Палаццо Фарнезе в Риме

Палаццо Фарнезе в Риме

Величественный Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese) представляет собой одно из самых красивых зданий в Риме, считавшееся на протяжении нескольких веков образцом дворцового строительства.

Роскошный памятник архитектуры эпохи Возрождения восхищает своей монументальностью и лаконичностью форм. Хотя вот уже более 100 лет палаццо используется как административное здание посольства Франции, и не является в полной мере туристической достопримечательностью, попасть внутрь все же возможно, благодаря экскурсионным турам, регулярно проводящимся по предварительной записи.

Любознательным путешественникам, оказавшимся в «Вечном городе», стоит обязательно посетить дворец, чтобы воочию увидеть истинный шедевр, созданный лучшими мастерами Италии.

История строительства

Строительство палаццо началось приблизительно в 1513 – 1514 годах, по заказу Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese). Не имея духовного сана, он получил звание кардинала и епископа трёх епархий, что, по мнению современников, произошло благодаря сестре, Джулии Фарнезе (Giulia Farnese), состоявшей в любовной связи с папой римским Александром VI (Родриго Борджиа).

Первоначальный проект дворца был разработан флорентийским архитектором Антонио да Сангалло Младшим (Antonio da Sangallo il Giovane). Примечательно, что палаццо возводился не «с нуля», а на основе нескольких старых зданий, которые приобрел кардинал.

В 1527 году строительство было приостановлено из-за войск императора Карла V, совершавших грабежи и бесчинства в городе. С течением времени церковная карьера кардинала достигла наивысшей точки. В 1534 году он получил папский престол, став понтификом Павлом III, в связи с чем было принято решение переделать первоначальный проект палаццо, значительно увеличив размеры здания и изменив планировку помещений. Внешний облик дворца и его роскошные интерьеры должны были стать свидетельством могущества, благосостояния и власти семьи Фарнезе.

Возведение палаццо возобновилось в 1541 году, а спустя пять лет, в связи с кончиной Антонио да Сангалло Младшего, строительные работы возглавил выдающийся мастер Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti).

Центральный фасад, отделанный золотистым кирпичом с элементами из белоснежного травертина, был дополнен выступающим карнизом. Приемник архитектора внес также ряд других изменений. Например, окна были декорированы мраморными колоннами, над порталом, на центральном балконе, появилась дверь, увенчанная искусно выполненным фамильным гербом папы Павла III. По задумке Микеланджело со стороны внутреннего двора здание увеличилось до трех ярусов.

В 1549 году основатель дома Фарнезе ушел из жизни, что стало причиной очередного перерыва в строительных работах. Благоустройство палаццо было продолжено лишь спустя 16 лет по инициативе племянника покойного понтифика.

Работы проводились под руководством Джакомо да Виньола (Jiakomo da Vignola), являвшегося также автором проекта виллы Фарнезе (Villa Farnese) в Капрароле (Caprarola). Результатом архитектурных идей мастера стало оформление заднего фасада, выходящего на улицу виа Джулиа (Via Giulia).

Палаццо Фарнезе в Риме

В начале 90-х годов XVI столетия, через 75 лет после начала строительства, благодаря стараниям Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) дворец приобрел свой окончательный облик. Прославленный архитектор и скульптор, один из самых ярких представителей маньеризма, был приглашен кардиналом Алессандро Фарнезе, известным меценатом и коллекционером, внуком понтифика Павла III.

Внутреннее убранство

Представители рода Фарнезе были большими поклонниками искусства и науки. Частное собрание семьи включало в себя античные скульптуры, произведения, выполненные из драгоценных камней и металлов, а также картины, созданные мастерами эпохи Возрождения. Значительная часть коллекции, начало которой было положено папой римским Павлом III, сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli).

Немаловажную роль в истории палаццо сыграл кардинал Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese). В 1597 году он пригласил в Рим болонского живописца, Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), и заказал ему декорировать художественной росписью интерьер дворца.

