Базилика Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli) – старинная базилика, расположенная в историческом центре Рима на вершине Капитолийского холма (Campidoglio).

Среди многочисленных религиозных сооружений города она выделяется особенными чудотворными реликвиями и невероятной красотой внутреннего убранства, скрывающейся за простым и суровым фасадом. Церковь окутана красивыми легендами, одна и которых утверждает, что в её стенах находится самый древний христианский алтарь.

Рядом с помпезным Витториано (Vittoriano) романская церковь Девы Марии, отличающаяся скромной архитектурой, не всегда привлекает внимание туристов, но именно она может стать настоящим открытием для тех, кто пытается познать тайны Вечного города.

История и легенды

Свой нынешний римско-готический вид базилика Санта-Мария-ин-Арачели приобрела в период с XIII по XVIII в., но этому предшествовала история, берущая своё начало ещё в Древнем Риме. Она связана с легендой о капитолийских гусях, значением слова «монеты» и видением образа Девы Марии на Капитолии задолго до появления христианства в Риме.

Место основания

Капитолий всегда был в центре духовной и политической жизни Рима. Холм, который начал заселяться ещё в бронзовом веке, в Древнем Риме был одновременно и крепостью, и местом обитания богов. На южной, более высокой вершине Кампидольо, с 509 г. до н. э. находился главный храм Рима, посвящённый триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве.

На северном склоне второй вершины Капитолия, на которой сегодня возвышается Санта-Мария-ин-Арачели, уже в 753 г. до н. э. находилась цитадель, известная как Аркс (Arx). Крепость никогда не была местом постоянной дислокации военных гарнизонов и играла в боевой стратегии римлян больше символическую роль, как последний оплот взятия города.

На её территории был построен один из трёх римских авгуракулумов (auguraculum), представляющий собой открытый храм, откуда жрецы-авгуры (auguri) по полёту птиц интерпретировали волю богов. Священный обряд, пришедший от этрусков и введённый по преданию самим Ромулом, совершался также на Палантине (Palatino) и Квиринале (Quirinale).

Согласно ряду исследований, базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена как раз на месте древнего авгуракулума на Капитолии.

Капитолийские гуси и монеты

Самая первая легенда вокруг основания христианской базилики на Капитолии, связана со знаменитой историей, когда гуси со двора Аркса, предназначенные в жертву Юноне, спасли Рим.

Событие, произошедшее в 390 г. до н. э., описано в книге Тита Ливия «История от основания Рима». Галлы под предводительством Бренна, намереваясь ночью захватить последний оплот Рима —  Капитолий, пытались пробраться в крепость. Они не были замечены ни стражниками, ни почуяны собаками, и только встревоженные гуси подняли шум и разбудили начальника крепости Марка Манлия (Marcus Manlius Capitolinus). Благодаря пернатым героям, которых к своему счастью не съели измученные осадой и голодом защитники Капитолийской крепости, варварам был дан своевременный отпор, а Рим вскоре освобождён.

В память об этом эпизоде в 345-344 гг. до н. э. на месте двора, где жили священные гуси (у дома Марка Манлия), был воздвигнут храм Юноны Монеты (Tempio di Giunone Moneta). Слово moneta в переводе с латинского означает «предупреждать», а сама богиня Монета, которую отождествляли с Юноной, за пределами Рима считалась ещё и хранительницей средств города.

Римская богиня Юнона Монета

В 249 г. до н. э., вблизи нового храма на Капитолии появилась мастерская, чеканившая римские деньги из серебра. Вскоре имя богини дало название месту производства — «монетный двор» и римским деньгам (и не только) – «монеты».

Руины языческого храма Юноны Монеты могут находиться под основанием христианской церкви, посвящённой Деве Марии. В настоящее время эта версия подтверждается найденными в саду храма архитектурными артефактами, свидетельствующими о существовании древнего святилища и цитадели.

Сивилла и видение Августа

Нынешнее название базилики Санта-Мария-ин-Арачели впервые упоминается в документах 1323 г., но красивая легенда о том, как оно появилось, уходит в более отдалённые времена. Император Август (Octavianus Augustus) пожелал узнать у тибуртинской сивиллы, стоит ли обращаться к нему, словно к богу, как того пожелал Римский сенат. В ответ предсказательница показала ему видение в образе молодой женщины, стоящей на алтаре с ребёнком на руках, во время которого голос с неба поведал: «Это дева, которая зачнёт спасителя мира».

Впечатлённый Август приостановил постройку языческого храма и возвёл на месте чудесного видения «Небесный Алтарь» (Ara del cielo), который и дал имя будущей базилике Santa Maria in Aracoeli.

Об этом событии напоминает изображение фигур Августа и сивиллы, которые можно увидеть по обе стороны от арки над главным алтарём базилики.

Рим станет христианским только в IV веке, но известно, что в VI в. на месте нынешней базилики Санта-Мария-ин-Арачели уже существовала церковь, считавшаяся очень старой. Возможно «Небесный Алтарь» Августа, появившийся до Рождества Христова, никогда и не исчезал.

Ранняя церковь

Традиционно считается, что Санта-Мария-ин-Арачели основана в VI в. Григорием Великим (папой Григорием I), который в 590 г. — год своего восшествия на Святой Престол, мог её освятить, но точных сведений об этом нет.

Первым обнаруженным христианским строением на Капитолийском холме стал монастырь византийского обряда, основанный предположительно в VII в. греческими монахами, бежавшими от мусульманских преследований. Построенная ими церковь, посвящённая Святой Богоматери, постепенно обросла новыми монастырскими зданиями, жилыми кварталами и рыночной площадью. Обитель была закрыта в IX в., чему, возможно, способствовало землетрясение 847 г., от которого пострадали многие сооружения в Риме.

В конце IX — начале X в. восстановлением монастыря, принятого папством, занялись бенедиктинцы. Фактически в их распоряжении был весь холм с разрушенными и заброшенными зданиями, что позволяло использовать старые постройки для новых сооружений. Церковь, возведённая бенедиктинцами с использованием обломков античных зданий, в документах XI в. впервые упоминается как Санта-Мария-ин-Капитолио (Sancta Maria in Capitolio).

С восстановлением Римского сената в 1143 г. на Капитолийском холме возродилась общественная жизнь: рядом с монастырскими владениями стали провозглашаться законы и проходить народные собрания, а прямо в стенах церкви — производиться судебные разбирательства.

Перестройка при францисканцах

В конце XII в., когда Орден святого Бенедикта пришёл в упадок, монахи покинули Капитолий, и только в 1250 г. у церкви и монастыря появились новые хозяева – францисканцы. Столь щедрый подарок от папы Иннокентия IV воодушевил Братьев Меньших на работы по реконструкции обветшавших строений и в первую очередь старой церкви, которую они использовали для трансепта нового храма. Средства для проведения работ были найдены — нищенствующий орден охотно принимал пожертвования от состоятельных горожан в обмен на место в храме для фамильных захоронений.

Проект перестройки базилики с приданием ей романо-готических черт приписывают Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). Строительство продолжалось с 1285 по 1287 год, а в 1291 году храм был вновь освящён, при этом работы по отделке интерьера продолжались вплоть до XV века.

Старинная гравюра с изображением базилики Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

В XIV веке церковь стала называться Санта-Мария-ин-Арачели, что возвращало её к истокам основания и красивой легенде о небесном жертвеннике.

При францисканцах базилика надолго стала главной церковью Рима, чему способствовало и удачное соседство с городским советом. Взятый под опеку сенаторов храм одновременно стал и местом обсуждения и обнародования новых законов.

Осквернение

Тёмная полоса для базилики Санта-Мария-ин-Арачели наступила во время Римской республики (1798–1799). Французы, вторгшиеся в Рим в 1798 году, не испытывали трепета перед древними святынями и превратили храм в конюшню, уничтожив великолепие убранства. Они похитили драгоценности и разломали часовни, в том числе не пощадили ту, в которой хранились мощи святой Елены. Осквернённая церковь простояла закрытой до 1815 г. и была восстановлена францисканцами благодаря поддержке новых покровителей.

Сразу после объединения Италии под знамёнами Рисорджименто (Risorgimento) монастырский комплекс на Капитолии перешёл в собственность вновь образованного государства, которое не особенно считалось с интересами Святого Престола. Некоторое время в стенах базилики размещались даже казармы и командование местной полиции.

Строительство монументального комплекса Витториано, которое продолжалось в течение 1882–1911 гг., повлекло за собой разрушение монастыря, Башни Павла III и древней ризницы, но сам храм при этом не пострадал.

В настоящее время Санта-Мария-ин-Арачели – титулярная церковь, за которой с 1998 г. закреплён итальянский кардинал Сальваторе Де Джорджи (Salvatore De Giorgi).

Нынешний вид базилики Санта-Мария-ин-Арачели стал результатом ряда работ по строительству, реконструкции и отделке, которые были начаты в XIII в. монахами-францисканцами и продолжались вплоть до XVIII в.

Фасад базилики Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Фасад

Скромный и массивный фасад Санта-Мария-ин-Арачели представляет собой кирпичную кладку, выложенную ещё в XIII в. Многочисленные отверстия в стене – это следы от крепления лесов, которые были обустроены для проведения отделки фасада, которая не состоялась или не сохранилась.

В кладке стены врезаны три окна — центральное, напоминающие по силуэту сердце, и два боковых в форме круглой готической розы. В первом когда-то находился иерусалимский крест, который по понятным причинам во времена папы Урбана VIII (1623–1644) из рода Барберини заменили на витраж с изображением пчёлок из фамильного герба.

витраж с изображением пчёлок из фамильного герба рода Барберини Базилика Санта-Мария ин Арачели Рим

Три портала на фасаде были построены в XIV в. и реконструированы между XV и XVI веками. Центральный вход обрамлён аркой, под которой можно увидеть лишь следы фрески XV в., тогда как над боковыми дверьми прекрасно сохранились мраморные барельефы XVI в., изображающие евангелистов Иоанна и Матфея.

мраморные барельефы изображающие евангелистов Иоанна и Матфея

Старый портал справа стал боковым входом со стороны Капитолийской площади. Его оставили при перестройке храма для удобства посещения судебных заседаний. В люнете арки сохранилась мозаика XIII в. с изображением Мадонны и Младенца между двумя ангелами. Работа может принадлежать художникам и мастерам мозаики Якопо Торрити (Jacopo Torriti) или Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini).

Прямо над старым порталом возвышается простая колокольня из трёх кирпичных арок. Она была возведена между 1534 и 1549 годами на месте той, которая в 1260 году так и осталась недостроенной – тогда скромные францисканцы не могли позволить себе подобную роскошь.

Изгиб в верхней части фасада предполагал наличие мозаичного панно, которое могли бы видеть верующие, поднимающиеся в храм. Считается, что здесь находилась мозаика XIII в. работы Якопо Торрити с изображением сна папы Иннокентия III (его ночное видение послужило принятию нового монашеского ордена, основанного святым Франциском).

С 1412 и по 1806 год на фасаде базилики находились первые городские часы с колоколом. Для привычного римского счёта дневного и ночного времени сложный механизм требовал ежедневной подгонки стрелок, что доставляло много проблем и частые поломки.

Рядом с базиликой находится один из первых римских фонтанов эпохи ВозрожденияFontana di piazza d’Aracoeli, а также древнеримская инсула (Insula dell’Ara Coeli),  не проходите мимо.

Лестница

На вершину холма к Базилике Санта-Мария-ин-Арачели ведёт монументальная
мраморная лестница Scalinata di Aracoeli, наделённая, как считается, чудотворной силой.

Она появилась в 1348 году и стала подарком Богородице от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели (Madonna d’Ara Coeli) спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.

После того как святыню обнесли вокруг Рима, чума отступила, унеся при этом не так много душ, как в других городах. Об этом событии напоминает мемориальная доска, размещённая на фасаде церкви слева от главного входа.

Лестница выложена из останков античного храма Сераписа в Квиринале (Tempio di Serapide del Quirinale) и имеет 124 ступени, на поверхности которых до сих пор кое-где сохранился резной узор. В прошлом паломники и бездомные нищие часто устраивались на ночлег прямо на ступенях лестницы, принимая такую возможность, как благодать.

Лестница базилики Санта-Мария ин Арачели Рим

Открыл лестницу и торжественно первым по ней прошёл Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) – итальянский учёный и народный трибун, который уже в середине XIV в. боролся за свержение папства и объединение Италии. По иронии судьбы он был казнён у подножия той же лестницы, где впоследствии расставались с жизнью и другие осуждённые на смерть узники. Справа у подножия лестницы, где сохранился небольшой сад, стоит памятник, посвящённый герою Средневековья, выполненный в XIX в. известным итальянским скульптором Джироламо Мазини (Girolamo Masini).

Вокруг мраморной лестницы, ведущей к базилике, существует несколько поверий. Считается, что бесплодные женщины, взобравшись к храму по лестнице на коленях, смогут вымолить долгожданного ребёнка, а грешники – получить отпущение всех грехов.

Не без юмора, римляне верят, что если преодолеть таким же способом подъём к храму в полночь, читая псалом 130 (De Profundis), то обязательно повезёт в лотерее.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

Главный алтарь базилики Санта-Мария ин Арачели Рим

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

древние римские колонны в базилике Санта-Мария ин Арачели Рим

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi). Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем.

изображение Мадонны с Младенцем на колонне в базилике Санта Мария ин Арачели Рим

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

Пол

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

Надгробная плита на полу в базилике Санта-Мария ин Арачели Рим

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

Герб папы римского Пия V на потолке базилики Санта Мария ин Арачелли Рим

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

потолок в базилике Санта-Мария ин Арачели Рим

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи.
Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Главные реликвии и художественные произведения

Христианские реликвии и художественные произведения древней базилики Санта-Мария-ин-Арачели притягивают миллионы людей, которые хотят увидеть их своими глазами и преклониться перед красотой и святостью бесценных сокровищ.

Младенец Иисус

В Часовне Младенца Иисуса (Cappella del Bambinello), построенной в XIX в. на территории ризницы слева от алтаря, находится копия старинной деревянной статуи Святого Младенца (Santissimo Bambinello). Оригинал, который появился в базилике в 1647 г., был вырезан в XV в. францисканским монахом в Иерусалиме из куска оливы, произрастающей в Гефсиманском саду.

статуя Святого Младенца Иисуса в базилике Санта-Мария ин Арачели

Фигура Младенца Иисуса была крещена в святых водах Иордана и считалась чудотворной. Она исцеляла тяжелобольных и пользовалась невероятной популярностью, за что «вознаграждалась» драгоценными украшениями. Святыня хранилась в ризнице и выносилась оттуда в Рождество или в особых случаях, когда она доставлялась прямо к постели больного. Считалось, если губы Младенца Иисуса станут розовыми, то это знак, что недуг отступит, а если останутся без изменений – шансов на исцеление нет.

В 1994 году статуя Святого Младенца была похищена и её местонахождение до сих пор неизвестно. Непонятно что больше привлекло воров – чудотворная сила деревянной статуэтки или обилие драгоценностей, которыми она была увешана.

Копия Сантиссимо Бамбинелло также пользуется почитанием и «принимает» со всех уголков мира письма с просьбами об исцелении и прощении, спасении от зла и позора, они складываются прямо на полу у статуи и до сожжения не вскрываются, потому что предназначены для Младенца Иисуса, а не для глаз священников.

Мощи святой Елены и древний алтарь

В центре левого трансепта, на месте древнего алтаря, находится Часовня Святой Елены (Cappella di Sant’Elena) – матери первого христианского императора Рима Константина I (Flavius Valerius Aurelius Constantinus).

Часовня Святой Елены в базилике Санта-Мария ин Арачели Рим

Набожная женщина совершила паломничество в Палестину, где страстно занялась поиском святынь, связанных с жизнью и смертью Иисуса. Она привезла из Иерусалима ряд реликвий, среди которых главной находкой стал «Животворящий крест», на котором был распят Сын Божий.

Мощи святой Елены, перенесённые в церковь в XII в., хранятся в порфировой урне, которая размещена на алтаре в центре эдикулы, обрамлённой восьмью колоннами.

Через стекло в нижнем уровне часовни можно увидеть древний изысканный алтарь из мрамора в стиле косматеско, известный как Altare di Augusto или Ara Coeli. Он был выполнен и установлен в XII в. на месте, где Августу согласно легенде явилась Дева Мария с Младенцем Иисусом.

Исследования, проведённые в 1963 г., действительно обнаружили под мраморным алтарём место древнего поклонения с останками римского строения. Возможно это и есть самый первый христианский алтарь.

Мадонна Арачели

Главный алтарь базилики, который был создан в 1723 г., хранит очень важную для римлян святыню – чудотворную икону Мадонна Арачели. На протяжении веков образ Святой Девы согласно церковным преданиям являл чудеса исцеления и спасения жителей Рима от бед и болезней.

Икона Мадонна Арачели

Икона, как считается, была написана евангелистом Лукой в Иерусалиме (откуда существует её другое название — Мадонна-ди-Сан-Лука), из которого она попала в Константинополь, а затем была привезена в Рим. Точная дата создания иконы, выполненной в византийском стиле, пока не установлена, но скорее всего она ещё в древности была переписана с оригинала и относится к X–XI вв. В церкви на Капитолии Мадонна Арачели находилась уже при бенедиктинцах, а в 1565 г. она была перенесена францисканцами в центральный алтарь.

В 1636 г. образ Святой Девы был коронован папой Урбаном VIII, что происходило в католической церкви только с особо почитаемыми иконами. Для французских оккупантов корона оказалась предметов наживы, и в 1797 г. она была ими похищена. Новая корона появилась в 1938 г., но потом снята, так как украшение икон драгоценностями вышло из моды.

30 мая 1948 г. стал важным днём в истории города — перед иконой Мадонна Арачели папой Пием XII был проведён редкий и важный церковный обряд посвящения народа Рима непорочному Сердцу Марии.

Фрески

Фрески базилики являются самыми ценными произведениями средневекового искусства, на которые специально ходят посмотреть в Санта-Мария-ин-Арачели.

Житие святого Бернардина Сиенского

В первой часовне справа, которая носит имя святого Бернардино Сиенского (Cappella di S. Bernardino da Siena), а также известная по имени заказчика, как Часовня Буфалини (Cappella Bufalini), можно увидеть цикл великолепных фресок «Житие святого Бернардина Сиенского». Лучшая роспись церкви выполнена в 1482-1485 гг. итальянским художником Бернардино ди Бетто (Bernardino di Betto di Biagio) по прозвищу Пинтуриккьо (Pinturicchio).

Житие святого Бернардина Сиенского Часовня Буфалини базилика Санта-Мария ин Арачели Рим

Художник в своём мастерстве живописи превзошёл самого Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), в тени которого он был до этого. Шедевр Пинтуриккьо с его немного странными сюжетами и хорошо прорисованными деталями можно разглядывать бесконечно.

Интерес представляет и сам образ святого Бернардино, который в 1472 г. обвинялся римским судом в ереси и мог быть казнён у подножия лестницы Санта-Мария-ин-Арачели.

Необычная фреска Антония Падуанского с книгой

Не меньше внимание заслуживает алтарная фреска Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), изображающая святого Антония Падуанского с ангелами и дарителем. Роспись является сохранившейся частью фресок, которыми в 1447 — 1449 гг. была расписана вся Часовня святого Антония Падуанского (Cappella di Sant’Antonio di Padova).

фреска Антония Падуанского с книгой

Фреска необычна тем, что изображает святого не с Младенцем Иисусом и лилией, а с книгой – символом красноречия, и пламенным сердцем – тем самым, который зажёг воскресший Господь в путниках, возвращающихся из Иерусалима в Еммаус (24-я глава Евангелие от Луки). Кстати, святой Антоний Падуанский считается покровителем бедных и путешественников, а также родного города Лиссабона, где его называют Santo Antonio de Lisboa.

Тондо францисканских святых

Центральный неф в верхнем уровне также украшен рядами фресок. Между круглыми арками колонн находятся 22 тондо с изображением францисканских святых.

Тондо францисканских святых базилика Санта-Мария ин Арачели Рим

Фрески были выполнены в XVII в. монахом Фра Умиле да Фолиньо (Fra Umile da Foligno), который вместе с Джованни Одацци (Giovanni Odazzi) и Джузеппе Пассери (Giuseppe Passeri) участвовал также в росписи больших прямоугольных фресок между окнами главного прохода. За счёт тонкого мастерства художников сцены из жизни Девы Марии и сюжеты из Ветхого Завета, изображённые в цикле этих жизнерадостных фресок, наполнены светом и одухотворённостью.

В часовнях базилики можно полюбоваться фресками и других художников Средневековья, среди которых Франческо Пичи (Francesco Pichi), Кристофоро Ронкалли (Cristoforo Roncalli) , известный как Помаранчо (Pomarancio), Николо Мартинелли (Nicolò Martinelli), Марцио Ганассини (Marzio Ganassini) и другие.

Надгробные памятники и скульптуры

Как и все римские базилики Санта-Мария-ин-Арачели использовалась для захоронений членов древних аристократических семей и священнослужителей разного уровня церковной иерархии.

Надгробие Катарины Боснийской

Здесь нашли покой королева Катарина Боснийская (1424-1478) – блаженная католической церкви (её надгробие находится над древним амвоном XII в.) и папа Гонорий IV (1210-1287).

Надгробие Катарины Боснийской в базилике Санта-Мария ин Арачели Рим

Часовня Савелли

Понтифик из рода Савелли захоронен вместе со своей матерью в красивом саркофаге оригинальной работы в Часовне святого Франциска Ассизского (Cappella di san Francesco), которая еще известна как Часовня Савелли.

Часовня Савелли в базилике Санта-Мария ин Арачели в Риме

Надгробная плита Джованни Кривелли выполненная Донателло

Среди напольных и настенных надгробий можно увидеть и работы великих мастеров. Так, на стене справа от входа находится надгробная плита архидиакона из Аквилеи Джованни Кривелли (Giovanni Crivelli), выполненная Донателло (Donatello) в 1432–1433 гг. во время его поездки в Рим.Надгробная плита Джованни Кривелли выполненная Донателло

Мраморное изображение заметно стёрто и потеряло свою выразительность, так как долгое время было размещено в полу церкви.

Надгробие Чеккино де Браччи по проекту Микеланджело

Скромное надгробие для Чеккино де Браччи (Cecchino dei Bracci) – умершего шестнадцатилетнего юноши, спроектировал великий Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), который лично его знал и горько оплакивал.

Надгробие Чеккино де Браччи по проекту Микеланджело

Скульптура папы Григория XIII, который реформировал календарь

Кроме прекрасных надгробных памятников базилики интерес представляет монументальная скульптура сидящего в кресле папы Григория XIII, которого нельзя не заметить, проходя между второй и третьей часовней правого нефа.

Скульптура папы Григория XIII в базилике Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Мраморная статуя была выполнена в 1576–1577 гг. Пьером Паоло Оливиери (Pietro Paolo Olivieri) для Дворца Сенаторов (Palazzo Senatorio), но в 1876 г. после падения папского правительства, она была перенесена в Санта-Мария-ин-Арачели.

Скульптор, работая над статуей, явно был вдохновлён Моисеем Микеланжело из Сан-Пьетро-ин-Винколи (Basilica di San Pietro in Vincoli al Colle Oppio) и очарован яркой и неординарной личностью папы Григория XIII. В историю понтифик вошёл больше как реформатор календаря, который сегодня называется григорианским.

Скульптура папы Павла III

Из Дворца Сенаторов в церковь на Капитолии в 1876 г. была перенесена и скульптура папы Павла III, выполненная Гульельмо Делла Порта (Guglielmo Della Porta) в 1563 г.

Скульптура папы Льва X

В левом трансепте размещена статуя XVI века работы Доменико Аймо (Domenico Aimo), изображающая сидящего в кресле папу Льва X.

Скульптура папы Льва X в базилике Санта Мария ин Арачелли Рим

Понтифик из рода Медичи имеет прямое отношение к Санта-Мария-ин-Арачели, так как при нём церковь первый раз в 1517 г. получила свой кардинальный титул.

Санта Мария-ин-Арачели по праву считается народной церковью и не уступает по своему убранству знаменитому Собору Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане, великолепие которого – это немалая заслуга пап. За простым и непримечательным фасадом древней церкви на Капитолии скрывается «Алтарь Небес» — особенный мир, полный духовного богатства и бесценных художественных творений.

Не передать словами, как волшебно преображается храм, когда в нём зажигаются люстры и канделябры в дни Рождества, Пасхи и венчаний! Остаётся только с замиранием сердца любоваться творением рук человека и растворяться в божественной атмосфере храма.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 10 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

  • Игорь Ершов

    Чудесная церковь и так много интересного в ней, связанного с историей Рима. Спасибо за познавательную статью. Обязательно зайду в эту базилику, когда буду в Риме.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Игорь, и вам спасибо за отзыв. Да, Santa Maria in Aracoeli одна из моих любимых церквей в Риме, обязательно показываю её своим туристам во время обзорной экскурсии на рассвете. Особенный момент, когда мы заходим не с главного входа, а со стороны Капитолия – настоящий вау эффект, так как никто не ожидает увидеть такую красоту внутри.

Рейтинг@Mail.ru