Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне на Пьяцца Навона

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне на Пьяцца Навона

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone) на площади Навона (Piazza Navona) — выдающийся архитектурный памятник римского барокко. Церковь XVII века стоит на остатках античного строения, которое традиционно считается местом казни девственницы-мученицы Агнессы Римской (около 291-304). Мощи двенадцатилетней девочки (её череп), которым начали поклоняться ещё в VII веке, в настоящее время находятся в одной из часовен базилики.

Удивительное сочетание красоты форм, важности исторического места и значимости древней святыни делают этот храм притягательным как для верующих, так и для ценителей итальянского искусства.

Название

Наряду с официальным названием базилика известна также как «Сант-Аньезе-аль-Цирко-Агонале», «Сант-Аньезе-де-Криптис-Агонис» или «Сант-Аньезе на площади Навона». Дополнение к имени святой слова agone означает по смыслу не агонию мученицы, а отношение к историческому месту.

Во времена античности Piazza Navona имела название Piazza in Agone, что в переводе с греческого означало «на месте соревнований» от латинского agōn – «соревнование». Постепенно в простонародном произношении «ин Агоне» трансформировалось в «Навона».

Место основания

Известно, что знаменитая площадь появилась на месте древнеримского стадиона, построенного в 86 г. императором Домицианом. История базилики неразрывно связана с этим сооружением.

Стадион Домициана (Stadio di Domiziano) или Цирк Агоналис (Circus Agonalis) был построен для народа Рима, требовавшего не только хлеба, но и зрелищ. Здесь проводились спортивные состязания, на которые собиралось около 20 тыс. зрителей. Арена древнегреческого типа отличалась от современной – она имела форму в виде подковы с финишем и стартом на одной южной стороне. Вытянутая в длину Пьяцца Навона повторяет очертания по внутреннему периметру Стадиона Домициана, который оказался сегодня на 5 метров ниже уровня площади.

Стадион Домициана в Риме реконструкция

Мрачную славу этой постройке принесли бордели, публичные пытки и казни, которые были обычным делом в Древнем Риме. Приблизительно в 304 г. н. э. в одном из сводчатых залов под террасами стадиона святая Агнесса подверглась унижению, после чего она была выведена римскими солдатами на арену и казнена.

  • Официальный сайт стадиона Домициана stadiodomiziano.com – там можно проверить актуальное время работы и стоимость билетов.

Мученица Агнес

История мученицы Агнессы (Агнес), дошла до наших дней только в легендах. Из них можно сложить грустное жизнеописание девочки.

Святая Агнесса Римская

Она родилась в римской небедной семье христиан. Когда пришло время замужества, а оно наступало в ту пору по достижению 12 лет от роду, набожная Агнес решила не связывать себя узами брака и остаться невестой Христа. Отказ получил не кто-нибудь, а племянник Диоклетиана. Он не стерпел обиды и решил наказать свою невесту.

Девочка, которая предпочла преданность своей вере, была отдана в публичный дом, находившийся под сводами Стадиона Домициана. Такой способ наказания для женщин был известен во время гонений на первых христиан при императоре Диоклетиане. Связанных по рукам пленниц насиловали до полного истощения и смерти.

В случае с Агнес произошло чудо – ни один мужчина не смог лишить её девственности, так как его просто покидали силы. Следующей была попытка покрыть позором девушку, когда её представили толпе совершенно голой. На удивление всех присутствующих волосы Агнес мгновенно отросли и скрыли её обнажённое тело.

В день казни юной христианки путём сожжения на костре на арене Стадиона Домициана пошёл дождь и затушил огонь, явив очередное благосклонное отношение Бога. Палач настолько был разъярён этим, что просто отсёк голову своей жертвы.

Часовня и ранняя церковь

Так как Агнес происходила родом не из простой семьи, её тело не выбросили, а захоронили вместе с другими казнёнными христианами в катакомбах, над которыми в 342 г. н. э. была построена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура (Basilica di Sant’Agnese fuori le mura). Учитывая паломнический интерес к месту казни девственницы-мученице, в сводчатых помещениях Стадиона Домициана вскоре появилась часовня – освящённое помещение для совместных молитв. Впервые о ней упоминается в сохранившемся римском путеводителе IX в., известном как Маршрут Айнзидельна.

Молельню, посвящённую святой Агнес сначала обслуживали василианские монахи византийского обряда, а с X в. — бенедиктинцы Аббатства Фарфа (Abbazia di Santa Maria di Farfa).

Перестройка часовни под церковь была проведена при папе Каликсте II, который в 1123 г. и освятил её. В 1597 г. Сант-Аньезе-ин-Агоне перешла от бенедиктинцев к Ордену меньших регулярных клириков (Chierici Regolari Minori), при которых состоялась капитальная реставрация церкви. В это время на Пьяцца Навона уже было несколько дворцов аристократов, и церковь служила местом упокоения членов их семей. Всё изменилось, когда часть земли на площади выкупили Памфили (Pamphili) – старинный итальянский род, оставивший заметный след в истории Рима.

Памфили

Аристократическое семейство Памфили родом из Губбио (Gubbio) перебралось в Рим в конце XV в. и постепенно завоевало самые влиятельные позиции в католической церкви и политике. Пик могущества Памфили пришёлся на 1644-1655 г. — период понтификата Иннокентия Х, в миру Джованни Баттиста Памфили (Giovanni Battista Pamphilj).

В начале правления вновь избранный папа решил упрочить положение своей семьи. В 1646 г. в самом сердце района Парионе (Parione), к югу от церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, началось строительство великолепного фамильного дворца – Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Тогда же у папы возникла идея сделать соседнюю церковь, посвящённую святой Агнессе, семейной усыпальницей. Монахи-бенедиктинцы, получив выгодное предложение от Памфили, согласились переехать в Сан-Лоренцо-ин-Лучина (San Lorenzo in Lucina), и приход был закрыт.

Советую почитать про вилла Дориа Памфили

Проект и Строительство

Строительство и отделка церкви продолжались с 1652 г. по 1672 г., когда она и была освящена.
Работы начались со сноса здания старой церкви, за исключением склепа, являющегося древнеримскими остатками Стадиона Домициана.

К разработке проекта новой базилики Иннокентий Х привлёк архитектора своего дворца Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) и его сына Карло Райнальди (Carlo Rainaldi), но их проект не получил одобрения. В 1653 г. папа передал заказ Франческо Борромини (Francesco Borromini). Его архитектурный план оказался более оригинальным, но смерь понтифика в 1656 г. не позволила завершить работы. Пришедший к власти новый папа Александр VII предъявил много претензий к Борромини и в конечном итоге в 1657 г. отправил архитектора в отставку.

Гравюра Пиранези Площадь Навона

Племянник Иннокентия X кардинал Камилло Памфили (Camillo Francesco Maria Pamphili) вернул к работам Карло Райнальди, которого вскоре заменил Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Опытного и талантливого архитектора пригласила Олимпия Альдобрандини (Olimpia Aldobrandini) – жена умершего к тому времени кардинала.

Переход проекта церкви из рук в руки самых известных архитекторов Рима в конечном итоге ни коим образом не нарушил общий стиль и великолепный вид Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Принято считать, что план здания принадлежит Райнальди, барочный фасад – Борромини, а идея двух симметричных башен и интерьер – Бернини.

Описание

Архитектурный план Сант-Аньезе-ин-Агоне довольно сложной. Он включает в себя восьмиугольник (квадрат в круге), наложенный на греческий крест, короткие стороны которого – это трансепт, вершина – апсида с главным алтарём, а нижний конец – вход со стороны Пьяцца Навона.

Восьмигранный купол с двойными рёбрами расположен на высоком барабане, оформленном коринфскими пилястрами и прямоугольными окнами. Венчает базилику крест на глобусе, установленный на изящный фонарь работы Джироламо Райнальди.

Фасад, спроектированный Борромини и завершённый Райнальди, имеет вогнутую форму, присущую стилю барокко. Новаторский для своего времени, в будущем он стал прообразом для многих зданий в Европе.

Главный вход с большой бронзовой дверью обрамляют две пары коринфских полуколонн, поддерживающих антаблемент с лепным архитравом, глухим фризом и карнизом с модильонами. Треугольный фронтон с плоским тимпаном увенчан гербом папы Иннокентия Х, на котором изображён голубь, держащий в клюве оливковую ветку – символ миролюбия семьи Памфили.

Особое великолепие придают фасаду две трёхэтажные кампанилы (башни-колокольни) работы Джованни Мария Баратта (Giovanni Maria Baratta).

Стоит обратить внимание на пару часов, помещённых на цоколе второго уровня фасада. Они показывали время, исчисляемое разными способами. Одни из них изначально были установлены на древнеримский лад, по которому циферблат делился на 12 дневных часов, где 0:00 – восход солнца, а 12-00 – закат. Эти часы приходилось постоянно подгонять в зависимости от времени года, но тем не менее по желанию римских пап они сохраняли такой ход до 1842 года. Другие часы сразу показывали «правильное» время, называемое tempo ultramontano, т.е. «время на другой стороне Альп».

Художественное оформление

Убранство Сант-Аньезе-ин-Агоне очень роскошное, но при этом в нём отсутствуют картины знаменитых художников. По этой причине базилика даже не была включена в путеводитель XIX в., что несправедливо. В интерьере, в котором изобилует редкий цветной мрамор, позолота и богатая лепнина, присутствуют не менее ценные художественные произведения XVII в.: фрески, великолепные рельефные панно и скульптуры.

Купол

Над восьмиугольным пространством интерьера преобладает купол эмпирейской модели – один из немногих существующих в церквях Рима.

Купол фрески базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме

Купол создан так, что смотрящий вверх ощущает над собой прекрасный небесный свод или эмпирей — бесконечное пространство, населённая душами блаженных, созерцающих Бога.

Потрясающая по красоте фреска купола изображает Апофеоз Святой Агнессы во славу Небес. Роспись выполнили два художника – начал Чиро Ферри, а после его смерти в 1689 г. роспись завершил Себастьяно Корбеллини. Впечатление усиливает надпись на фризе антаблемента внизу барабана: «Агнесса вошла в место стыда и встретила ангела Господня, ждущего её».

Фрески на четырёх подвесках купола являются первой серьёзной работой Джованни Баттиста Гаулли (Giovanni Battista Gaulli) по прозвищу Бачиччио (Bacicciа). Художника часто называют «Бернини в красках» за особую технику передачи объёмного пространства в плафонных росписях. Фрески изображают четырёх добродетелей – Благоразумие и Провидение, Справедливость и Мир, Стойкость и Милосердие, Воздержание и Целомудрие. Фигура с розовой короной в последней фреске – это Похоть. Существовало много предположений относительно того, на кого из женщин-врагов семьи Памфили похож этот образ.

Фонарь с голубем в центре купола – это и символ Святого духа, и хвастливый намёк на голубя герба Памфили.

Часовни

Купол базилики поддерживается четырьмя массивными опорами, в каждой из которых находится небольшая апсидная часовня, обрамлённая колоннами из красного мрамора коттанелло. Четыре алтаря посвящены святым Алексию, Эмерентиане, Евстафию и Цецилии. Алтарные барельефы из мрамора, посвящённые мученикам, – скульптурные шедевры барокко, выполненные известными мастерами: Джованни Франческо Росси (Giovanni Francesco Rossi), Эрколе Феррата (Ercole Ferrata), Мельхиорре Кафа (Melchiorre Cafa), Антонио Рагги (Antonio Raggi). Лепные украшения и ангелы в полукуполах ниш этих часовен выполнены и подарены церкви мастерской Феррата.

Капеллы, находящие в противоположных концах трансепта, оформлены идентично с применением жёлтого алебастра, красного и полихромного мрамора, брекчии и богатой золотой лепнины. Иллюзионистическое пространство часовен создаётся за счёт углублённой овальной ниши и голубого фона.

Часовня святой Агнес (Cappella di S. Agnese) в правом конце трансепта расположена ближе к месту её мученичества. Её украшает великолепная скульптура Эрколе Феррата, выполненная в 1660 г. по рисунку Бернини. Непорочная Агнес изображена в символических языках пламени, представляющего огонь сексуального искушения.

Скульптура святой Агнессы Римской

Скульптура в часовне напротив (Cappella di S. Sebastiano) – пронзённый стрелами святой Себастьян работы Пьетро Паоло Кампи (Pietro Paolo Campi), 1719 год.

христианский мученик святой Себастьян покровитель геев

По традиции этот христианский мученик изображается в образе прекрасного юноши, принявшего смерть даже с некоторым изяществом. Кстати, гомосексуалисты считают святого Себастьяна своим покровителем. Два мраморных ангела, парящих над Себастьяном выполнил Пьер Ле Гро – учитель Пьетро Паоло Кампи.

Справа от Часовни святого Себастьяна расположена Часовня Святого Филиппа Нери (Cappella di San Filippo Neri) с прекрасной потолочной фреской Франческо Аллегрини. На алтаре внутри скинии в форме миниатюрного храма хранится главная реликвия церкви – череп святой Агнесы. Он был перенесён в это место в 1908 г. по указанию папы Пия X. До этого святыня являлась частью собрания реликвий папской капеллы святых реликвий в Риме «Святая Святых» (Chiesa di San Lorenzo in Palatio ad Sancta Sanctorum). Маленький по размеру череп действительно принадлежит ребёнку и выглядит очень трогательно в богато украшенной часовне.

Одна из часовен посвящена Святой Франческе Романа (Cappella di Santa Francesca Romana), которая крестилась здесь в стенах ещё старой церкви. Купель тех времён, как священная реликвия, хранится под алтарём часовни. Авторство мраморного барельефа и плохо сохранившейся потолочной фрески точно не установлено.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики посвящён не его покровительнице, как было задумано первоначально, а Иоанну Крестителю. Горельеф из белого мрамора, выполненный в 1688 г. Доменико Гуиди, представляет Святое семейство с младенцем Иоанном, а также его родителями – Елизаветой и Заккарией. Нынешний алтарь был возведён в 1724 г. на основе проекта Карло Райнальди, позже реализованного Чиро Ферри. Интерес представляют четыре ребристые колонны из зелёного мрамора, которые могли быть взяты от снесённой триумфальной арки Марка Аврелия (II в. н. э.).

Ризница Борромини

Дверь в левой части часовни святой Агнесы ведёт в ризницу. В неё можно также попасть через отдельный вход с Виа дель Анима. Эта так называемая летняя ризница, имеющая структуру обособленной церкви, которая использовалась для частных функций семьи Памфили. Она была построена между 1658 и 1666 годами по проекту Франческо Борромини. Зал восьмиугольной формы богато украшен картинами и позолоченной лепниной.
Вдоль боковых стен размещены деревянные хоры, которые указывают на то, что первоначально здесь планировалось проведение собраний коллегии священников.

Цилиндрический свод, расписанный Франческо Аллегрини, показывает истории из жизни Девы Марии. Алтарная икона и фрески стен апсиды так же посвящены Богоматери. В ризнице находится картина XVII в. «Прославление Святой Агнесы», написанная Паоло Гисмонди, известным как Паоло Перуджино.

Компактная Ризница Борромини обладает удивительной акустикой, что стало находкой для проведения в ней концертов камерной музыки эпохи итальянского барокко.

Склеп святой Агнессы

Самая старая часть Сант-Аньезе-ин-Агоне – Склеп святой Агнессы.

Мощи святой Агнессы Римской

Он состоит из трёх комнат, оставшихся от древнеримского Стадиона Домициана. Одна из них являлась борделем и именно в ней святая Агнесс повергалась оскорблениям. Последняя комната – старинная часовня, из которой возникла церковь. Помещения склепа постоянно страдали от сырости, так как часто подвергались затоплению. Это происходило вплоть до 1866 г., в те дни, когда семья Памфили устраивала традиционный праздник и превращала Площадь Навона в озеро, по которому римляне катались на лодках.

Фрески склепа, относящиеся к XVII в., пострадали от влаги, но всё ещё представляют интерес. Сильное впечатление производит мраморный барельеф Джованни Буратти с образом святой Агнесы. На нём запечатлена очень реалистичная сцена в момент, когда римские солдаты ведут к месту казни двенадцатилетнюю девочку.

Семья Памфили владела Сант-Аньезе-ин-Агоне более 300 лет и только в 1992 г. пожертвовала её Римской епархии. В Базилике многое напоминает о знаменитой фамилии. Здесь находится фамильный склеп, захоронение останков Иннокентия X (в Часовне Святой Франчески Романа) и его надгробный памятник, созданный в 1729 г. Джованни Баттиста Майни, гербы и узнаваемые голуби с пальмовой ветвью в клюве.

Гробница папы Римского Иннокентия Памфили

Время работы

Базилика открыта для посещений ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 12:30 и с 15:30 до 19:00. В праздничные дни часы работы может меняться. Вход бесплатный.

Архитектурное великолепие Базилики святой Агнессы на Пьяцца Навона дополняет богатая духовная жизнь. В её стенах проводятся концерты, организуются художественные выставки и книжные презентации.

Консультации в Италии от эксперта
Автор:

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru