10 шедевров мировой скульптуры во Флоренции

скульптуры во Флоренции

В эпоху Возрождения и последовавшие за ним периоды великолепная Флоренция (Firenze)  подарила миру целую плеяду талантливых скульпторов, творения которых оказали мощное влияние на дальнейшее развитие европейской культуры. Фантастические произведения пластики, выполненные в мраморе и бронзе, не перестают восхищать и вдохновлять на протяжении нескольких столетий.

По форме и содержанию они остаются эталоном воплощения самых светлых гуманистических идей. Приехав в столицу Тосканы, обязательно стоит увидеть воочию 10 шедевров скульптуры, и ощутить свою причастность к миру искусства.

Давид, Микеланджело

  • Где находится: Галерея Академии

5-метровая мраморная статуя Давида, выполненная 26-летним Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti), входит в число мировых лидеров по количеству копий и всевозможных интерпретаций. Молодой скульптор приступил к работе в 1501 году, он трудился более 2 лет в одиночку, не прибегая к помощи подмастерьев. Когда гигантское изваяние выставили на всеобщее обозрение, флорентийская публика была поражена увиденным и признала его совершенным.

Давид Микеланджело воспринимался как символ борьбы столицы Тосканы за независимость, и стал олицетворением свободы от тирании правящих династий. Религиозный аспект статуи, изображающей ветхозаветного иудейского царя, одержавшего победу над великаном Голиафом, уступил место актуальным для того времени патриотическим идеям.

Вопреки библейскому образу, Микеланджело изобразил героя не хрупким юношей-пастухом, а мужественным, решительным, умудрённым опытом воином, с устремлённым вдаль взглядом, источающим уверенность и спокойствие. Примечательно, что несмотря на кажущуюся идеальность фигуры, исследователи отмечают искажение пропорций в верхней части тела Давида.

Впечатляющая статуя простояла у стен Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) более 300 лет, а в 1873 году была перенесена во флорентийскую Академию изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze) – один из самых старых и крупных художественных музеев Европы. Две точные, полноразмерные реплики можно также увидеть на площадях Сеньории (Piazza della Signoria) и Микеланджело (Piazzale Michelangelo).

Рабы, Микеланджело

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:
  1. Facebook
  2. ВКонтакте
  3. Инстаграм
  4. YouTube

  • Где находится: Галерея Академии

Цикл из 6 невероятных по выразительности скульптур «Рабы» первоначально задумывался для одного из проектов оформления усыпальницы папы Юлия II в Риме. В течение 40 лет Микеланджело разработал несколько вариантов декорирования гробницы, а в итоге созданные им фигуры узников, так и не стали украшением саркофага.

В результате 2 законченные статуи были преподнесены в дар представителю флорентийской знати, Роберто Строцци, (сейчас находятся в Лувре), а оставшиеся 4 незавершённые работы остались в мастерской скульптора. Позже они попали в коллекцию герцога Казимо I, украшали один из гротов Садов Боболи (Giardino di Boboli), а в 1909 стали частью экспозиции Академии изящных искусств. Их и сейчас можно увидеть там, приехав в столицу Тосканы.

В мраморных скульптурах заключена невероятная экспрессия и глубокий смысл. Их хочется рассматривать бесконечно долго, пытаясь понять аллегорию великого Микеланджело. Фигуры полны динамизма, и, кажется, будто мастеру удалось вдохнуть жизнь в холодный камень.

Галерея Академии во Флоренции расположена по адресу: Via Ricasoli, 58/60, и открыта для посетителей с 8:15 до 18:50 все дни недели, кроме понедельника. Билеты заранее можно купить в кассах Ticketone или на официальном сайте флорентийских музеев www.b-ticket.com

Персей, Бенвенуто Челлини

  • Где находится: Лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi), Пьяцца делла Синьория

Мистическая бронзовая статуя «Персей» считается лучшим и самым ярким творением Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini), прославленного ученика Микеланджело, известного итальянского ювелира и скульптора. Мастер создал её по заказу своего покровителя, герцога тосканского Козимо I Медичи. Кропотливая работа длилась долгие 9 лет.

Герой Челлини – античный юноша Персей, одержавший победу над Медузой Горгоной. Он принял уверенную позу: в высоко поднятой мускулистой руке – отрубленная голова морского чудовища, представленного, по замыслу скульптора, в женском образе. Кажется, будто ноги храбреца вот-вот начнут пританцовывать над бездыханным телом Горгоны.

Рельеф со сценой освобождения Андромеды на высоком постаменте усиливает общий замысел композиции. Скульптура Челлини, наполненная аллегорическим смыслом, олицетворяла безоговорочное господство династии Медичи во Флоренции. Она украшает Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi) на площади Сеньории и является одним из немногих произведений, не заменённых копией.

Похищение Сабинянок, Джамболонья

  • Где находится: Лоджия Ланци, Пьяцца делла Синьория

4-метровое изваяние «Похищение Сабинянок», виртуозно выполненное флорентийским мастером Джамболонья (Giambologna) из цельного куска мрамора, признано одним из лучших произведений в истории пластического искусства. В этом шедевре гармонично сочетаются классические обнажённые формы, присущие греческой скульптуре, и взвинченность и динамизм, характерные для маньеризма. Джамболонья, член престижной Академии искусств во Флоренции, приступил к работе над статуей в 1579 году.

В основу сюжета была положена легенда о начале сабинской войны. Конфликт развязался в результате бесчинств, устроенных солдатами Ромула во время проведения праздника в честь бога Конса на Большом Цирке (Circo Massimo). Римляне напали на безоружных и ничего не подозревавших сабинян и похитили девушек, склонив их впоследствии к супружеству.

Многосложная композиция, рассчитанная на круговой осмотр, состоит из трёх человеческих фигур, искусно переплетённых в единую спираль. Героев одолевает буря противоречивых эмоций: страсть, вожделение, страх и отчаяние. Невероятно чувственное творение Джамболонья можно увидеть в Лоджии Ланци, на том самом месте, где она была установлена ещё в 1583 году по распоряжению Франческо I Медичи (Francesco I de Medici).

Давид, Донателло

  • Где посмотреть: Музей Национальной скульптуры Барджелло

Бронзовая статуя «Давид», выполненная гениальным Донателло (Donatello), считается одной из лучших интерпретаций образа ветхозаветного иудейского царя. Герой флорентийского мастера представлен утончённым, красивым юношей, стоящим в расслабленной и самоуверенной позе.

У ног молодого воина – отрубленная голова филистимлянина Голиафа. Скульптура датируется 30 – 40 годами XV столетия, и относится к первому со времён античности изображению обнажённого человека в пластике. В постановке статичной фигуры и изгибах тела ещё слышны отголоски готики, тем не менее Давид Донателло стал предвестником начала совершенно нового гуманистического искусства.

Чудесная 1.5-метровая статуя была выполнена по заказу влиятельного Козимо Медичи. В 1495 году она украшала двор Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), спустя почти 300 лет была перенесена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), а сейчас входит в сокровищницу Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), расположенного по адресу: Via del Proconsolo 4. Часы работы: ежедневно с 8:15 до 13:50 вторник – суббота, а также каждый 1-й, 3-й и 5-й понедельник месяца.

Меркурий, Джамболонья

  • Где посмотреть: Музей Национальной скульптуры Барджелло (Museo Nazionale del Bargello)

Невероятно утончённая, элегантная и полная движения бронзовая статуя «Меркурий», работы Джамболонья, считается образчиком итальянского маньеризма и настоящим шедевром пластического искусства.

Скульптор создал динамичный образ бога древнеримской мифологии, покровителя торговцев и путешественников. Возникает ощущение, будто парящая фигура Меркурия, выстроенная по вертикальной оси, преодолевает земное притяжение. Жезл в руке, обязательный атрибут божества, придаёт ритмичность, изящество и озорство.

Статуя была выполнена в конце XVI века по заказу кардинала Фердинандо Медичи (Ferdinando de’ Medici) и находилась до 1780 года в Риме на его вилле. По завещанию принцессы Анны Марии Луизы Медичи (Anna Maria Luisa de Medici), последней представительницы влиятельного тосканского рода, творение Джамболонья было перевезено во Флоренцию. Сейчас этот шедевр является частью бесценной коллекции Национального музея Барджелло.

Дама с букетом, Андреа дель Верроккьо

  • Где посмотреть: Музей Национальной скульптуры Барджелло

«Дама с букетом» – скульптурный портрет, олицетворяющий собой фантастическую нежность и женственность, был выполнен ярким представителем Флорентийской школы, Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio). С мастерством и изяществом художник передал правильные черты лица, причудливо уложенные локоны волос, тонкие складки ткани. Выразительные руки героини словно застыли в движении, трепетно прижимая к груди маленький букетик цветов. Искусствоведы считают датой создания скульптуры 1475 год.

Отсутствует достоверная информация о том, кто именно изображён мастером. Согласно преданию Андреа дель Верроккьо увековечил в мраморе образ Лукреции Донати (Lucrezia Donati), единственной музы и тайной возлюбленной главы Флорентийской республики, Лоренцо Медичи, прозванного «Великолепным» (Lorenzo de Medici il Magnifico). Восхитительный скульптурный портрет украшает коллекцию Национального музея Барджелло.

Врата Рая, Лоренцо Гиберти

  • Где посмотреть: Музей Дуомо

Выполненные в бронзе и покрытые позолотой «Врата Рая», украшающие Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) на Соборной площади (Piazza del Duomo), – знаменитое творение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), величайший шедевр пластики эпохи Раннего Возрождения, которым по праву гордится Флоренция.

Создание рельефов стало для мастера делом всей его жизни. В общей сложности Гиберти трудился над оформлением сначала северных, а потом восточных ворот Баптистерия целых 48 лет. Заказ на выполнение первой части работы был получен благодаря победе в конкурсе, организованном Гильдией Arte di Calimala. В состав жюри входили представители флорентийской знати.

Композиционное решение северных ворот реализовано в рельефном изображении библейских сцен Нового Завета, а также евангелистов и отцов церкви. Они не лишены некоторых готических черт, и при этом отличаются правдивостью, живостью повествования и неисчерпаемым разнообразием тщательно проработанных деталей.

Восточные врата Баптистерия, получившие благодаря хвалебным отзывам Микеланджело название «Райские», иллюстрируют ветхозаветные сюжеты. Их отличает насыщенность образами и композиционная сложность, подчинённая законам линейной перспективы. Интересная деталь: на левой створке ворот между третьим и четвёртым ярусами рельефов помещены скульптурные головы в медальоне, выполняющие функцию дверных ручек – это портреты самого Гиберти и его молодого подмастерья.

Оригинал работы великого мастера заменён копией, и после длительной реставрации стал частью экспозиции Музея Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo). Посетителей приглашают все дни недели, кроме воскресенья. Часы работы: 8:30 – 19:00 (понедельник – пятница); 8:30 – 17:49 (суббота).

Ночь, Микеланджело Буонарроти

  • Где посмотреть: Новая Ризница, Усыпальницы Медичи

Аллегорическая скульптура «Ночь», выполненная непревзойдённым Микеланджело, входит в цикл четырёх мраморных статуй, украшающих роскошные надгробия Лоренцо II ди Пьеро де Медичи (Lorenzo di Piero de’ Medici) и его младшего брата Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici).

Саркофаги установлены в фамильной мемориальной часовне при базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo). Чувственные мужские и женские фигуры, полные естественной красоты, были воспеты в сотнях сонетах, сочинённых восхищёнными современниками Микеланджело. В обнажённых телах идеальных пропорций и форм читается глубокий аллегорический смысл. Их массивность как будто транслирует непомерную тяжесть бремени человеческого бытия: ленивое пробуждение(«Утро»), тревожное бодрствование («День»), гнетущая, не знающая спокойствия сосредоточенность («Вечер»).

Наиболее пластичной и выразительной из всей композиции кажется скульптура «Ночь», представленная в пленительном женском образе. При взгляде на неё создаётся абсолютно реалистичное ощущение созерцания не каменной статуи, а прекрасной, живой девы, погруженной в глубокий, тяжёлый сон. Сам Микеланджело посвятил своему творению небольшое четверостишие, переведённое на русский язык Ф.И. Тютчевым в 1855 году:

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.

Торс Гадди, неизвестного автора

В уникальное собрание Галереи Уффици входит знаменитый на весь мир фрагмент античной мраморной статуи, изображающий верхнюю часть обнажённого туловища кентавра.

Работу также традиционно называют «Торсом Гадди» в честь семьи, обладавшей когда-то этим шедевром пластики. Яркий образец эллинистического искусства, относящийся примерно ко II веку до н. э., поражает реалистичностью форм. В изгибе тела и напряжённости мышц чувствуется невероятная мощь, сила и энергия. Произведения античных скульпторов оказали значительное влияние на молодого Микеланджело, представлявшего своих героев в образе атлетически сложённых, мускулистых мужчин.

Надеюсь, моя статья вдохновила вас на путешествие во Флоренцию. Ждём вас на наших авторских экскурсиях с лучшими гидами Италии.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с лучшими гидами Италии.

Отзывы

    Рейтинг@Mail.ru