Памятник Аните Гарибальди в Риме

Памятник Аните Гарибальди в Риме

Римский холм Яникул (Gianicolo) в районе Трастевере (Trastevere) вместил на своих землях несколько замечательных культурных и исторических достопримечательностей Рима, одним из которых является памятник Аните Гарибальди (Anita Garibaldi) — жене и соратнице национального героя Италии Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi).

Место возведения и автор

Имя борца за свободу от тирании иноземцев и папства Джузеппе Гарибальди известно во многих странах мира, а его грандиозный монумент, возвышающийся на вершине холма Яникул, не остаётся без внимания путешественников, как неотъемлемая часть знаменитых исторических мест Рима. Народный герой, воплощённый в бронзе, не остался в вечном одиночестве.

Недалеко от памятника мужу, в трогательной и символической связи двух пламенных и любящих сердец, возвышается монумент его жене – Аните Гарибальди.

Памятник Аните Гарибальди в Риме

Это не просто скульптурное изваяние, но и место погребения останков преданной и отважной женщины, судьба и роль которой в истории менее известны, чем её мужа.

Великолепный монумент Аните Гарибальди, возведённый на одноимённой площади в окружении зелёного сквера, вызывает интерес к личности и жизни спутницы Гарибальди.

Бронзовый памятник принадлежит работе гениального сицилийского скульптора Марио Рутелли (Mario Rutelli). Он уже имел опыт возведения в Италии композиций, получивших признание и принёсших ему славу талантливого мастера — бронзовая квадрига Аполлона над триумфальной аркой Театра Политеама (Teatro Politeama) в Палермо (Palermo) и скандальные прекрасные изваяния нимф для фонтана Наяд (Fontana delle Naiadi) на площади Республики (Piazza della Repubblica).

Уникальность

Для проектирования монумента Аните Гарибальди скульптор использовал очень редкий и сложный технический приём удержания каменного изваяния с помощью всего двух точек опоры. Для обеспечения правильной балансировки и равновесия такой скульптуры необходимо было применить идеально выверенные расчёты схемы конструкции, её центра тяжести, толщины стенок бронзовой отливки.

Решение такой сложной задачи ещё в эпоху Высокого Возрождения нашёл великий Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), именно от него «достались в наследство» бесценные арифметические и геометрические формулы, которые помогли поставить каменного коня на дыбы с помощью всего лишь двух точек опоры.

Свой замысел художник успел осуществить только в мелкомасштабной глиняной модели животного, так как на исполнение скульптуры в натуральную величину гигантских размеров просто не было достаточно средств. Леонардо не стал рисковать и проектировать сложную в технологическом исполнении вздыбленную статую, а ограничился более статичной позой шагающего коня.

Эскиз конной статуи на двух точках опоры Леонардо да Винчи

Инициатива восстановления грандиозного проекта Леонардо принадлежала американскому любителю искусства Чарльзу Денту (Charles C. Dent), которому удалось воплотить в жизнь гениальную модель Леонардо.

Конь Леонардо да Винчи в Милане

Через 15 лет работы, в 1999 году, благодаря усилиям большой группы энтузиастов и специалистов на ипподроме в Милане появилась во всём великолепии отреставрированная статуя «Коня Леонардо», история которой несколько веков была окутана ореолом трагичной таинственности.

В мире можно пересчитать по пальцам конные скульптуры в уникальной технике исполнения с двумя точками опоры, посвящённые выдающимся личностям:

Российскому царю Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, скульптор – барон Пётр Карлович Клодт (Peter Jakob Clodt von Jürgensburg), 1859 год.

Памятник Российскому царю Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге

Президенту США Джексону (Andrew Jackson) в Вашингтоне, скульптор – Кларк Миллс (Clark Mills), 1852 год.

Памятник Президенту США Джексону (Andrew Jackson) в Вашингтоне

Генералу и борцу за независимость Аргентины Хосе де Сан-Мартину (Jose Francisco de San Martin y Matorras) в Буэнос-Айресе, скульптор — Луи Жозеф Дом (Louis Joseph Dom).

Памятник Хосе де Сан-Мартину (Jose Francisco de San Martin y Matorras) в Буэнос-Айресе

Первому президенту Турции Мустафе Кемаль Ататюрку (Mustafa Kemal Atatürk) в Самсуне, скульптор – Генрих Криппель (Heinrich Crippel), 1932 год.

памятник первому президенту Турции Мустафе Кемаль Ататюрку (Mustafa Kemal Atatürk) в Самсуне

Знаменитому полководцу эрцгерцогу Карлу Австрийскому или Тешенскому (Carl von Teschen) на площади Героев в Вене, скульптор — Антон Доминик Фернкорн (Anton Dominick Ritter von Fernkorn), 1860 год.

Памятник эрцгерцогу Карлу Австрийскому в Вене

Эрцгерцогу Леопольду V в Инсбруке (Leopold Ferdinand von Österreich), скульпторы Кристоф Гумп (Christoph Gump) и Каспар Грас (Caspar Grasse), 1620 год.

Памятник Эрцгерцогу Леопольду V в Инсбруке

Описание

Бронзовый монумент, посвящённый Аните Гарибальди, производит сильное и незабываемое впечатление, он даже более эмоциональный и динамичный, чем памятник Джузеппе Гарибальди.

Скульптурное изображение именно женщины на коне в таком масштабе – редкое явление в искусстве, известные скульптурные изваяния посвящены в основном богиням, мифологическим валькириям, воинственным амазонкам и другим легендарным героиням. Монумент Аните Гарибальди отличен от остальных тем, что он является единственным женским изваянием верхом на коне, выполненным в сложной технике на двух точках опоры.

Скульптор изобразил Аниту воинственной всадницей на вздыбленном коне с пистолетом в руке и готовой к бою, другой рукой она придерживает новорождённого сына, что навевает трогательный образ Мадонны с младенцем.

Анита Гарибальди с младенцем и пистолетом в руке скачет на лошади

Сюжет был взят из описания реальных событий Войны Фаррапус (революционное движение на юге Бразилии) во время противостояния повстанцев и правительственных войск в Сан-Луисе.

В сентябре 1840 года в маленькой деревеньке Анита произвела на свет своего первенца – Менотти, названного Гарибальди в честь итальянского революционера, героя Модены Ciro Menotti. Во время отсутствия мужа, всего лишь 12 дней спустя после родов, молодая мать была вынуждена бежать от преследования имперских солдат, положив ребёнка перед собой в седло скачущей лошади. Именно этот эпизод из жизни Аниты запечатлён в бронзе.

Барельефы на высоком пьедестале с четырёх сторон представляют яркие сцены из судьбы героической женщины. Каменное панно, обращённое к югу и востоку, изображает группу солдат во главе с Анитой, марширующих в Пампасах — степях Бразилии.

группа солдат во главе с Анитой Гарибальди марширует в степях Бразилии

Западная сторона барельефа рисует картину поиска отчаявшейся женщиной своего мужа среди мёртвых тел солдат при битве под Куритибаносе (Curitibanos).

Анита ищет тело Джузеппе Гарибальди среди мертвых солдат

Северная часть барельефа показывает ослабевшую, умирающую Аниту на руках Гарибальди во время его побега из Рима в долину Комаккьо (Comacchio).

Умирающая Анита на руках Джузеппе Гарибальди

Несмотря на сюжет с мощным героическим порывом, отношение к композиции монумента вызывает трогательные чувства — красивая молодая женщина с прижатым к груди младенцем рискует его жизнью и готовая сама умереть в любой миг, разделив свободолюбивые идеи мужа.

Открытие памятника и  перезахоронение праха

Торжественная церемония открытия монумента Аните Гарибальди состоялась 4 июня 1932 г. в дни празднования 50-й годовщины со дня смерти Джузеппе Гарибальди. Особые почести своим присутствием на мероприятии выразила жена Виктора Эммануила III (Vittorio Emanuele III) — королева Елена Черногорская (Јелена Петровић Његош).

С приходом к власти в Италии диктатора идеологии фашизма Бенито Андреа Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini) внимание к имени Гарибальди используется для популяризации идей возрождения сильной итальянской империи в духе Древнего Рима. Муссолини восхищали и воодушевляли слова национального героя: «О, Рим! Ты поистине единый, вечный! Некогда ты вознёсся выше человеческого величия, а ныне унижен…»

Привлечением внимания к памяти Гарибальди являлось поддерживаемое дуче создание монумента соратнице патриота в борьбе за единство Италии — Аните Гарибальди.

Незадолго до открытия скульптурной композиции останки женщины были эксгумированы и доставлены специальным поездом в Рим к месту последнего захоронения под мраморной плитой нового монумента.

Смотрите архивное видео римской студии Чинечитта (Cinecittà):

Гроб, покрытый тем же флагом, который сопровождал в 1872 году и похоронную процессию Мадзини, на своих плечах несли бывшие гарибальдийцы, а рядом находились члены семьи и выжившие соратники.

На церемонии присутствовал сам Муссолини, а также дань памяти отдали иностранные делегации Бразилии, Польши, Франции, Японии, Уругвая, Венгрии, Греции и Кубы.

Смотрите выступление Муссолини на открытии памятника:

Это было уже третье перезахоронение праха Аниты. Первого переноса останков в Ниццу добился ещё при жизни Джузеппе Гарибальди, который хотел, чтобы жена покоилась рядом с его матерью и общей дочерью Розой.

С разрешения местного архиепископа в Равенне (Ravenna) передача состоялась 20 ноября 1859 года, рядом с отцом в этот момент находились их общие дети – сын Менноти и дочь Тереза.

Второй раз останки Аниты были эксгумированы и перезахоронены в 1931 году на кладбище Стальено в Генуе рядом с соратниками Гарибальди, этому процессу предшествовали долгие переговоры с французским правительством, так как событие уже приобрело политическое и историческое значение.

Как добраться

Памятник Аните находится на Piazzale Anita Garibaldi всего в нескольких минутах ходьбы от смотровой площадки Terrazza Piazza Garibaldi, где расположен монумент её мужу.

Памятник Аните Гарибальди в Риме находится на Piazzale Anita Garibaldi

К памятнику можно доехать на 115 или 870 автобусе, правда ходят они не часто.

Поездка на такси, например, от Пантеона будет стоить не более 12 евро, а от музеев Ватикана не более 8 евро.

Жизнь и смерть Аниты

Жизнь Аниты Гарибальди была короткой и яркой, годы, проведённые рядом с героем Рисорджименто в пламенной борьбе за свободу и объединение Италии, принесли ей славу отважной, преданной и любящей жены.

На родине Аниты

Анна Мария ди Жесус Рибейру (Ana Maria de Jesus Ribeiro), так звучит полное имя Аниты Гарибальди, родилась 30 августа 1821 года в городе Лагуна (Laguna) штата Санта-Катарина (Santa Catarina) на юге Бразилии в бедной семье выходцев из Португалии. Жизнь семьи, полная лишений, вынудила её мать, которая осталась вдовой с тремя дочерьми, выдать Аниту замуж, когда ей едва исполнилось 14 лет. Её мужем стал сапожник Мануэль Дуарте Агира – неприметный и слабохарактерный человек.

Судьба свела Гарибальди с Анитой, когда ей исполнилось 18 лет, разница в возрасте составляла 14 лет. К этому времени имя Гарибальди уже успело обрести в Бразилии романтическую славу и стать символом свободы и борьбы за независимость. В Южную Америку он бежал в 1834 году, когда был заочно приговорён в Пьемонте (Piemonte) к смертной казни за участие в заговоре «Молодая Италия».

По зову сердца на новой земле Гарибальди присоединился к повстанцам и принял участие в освободительной войне южноамериканской республики Риу-Гранди против имперского правительства.

22 июля 1839 года, в день освобождения родного городка Аниты, Гарибальди впервые увидел цветущую и полную очарования девушку с огромными миндалевидными глазами и смог только произнести слова: «Ты должна быть моей». Девушки отдала свое сердце герою навсегда, это была любовь с первого взгляда.

Несмотря на присущую латиноамериканским женщинам покорность и верность семейному долгу, Анита сделала свой выбор и решилась на побег и роль любовницы. В октябре 1839 года черноволосая красавица вместе с Джузеппе на корабле «Итапарика» (Itaparica) покинула родные берега, твёрдые черты характера, решительность и горячее сердце оказались сильнее законов традиций, она предпочла существованию с нелюбимым мужем яркую судьбу полную рисков рядом с мужчиной, который стал её смыслом и счастьем в жизни.

Уже через месяц Анита приняла участие в неравном морском бою с имперскими войсками, окружившими корабль Гарибальди. Отважная девушка, взяв в руки ружьё, предпочла быть на палубе рядом с любимым и тем самым подала пример храбрости испугавшимся и попытавшимся спрятаться в трюме членам команды.

Анита сражалась наравне с мужчинами и участвовала в битвах недалеко от Лагуны и города Имбитума (Imbituba), помогая раненным и занимаясь снабжением обмундирования.

Несколько месяцев непрерывных боёв, постоянная угроза попасть в засаду и лишения не сломили и не испугали Аниту, в этих невыносимых для обычной женщины условиях она становится для Гарибальди истинным сокровищем – преданной ему и священному делу борьбы.

16 сентября 1840 года в маленькой деревушке Анита родила своего первенца Менотти. Безразличная к комфорту и богатству, на руках с новорождённый сыном она была счастлива рядом со своим Джузеппе.

Монтевидео

Разочаровавшись в режиме новой республики Риу-Гранде (República del Río Grande) и политике её президента Гонсальвеса, который не смог воплотить волю народа, Гарибальди в 1841 году принял решение вместе с Анитой отправиться в столицу Уругвая Монтевидео, чтобы быть ближе к любимой Италии.

Семь лет жизни, проведённые в этом городе, будут самыми спокойными и счастливыми для Аниты, несмотря на то, то жилище и достаток были более, чем скромными и семье приходилось мириться со многими лишениями.

Анита и Джузеппе Гарибальди

После перенесённых потерь и невзгод Гарибальди мечтал обрести семейный уют, и 26 марта 1842 года пара обвенчалась в церкви, при этом Гарибальди прибегнул к обману священника, заявив, что первый муж Аниты умер.

Уже в браке у них родилось трое детей, которые получили имена дорогих сердцу людей: первая дочь Розита (она умерла в двухлетнем возрасте) была названа в честь матери Джузеппе – Розы, вторая дочь Терезита – в память о погибшей в огне сестре Терезе, младший ребёнок стал носить имя итальянского патриота Никола Риччьотти (Nicola Ricciotti), расстрелянного в 1844 году.

В Монтевидео Гарибальди некоторое время работал преподавателем математики и истории в колледже, но мирная и размеренная жизнь была не для него, его сжигала жажда борьбы. Он не смог оставаться в бездействии в тяжёлый для Уругвая период противостояния с тиранией в лице аргентинского диктатора Хуана Мануэля де Росаса (Juan Manuel Jose Domingo Ortiz de Rosas y Lopez de Osornio), поддерживаемого сильными державами Европы.

Гарибальди соглашается принять командование уругвайским флотом и в 40 лет становится генералом. Благодаря решительности и опыту военачальника он выходит победителем в неравном морском сражении за Монтевидео, а на суше в строю обороны города от войск бывшего уругвайского диктатора Мануэля Орибе (Manuel Ceferino Oribe y Viana) и его аргентинского союзника Росаса рядом находилась преданная Анита.

В Монтевидео Гарибальди сформировал свой знаменитый «Итальянский легион», отличительными знаками которого стали красные рубашки бойцов и знамя с Везувием на чёрном фоне – символ взрывной и неукротимой борьбы.

Знамя Итальянский легион Гарибальди

Популярность Гарибальди становится очевидной не только в Уругвае, но и нарастает по всей Европе. Италия уже ждала своего освободителя, грядущее объединение было возможно только под знаменем избранного героя.

Призыв родины был услышан и 15 апреля 1848 года, после 13 лет изгнания, Гарибальди и ещё 63 закалённых в боях итальянцев – эмигрантов поднялись на борт бригантины «Надежда» (La Speranza) и устремились к берегам Италии.

Возвращение в Италию. Последние дни

Опасаясь за жизнь семьи, Гарибальди отправил Аниту с детьми сначала в Геную (Genova), а потом в Ниццу в дом своей матери. Генуя встретила жену героя восторженно, более 3 тысяч человек под её окнами размахивали трёхцветными знамёнами и кричали: «Да здравствует Гарибальди! Да здравствует семья нашего Гарибальди!».

Находясь в Италии Джузеппе понимает, что король и Папа не настолько полны решимости, чтобы поднять весь народ и противостоять австрийцам и французам в деле объединения страны. Слова Гарибальди «Война короля закончилась. Начинается народная война» станут призывом к освобождению Италии.

9 февраля 1849 года на территории Папского государства по предложению Гарибальди образуется Римская республика, защита которой стала священным долгом патриотов.

Один из самых тяжёлых и страшных боёв пришлось выдержать гарибальдийцам при осаде Рима французской армией в 30 тысяч человек с мощной артиллерией, возглавляемой генералом Удине. Древнему святому городу грозило разрушение, волна приступов не прекращалась, кровавое сражение шло врукопашную и продолжалось не один день.

26 июня, когда кольцо окружения приблизилось вплотную к городу, Гарибальди неожиданно увидел свою Аниту. Молодая женщина не могла находиться в Ницце, так далеко от мужа, когда ему грозила смертельная опасность. На пятом месяце беременности, узнав из газет о жестоких сражениях, она смогла пробраться в Рим сквозь окружение и снова быть рядом с любимым в его тяжёлые минуты. Гарибальди был очень обеспокоен её появлением, заметно похудевшая Анита выглядела больной и уставшей, с печалью и тревогой в глазах.

В ночь на 30 июня, когда город праздновал день святого Петра, генерал Удине направил свои отряды на решающий приступ. Силы были не равны, и Гарибальди был вынужден отступить и покинуть город со словами: «Там, где будем мы, будет Рим».

Около 3 тыс. пехотинцев, 400 кавалеристов, телеги и повозки со снаряжением направились в сторону Венеции, которая ещё держала свои бастионы. Путь был долгий и трудный — голод, жажда, дезертирство значительно сократили отряд Гарибальди. Рядом с мужем, верхом на коне, все испытания пути разделяла беременная и больная малярией Анита, ей становится всё хуже и труднее преодолевать жару и усталость.

Когда Гарибальди достиг маленькой и независимой республики Сан-Марино (San Marino), то в его группе осталось всего 1,5 тыс. человек. Он предложил Аните воспользоваться ситуацией и попросить убежища в маленьком и красивом городке, но женщина отказалась, опасаясь быть покинутой мужем.

По пути в Венецию (Venezia), уже тяжело больная Анита, ни на что не жаловалась и даже подбадривала Джузеппе: «Полно, успокойся». Обессилившую жену Гарибальди большую часть пути пронёс на руках, и остановился в маленькой деревушке в крестьянском доме только тогда, когда у неё началась агония. Он пытался найти помощь у врачей, которые оказались рядом, но облегчение не наступило — 4 августа 1849 года измученная малярией и тяжело переносимой беременностью на позднем сроке любимая жена и мать его детей умерла, ей было всего 27 лет.

Гарибальди, убитый горем и в слезах, был вынужден без промедления продолжить свой путь и покинуть деревню, не подвергая её жителей опасности. Тело Аниты было наспех похоронено добрыми людьми в имении Мандриоле (Mandriole) между Равенной и Комаккьо.

Гарибальди будет женат ещё два раза и в память об Аните назовёт одну из дочерей в новом браке, но именно первую супругу он считал самой любимой женщиной и неразлучным товарищем во всех приключениях своей жизни. Легендарный образ Аниты сложился не только в Италии, но и в Бразилии, где она была включена в список «Книги героев отечества».

Фильмы

Отважной спутнице Гарибальди Аните посвящены несколько живописных полотен и гравюр с эпизодами из её жизни, а также ряд документальных и художественных фильмов.

«Красные рубашки»

В 1952 году зрители смогли увидеть картину «Красные рубашки» производства Италии и Франции от режиссёров Гоффредо Алессандрини (Goffredo Alessandrini) и Франческо Рози (Francesco Rosi). Роль Аниты исполнила актриса Анна Маньяни (Anna Magnani), а роль Джузеппе Гарибальди — Раф Валлоне (Raf Vallone).

«Анита Гарибальди»

В 2012 году на экраны вышел фильм «Анита Гарибальди», произведённый совместно Италией, Португалией и Болгарией. Биографическую драму снял режиссёр Клаудио Бонивенто (Claudio Bonivento) с участием в главных ролях Валерии Соларино (Valeria Solarino) и Джорджа Пазотти (Giorgio Pasotti). Несмотря на присущий художественный вымысел, картина ярко и трогательно повествует о жизни Аниты.

«Анита и Гарибальди»

В 2013 году в Бразилии состоялась премьера киноповести «Анита и Гарибальди», снятой режиссёром Альберто Рондалли (Alberto Rondalli). В главных ролях замечательно сыграли бразильские актёры Ана Паула Арозио (Ana Paula Arosio) и Габриель Брага Нуньес (Gabriel Braga Nunes).

Фильм повествует о жизни влюблённых, начиная от их романтической встречи. Захватывающий сюжет разворачивается на фоне достоверных исторических событий с кадрами живописных уголков природы Бразилии и Италии, а великолепная игра красивых актёров сопровождается чувственной музыкой.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru