Андреа дель Верроккьо – скульптор и живописец эпохи Возрождения

Андреа дель Верроккьо

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) – знаковая личность, выдающийся итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, сумевший благодаря своему таланту и неиссякаемому трудолюбию оставить глубокий след в мировой культуре. Его великолепные работы получили признание как современников, так и потомков.

Полотна и скульптуры, созданные мастером, входят в коллекции многих музеев Италии и других стран мира, восхищая необыкновенной манерой исполнения и глубиной идейного замысла.

Биографические сведения и мастерская Верроккьо

О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году. В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию. Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.

После ранней смерти кормильца 17-летнему Андреа пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь и обеспечивать пропитанием некоторых своих братьев и сестёр. При этом увлечённость искусством и неутолимое желание создавать прекрасные произведения определили судьбу юноши.

Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции. Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры. Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.

Историк искусств, Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), описывая ранний период творчества молодого мастера, отмечал «бесконечные старания и настойчивость», проявляемые им в работе.

Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:

В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе. Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии.

Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы. Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики. С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.

Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.

Скульптуры и картины – особый стиль мастера

В искусствоведческих кругах принято считать, что Верроккьо обратился к живописи не ранее 60-х годов XV столетия. Выполненные им картины посвящены преимущественно религиозной тематике.

Андреа дель Верроккьо – скульптор и живописец эпохи Возрождения

Главенствующее место в евангельских сюжетах, мастерски воссозданных художником, занимает изображение Мадонны (как правило, с маленьким Христом). В произведениях Верроккьо Богородица почти всегда предстаёт печальной девой, исполненной тихой грустью и смирением. Отличительной чертой стиля считается особая аристократическая утончённость, скрупулёзность передачи деталей, точность и острота рисунка, одухотворенность и лиричность образов. Примечательно, что не всем картинам, известным как работы кисти Верроккьо, с абсолютной точностью можно приписать авторство флорентийского художника.

В скульптурных произведениях отчётливо читается влияние античного искусства и творческого наследия таких гениальных художников как Донателло (Donatello), Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo), Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano). Верроккьо стремился к совершенству форм и во многом преуспел в этом. Работы скульптора, считавшегося в свою эпоху лучшим знатоком металла, оказали значительное влияние на развитие бронзовой литой пластики.

Крещение Христа

Картина Крещение Христа (Battesimo di Cristo) признана самой знаменитой работой мастера, выполненной в соавторстве с его учеником, юным Леонардо да Винчи в 70-ы годы XV столетия. В основе сюжета – каноническая библейская сцена из Евангелия от Матвея, часто встречающаяся на полотнах живописцев той эпохи.

Картина Крещение Христа авторы Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи

В композиционном решении, в том, как изображена центральная фигура Спасителя, стоящего в водах Иордана, так же как и в образе Иоанна Крестителя прослеживаются характерные особенности средневековой живописи. В героях нет индивидуальности, они скорее выполняют роль символов, олицетворяя величественность и глубокую одухотворённость. Движения кажутся скованными, в них отсутствует динамизм, позы выглядят несколько искусственными. Задний план, напоминающий не пейзаж, а декорацию, лишён ощущения пространства и перспективы. В то же время произведение отличается богатой цветовой палитрой и разнообразием оттенков.

В нижнем левом углу картины – фигура маленького ангела, облачённого в голубое одеяние. Автором этой части работы, выполненной (в отличие от всего произведения) не темперными, а масляными красками, был Леонардо да Винчи.

Образ, созданный молодым гением, отличается особой живостью, естественностью и реалистичностью. Согласно преданию, Верроккьо, увидев результат работы, был настолько поражён величиной таланта своего ученика, его явным превосходством над наставником, что поклялся никогда более не заниматься живописью. История умалчивает о том, насколько правдивым оказалось обещание учителя.

До 1530 года картина находилась в церкви Сан-Сальви (San Salvi), во Флоренции, потом была перевезена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), где экспонируется и в наши дни.

Давид

Почти метровая (125 см) бронзовая статуя Давида, выполненная с невероятным техническим мастерством, относится к 60-70-м годам XV столетия. Эта скульптурная работа прославила Верроккьо и по праву стала считаться эталоном ренессансной пластики. В произведении мастера отчётливо прослеживается влияние Донателло и его изваяния молодого обнажённого царя, воина-победителя, созданного несколькими десятилетиями ранее.

статуя Давида автор Андреа дель Вероккьо

Скульптура Верроккьо отличается изяществом, аристократизмом, выразительностью и анатомической точностью передачи форм человеческого тела. Библейский царь, созданный скульптором, предстаёт отважным, торжествующим юношей, наслаждающимся своей победой над поверженным Голиафом. Его стройное, прекрасное тело облачено в тесно прилегающих кожаный колет. Расслабленная поза, полуулыбка на губах, разворот головы, – каждая деталь повествует о глубокой удовлетворённости героя и его уверенности в себе, а отрубленная мощная голова великана, лежащая у ног юного воина, красноречиво подчёркивает ценность выигранного сражения.

Существует предание, согласно которому именно Леонардо да Винчи позировал для Верроккьо, работавшего над статуей Давида, но доказать достоверность этой легенды не представляется возможным.

Скульптурное произведение выполнялось по заказу семьи Медичи и первоначально должно было служить украшением виллы Кареджи (Careggi), после статую передали в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где располагалась флорентийская синьория, в 1777 году работа мастера попала в Галерею Уффици. В настоящее время великолепное изваяние Верроккьо входит в сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello).

Уверение Фомы

Монументальная работа Христос и святой Фома, в искусствоведческих кругах она носит также название Неверие (или Уверение) святого Фомы (Incredulita di san Tommaso) была выполнена в 60-80 годы XV столетия.

Скульптурную группу первоначально установили в одной из 14 ниш, украшавших внешние стены церкви Орсанмикеле (Orsanmichele) во Флоренции, сейчас она заменена копией, а оригинал, подвергшийся в конце прошлого столетия масштабной реставрации, хранится в стенах одноимённого музея, расположенного при храме. Скульптура Уверение Фомы

В основе композиции – известный евангельский сюжет, повествующий о том, как Иисус, воскреснув из мёртвых, позволяет своему усомнившемуся ученику приложить пальцы к ранам, оставленным после распятия.

Образ Спасителя играет главенствующую роль, святой апостол стоит слева, его фигура выступает за пределы ниши, но единство линий ниспадающих одеяний, одухотворённость жестов и глубокий драматизм на лицах героев, рождают ощущение абсолютной художественной цельности и законченности произведения. Такое композиционное решение фасадной скульптуры было настоящим новаторством для искусства той эпохи.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru