проработанности деталей и полноте образов это самая лучшая работа мастера.

Давид

Давид (David) высотой 5 м 17 см впервые представлен не в момент победы над Голиафом, а перед сражением.

Давид Микеланджело

Мраморный гигант стал символом целой эпохи Ренессанса, его множественные копии и изображения разошлись огромными тиражами по всему свету. Впервые статуя была выставлена на всеобщее обозрение на площади Синьории (Piazza della Signoria) перед палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции 8 сентября 1504 г. Оригинал работы в настоящее время находится в здании флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Мадонна Брюгге

Мраморная статуя «Мадонна Брюгге» («Madonna di Bruges») размером 1 м 28 см закончена в 1504 г.

Мраморная статуя Мадонна Брюгге;

Работа стала единственной скульптурой, вывезенной при жизни автора из Италии. Скульптуру перевезли в бельгийский город Брюгге (Brugge) в готическую церковь «Нотр-Дам» («Notre Dame»), где она находится и сейчас.

Статуя не соответствует церковным правилам изображения Мадонны с младенцем. Мария не смотрит на свое дитя и не прижимает к себе. Она готова отпустить Иисуса навстречу судьбе.

Моисей

К работе над статуей пророка Моисея (Mosè) высотой 2 м 35 см Микеланджело возвращался в течение 30 лет, после того как закончил ее в 1515 г.

статуя пророка "Моисей"

Он постоянно вносил изменения, заключая внутрь любимой скульптуры напряжение и энергию и обрабатывая каждый миллиметр мрамора. Вздувшиеся вены на руке, нахмуренные брови и тревожный взгляд иногда пугают сторонних зрителей.

Мраморная статуя находится в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli), украшая усыпальницу папы Юлия II (Iulius PP. II). На голове Моисея автор изобразил рога, вероятно, неправильно поняв библейские сказания, где говорилось на иврите о наличии у пророка «карнайим». Это слово переводилось на итальянский и как «лучи», и как «рога».

Мадонна Медичи

Работа над намеренно не завершенной мраморной Мадонной Медичи (Madonna Medici) высотой 2 м 26 см шла в течение 13 лет, с 1521 г. по 1534 г.

мраморная "Мадонной Медичи"

Композиция является одной из первой, созданных мастером для Старой ризницы Капеллы Медичи (Cappelle Medicee) в базилике Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) во Флоренции.

Не успев закончить создание скульптуры, Микеланджело уезжает в Рим, а Мадонна переходит в руки скульптора Николо Триболо (Niccolò Tribolo). Скорбный взгляд сидящей Марии полон печали, младенец на ее коленях сидит вполоборота и ищет грудь матери.

Рабы

Две законченные в 1513 г. фигуры высотой более 2 метров: «Восставший раб» («Schiavo ribelle») и «Умирающий раб» («Schiavo morente») были предназначены для первого варианта надгробия монарха Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli).

Умирающий раб

Два юноши противопоставлены друг другу: один пытается освободиться от веревок, другой сдается и погибает в оковах. Но в окончательном варианте скульптур рабов в эскизе не оказалось и они были подарены автором Роберто Строцци (Roberto Strozzi). Впоследствии Роберто преподнес их в дар королю Франциску I. В 1793 г. они переданы в парижский Лувр (Musée du Louvre) как национальное достояние.

Еще четыре статуи из того же цикла: «Молодой раб» («Schiavo giovane»), «Бородатый раб» («Schiavo barbuto»), «Атлант» («Schiavo detto «Atlante») и «Пробуждающийся раб» («Schiavo che si ridesta») были начаты в 1519 г., но не закончены мастером до отъезда в Рим в 1536 г. Сегодня скульптуры принадлежат флорентийской Академии изящных искусств.

Гробницы Медичи

Четыре скульптуры, объединенные одной идеей, были созданы Микеланджело для часовни Медичи во Флоренции и расположились попарно друг напротив друга. Они представлены в неудобных позах, символизирующих тяжесть земного бремени для богов. Заказчиком работы стал папа Климент VII (Clemens PP. VII), пожелавший увековечить родственников, погибших молодыми.

