Флоренцию невозможно представить без ее главной водной артерии – реки Арно (Arno), пересекающей город, и создающей уникальное урбанистическое пространство. Именно с ее набережных открываются великолепные виды на старинные здания, дворцы и соборы, а речные прогулки под знаменитыми мостами на лодках баркетто (barchetto) пользуются особой популярностью среди туристов.
Содержание
Географические данные
Берега
Протекая по холмистому ландшафту Флоренции, река Арно условно делит город на две части, соединяющиеся между собой десятью мостами.
Правый берег
На правой стороне расположен исторический центр тосканской столицы. Здесь сосредоточены крупные рестораны, магазины, гостиницы и главные туристические достопримечательности. В число самых популярных входят:
- Соборная площадь Дуомо (Piazza del Duomo) и ее неповторимый храмовый комплекс;
- Площадь Синьории (Piazza della Signoria), где расположен палаццо Веккьо (palazzo Vecchio) и великолепная лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi) с бесценными скульптурами эпохи античности и работами таких мастеров Возрождения как Донателло (Donatello), Микеланджело (Michelangelo) и Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati);
- Многовековая базилика Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo);
- Библиотека Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) известная собраниями старинных рукописей;
- Дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – эталон светского здания раннего Возрождения;
- Площадь Санта-Кроче (Piazza Santa Croce) и одноименная базилика, являющаяся усыпальницей знаменитых деятелей искусства, культуры и политики Италии;
- Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata) – лучший пример ренессансных архитектурных форм;
- Палаццо Строцци (Palazzo Strozzi) и Ручеллаи (Palazzo Rucellai) – образцы дворцовой архитектуры времен Возрождения;
- Лоджия дель Меркато Нуово (Loggia del Mercato Nuovo) – излюбленное место гостей Флоренции, желающих приобрести памятные сувениры и прочие интересные вещи.
Левый берег
Левый (южный) берег реки Арно носит название Ольтрарно (Oltrarno) и когда-то считался местом обитания более бедных горожан. Эту часть Флоренции называют «зеленой» благодаря живописным пейзажам холмов и богатству образцов садово-паркового искусства, бережно сохранившихся еще со времен эпохи Возрождения. Не только гости города, но и местные жители приходят сюда, чтобы полюбоваться захватывающими дух видами. Обязательным местом для посещения туристов является площадь Микеланджело (piazzale Michelangelo), расположенная между садами Боболи (giardino di Boboli) и парком Бардини (giardino Bardini).
Наводнения
В исторических хрониках города, запись которых ведется более 900 лет, встречается около 56 упоминаний о наводнениях, произошедших из-за того, что река Арно выходила из своих берегов.
Первое датируется 1177 годом. Почти каждое столетие водная стихия приносила катастрофический ущерб жителям тосканской столицы. Наиболее трагическими в этом смысле стали 1333, 1557, 1740 и 1844 годы.
Последнее наводнение произошло в 1966 году, и считается самым масштабным и разрушительным. Тогда были унесены десятки жизней людей, уничтожены и испорчены тысячи бесценных произведений искусств и памятников архитектуры. Воды реки поднялись до отметки 6 метров. Особо пострадали хранилища Национальной центральной библиотеки, утратившей более трети книжного фонда (полтора миллиона экземпляров).
Мосты
Большинство флорентийских мостов были разрушены немецкой армией в конце Второй Мировой войны, и позже восстановлены или построены заново.
Отступающие гитлеровские войска оставили нетронутым лишь Понте Веккьо (Ponte Vecchio). Строительство четырех мостов из десяти осуществлялось во второй половине 20 столетия, включая современные автомобильные и железнодорожные инженерные конструкции, соединяющие обе стороны города.
Понте Веккьо
Состоящий из трёх арок мост Понте Веккьо (название переводится с итал. как «старый») занимает лидирующие позиции в списке самых популярных достопримечательностей тосканской столицы. Дата строительства – 1345 год. Примечательно, что он возведен в той части реки, где когда-то, еще в древнеримскую эпоху, существовало менее масштабное сооружение из деревянных настилов и каменных подпорок, соединяющее берега. Авторство изящной и прочной конструкции, сохранившейся в неизменном облике до наших времен, принадлежит архитектору Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).
Особенность 32-метрового моста – череда плотно стоящих друг к другу зданий по обе стороны сооружения, и наличие смотровой площадки в середине. До 16 века здесь располагались лавки, торговавшие мясом и рыбой, которые позже были заменены ювелирными магазинами, существующими и сегодня. Благодаря последним мост получил название «Золотой».
Понте-алле-Грацие
Современный понте-алле-Грацие (ponte alle Grazie) был заново возведен в 1957 году на месте старинного моста, уничтоженного немецкими войсками в 1944 году.
Уникальная конструкция, созданная еще в 1227 году считалась в середине прошлого столетия самым протяженным и долговечным сооружением, соединяющим обе части города.
За свою многовековую историю мост претерпел много преобразований и был неоднократно модернизирован.
Сегодняшнее название он приобрел в XV веке благодаря одноименной часовне, располагавшейся здесь до 1876 года наряду с мастерскими, лавочками, монастырями и другими строениями.
Понте Санта-Тринита
Понте Санта-Тринита (Ponte Santa Trinita) был построен в середине XIII столетия. После очередного разрушительного наводнения, произошедшего в 1333 году, облегченную деревянную конструкцию заменили на каменную, а в 1557 году мост приобрел сегодняшний облик. Он был уничтожен гитлеровской армией в 1944 году, и спустя 13 лет восстановлен, полностью копируя свой первоначальный средневековый вид.
Монументальность конструкции сочетается с изящными, парящими над водой арками, что создает ощущение легкости и утонченности. Изысканность архитектурного стиля усиливается статуями, установленными у входа к мосту, и олицетворяющими времена года.