Джорджо Вазари

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – прославленный художник, архитектор, писатель эпохи Возрождения. Этот удивительный человек, одаренный разными талантами и большим трудолюбием, сумел внести существенный вклад в итальянское и мировое искусство. Благодаря его литературным работам потомкам стали известны интересные биографические факты, описывающие жизнь и творческий путь многих именитых современников мастера.

Биография

Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом. Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.

В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи. Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца, пришлось содержать братьев и сестер.

Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.

Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой. Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту. Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.

Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Джорджо Вазари умер в 1574 году, во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо  в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).

Архитектор

Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый подчерк.

Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:

Вилла Джулия

🇮🇹Подпишитесь на наш инстаграм🇮🇹 Инстаграм Италия для меня

Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.

Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей. К сожалению, не все постройки уцелели в первозданном виде. С 1889 года в стенах виллы располагается Национальный музей этрусского искусства (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia).

Рыцарская площадь

Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордера святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.

Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).

Галерея Уффици

Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.

Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.

Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.

Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.

В целом, к главным особенностям архитектурных работ Вазари можно отнести приверженность строгим академическим канонам и классическим традициям.

Коридор Вазари во Флоренции

Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.

Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.

Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.

Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento). Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках (высота которых была значительно увеличена архитектором) появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.

Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).

Коридор Вазари во Флоренции

Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.

Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.

В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.

Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.

В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.

На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.

В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.

К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.

Живописец

Джорджо Вазари считал живопись своим призванием, и выделял этот вид искусства из всех остальных. Цикл фресок, созданных в Палаццо Веккьо во Флоренции, и роспись стен в Зале Реджа (Sala Regia) в Ватикане, с изображением сцен из жизни Папы Павла III, красноречивей всего говорят о его таланте художника.

Работы мастера были очень востребованы, его картины пользовались невероятной популярностью у современников, хотя, в последующие эпохи подвергались критике и, по мнению некоторых современных экспертов, не прошли проверку временем. Художник был приверженцем маньеризма, к характерным особенностям которого относятся:

  1. Чрезмерный спиритуализм;
  2. Изломанность линий рисунка;
  3. Перегруженность композиции;
  4. Вычурность и искусственность сюжета;
  5. Искаженное изображение фигур;
  6. Применение ярких эффектов (игра с размерами, освещением и перспективой);
  7. Использование едкой цветовой палитры.

Вазари писал картины очень быстро, что объяснялось большим трудолюбием живописца, а также тем, что при создании масштабных полотен он пользовался услугами менее именитых молодых художников.

Аллегория непорочного зачатия

Аллегория непорочного зачатия – великолепное произведение, относящееся к раннему периоду творчества Вазари, было создано в 1541 году.

Техника исполнения – темпера (tempera), особый вид росписи на загрунтованной деревянной доске. Аллегорический образ Мадонны, непорочной с самого рождения, и попирающей змея (символа соблазнов и искушений), известен из текстов Апокалипсиса. Дева Мария возвышается над искаженными в страданиях фигурами, размещенными в нижней части композиции (олицетворение жертв первородного греха). Картина находится во флорентийской церкви Santi Apostoli.

Благовещение

Историки искусств считают датой написания картины Благовещение 1564-1567 годы.

Масштабная работа (216х166 см) выполненная маслом, на дереве была первым заказом кардинала Ипполита Медичи (Ippolito de’ Medici).  Основа сюжета – канонический библейский мотив, к которому обращались многие художники эпохи Возрождения: архангел Гавриил предстает перед Девой Марией с благой вестью о ее непорочном зачатии. Контрастность цвета, замысловатость поз, обилие сложных символов, – все эти особенности так характерны для творчества Вазари. Обращает на себя внимание типичный антураж современной для художника эпохи, на фоне которого изображены библейские события многовековой давности. Картина является частью художественной коллекции парижского Лувра.

Автопортрет Джорджо Вазари

Автопортрет Вазари, написанный маслом, на холсте, относится ориентировочно к 60-м годам XVI столетия.

Точная дата создания картины не известна. Художник пренебрег такими средствами выразительности как фон или яркая, драпированная одежда. Внимание привлекают два светлых пятна: лицо умудренного жизнью человека с глубоким, проникновенным взглядом, и его руки, держащие перо и черновики рукописей. Так, лаконично, просто и доступно рассказал о себе Вазари посредством кисти и красок.

Искушения Святого Джерома

Дата создания картины Искушения Святого Джерома – 1541 год.

Удивительная работа, выполненная маслом по дереву, входит в собрание Палатинской галереи (Galerie Palatine), занимающей верхний этаж Палаццо Питти. Святой Джером (Иероним) почитается католиками как учитель Церкви, создатель канонического латинского текста Библии, отчего часто изображается с пером и свитком. Вазари выбрал несколько другой сюжет, наполненный элементами эклектики: христианский праведник изображен борющимся с искушениями плоти, символом которых выступает Винера – древнегреческая богиня любви.

Персей и Андромеда

Картина Персей и Андромеда была создана художником приблизительно в 1570-1572 годах.

На холсте изображен излюбленный многими мастерами эпохи Возрождения сюжет из античной мифологии: доблестный Персей освобождает юную Андромеду, дочь эфиопского царя, принесенную в жертву страшному чудовищу. Работа Вазари пропитана эротизмом, в то же время большое число второстепенных персонажей, обилие символов, буйство ярких красок и контрастов рождает ощущение хаоса и некоторой растерянности. Произведение мастера хранится в музейном комплексе Палаццо Питти.

Портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи (Великолепного)

Портрет прославленного правителя Флоренции был написан посмертно, по заказу его внука, Алессандро де Медичи (Alessandro di Lorenzo de’ Medici) в 30-х годах XVI столетия.

Молодой еще тогда художник изобразил Лоренцо уставшим, осунувшимся человеком, устремившим вдаль печальный взгляд. Картина пропитана тихой грустью, образ могущественного и влиятельного человека лишен всякой помпезности и важности. О богатстве и славе намекает лишь одна деталь – красный кошелек, выделяющийся ярким пятном из общей монотонности цветового решения. Знаменитый портрет находится в Галерее Уффици.

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев

Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti») стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.

Книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Вазари впервые давал критический анализ художественным произведениям мастеров и систематизировал теоретическую базу истории искусств. Он ввел такое понятие как «Ренессанс», а также «Раннее (XIV век), Среднее (XV век) и Высокое (XVI век) Возрождение». Была проведена колоссальная и кропотливая работа по сбору и обработке материалов: использовались автобиографии, письма, отзывы и воспоминания современников.

Купить Жизнеописания шести великих мастеров Возрождения в интернет-магазине OZON.ru

Все жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов изложены в хронологическом порядке. Галерея исторических портретов охватывает период с середины XIII до середины XVI веков. Некоторые главы дополнены гравюрами, выполненными в том числе и самим автором книги. Сведения представлены в форме занимательных новелл, повествующих об интересных и курьезных биографических данных деятелей искусств, особенностях их характера, привычках, друзьях и врагах. За описаниями обстоятельств жизни следует полный перечень работ и их подробный искусствоведческий анализ. Вазари дает тщательную оценку стилю исполнения, манере, техническим приемам и особенностям. В литературном труде представлена история жизни и описание творений и самого автора.

К созданию своего монументального литературного труда Вазари приступил примерно в 1540-1546 годах. Поводом к тому, по утверждению исследователей, стала встреча с историком и ученым-гуманистом Паоло Джовио (Paolo Giovio), занимавшимся жизнеописаниями знаменитых людей. В 1550 году книга вышла в свет, и имела колоссальный успех у современников.

Спустя еще 18 лет была издана вторая отредактированная версия пятитомной работы, дополненная теоретическими трактатами и портретами. Существенные поправки, касающиеся стиля повествования, были внесены по поручению автора, сначала писателем Аннибале Каро, а потом монахом Маттео Фаэтани, знавшими толк в литературе.  В России переведенное на русский язык произведение Вазари (в сокращенном виде с биографиями 12 деятелей искусств) стало доступным для читателей в 1933 году.

Несмотря на субъективизм и имеющиеся неточности, с художественной и научной точки зрения, фундаментальный литературный труд итальянского мастера не теряет своей актуальности вот уже пять веков, и по прежнему остается настольной книгой как узких специалистов, так и всех, кто интересуется историей, живописью и скульптурой.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с лучшими гидами Италии.

Отзывы

    Рейтинг@Mail.ru