Антонио Канова – гениальный итальянский скульптор

Антонио Канова итальянский скульптор

Антонио Канова (Antonio Canova) – величайший итальянский скульптор-неоклассик, который за свою долгую и плодотворную жизнь достиг успеха, сравнимого с признанием таких великих мастеров, как Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) и Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Прекрасные статуи из гипса и мрамора, созданные Антонио Кановой, наполнены высокой одухотворённостью и настолько реалистичны, что воспринимаются как живые персонажи, которые замерли только на мгновение в своём грациозном движении.

Современники называли Канову «Вторым Фидием» и ставили его работы в один ряд с лучшими скульптурами Древней Греции. Шедевры мастера-легенды, выполненные им в XVIII–XIX вв., стали на многие годы вперёд эталоном неоклассической скульптуры и образцом для подражания.

Семья

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в Поссаньо (Possagno) — небольшом живописном городке, расположенном примерно в 60 км от Венеции.

Детство мальчика прошло в достатке, но в отсутствии любви и заботы со стороны близких. Его отец, потомственный каменотёс Пьетро Канова, умер, когда Антонио едва исполнилось 4 года, а мать, Мария Анжела Дзардо Фантолини, через год вышла замуж и вернулась на свою родину в Креспано-дель-Граппа (Crespano del Grappa).

Маленький Антонио остался в Поссаньо на попечении деда, Пазино Кановы, который был искусным резчиком по камню и успел прославиться своими работами для церквей и вилл. Вздорный и грубый характер деда не помешал ему стать хорошим учителем и опекуном внуку.

Пазино Канова заметил художественные способности Антонио довольно рано и буквально заставил работать его своим подмастерьем на вилле венецианского сенатора Джованни Фалье. Мальчик удивил важного заказчика усердием и хорошим вкусом. Для званого обеда венецианской знати Антонио изваял из масла фигурку Льва святого Марка настолько изыскано, что вызвал всеобщий восторг присутствующих. Джованни Фалье позаботился о дальнейшем образовании Антонио и устроил его учеником в мастерскую Джузеппе Бернарди (Giuseppe Bernardi), расположенную в соседнем Азоло (Asolo) недалеко от Поссаньо.

1768–1779 годы. Венеция. Первый успех

В 1768 году Антонио Канова переехал в Венецию и продолжил совершенствовать свои навыки в мастерской скульптора Джузеппе Торретти (Giuseppe Torretti), а также в Академии изящных искусств, где посещал вечерние курсы обнажённого тела.

Город, наполненный не только воздухом бриза лагун, но и глубокими культурными традициями, раскрыл юному Антонио секреты скульптуры и принёс первый настоящий успех.

Эвридика и Орфей

В 1776 году Канова выставил на венецианской художественной ярмарке Festa della Sensa парные статуи «Эвридика» и «Орфей», над которыми работал два года по заказу своего венецианского покровителем Джованни Фалье.

Герои античной легенды запечатлены в момент выхода из подземного царства Аида. Орфей не должен был оглядываться на свою возлюбленную, но он сделал это и потерял Эвридику навсегда.

Мраморные фигуры передают не только сюжет, полный динамизма движений, но и чувства – отчаяние Орфея и смиренность несчастной Эвридики. Эта прекрасная работа в барочном стиле произвела фурор и сразу принесла признание и славу юному Антонио, которому исполнилось всего лишь 19 лет.

Скульптуры Орфея и Эвридики в настоящее время выставлены в Музее Коррера (Museo Correr) в Венеции.

Дедал и Икар

Семейные финансы позволили Канове открыть в Венеции собственную мастерскую и начать заработать деньги. В течение 1776-1777 гг. он создал свой следующий шедевр — «Дедал и Икар».

Согласно древнегреческому мифу изобретатель Дедал, построивший лабиринт на острове Крит, пытался спасти себя и сына Икара от преследования раздражённого царя Миноса. Скульптор запечатлел в мраморе трогательный сюжет. Отец, приобняв сына, крепит крылья на его спину и просит не взлетать слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, скрепляющий перья. Эта работа была принята венецианским обществом с восторгом и позволила окончательно удостовериться в невероятном таланте скульптора.

Признанием Кановы стало его назначение в 1779 г. членом Венецианской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Venezia) и предложение места преподавателя. Антонио был польщён, но в его планах уже был Рим.

Скульптуру «Дедал и Икар» можно увидеть в Музее Коррера (Museo Correr) в Венеции.

1780–1797 годы. Рим

Первое пребывание в Риме продлилось недолго, с 1779 по 1780 год, но этот период жизни оказался для Кановы очень насыщенным и важным. Он поселился в Палаццо Венеция (Palazzo Venezia) в качестве гостя венецианского посла и окунулся с головой в культурную жизнь Рима.

Молодой Канова стремился познать как можно глубже классическое искусство Вечного города, но не для того, чтобы его копировать, а с целью найти свой путь к совершенству скульптуры.

Работы

Переехав окончательно в Рим, Антонио Канова создал за период с 1780 по 1797 год ряд работ в разных жанрах, но наибольший успех и всемирную известность ему принесли скульптурные группы c сюжетами из древнегреческой мифологии.

Тесей и Минотавр

Одной из первых работ Антонио Кановы, выполненной в 1781 году в своей новой римской студии, стал «Тесей и Минотавр».

Заказчиком выступил венецианский посол в Риме Джироламо Зулиан (Girolamo Zulian) – один из самых влиятельных покровителей скульптора и искренний ценитель его творчества. Он же предоставил мастеру массивный кусок мрамора из коллекции музея Королевы Виктории и принца Альберта.

Сюжет скульптуры необычен тем, что герой Тесей изображён не в момент своей славы, а уже после победы над Минотавром, когда он сидит в задумчивости на бездыханном теле чудовища. Спокойный ритм композиции вместо драматической линии движений подчёркивает сдержанный и изящный стиль, присущий античным статуям. Публика, увидев впервые скульптуру «Тесей и Минотавр», приняла её за копию греческого оригинала и была потрясена, узнав, что это работы выполнена современником.

Скульптура «Тесей и Минотавр» находится в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), Лондон.

Психея, возрождённая поцелуем Купидона

«Психея, возрождённая поцелуем Купидона» — самая прекрасная и узнаваемая работа Антонио Кановы, которая считается шедевром неоклассического направления в скульптуре.

Канова трудился над ней почти 6 лет, с 1787 по 1793 год. Скульптор изобразил трогательный момент пробуждения смертной девушки от поцелуя возлюбленного – сына Венеры. Психея была отравлена матерью бога зельем из подземного царства, но в объятиях Купидона она вернулась к жизни. Сюжет и позы фигур Канова подсмотрел на фреске из Геркуланума (Ercolano), но преподнёс сложную композицию в своём стиле – с удивительным изяществом и чарующей безмятежностью.

Скульптура «Психея, возрождённая поцелуем Купидона» находится в Лувре (Luovre), Париж

Геракл и Лихас

Колоссальная (более 3 метров) по размерам скульптура «Геракл и Лихас» поражает взрывным характером движений и резко отличается от идеалистических образов других работ Антонио Кановы.

Согласно сюжету из пьесы Софокла «Трахинянки» разгневанный Геракл бросает в море юношу Лихаса – посланника, передавшего от жены Деяниры отравленный хитон. Тончайше одеяние (едва заметные складки на мощном торсе героя) было пропитано кровью кентавра, который обманул женщину, выдав ядовитое зелье за волшебную жидкость верности. Оба героя, и сильный Геракл, и хрупкий Лихас, оказались одинаково беззащитны перед судьбой.

Заказчик, заплативший большие деньги за эту скульптуру, так и не получил её, потому что покинул Италию из-за вторжения Наполеона в Неаполь. Канова начал работать над «Геракл и Лихас» в 1795 году, а завершил только 1815 году, продав статую повторно римскому банкиру.

1800–1815. Франция. Придворный скульптор Наполеона

В 1800 г. Канова стал самым выдающимся скульптором Европы с кругом влиятельных почитателей и покровителей, среди которых был и Наполеон Бонапарт.

Антонио болезненно переживал успехи корсиканского генерала по завоеванию Италии, но тем не менее в мае 1801 года он принял настоятельное предложение будущего императора Франции и первый раз прибыл в Париж. Канова выполнил большой ряд заказов от членов семьи Наполеона, что преумножило его славу, как самого великого скульптора неоклассического направления.

Наполеон в образе Марса-миротворца

С 1803 по 1806 год Антонио Канова работал над статуей Наполеона в образе Марса-миротворца. Идеальное тело обнажённого атлета совсем не соответствовало фигуре императора, что вызвало его недоумение и неприятие работы.

На вопрос Наполеона почему Канова изобразил его в таком виде, тот ответил: «Обнажённое тело — язык скульптора».
Статуя некоторое время находилась в Лувре (www.louvre.fr), но спрятанная от глаз посетителей за ширмой по приказу Наполеона. В 1816 году англичане выкупили творение Кановы и разместили его возле внутренней лестницы лондонской резиденции герцогов Веллингтонов, где она в настоящее время и находится.

Канова сделал ещё пять гипсовых копий статуй Бонапарта, но наиболее известной стала бронзовая репродукция, которая с 1859 года находится в центре почётного двора Палаццо Брера (Palazzo di Brera) в Милане.

Статуя была отлита в 1811 году из бронзы переплавленных пушек Замка Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Полина Бонапарт в роли Венеры-победительницы

Самой яркой работой французского периода творчества Антонио Кановы стал скульптурный портрет сестры Наполеона Полины Бонапарт в образе Венеры-победительницы (1804–1808). Золотое яблоко в руках женщины – приз суда Париса для прекраснейшей из богинь.

Мастер планировал изобразить Полину как скромную Диану-охотницу, но сама заказчица предпочла предстать в обнажённом виде и без стеснения позировала скульптору. Несмотря на то что ещё только год назад Полина вышла замуж за римского дворянина Камилло Боргезе, она уже успела запятнать свою репутацию внебрачными связями. Скульптура получилась прекрасной, но одновременно и скандально-откровенной. Только избранные гости семьи Боргезе могли любоваться этим шедевром, который показывали при свечах, чтобы усилить впечатление от чарующих прелестей Полины-Венеры.

Полезные ссылки:

Три Грации

Скульптурная группа «Три Грации» была выполнена Антонио Кановой в 1814–1817 гг. по заказу первой жены Наполеона Жозефины, которая умерла раньше и не успела полюбоваться готовым творением.
Новая работа именитого скульптора вызвала ожидаемый восторг в Европе.

Согласно древнегреческой мифологии три Грации – это дочери Зевса и морской нимфы Евриномы. Сёстры по имени Евфросина, Аглая и Талия ассоциируются с радостью жизни, весельем и красотой. Именно этих Граций изобразил в мраморе Антонио Канова, воплотив свой идеал женской красоты. Девушки, соединённые объятиями в полукруг, изящны и безмятежны, их лица выражают спокойствие и умиротворённость, а тела истончают мягкость и тепло плоти.

Тема изображения трёх Граций использовалась издавна и в разных культурах, при этом, каноны красоты женского тела менялись во времени. Интересно сравнить трёх Граций Кановы с образами на древних фресках в Помпеях и полотнах Рафаэля, Боттичелли, Дирка де Квад ван Равестейна и Рубенса.

Статуи, «заменившие» античные шедевры

Две скульптуры Антонио Кановы чаще других сравнивают со знаменитыми древнегреческими изваяниями, так как статуи XIX века на некоторое время буквально стали на место античных шедевров.

Во исполнение навязанного Наполеоном Толентинского договора 1797 года большая часть произведений искусства Италии были вывезены во Францию. В списке бесценных сокровищ оказались мраморные статуи Апполона Бельведерского (Apollo Belvedere) и Венеры Медичи (Venere de’ Medici) – оригинальной эллинистической скульптуры I в. до н. э. Сейчас статуи находятся в музеях Ватикана.

После отречения Наполеоном от власти в 1815 году, Канова много сделал для возвращения в Италию национального достояния, в том числе и этих бесценных творений мастеров прошлого.

Венера Италийская

Надо отдать должное Наполеону. Для смягчения своей вины за культурное ограбление Италии, он в 1802 году заказал Антонио Канове статую Венеры Италийской (1804-1808), которая временно заняла пустое место античной Венеры Медичи в Галерее Уффици во Флоренции.

Вопрос, какая богиня любви более совершена в своём мраморном образе, остаётся очень спорным. Многие считают, что талант Кановы оказался выше мастерства древнегреческого скульптора Клеомена Афинского. Венера XIX века более живая и одухотворённая благодаря невероятной передаче в камне нежной человеческой плоти и чувств смятения скромницы.

Во время путешествия во Флоренцию, советую запланировать экскурсию в Галерею Уффици.

Персей Торжествующий

В период с 1802 по 1815 год постамент статуи Апполона Бельведерского в Ватикане занимал Персей Торжествующий, созданный Антонио Канова в 1800-1801 гг. и выкупленный папой Пием VII, чтобы возместить потерю.

Герой древнегреческой мифологии изображён в момент, когда он отрубил голову горгоны Медузы. Кстати, лик чудовища с волосами из змей мастер позаимствовал у Медузы Ронданини (Medusa Rondanini) – копии античного произведения V в. до н.э., приписываемого Фидию.

Персей Кановы настолько восхитил зрителей, что даже после возращения статуи Апполона Бельведерского в Ватикан из Парижа он ещё некоторое время делил с ним один постамент.

Сегодня каждый желающий может увидеть Персея Торжествующего во время индивидуальной экскурсии в музеи Ватикана.

1816–1822 Поздний период творчества

Как патриот, Антонио Канова не остался навсегда в Париже и в 1816 году окончательно вернулся в Рим.
Несмотря на высокие должности и грандиозный успех Канова уже не мог работать в полную силу. Возраст и проблемы со здоровьем давали о себе знать и в 1818 году он вернулся в Поссаньо, где решил в тишине провести остаток жизни.

Храм Кановы

По просьбе местных жителей Канова принял участие в строительстве церкви Святой Троицы (Chiesa arcipretale della Santissima Trinità), известной сегодня как Храм Кановы (Tempio Canoviano).

Архитектурный талант скульптора проявился в уникальном проекте религиозного сооружения. Построенный в строгом неоклассическом стиле, он напоминает одновременно и римский Пантеон, и афинский Парфенон. Канова финансировал также все работы по строительству храма, а для пополнения средств продолжил брать заказы. Он не успел при жизни увидеть результат своего труда. Согласно завещанию работы по возведению церкви завершил в 1832 г. его сводный брат и друг детства епископ Джованни Баттиста Сартори (Giovanni Battista Sartori).

  • Интересный факт: Просьба Кановы похоронить его в римском Пантеоне была отклонена, что не помешало скульптору построить свой «Храм всех богов» в родном Поссаньо. Возведённый у подножия Коль Драга на высоте 342 м над уровнем моря, он производит должное впечатление.

Официальный сайт храма Кановы: www.museocanova.it

Последние работы

Уже тяжелобольной Канова всё равно продолжал работать в периоды облегчения.
В последние годы жизни он выполнил ряд копий своих знаменитых скульптур, а также завершил и создал новые, не менее прекрасные, чем на пике своей славы:

  1. Мраморный дуэт богов «Марс и Венера» (1815–1822), ставший аллегорий войны и мира в год победы Англии над Наполеоном в битве под Ватерлоу;
  2. Бюсты «Весталка» (1818), «Лукреции д’Эсте» (1821–1822), «Беатрис» (1818–1822);
  3. Кенотаф Стюартов для Собора Святого Петра (1819);
  4. Статую Джорджа Вашингтона в древнеримских доспехах (1815–1822);
  5. Статую Фердинанда IV в образе Минервы (1822);
  6. Две конные статуи для Пьяцца Плебисцито в Неаполе — Карла III Бурбона и его сына Фердинанда I (завершал работу после смерти Антонио Кановы его ученик Антонио Кали).

Секреты техники

Творческая плодовитость Антонио Кановы поражает. За свою жизнь он создал около 50 скульптур лично и более 180 со своими помощниками, при этом каждая из его работ была шедевром. Загадка столь редкостного таланта скрывалась не только в божественном даре скульптора, но и в уникальной технике.

Канова тщательно готовился к воплощению образа — делал эскизы, рисовал с натуры, лепил макеты из глины. Известно, что на первом подготовительном этапе с глыбой сырого материала работали ученики Кановы, а позже мастер приступал к ваянию образа, который он уже чётко представлял.

Скульптор работал по ночам, чтобы уловить плавную светотень мрамора, добивался ощущения идеальной мягкости поверхности камня путём его полировки в течение нескольких дней и даже недель, а в конце использовал собственную технику «последнего касания» – нанесения патины, чтобы «оживить» скульптуру.

Смерть. Надгробный памятник

Умер Антонио Канова 13 октября 1822 года в Венеции (где остановился на пути в Рим), в сознании и смирении со словами «Anima bella e pura» (прекрасная и чистая душа). Причиной смерти, как показало вскрытие, стала непроходимость кишечника и некроз на уровне привратника желудка. Его тело было захоронено в храме Пассаньо, а сердце временно помещено в порфировую урну и передано в Венецианскую Академию изящных искусств.

В 1827 году ученики Кановы собрали средства и установили своему наставнику памятник в Базилике во Славу Святой Марии от братьев (Basílica de Santa María Gloriosa dei Frari).

Пирамидальный кенотаф был создан по проекту Кановы, который он сам разработал в 1792 году для Тициана Вечеллио, но так и не установил. Сердце Кановы находится в урне, которую держит полностью задрапированная в покрывало фигура у двери надгробия. Погребальный памятник полон символов. Так, юноша с факелом, поднимающийся по лестнице – гений Кановы во славе, сидящая фигура юноши с крыльями и опущенным факелом – символ смерти, а круг из змеи, обрамляющий лицо скульптура над входом, – знак вечности.

Композиции надгробия, как яркий аккорд подводит итог жизни и творчества Антонио Кановы: смерть не погасила звезду таланта великого мастера, потому что его скульптурные шедевры стали воплощением красоты человека в неуловимом пространстве вечности, которое неподвластно времени.

Консультации в Италии от эксперта
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru