Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения

Донателло

Имя итальянского скульптора Донателло (Donatello) неразрывно связано с эпохой раннего Возрождения. Его творчество оказало существенное влияние на культурное наследие всего мира. Работы мастера, такие непохожие друг на друга, отличаются глубинным смыслом, энергией и совершенством форм, они восхищают, завораживают, и остаются на протяжении долгих веков эталоном высокого искусства.

Биография

Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.

С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.

Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).

Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).

Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.

Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.

Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.

О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.

Скульптура

Взгляд Донателло на скульптуру оказался по-настоящему новаторским. По свидетельству современников, в работе над статуями и рельефами мастер первоначально использовал рисунок, который потом трансформировался в небольшой макет из глины или воска. Так создавалась композиция будущего произведения.

Все свои работы он выполнял собственноручно, привлекая помощников и учеников лишь для завершения незначительных деталей. Отделка поверхности осуществлялась без особой тщательности, что создавало эффект некоторой незаконченности (non-finito). Большое внимание уделялось тончайшей игре света, теней и бликов. Обязательно учитывалась дистанция, с которого должно было рассматриваться произведение. Работы мастера наполнены реалистичностью, свободой и большой смелостью. Основными новаторскими приемами в скульптурных творениях Донателло считаются:

  1. Наличие трех планов в рельефе;
  2. Применение точных знаний о перспективе в градации объемов;
  3. Создание эффекта движения в статических фигурах;
  4. Объективная правильность пропорций и форм;
  5. Заострение внимания на передаче внутреннего мира и характера персонажа.

Такой революционный для ренессансных художников подход заимствовался позже многими учениками Донателло и скульпторами последующих эпох. В разные периоды своего творчества мастер придерживался как классического, так и реалистического стиля.

Бюсты

Благодаря увлеченности Донателло индивидуальными скульптурными портретами в эпоху Ренессанса возродилась мода на бюсты. Эта разновидность пластики, забытая в свое время, но чрезвычайно популярная у древнегреческих и римских творцов, была вновь воскрешена. Искусствоведы особо отмечают живость, эмоциональность, реалистичность и наполненность бюстов детей, выполненных Донателло – его работы во многом определили вектор развития портретных изображений в скульптуре.

Одним из первых произведений художника в этом жанре пластики считается бюст Никколо да Уццано (Niccolo da Uzzano), влиятельного флорентийского банкира, общественного и политического деятеля, созданный примерно в 30-х годах XV столетия. Хотя, некоторые эксперты ставят под сомнение авторство работы.

Первая скульптура Донателло бюст Никколо да Уццано

В бюсте явственно прослеживаются классические традиции античной портретной скульптуры. Работа выполнена из цветной глины с пористой структурой. С необыкновенным умением мастеру удалось передать энергичный и решительный характер государственного мужа: резкий поворот головы, внимательный взгляд, волевой подбородок, сильные плечи, скрытые под драпировкой античного одеяния, – каждая деталь убедительно раскрывает личность героя. Бюст был отреставрирован в 1985 году, и сегодня входит в художественную коллекцию Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.

Гробница Иоанна XXIII

Гробница папы Иоанна XXIII (Giovanni XXIII) – уникальная работа, выполненная в соавторстве с Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), ставшая началом долгого и плодотворного сотрудничества двух гениальных скульпторов. Произведение создавалось примерно в 1425-1427 годах. Величественное оформление усыпальницы было признано образцовым для надгробных памятников, которые устанавливались в храмах Италии в XV-XVI века.
Донателло Гробница Иоанна XXIII
Четырехметровое мраморное сооружение делится визуально на три части, средняя (с саркофагом и бронзовой фигурой Иоанна XXIII) была выполнена Донателло. Скульптурный портрет Бальтазара Косса (Baldassarre Cossa), – так звучит мирское имя понтифика (католическая церковь, кстати, считала его антипапой), наполнен реалистичностью, ведь он был создан не на основе посмертной маски, а по личным воспоминаниям мастера. Умиротворенная фигура лежащего первосвященника выглядит заснувшей и абсолютно живой. Увидеть надгробный памятник можно в баптистерии Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) собора Дуомо во Флоренции (Duomo di Firenze).

Статуя Давида из мрамора

Создание мраморной статуи царя Давида относится к 1408-1409 годам. Образ библейского властителя часто транслировался художниками в виде умудренного жизнью старца, держащего в руках свод законов. Трактовка Донателло отличалась от традиционного видения: он изобразил Давида юным воином-победителем, поразившем страшного Голиафа, что в некоторой степени олицетворяло освобождение Флоренции от давления Милана и Неаполя.

Донателло Статуя Давида из мрамора

В этой работе соединены элементы классики и готического стиля. Молодой царь, полный энергии, упорства и изящества, представлен в естественной позе, рука упирается в бок, придерживая одеяния, голова украшена амарантовым венком, служивший символом отваги и храбрости во времена античности. Важный момент: драпировка ниспадающего плаща не скрывает фигуру юного героя, а отчётливо обрисовывает ее рельеф.

С конца XIX века статуя стала частью сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), во Флоренции.

Статуя Давида из бронзы

Бронзовая статуя Давида, работа над которой осуществлялась в 30-е или 40-е годы XV столетия, занимает особое, очень значимое место в творчестве Донателло.

Статуя Давида из бронзы Донателло

Создание скульптурного изображения обнаженной фигуры (так характерное для произведений античности) было в высшей степени новаторским и революционным шагом для эпохи Возрождения, на который не осмеливался ранее ни один мастер. В художественном замысле произведения Донателло отчетливо прослеживаются классические традиции античных времен. Примечательно, что и техника исполнения работы (литье по выплавляемой модели) была заимствована у римских и древнегреческих мастеров.

Библейский царь изображен в образе героического юноши, победившего великана Голиафа, и попирающего ногой голову уничтоженного противника. Его фигура кажется утонченной и гибкой. В расслабленной позе нет ни капли напряженности и скованности. Давид устремил взгляд вниз, он стоит подбоченившись, держа опущенный меч, исполненный радостным спокойствием, самоуверенностью и отвагой.

Скульптура создавалась по заказу Козимо Медичи Старого (Cosimo di Giovanni de’ Medici, Cosimo il vecchio) – влиятельного банкира, мецената, известного государственного и общественного деятеля, ставшего негласным правителем Флоренции, и должна была олицетворять свободу, независимость, торжество справедливости над насилием и деспотизмом.

В 1495 году, после смены политической власти, почти полутораметровая статуя была вынесена из сада Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – резиденции могущественного клана, и установлена на мраморной колонне во дворе городской администрации – Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где ее могли созерцать все желающие. В 1777 году произведение Донателло вошло в художественную коллекцию Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi), сегодня оно занимает особое место среди экспонатов Национального музея Барджелло.

В наши дни великолепная работа мастера тесно связана и с современным искусством. В 1956 году итальянская Академия кинематографии (Accademia del Cinema Italiano) учредила особую ежегодную национальную премию (наподобие американского «Оскара») – «Давид ди Донателло» (David di Donatello), вручаемую в разных категориях лучшим отечественным и зарубежным фильмам. Почетная награда представляет собой уменьшенную в несколько раз точную копию легендарной скульптуры. Позолоченная фигура Давида стоит на квадратной малахитовой подставке, и красноречиво свидетельствует о любви и уважении итальянцев к своей культуре и истории.

Статуя Евангелиста Марка

Скульптурное изображение Святого Марка было выполнено Донателло приблизительно в 1411-1412 годах, по заказу одного из ремесленных цехов Флоренции. Статуя предназначалась для украшения ниши в южной части здания церкви Орсанмикеле (Orsanmichele), служившего одновременно зернохранилищем и храмом. Примечательно, что на протяжении шести веков великолепная работа Донателло не покидала того самого места, где она была первоначально установлена.

Статуя Евангелиста Марка автор Донателло

Фигура Евангелиста Марка отличается спокойствием и определенным достоинством. Ее характерными особенностями, по мнению многих искусствоведов, считаются устойчивость, монументальность и пропорциональность форм. С невероятным мастерством передана пластичность очертаний одежды. Взгляд Святого Марка наполнен глубокой задумчивостью, что придает его образу значимость и величие.

Статуя Евангелиста Иоанна

Статуя Евангелиста Иоанна Богослова относится к раннему периоду творчества Донателло, она была создана приблизительно в 1408-1415 годы, и должна была служить украшением собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции. По мнению искусствоведов, в этом изваянии молодого мастера сосредоточено новое, гуманистическое видение человеческой природы, ставшее лейтмотивом эпохи Возрождения.

Донателло Статуя Евангелиста Иоанна

Монументальная фигура восседающего Иоанна Богослова источает спокойствие и сдержанное достоинство. В мужественном образе Святого чувствуется твердость и сила характера. С особой тщательностью оформлена каждая деталь скульптуры: драпировка одежды, мощные руки, одухотворенное лицо, обрамленное густыми волосами и бородой.

Сегодня это замечательное произведение Донателло можно увидеть в музее Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo).

Конная статуя Гаттамелата

Трехметровая конная статуя итальянского кондотьера, главнокомандующего войск Венецианской республики, Эразмо да Нарни (Erasmo da Narni), носившего прозвище Гаттамелата (Gattamelata), была создана в 30-40-х годах XV века, в период, когда великий скульптор жил и творил в Падуе (Padova).

Донателло Конная статуя Гаттамелата

Работа над искусным памятником осуществлялась по заказу вдовы и сына военачальника. В 1453 году бронзовая статуя на 8-метровом постаменте была установлена по решению Сената на одной из главных площадей города, напротив базилики Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio), где покоилось тело Эразмо да Нарни.

По мнению экспертов, прообразом монумента стал конный памятник императору Марку Аврелию (II в. н.э.) в Риме, который юный Донателло видел в годы своего обучения. Сейчас оригинал скульптуры можно увидеть в Капитолийском музее, а копия установлена на площади.

Гаттамелата изображен отважным всадником, триумфатором, уверенно сидящим в седле. Герой облачен в римские доспехи, и в то же время наделен яркими индивидуальными чертами, говорящими о таланте Донателло в искусстве портретной скульптуры. Восхищает целостность композиционного решения, гармония вертикальных и горизонтальных линий, тщательность проработки каждой детали. Эта монументальная работа признана одним из самых значимых шедевров в творчестве гениального Донателло.

Бронзовый танцующий Атис (Амур)

Метровая бронзовая статуя Амура (104 см) обаятельного, смеющегося мальчика, озорника с вздернутыми вверх руками, стоит особняком в творческом наследии Донателло: как никакая другая работа мастера она тематически полностью посвящена сюжету, заимствованному из античной мифологии.

Метровая статуя бронзовый танцующий Атис (Амур) Донателло

Историки считают датой создания произведения период не позднее 40-х годов XV столетия. В искусствоведческих кругах скульптура носит условное название «танцующий Атис (или Амур)», хотя до сих пор доподлинно неизвестно кто в действительности изображен мастером. Удивляет наличие противоречивых деталей, соединенных в едином образе: крылья за спиной и на ногах, хвостик сатира, полуспущенные штаны, цветок в волосах, причудливый пояс, змеи, обвивающие нижнюю часть фигуры. Все эти элементы говорят о разных мифологических героях античности, поэтому прообразом статуи мог быть Меркурий, Персей, Купидон, Сатир, Пан, юный Геркулес или Атис.

Загадочное произведение Донателло, наполненное детской энергией, весельем и динамизмом входит в число экспонатов Национального музея Барджелло.

Бронзовая скульптура Мадонны с Младенцем

Знаменитая бронзовая статуя Мадонны с Младенцем была создана в так называемый падуанский период творчества Донателло, приблизительно в 1447-1450 годах. В полутораметровой скульптуре отчетливо прослеживаются мотивы византийской иконы.

Фигура Богородицы занимает центральное место в алтаре базилики Святого Антонио в Падуе (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), она расположена между святыми Франциском и Антонием (статуи также выполнены Донателло), хотя согласно первоначальному замыслу художника композиционное решение должно было быть несколько иным.

Бронзовые скульптуры Мадонны с Младенцем, святого Франциска и Антония, работа Донателло

Святая Мария изображена хрупкой, утонченной девой, восседающей неподвижно на троне, украшенном головами сфинксов. Она держит в руках Спасителя, и кажется даже поникшей от тяжести массивной короны. Юная Мадонна Донателло источает спокойствие и одухотворенность, вместе с тем складки небрежно откинутого плаща, херувимы, украшающие одеяние, наделяют скульптуру величием и торжественностью.

Деревянная статуя Марии Магдалины

«Впечатляющая», – такой точный эпитет применил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), итальянский мастер, литератор и историк, описывая скульптуру Марии Магдалины, высеченную Донателло из дерева примерно в 1454-1457 годах. Работа относится к позднему периоду творчества художника, и пропитана глубочайшим драматизмом, выходящим за пределы принятых для искусства того времени норм.

Деревянная статуя Марии Магдалины автор Донателло

Последовательницу Иисуса Христа традиционно изображали цветущей, пышущей здоровьем красавицей с роскошными, густыми волосами. Донателло представил ее в образе высохшей старухи, отшельницы, изможденной строгими постами, добровольными лишениями и непрестанным покаянием. Скульптура пропитана темой страданий, отчетливо слышны мрачные и тревожные ноты. Произведение было создано для украшения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, а сейчас оно входит в художественную коллекцию музея Опера-дель-Дуомо.

Статуя пророка Аввакума

Мраморная скульптура пророка Аввакума была выполнена Донателло в то время, когда мастер жил и творил во Флоренции. Неизвестно, когда именно осуществлялась работа над произведением, ориентировочным периодом считается 1427-1435 годы.

Статуя пророка Аввакума

Великолепное изваяние (как и аналогичная статуя пророка Иеремия) было создано художником для украшения колокольни Джотто (Campanile di Giotto), входящей в архитектурный ансамбль кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и представляет собой (по свидетельству современников) точный и чрезвычайно правдоподобный скульптурный портрет одного из жителей Флоренции. В настоящее время работа входит в число бесценных экспонатов музея Опера-дель-Дуомо.

В образе пророка Аввакума сосредоточены мотивы классической античной пластики. Каждая деталь скульптуры подчеркивает волевой характер героя, рождая мощную экспрессию и выразительность. Массивная, лысая голова, крупные черты морщинистого лица, глубоко посаженные глаза, сильные руки, тяжелые складки римской туники, – все это выточено с необыкновенным мастерством, и создает ощущение, будто в каменную статую вдохнули жизнь.

Скульптура Святого Георгия

Двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия входит в список самых узнаваемых работ мастера. Дата ее создания – примерно 1415-1416 годы, период, когда Донателло был еще совсем молодым скульптором, едва достигшим 30-летнего возраста. Произведение создавалось по заказу цеха оружейников во Флоренции, и должно было служить украшением церкви Орсанмикеле, позже было перенесено в Национальный музей Барджелло, где хранится и в наши дни.

Скульптура Святого Георгия авторства Донателло

Святой Георгий изображен художником прекрасным, доблестным воином, героическим юношей, источающим молодость, мужественность и отвагу. Он являет собой идеал гуманистической эпохи, в котором объединены внешняя красота и сила духа. Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура покровителя воинов не кажется застывшей в статике: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, небрежные складки плаща, – все это рождает ощущение реальности и живости.

Реликварий Святого Россоре

Бронзовый реликваторий Святого Россоре или Луксория (Lussorio, Rossore) – очень интересная работа художника, выполненная в 1425-1427 годах, по заказу монахов ордера гумилиатов.

Реликварий Святого Россоре статуя Донателло

Специальное хранилище для мощей раннехристианского мученика было оформлено в виде бюста. Скульптурное изображение отличается максимальной реалистичностью, появляется ощущение, будто образ создавался с натуры. Многие искусствоведы склонны видеть в этом произведении автопортрет самого Донателло.

Черепашки Ниндзя – современная массовая культура

Донателло навеки вошел в мировую историю, его удивительные произведения хорошо известны как узким специалистам в области искусств, так и широкому кругу ценителей красоты.

Донателло черепашка Ниндзя

Имя гениального скульптора получило совершенно новую интерпретацию и в современной массовой культуре. Так, в частности, в легендарном американском комиксе, мультсериале, компьютерных играх и последующих популярных проектах о Черепашках-ниндзя один из главных персонажей назван Донателло, в честь великого итальянского скульптора.

Выдуманный герой не увлекается пластикой и созданием произведений искусств, он обладает острым умом, и скорее близок к науке и технике. Тем не менее его громкое имя заставило не одно поколение детей и подростков задаться вопросом о том, кем же был этот Донателло и чем он так знаменит, что, возможно, пробудило интерес, а потом и любовь к великой эпохе Возрождения.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru