Памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (Monumento a Giovanni Paolo II)– современное скульптурное изображение в стиле модерн, появившееся относительно недавно в Риме на площади Чинквеченто (Piazza dei Cinquecento) перед железнодорожным вокзалом Термини (Stazione di Roma Termini).
Содержание
Кому посвящён
Почти каждый римский папа удостоился изображения на полотне художника или воплощения в камне, но появившаяся статуя в таком масштабе и в самом публичном месте сразу привлекла к себе внимание и вызвала неоднозначное мнение у горожан.
Первоначальный вариант статуи
Внушительных размеров скульптура, появившаяся 11 мая 2011 года на маленьком зелёном островке площади перед многолюдным вокзалом, совсем не соответствовала тем чувствам горожан, которые заслужил канонизированный глава Ватикана своими благими деяниями.
Огромная статуя-монумент высотой 5,5 метров из бронзы с напылением серебра представляла собой нелепую коробку с открытой полостью, на которую была водружена круглая голова с отрешённым и даже неприятным выражением лица. Монумент вызвал шок и недоумение у итальянцев и туристов.
Замысел скульптора и неприятие общественностью
Автором проекта стал скульптор Оливьеро Райнальди (Oliviero Rainaldi). Его замысел нёс в себе идею показать папу в распахнутом традиционном плаще, символизирующем готовность принять в свои объятия любого нуждающегося в защите и наставлении.
Но грубость исполнения работы, отсутствие портретного сходства и одухотворённости вызвали полное неприятие римлянами новой городской статуи. Пресса и общественность назвали его одним из 10 самых уродливых памятников в мире, называя «приютом бомжей» и отождествляя скульптуру с образом диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini).
Большинство горожан (более 90%) не скрывали эмоций и выразили своё отрицательное отношение к такому объекту. Работа скульптора не получила одобрение.
Несмотря на заверения Райнальди, что именно исполнители, отливающие статую, допустили оплошности и искажения в изображении, он был вынужден по просьбе мэра столицы Джанни Алеманно (Giovanni Alemanno) снять статую на доработку.
Удачный вариант статуи
18 ноября 2012 памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II повторно был водружён на прежнее место в присутствии представителей Ватикана и городских властей. Отношение к обновлённой статуе изменилось как у профессиональных критиков, так и простых итальянцев.
Второй вариант исполнения оказался более удачным — портретное сходство было очевидным, а выражение лица мягким и живым, у головы появилась шея и характерный волевой подбородок.
Коробка-постамент, ранее напоминавшая не то телефонную будку, не то холодильник, получила более мягкие контуры, близкие к фигуре человека в одеянии. Идея распахнутой мантии понтифика осталась и теперь воспринималась иначе, как более гармоничная деталь памятника.
Реакцию горожан на новый образ статуи проверили, установив видеокамеру. Некоторые из людей останавливались, чтобы помолиться, другие с любопытством разглядывали новаторскую скульптуру, к нему даже подходили группы туристов с экскурсоводами.
Однозначно памятник Иоанну Павлу II стал в какой-то степени и местом поклонения и тем объектом, который вызывает интерес и удивление у каждого, кто его видел впервые.
В Риме наряду с древними памятниками появляются и современные, которые становятся неотъемлемой частью города и новой страницей в истории искусства. Стоит помнить, что работы и великих мастеров прошлого не всегда были приняты сразу как шедевры.