Палаццо Ручеллаи во Флоренции

Знаменитый Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai) – одна из жемчужин Флоренции, которую обязательно стоит увидеть всем путешественникам, посетившим Италию.

Здание дворца с интересной, многовековой историей, входит в число популярных достопримечательностей города. Оно было построено в революционном для своей эпохи стиле, поэтому считается одним из первых образцов светской архитектуры раннего Возрождения. В 1982 году было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится и как добраться

Дворец Ручеллаи находится на старинной улочке Via della Vigna Nuova, в центральной, исторической части тосканской столицы, на правом берегу реки Арно. Это примерно в 400 метрах к юго-западу от Соборной площади (Piazza del Duomo) – самого посещаемого места в Европе, и в 500 метрах выше по течению от моста Понте-Веккьо (Ponte Vecchino). Добраться туда можно на автомобиле, или общественным транспортом, доехав до остановки Pescaia Di Santa Rosa, далее – пройтись пешком.

История создания

Палаццо Ручеллаи, как и большинство домов эпохи раннего Возрождения, был некогда частным особняком, построенным для состоятельной семьи известного во Флоренции коммерсанта, мецената и благодетеля Джованни Ручеллаи. Строительство началось в 1446 году и закончилось спустя пять лет в 1451-ом, что для того периода считалось рекордными сроками.

Палаццо Ручеллаи во Флоренции

По свидетельству историков, на месте нынешнего палаццо стояло восемь отдельных жилых домов, которые впоследствии были объединены в единый дворцовый ансамбль. Проектировкой и возведением здания, соединяющего разрозненные строения, занимался Бернардо Росселино (Bernardo Rossellino). Идею фасада разрабатывал Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti) – один из знаменитых и прогрессивных архитекторов того времени.

Леон Баттиста Альберти

Архитектор Альберти происходил из знатного флорентийского рода тамплиеров. Он был всесторонне образованным человеком, не только известным архитектором, но и выдающимся художником, поэтом, музыкантом и ученым. Авторству Альберти принадлежат многие литературные произведения и теоретические труды об архитектуре, искусстве и науке: «Десять книг о зодчестве», «Математические забавы», «Три книги о живописи» и другие трактаты.

Палаццо Ручеллаи во Флоренции

Палаццо Ручеллаи – одно из первых творений мастера, ставшее эталоном ренессансной архитектуры. Альберти искусно заимствовал античные мотивы, и применил абсолютно новый для средневековой эпохи стиль возведения частных домов, получивший впоследствии широкое распространение как в Тоскане, так и далеко за ее пределами.

Особенности архитектуры

Внешне дворец представляет собой трехэтажное монументальное, массивное здание с плоским фасадом и традиционным для флорентийских домов внутренним двориком. Напротив палаццо находится Лоджия Ручеллаи (Loggia Rucellai) – уникальное архитектурное сооружение, возведенное несколькими годами позже. По утверждению историков она была построена в честь особого события: торжественного бракосочетания, в результате которого семья Ручеллаи соединилась со знатным родом Медичи. Об этом также свидетельствуют гербы семейств, красноречиво украшающие фасад.

До 1677 года Лоджия использовалась владельцами особняка для проведения праздничных мероприятий, свадеб, банкетов и приемов почетных гостей. Вместе с двориком и зданием дворца она формирует единый архитектурный ансамбль.

Фасад здания

Особую культурологическую ценность представляет фронтальная часть палаццо, разделенная горизонтально на три яруса, и напоминающая внешним обликом стены Колизея. Древнеримские мотивы в декорировании здания вполне закономерны, учитывая, что Леон Баттиста Альберти долгие годы жил и работал в Риме. Для оформления каждого этажа архитектор использовал ритмическое расчленение стены пилястрами (выступающими колоннами) разных ордеров:

  • дорический – на нижнем уровне;
  • ионический – на втором этаже;
  • коринфский – в верхней части фасада.

Палаццо Ручеллаи во Флоренции

Горизонтальные пояса антаблемента (нависающих карнизов) в сочетании с пилястрами создают изысканность форм и четкость пропорций. Каждый ярус уменьшается по высоте: от большего к меньшему, что рождает ощущение легкости здания и устремленности ввысь. Задумку архитектора также поддерживают округленные арки окон второго и третьего этажей и рустика (облицовка) стен: на нижнем уровне используется более крупный по размеру камень.

Цокольное основание и обрамляющие скамейки вдоль всего уличного фасада делают здание визуально более устойчивым и фундаментальным. Для архитектурных традиций того времени все эти приемы были настоящим новаторством.

Внутренний дворик

Внутренний дворик Палаццо Ручеллаи

Прямоугольный двор, являющийся неотъемлемой частью флорентийских частных особняков, украшают выполненные в классическом стиле капители и сводчатые аркады, которые поддерживаются монолитными колоннами из песчаника. Его архитектура более нарядная и резко контрастирует со стилистикой главного здания. Внешне внутренний дворик Палаццо Ручеллаи напоминает Воспитательный дом (Ospedale degli Innocenti), построенный в первой половине 15 века Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Многие историки склонны предполагать, что к строительству этой части дворца привлекался другой архитектор.

Как здание использовалось ранее

За всю историю своего существования палаццо не единожды перестраивался, что не позволяет установить первоначальную планировку помещений и то, как они использовались. Известно лишь, что каждый из этажей был предназначен для определенных целей:

  1. первый – служил зоной деловой активности: здесь влиятельный торговец и банкир Ручеллаи встречался со своими партнерами, обсуждались коммерческие вопросы, совершались сделки;
  2. второй этаж с просторными залами – использовался для проведения официальных приемов и торжественных мероприятий;
  3. на третьем этаже располагались личные апартаменты и спальни.

Интересно, что под крышей здания был оборудован тайный, четвертый этаж. Он незаметен с улицы, практически не имел окон и предназначался для прислуги.

Как палаццо используется в наши дни

Знаменитый род Ручеллаи владел палаццо на протяжении долгих 500 лет. Часть здания и по сей день находится в собственности потомков, сохранивших за собой право пользования особняком. Во внутреннем дворике часто проводятся выставки живописи и скульптуры.

С 2001 года первый и второй этажи дворца занимает Институт Международных Отношений во Флоренции (ISI Florence). В стенах палаццо оборудованы просторные классы, компьютерная лаборатория, библиотека и прочие помещения, необходимые для высшего учебного заведения. В 2009 году была проведена масштабная реконструкция этой части здания. В ходе реставрационных работ удалось сохранить уникальный интерьер 18 века: старинная мебель, изысканные картины, зеркала, декорирование стен и сводов потолков фресками с изображением мифологических героев Древней Греции.

Палаццо Ручеллаи – уникальный памятник архитектуры, помогающий почувствовать и понять дух эпохи раннего Возрождения.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • http://vk.com/id45290226 Александр Гаврилов

    Великолепный образец архитектуры Ренессанса великого Альберти. Наш выдающийся зодчий Жолтовский, любимец Сталина, тоже боготворил эту архитектуру, что в итоге стало причиной запрета конструктивизма и перехода на «Освоение классического наследия»

Рейтинг@Mail.ru