Надгробие Лоренцо II Медичи

Скульптуры из мрамора «Утро» («Aurora») и «Вечер» («Crepuscolo») высотой по 1 м 55 см и длиной 1 м 80 см и 1 м 70 см соответственно украшают усыпальницу герцога Лоренцо II Медичи (Lorenzo de’ Medici duca di Urbino).

Надгробие Лоренцо II Медичи

Они были закончены в 1534 г. Утро представлено в виде просыпающейся молодой, полулежащей женщины, Вечер изображен засыпающим пожилым мускулистым мужчиной.

Над скульптурами возвышается созерцательная мраморная фигура герцога Лоренцо («Ritratto di Lorenzo de’ Medici duca di Urbino»), не имеющая портретного сходства с оригиналом, но отражающая глубокие, тяжелые мысли величественного военачальника. Она также исполнена Микеланджело в 1534 г.

Надгробие Джулиано де Медичи

Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de’ Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г.

Гробница Джулиано Медичи

Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de’ Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.

Пьета Ронданини

Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Pietà Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.

Пьета Ронданини

Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну.

Брут

Мраморный бюст «Брут» («Bruto») размером 74 см мастеру заказал Донато Джанотти (Donato Giannotti), поклонник убийцы Юлия Цезаря (Iulius Caesar).

Мраморный бюст «Брут»

Работа оказалась настолько прекрасной, что в 1538 г. мастера уговорили прекратить ее. Создателю, прославляющему республиканские настроения, могла грозить большая опасность от власть имущих лиц государства. Сегодня бюст принадлежит музею скульптуры Барджелло (Bargello) во Флоренции.

Скорчившийся мальчик

Скульптура «Скорчившийся мальчик» («Ragazzo accovacciato»), законченная в 1524 г. сегодня принадлежит «Эрмитажу» Санкт-Петербурга.

Скульптура «Скорчившийся мальчик»

Фигура человека, высеченная из мраморного куба, изначально была предназначена для капеллы Медичи. Это очередная не законченная работа. Юноша сидит на корточках, сжимая левой рукой пальцы правой ноги, возможно, сдерживая вытекающую из раны кровь. Мастер высек статую таким образом, чтобы от нее ничего не откололось даже при падении с горы.

Работы в Ватикане

Чтобы осознать весь гений Микеланджело Буонарроти, нужно посетить Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и музеи Ватикана.

Сикстинская капелла

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» («Sacellum Sixtinum»), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения.

Сикстинская капелла

До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.

Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» («La creazione di Adamo») является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г.

«Сотворение Адама»

Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Страшный суд

Фреска «Страшный суд» («Giudizio universale») – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело.

Фреска "Страшный суд"

Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.

Всемирный потоп

«Всемирный потоп» («The Universal Flood») – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г.

Всемирный потоп

Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

Ливийская сивилла

«Ливийская сивилла» («Libyan sibyl») – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы.

Ливийская сивилла

Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.

Отделение Света от тьмы

Фреска «Отделение света от тьмы» («The Separation of Light From Dark») как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций.

Фреска "Отделение света от тьмы"

Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.

Собор Святого Петра

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante).

Базилики Святого Петра

Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.

Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.

Капелла Паолина

К росписи «Капеллы Паолина» («Cappella Paolina») в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.

Обращение Апостола Павла

«Обращение Апостола Павла» («Conversione di Saulo») – первая фреска Микеланджело в «Капелле Паолина» размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г.

Обращение Апостола Павла

Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.

Распятие Святого Петра

Фреска «Распятие Святого Петра» («Crocifissione di San Pietro») размером 6 м 25 см на 6 м 62 см закончена Микеланджело в 1550 г. и стала финишной картиной художника.

Фреска "Распятие Святого Петра"

Святой Петр оказался приговорен к смерти императором Нероном (Nero), но приговоренный пожелал быть распятым вверх ногами, так как не считал себя достойным принять смерть как Христос.

Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Базилика Святого Лаврентия

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana).

Ворота Пиа

Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Стихи

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/655373397929844/ On Nemo

    «Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni). За спиной Марии находится не Иоанн Креститель, а Иосиф. Иоанн Креститель — маленький мальчуган справа.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/655373397929844/ On Nemo

    Скульптура «Пьета Ронданини» не была закончена !!!!

Рейтинг@Mail.ru