фрески Аннибале Карраччи на потолке палаццо Фарнезе в Риме

Цикл настенных фресок на мифологическую тему, получивший название «Любовь богов», должен был прославить династический брак между четвертым герцогом Пармы, Рануччо I Фарнезе (Ranuccio I Farnese), приходившимся праправнуком папе римскому Павлу III, и Маргаритой Альдобрандини (Margherita Aldobrandini), внучатой племянницей понтифика Климента VIII. Заключению союза между представителями двух влиятельных домов предшествовали долгие переговоры. Брак имел огромную важность с политической точки зрения, так как призван был укрепить отношения между Святым Престолом и Пармским герцогством (Ducato di Parma).

Работа по художественному оформлению внутреннего убранства палаццо Фарнезе продолжалась более 7 лет. Аннибале трудился вместе со своим старшим братом, Агостино Карраччи (Agostino Carracci), а также учениками Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Доменикино (Domenichino).

Фреска Триумф Вакха и Ариадны на потолке палаццо Фарнезе в Риме автор Аннибале Карраччи

Уникальная роспись потолка и стен была дополнена объемной лепниной с позолотой, скульптурными группами и барельефами. Произведения «Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона», отличающиеся продуманностью композиции, свежестью цветовой палитры, насыщенностью оттенков и глубоким аллегорическим смыслом, признаны искусствоведами самыми удачными творениями живописцев.

Внутренняя отделка палаццо была завершена к 1604 году, после чего братья Карраччи приобрели невероятное признание, слава о талантливых мастерах распространилась далеко за пределами Рима. В XVII – XVIII веках оформление галереи Фарнезе (площадь помещения – 20 Х 7 метров), стало эталоном дворцовых и парадных интерьеров.

Интересные факты

Подобно любому другому памятнику архитектуры палаццо переживал за свою многовековую историю периоды расцвета и упадка. Дальнейшая его судьба была напрямую связана с событиями, происходящими в жизни потомков влиятельного рода Фарнезе и представителями монарших домов Европы.

После того, как в 1626 году кардинал Одоардо Фарнезе умер, дворец долгое время пустовал.

В 30-80-х годах XVII века палаццо служил резиденцией для важных особ, приближенных к императорским и королевским дворам. Так, здесь часто бывал кардинал Альфонс-Луи дю Плесси де Ришельё (Alphonse-Louis du Plessis de Richelieu), один из высших сановников Французской монархии.

Свадьба Людовика XIV

В 1660 году дворец стал местом проведения торжественного бракосочетания Марии Терезии Австрийской (Испанской), и представителя французского престола Людовика XIV, известного также как «Король-Солнце». Супруги приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Политический союз положил конец многолетней франко-испанской войне, но просуществовал не более года.

Шведская королева Кристина

В 1655 году с разрешения папы римского Александра VII в пустующем палаццо Фарнезе поселилась приехавшая в «Вечный город» королева Кристина. Примечательно, что несколькими годами ранее правительница Швеции отреклась от монаршего престола и приняла католичество. Эксцентричная, противоречивая и вместе с тем одаренная блестящими способностями Кристина, превратила палаццо в интеллектуально-культурный центр, где собирались лучшие итальянские поэты, музыканты, композиторы, ученые и художники.

При этом некоторые историки утверждают, что после годичного проживания бывшей монаршей особы во дворце обнаружилась пропажа многих ценных вещей и предметов искусства.

В собственности у испанцев

В 1731 году умер восьмой герцог Пармы, Антонио Фарнезе (Antonio Farnese), являвшийся последним представителем могущественной династии по прямой мужской линии. После его смерти все владения семьи отошли в казну Испании. Поскольку у герцога не было детей, палаццо, наравне с другим имуществом, был унаследован Елизаветой Пармской (Изабеллой Фарнезе), связанной в то время брачными узами с королем Филиппом V, а позже – ее старшим сыном.

В 30-х годах XVIII века будущий король Испании, Карл III, перевез большую часть произведений искусства, хранившихся во дворце, в Неаполь (Napoli), и Казерту (Caserta), где располагались его резиденции.

Палаццо в наши дни

Во второй половине XIX века французские власти заключили договор аренды с последующим правом выкупа, став в 1911 году собственниками дворца. В период диктатуры Бенито Муссолини (Benito Mussolini) правительство Италии приняло решение вернуть здание.

Так, в 1936 году был подписан договор купли-продажи, однако, согласно его условиям, палаццо Фарнезе должен был на протяжении 99 лет оставаться в распоряжении французского посольства, с символической ежемесячной арендной платой в размере 1 евро.

Как попасть внутрь

Попасть внутрь палаццо Фарнезе можно только по предварительной записи на официальном сайте французского посольства в Риме  it.ambafrance.org

Визит длится час, возможен в понедельник, среду и пятницу на 15:00, 16:00 или 17:00. Места в группах с экскурсией на итальянском, французском или английском языке нужно резервировать на этой страничке минимум за месяц.

Резервация билетов в Палаццо Фарнезе в Риме

Билет стоит 11 евро, так как это визит на территорию посольства, будьте готовы ввести паспортные данные.

Обратите внимание, что официальный сайт доступен только на английском и французском языках, переключатель в правой верхней части экрана.

Достопримечательности рядом

Главный фасад палаццо выходит на одноименную площадь Фарнезе (Piazza Farnese), которая в давние времена носила название Герцогская. В 1545 году территория, прилегающая к дворцу, была вымощена брусчаткой.

Сохранившиеся до наших дней старинные гравюры свидетельствуют о том, что в период расцвета дома Фарнезе площадь служила местом проведения бычьих боев, рыцарских турниров и прочих увеселительных мероприятий.

Сегодня в этой части города редко появляются толпы туристов. Кажется, будто каждый камень здесь пропитан спокойствием, умиротворенностью и некоторым аристократизмом. Удивительная атмосфера придется по душе любителям уединенных прогулок.

Фонтаны

Центр площади украшают два больших фонтана-близнеца, построенные в 20-х годах XVII века по проекту архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Массивные чаши увенчаны скульптурными композициями в виде бутонов лилий – геральдического символа могущественного рода Фарнезе.

Дабы уберечь фонтаны от посягательств бесцеремонной публики, они были первоначально ограждены невысоким металлическим забором. До 1920 года сооружения оставались собственностью потомков папы римского Павла III, а после перешли под юрисдикцию государства.

Особый интерес представляют чаши, установленные в центре фонтанов. Известно, что каждая из них выполнена из египетского гранита древнеримского периода и является настоящим артефактом, найденным на развалинах терм Каракаллы (Terme di Caracalla) – банного комплекса, считавшегося в V веке н. э. главным чудом Рима.

Примечательно, что одна из старинных ванн была установлена на площади еще в середине XVI столетия, задолго до появления фонтанов и служила своеобразной трибуной для привилегированных особ, наблюдавших за проведением праздничных мероприятий.

Церковь

Справа от палаццо расположена небольшая церковь, возведенная в честь католической святой Бригитты Шведской (Chiesa di Santa Brigida).

Праведница, провозглашенная в 1999 году покровительницей Европы, приехала в Рим в середине XIV века и снискала в «Вечном городе» добрую славу своим милосердием и благочестивостью. Роскошный фасад храма оформлен в стиле барокко. Интерьер украшен великолепными картинами и фресками работы итальянского художника Бьяджо Пуччини (Biagio Puccini).

Вилла Фарнезина

На противоположном, западном берегу реки Тибр находится вилла Фарнезина (Villa Farnesina), принадлежавшая некогда влиятельному купцу и банкиру Агостино Киджи (Agostino Chigi).

Вилла Фарнезина в Риме

В 1577 году здание было приобретено внуком папы римского Павла III, кардиналом Алессандро Фарнезе. Вилла, построенная в начале XVI века по проекту Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi), представляет особый интерес как памятник архитектуры и изобразительного искусства Высокого Возрождения.

Украшением внутреннего убранства, а именно росписью стен и потолков второго этажа, занимался Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и ученики художника.

Неоднократно возникла идея соорудить мост через реку Тибр, который связал бы внутренний дворик палаццо с родовой виллой, находящейся на противоположном берегу, однако этим планом не было суждено воплотиться в жизнь. В наши дни в здании работает музей, в котором представлены картины, рисунки и гравюры европейских мастеров XV – XIX веков.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 9 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru