Площадь Синьории во Флоренции

Площадь Синьории во Флоренции

Площадь Синьории (Piazza della Signoria) справедливо носит название «музея под открытом небом», и считается одним из самых красивых мест во Флоренции (Firenze). В былые времена здесь разворачивались яркие события политической и культурной жизни прославленной республики.

Миллионы туристов, приезжающие в столицу Тосканы, стремятся обязательно попасть в эту часть города, чтобы насладиться удивительной атмосферой старины, и почувствовать свою причастность к миру высокого искусства, созерцая скульптурные и архитектурный шедевры площади.

Историческая справка

В период существования Римской империи на месте площади находилось здание театра. Даже фрагменты античной постройки не сохранились до наших дней. Позже, здесь было возведено несколько башен, в которых жили представители влиятельного флорентийского клана Уберти (Uberti), выступавшие за ограничение власти понтифика.

Во второй половине XIII века, когда гибеллины, приверженцы императора Священной Римской империи, потерпели поражение, начались гонения и репрессии со стороны их политических оппонентов (гвельфов). Все дома и башни, принадлежавшие семейству Уберти, были снесены до основания, а освободившееся пространство вымостили камнем. Так образовалась городская площадь, которая со временем сменила несколько названий:

  1. площадь Приоров;
  2. площадь Великого Герцога;
  3. площадь Нации;
  4. площадь Сеньории.

Долгие годы это место было главным политическим центром Флоренции. Последнее название площадь приобрела благодаря расположенному здесь зданию, в котором заседали правители коммуны. Его строительство завершилось в 1310 году, по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). В XV веке важное правительственное учреждение, служившее впоследствии резиденцией для членов могущественной семьи Медичи (Medici), стали именовать дворцом Синьории (Palazzo della Signoria), а позже – палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio).

Площадь была свидетелем ярких исторических событий, например, в 1498 году здесь проводилась казнь Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), фанатичного монаха и реформатора, сумевшего стать в течение непродолжительного времени негласным правителем Флоренции. Круглая плита, установленная на мостовой, недалеко от фонтана Нептуна, свидетельствует о публичной расправе над еретиком.

Лоджия Ланци

В 1382 году, спустя несколько десятилетий после возведения палаццо Веккьо, на площади было завершено строительство лоджии Ланци (Loggia dei Lanzi).

лоджия Ланци во Флоренции

Кажущееся воздушным архитектурное сооружение с широкими арками и сводами, опирающимися на пилястры, предназначалось для собраний и приёмов, организованных правителями Флорентийской республики.

В наши дни лоджия является одной из самых популярных достопримечательностей города, здесь размещается экспозиция скульптурных произведений из художественной коллекции Галереи Уффици (Gallerie degli Uffizi).

Узнать интересные факты про Лоджию Ланци и другие достопримечательности Флоренции можно на индивидуальной обзорной экскурсии, рекомендуем.

Шедевры скульптуры

Настоящей «жемчужиной» площади Синьории считаются статуи, украшающие городское пространство. Скульптурные работы, выполненные античными мастерами и выдающимися художниками эпохи Возрождения, должны были вдохновлять правителей Флорентийской республики, направляющихся во дворец Веккьо. Восхитительные произведения пластики, изображающие библейских и мифологических героев, наполнены глубоким аллегорическим смыслом.

Примечательно, что практически все скульптуры (за исключением статуи «Персей») являются точными копиями, а оригиналы бережно хранятся в музеях города.

Фонтан Нептуна

Выполненный в стиле маньеризма, восьмиугольный фонтан Нептуна признан одним из главных украшений площади.

Фонтан Нептуна на площади Синьории во Флоренции

Он был открыт в 1565 году, по случаю заключения династического брака старшего сына Козимо I, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и младшей дочери императора Фердинанда I, Иоанны Австрийской.

Автор фонтана – скульптор и архитектор Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati). Прославленный флорентийский мастер трудился над массивным произведением вместе со своим учеником Джамболонья (Giambologna). Молодой помощник создал бронзовые фигуры мифологических героев, связанных с водной стихией.

Нижний ярус фонтана украшен образами нимф, сатиров и фавнов. Работа над произведением, принесшая скульпторам невероятную популярность, длилась долгих 10 лет. Фигура морского царя вырезана из ценного каррарского мрамора, лицо Нептуна имеет схожие черты с внешностью великого герцога Тосканы, Козимо I.

Давид

5-метровая мраморная статуя Давида, выполненная Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti), считается символом независимости и силы Флорентийской республики.

статуя Давида на Площади Синьории во Флоренции

Гениальное произведение мастера было представлено на суд публики в 1504 году. Скульптору исполнилось всего 26 лет когда он приступил к работе над будущим шедевром.

Художники эпохи Возрождения часто обращались к библейскому преданию и образу ветхозаветного царя, одержавшего победу над филистимлянским великаном Голиафом. Герой Микеланджело – сильный, мужественный воин, с совершенным телом. Несмотря на уверенную позу, во взгляде Давида читается эмоциональное напряжение и сосредоточенность, кажется, будто он в любую минуту готов начать схватку и запустить камень в гиганта.

статуя Давида в галерее Академии во Флоренции

С 1873 года оригинал статуи выставлен во флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Геркулес, победивший Какуса

Произведение пластики «Геркулес, победивший Какуса», работы Баччо Бандинелли (Baccio Bandinelli), было установлено на площади Синьории в 1534 году.

Статуя Геркулес, победивший Какуса в лоджии Ланци, Флоренция

Скульптура, выполненная в стиле маньеризма, отличается изломанностью линий и напряжённостью поз. Высота мраморного изваяния – более 5 метров. В основе сюжета – сцена из древнеримского мифа, повествующего о том, как прославленный герой Геркулес пробрался в пещеру к огнедышащему людоеду и великану Какусу, и убил его дубиной.

По свидетельству историка и искусствоведа Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), современники Бандинелли крайне негативно оценили работу мастера, что не помешало скульптору пользоваться покровительством семьи Медичи и получать новые заказы.

Конный памятник Козимо I

Конная статуя Козимо I, выполненная скульптором Джамболоньей, появилась на площади в 1594 году.

Конный памятник Козимо I в центре площади Синьории, Флоренция

В горделивом образе великого герцога Тосканы ощущается сходство с римским императором Марком Аврелием, памятник которому установлен в Риме.

Так, очевидно, художник стремился подчеркнуть могущество флорентийского правителя. Козимо I изображен сидящим верхом на крупной лошади. Герой облачен в доспехи, его поза исполнена уверенности и спокойствия, на груди красуется ордер святого Стефана, учрежденный Медичи после победы тосканцев над французскими войсками в 1537 году. Пьедестал украшен барельефами, повествующими о главных событиях в жизни герцога.

Персей

Скульптура Персея была выполнена Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) приблизительно в 1545 году, по заказу герцога Козимо I Медичи.

Скульптура Персея в Лоджии Ланци, Бенвенуто Челлини

Бронзовое изваяние считается самым известным произведением мастера. Источником вдохновения стал древнегреческий миф, повествующий о победе Персея над медузой Горгоной. Скульптор изобразил героя в торжествующей позе: в одной руке прославленный сын Зевса сжимает меч, а в другой держит отрубленную голову чудовища с женским лицом и змеями вместо волос. Произведение Челлини исполнено аллегорическим смыслом, в образе мифологического героя зашифрована несокрушимость власти семьи Медичи, превосходство могущественного рода над политическими соперниками.

Похищение сабинянок

Мраморная скульптурная группа «Похищение сабинянок», работы Джамболонья, признана истинным шедевром мировой пластики.

Мраморная скульптурная группа Похищение сабинянок, Джамболонья, площадь Синьории

Она была установлена в лоджии Ланци (Loggia dei Lanzi) в 1583 году, вызвав огромный восторг у флорентийской публики. В произведении выполненном в стиле маньеризма, присутствуют черты, характерные для классического античного искусства. В основе сюжета лежит сцена из так называемой сабинской войны, в ходе которой римские воины обманом похитили жен и дочерей своих неприятелей. Автору удалось с невероятным мастерством передать драматизм ситуации. Сложное композиционное решение помогает ощутить накал страстей и всю палитру переживаний героев.

Похищение Поликсены

«Похищение Поликсены» – гениальное скульптурное произведение, отличающееся сложностью композиции и мастерством обработки мрамора, выполненное Пио Феди (Pio Fedi) , выдающимся итальянским художником нового времени.

скульптура Похищение Поликсены в Лоджии Ланци

Датой создания мраморной статуи считаются 60-е годы XIX столетия. Изваяние украшает лоджию Ланци. В основе сюжета – древнегреческий миф, повествующий о трагической любви героя Троянской войны к дочери своего врага, Поликсене. Ведомый страстью, Ахилл предал соотечественников и перешел на сторону противника. Безоружный, он был убит Парисом накануне свадьбы с Поликсеной.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru