Палаццо Веккьо во Флоренции

Палаццо Веккьо

Старинный дворец, именуемый Палаццо Веккьо, подарил жителям Флоренции один из наиболее плодовитых итальянских архитекторов 13 столетия Арнольфо ди Камбио. Palazzo Vecchio является главным украшением Площади Синьории. Здание исполнено в виде средневекового романского форта. Особый акцент придает часовая башня, возвышающаяся над основной постройкой. Монументальный дворец Палаццо Веккьо – это не просто одна из достопримечательностей Флоренции, а важный символ города, его политической жизни.

Эволюция названия дворца

Интересный факт, с момента своего возникновения, ратуша сменила несколько имен.palazzo-vecchio-3 В конце 13 века комплекс был назван Новым дворцом (итал.Palagio Novo), поскольку являлся новым зданием для флорентийской администрации. В 15 веке, почтенные мужи, заседавшие в ратуше, присвоили себе звание сеньоров, тем самым переименовав дворец в Палаццо дела Синьория. Кстати, с итальянского Signoria (синьория) переводится как «власть», что полностью отражает назначение ратуши. В середине 16 века, в стенах дворца обосновался герцог Тосканский Козимо I. С этого момента за ратушей закрепилось имя Дворец герцога (итал. Palazzo Ducale). В 1565 году, великий герцог облюбовал для себя другую резиденцию, а многострадальное здание обрело свое современное имя – Палаццо Веккьо или же Старый дворец.

В нынешние дни, залы ратуши наполнены музейными экспонатами и открыты для посещения отдыхающих. Тем не менее, городские власти Флоренции все еще базируются в Палаццо Веккьо, продолжая старинную традицию своих предшественников.

История

Появлению дворца Палаццо Веккьо предшествовали бурные процессы в политической жизни страны и города. Руководящие круги флорентийской коммуны в конце 13 века решили заполучить новую резиденцию. С этими целями, на территории, ранее принадлежащей могущественной семье Уберти, начались строительные работы. Для начала, рабочие разобрали развалины родового замка поверженных аристократов. А в 1299 году принялись за работу над новой постройкой под руководством именитого художника и архитектора Арнольфо ди Камбио.

Piazza_Signoria_palazzo_vecchio_3

Знаменитый мастер к этому времени уже обрел широкую славу создателя таких шедевров  как церковь Санта-Кроче и флорентийский Кафедральный собор. Свой новый проект Арнольфо видел, как мощное и надежное строение. Несколько смягчить суровый силуэт крепости удалось при помощи элементов наружного декора и стройной часовой башни. Таким образом, дворец Палаццо Веккьо символизирует силу и непоколебимость, органично сочетающуюся с внешней красотой.

Piazza_Signoria_palazzo_vecchio_1

В средине 15 века Старый дворец стал местом для весьма драматичных событий. Был раскрыт заговор, целью которого было свержение семьи Медичи с руководящего поста Флорентийской республики. Предводитель заговора, Франческо Пацци поплатился за свои деяния жизнью. В качестве назидания заговорщик был повешен в центральном окне ратуши. Спустя всего один год, в 1479 та же участь постигла Бернардо ди Бондино, ставшего палачом Джулиано Медичи.

Внешнее украшение Старого дворца

palazzo-vecchio-2

Если взглянуть на дворец сверху, то схематически он будет похож на прямоугольник. Здесь архитектор не стал прибегать к излишним изыскам. Внешний вид здания выглядит весьма лаконичным. Ратуша разделена на три горизонтальных яруса. Нижний ярус, как и положено фортификационной постройке, лишен каких-либо затейливых украшений. Зато во втором ярусе можно полюбоваться красивыми окошками. По канонам готики, они имеют арки в виде трилистника, которые впоследствии были украшены мастером Микелоццо.

Венчает здание ратуши зубчатая корона, хорошо известная поклонникам фильмов о рыцарях и принцессах. Снизу каменная окантовка крепится к зданию небольшими сводами. В них, художники изобразили гербы девяти гильдий, стоявших во главе Флорентийской республики. Кстати, своды имеют не только декоративное, но и функциональное назначение. Через них, хозяева башни могли вылить раскаленную смолу или сбросить камни на головы осаждающих.

Piazza_Signoria_palazzo_vecchio_2

Притягивает к себе взгляды декор, украшающий портал главного входа в Палаццо Веккьо. Он был укреплен на стене в 1528 году. Два гривастых льва на фоне глубокого синего цвета охраняют мраморную табличку.

Надпись на латыни «Rex Regum et Dominus Dominantium» означает – «Царь царей, властитель владык». Что является монограммой Иисуса Христа, сына божьего.

Возле главного входа в ратушу, именуемого Львиными воротами, а также на углу здания  стоят прекрасные образцы итальянского зодчества. Непосредственно у входа красуется копия знаменитого микеланджеловского Давида. Компанию ему составил Геркулес, борящий Какуса, который вышел из мастерской Баччо Бандинелли.

Башня Арнольфо

Отдельно стоит рассказать о строительстве башни, входящей в архитектурный ансамбль дворца. Башня Арнольфо во ФлоренцииЭто здание возведено на фундаменте более древней постройки – башни Ла Вакка. Высокие каменные стены увенчаны ажурной вершиной с внутренними нишами. Постройка, возвышающаяся над площадью Синьории на 94 метра, была названа башней Арнольфо, в честь ее создателя. В средине 17 века в фасад башни были вмонтированы часы, созданные мастером Джорджио Ледерле. С тех пор хронометр исправно подсказывает время посетителям площади.
В современные дни башня Арнольфо украшает собой Палаццо Веккьо, а в средневековые времена ее использовали в качестве тюрьмы. В камерах на протяжении 15 столетия были заточены Козимо Медичи и Джироламона Савонарола. Первый принадлежал к могущественной семье Медичи, правившей Флоренцией. Склонность к интригам и чрезмерно деятельное участие в политической жизни Италии принесло свои плачевные плоды. Савонарола, католический священник, собиравший многотысячную паству под куполом Дуомо, преследовался за излишне строгие взгляды.

Внутреннее убранство

palazzo-vecchio-4

Красота внутреннего убранства Старого Дворца резко контрастирует с внешней скромностью рустового камня. Три яруса постройки разделены на множество залов, посвященных той или иной тематике. Однако начнем свое знакомство с Палаццо Веккьо по порядку.

Первый внутренний дворик

Львиные ворота, охраняемые статуями Давида и Геркулеса, открывают вход во  внутренний дворик Старого дворца, именуемый также Первым. Едва ступив на каменные плиты дворика, путешественник на секунду замирает, пытаясь впитать в себя всю его красоту. Резные колонны, высокий свод расписного потолка изящны и наполнены мельчайшими деталями.

Первый дворик

В центре Первого дворика установлен небольшой фонтанчик, мерно журчащий водой в окружении карликовых апельсиновых деревьев. Фонтан украшен уменьшенной копией статуи Амур с дельфином, зодчего Андреа Верроккьо. Оригинальная скульптура выставлена в залах на втором этаже. Над созданием впечатляющего интерьера ратуши в средине 15 века поработал мастер Микелоццо. Появление места, наполненного величием и романтикой, было приурочено к свадьбе флорентийского правителя Франческо Медичи с Иоанной Австрийской.

На стенах внутреннего дворика художник Джорджио Вазари кропотливо выписал виды старинных городов, принадлежащих Австро-Венгерской империи. Знакомые очертания Граца, Вены, Линца и Праги должны были утолить тоску молодой жены итальянского вельможи по своей далекой родине.

Зал Пятисот

Миновав прелестный внутренний дворик, посетители попадают в зал, впечатляющий своими размерами и красотой. Зал Пятиста (итал.Salone dei Cinquecento) занимает значительную часть первого яруса Палаццо Веккьо. Помещение имеет внушительные параметры: 52 на 23 метра. Над его созданием на закате 15 столетия потрудился Симоне дель Палойоло. В этом зале по задумке Джироламона Савонаролы должен был заседать Великий Совет. После падения семьи Медичи, судьбу Флорентийской республики определяли 500 участников совета. Савонарола же вплотную занялся делами католической церкви, боролся за чистоту и праведность ее служителей.

palazzo-vecchio-1

Во времена правления великого герцога Тосканского Козимо I, мастер Вазари украсил стены зала фресками, живописно изображающими батальные сцены. Во время переоборудования зала под судейскую палату герцога, были намеренно уничтожены фрески великих итальянцев да Винчи и Микеланджело. Тем не менее, самый значительный шедевр Микеланджело – скульптурный ансамбль Гений, попирающий грубую силу (1533-1534 гг.), успешно сохранился до наших дней.

palazzo-vecchio-5

Вдоль стен Зала, в особых нишах выставлены скульптуры Пап, правивших церковью в содружестве с родом Медичи. Их созданием занимался великий скульптор Баччо Бандинелли. Если же перевести свой взгляд вверх, то новая волна восхищения охватит посетителя. Высокий потолок Зала украшен картинами, прославляющими Великого герцога и его армию. В центре потолка красуется панель, изображающая триумф Козимо I на посту герцога Флоренции и Тосканы.

Небольшая потайная комната, расположенная за огромным Залом Пятиста служила кабинетом Франческо Медичи. Сын Козимо I имел весьма разнообразные интересы, он использовал кабинет в качестве студии, лаборатории и даже своеобразного хранилища ценных для него предметов. Над созданием и украшением кабинета также поработал скульптор и художник Джорджио Вазари. Стены и покатый потолок студии сплошь покрыты картинами. В совокупности с бронзовыми статуэтками, такой интерьер признан классическим образчиком маньеризма.

Зал Лилий

Sala_dei_Gigli_2

Второй ярус Палаццо Веккьо разбит на несколько живописных залов. Наиболее величественным из них выглядит Зал Лилий (итал.Sala dei Gigli). Портал, ведущий в это удивительное место, выполнен из белоснежного мрамора. Стены помещения заполняет огромная фреска работы Доменико Гирлайндо. Мастер провел значительную часть 1482 года, выписывая на стенах помещения первого флорентийского епископа – святого Зиновия, в окружении святых Стефана и Лаврентия. Также на стенах можно полюбоваться изображением столпов Римской империи: Цицерона, Сципиона, Брута.

Sala_dei_Gigli_3

Однако наибольшее впечатление на неподготовленного посетителя производит потолочный декор. Поверхность потолка покрыта золотистой лепниной в форме сот. Донышко каждой соты имеет глубокий синий оттенок, на фоне которого горят золотом лилии, – символ влиятельного французского рода Анжу. В ходе вражды религиозно настроенных гвельфов с гибеллинами, граф Анжуйский и его потомки оказали поддержку сторонникам папской власти. Флорентийцы решили увековечить судьбоносный вклад соратников, таким вот необычным образом.

Еще одна жемчужина Зала Лилий – скульптура Юдифь и Олоферн авторства Донателло. Копию этой скульптуры можно увидеть на площади Синьории, снаружи Старого Дворца.

Другие достопримечательности Старого Дворца

Так же упоминания заслуживает Зал Стихий, в котором изображены четыре силы, рождающие жизнь на Земле: огонь, вода, ветер и земля. Причем выполнены стихии в виде аллегорий, так, водой стала Венера, вышедшая из морской пены.

Зал Карт, на втором этаже дворца содержит 53 карты, нарисованных монахом Игнато Данти. По ним нетрудно определить широту географических познаний флорентийцев в 16 веке. В центре зала в 1581 году был установлен громадный глобус. Эта модель земного шара была самой большой в Италии на тот момент времени.

zal_kart

Впитывая в себя прекрасное, путешественник может несколько пресытится фресками, скульптурами, картинами и прочими произведениями искусства. Чтобы сделать небольшую передышку, достаточно подняться на верхний ярус Палаццо Веккьо. Там находится терраса Сатурна, откуда открывается замечательный вид на город. Высота обзора с этой лоджетты уступает колокольне Джотто и куполу Бруннелески. Тем не менее, рассмотреть флорентийские крыши, холмы и знаменитые места интереса, удастся без проблем.

Как добраться и режим работы

Piazza_Signoria_palazzo_vecchio_4

Старый Дворец расположен на Площади Синьории (Piazza della Signoria). Эта достопримечательность находится в центре Флоренции, поэтому добраться до нее на городском транспорте не проблема.

Найти отель в центре Флоренции

Рабочие часы

В понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье попасть вовнутрь Палаццо Веккьо можно с 9:00 до 19:00. В четверг дворец принимает посетителей с 9:00 до 14:00.

Стоимость билетов

Посещение залов музея Старого Дворца обойдется туристу в 14 евро. Заглянуть в часовую башню Арнольфо ратуши также можно за дополнительные 10 евро. Комбинированный билет «Музей + Башня» – 14 евро. Также существует «студенческая» скидка, для групп посетителей 18-25 и свыше 65 лет, при наличии соответствующих документов.
Официальный сайт музея Палаццо Веккьо: www.musefirenze.it
Контактный телефон: +39 055 276 83 25

отели во Флоренции

Осталось только добавить, что Площадь Синьории и злы Старого Дворца – это весьма многогранная достопримечательность. Не забудьте зарядить батареи вашего фотоаппарата и приготовиться к невероятно глубоким впечатлениям от роскоши средневекового искусства. Желаем вам отличного настроения. Но оставьте немного сил для других красот Флоренции!

Поделись с друзьями!

Отзывы

  • http://facebook.com/profile.php?id=100007300658252 Татьяна Ломовцева

    Здания давно ушедших веков у меня всегда вызывают жгучий интерес. Людей, строивших эти здания, давным-давно нет в живых, и от них не осталось даже воспоминания, а их труды, преодолевая века, дошли до нас, жителей 21-го века, и, я уверена, дойдут до жителей будущих веков. Могли ли эти люди думать об этом, когда сооружали дворец Палаццо Веккьо?
    Чувствуется, что этот дом-крепость строили с любовью, создавая ему хоть и суровый, но очень красивый экстерьер, на который приятно смотреть и сейчас и который здорово украшает город. А какие страсти бурлили в стенах этого замка! Наверное, сейчас по его подвалам и залам бродят призраки…

О нас
Яна Якуцевич
Главный редактор сайта "ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ", студентка факультета журналистики. Живет в Риме.