Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане – шедевр Борромини в Риме

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане Рим

Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane) – католическая церковь XVII в., которая считается жемчужиной римского барокко и лучшим произведением гениального архитектора Франческо Борромини (Francesco Borromini).

Миниатюрное религиозное сооружение часто сравнивают со скульптурой или изысканной шкатулкой за его необычный дизайн, поражающий своей красотой и экстравагантностью. Небольшие размеры церкви дали ей второе уменьшительное название Сан-Карлино (San Carlino).

Римляне любят утверждать, что маленький храм у Четырёх фонтанов мог бы поместится в одной из опор, на которых держится купол собора Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане.

Где находится?

Название Chiesa San Carlo alle Quattro Fontane в переводе звучит как «Церковь Святого Карла у Четырёх Фонтанов», что сразу указывает на её местонахождение.

Церковь расположена в районе Монти (Rione Monti) на пересечении улиц Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane) и Квиринале (Via del Quirinale), там, где находится скульптурная группа эпохи позднего Возрождения – Четыре фонтана (Quattro Fontane). Один из них, символизирующий реку Тибр, расположен в нише стены со стороны бокового входа в Сан-Карлино.

Старинная гравюра Джузеппе Вази (Giuseppe Vasi) позволяет представить, как выглядел в этом месте городской пейзаж в 1752 году.

Giuseppe Vasi 1752 Piazza delle Quattro Fontane

В центре композиции находится церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане, расположенная на перекрёстке важных средневековых улиц — Страда Феличе (современная Via delle Quattro Fontane) и Страда Пиа (современная Via Venti Settembre).

Панорамный вид рисунка позволяет рассмотреть также Палаццо Альбани (Palazzo Mattei — Albani — Del Drago) и задний фасад базилики Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore). В прошлые века этот перекрёсток был одним из любимых мест горожан. Римляне специально приезжали сюда в знойные дни лета, чтобы прогуляться и ощутить приятное дуновение свежего ветерка (чего уже, к сожалению, нет в настоящее время).

церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме вид снаружи

  • Адрес церкви: Via del Quirinale, 23, 00187 Roma

Кому посвящена?

В 1646 году вновь возведённый храм в оживлённом районе Рима был освящён в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео (Carlo Borromeo), а также в честь Пресвятой Троицы.

Стоит упомянуть, что помимо религиозной деятельности, Сан-Карло повлиял на формирование нового архитектурного стиля католических церквей. В своём труде «Наставления» он осудил строительство храмов, имеющих форму круга как недопустимое влияние язычества, и призвал возводить здания с планом латинского креста.

Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане — одна из трёх церквей в Риме, посвящённых святому Карлу, включая Сан-Карло-аи-Катинари (Chiesa di San Carlo ai Catinari) и Сан-Карло-аль-Корсо (Basilica San Carlo al Corso).

Заказчик строительства церкви

Заказчиком строительства церкви Святого Карла у Четырёх фонтанов стала испанская община монашеского ордена тринитариев (Ordo Sanctissimae Trinitatis), название которого переводится как «Орден Пресвятой Троицы». Религиозное сообщество было основано в XII в. во Франции с одобрения папы Иннокентия III.

Основной миссией тринитариев был выкуп христиан из плена «неверных» мусульман. Известно, что с 1258 по 1696 года орден освободил более 30 тысяч невольников, собрав для этого немалые средства от пожертвований.

Интересный факт: уже в XII в. один из основателей Ордена Пресвятой Троицы провансальский религиозный деятель Жан де Мата или на итальянский манер Джованни де Матха (Giovanni de Matha) при выкупе пленников следовал принципу равенства, невзирая на цвет их кожи. Как подтверждение этого, на фасаде римской церкви тринитариев Сан-Томмазо-ин-Формис (Chiesa di San Tommaso in Formis) сохранилась мозаика XIII века, выполненная Лоренцо Космати, где по обе стороны от Христа изображены освобождённые из плена один белый и один чёрный невольники.

мозаика XIII век Лоренцо Космати Chiesa di San Tommaso in Formis в Риме

Церковь Сан-Томмазо-ин-Формис находится всего в 600 метрах от Колизея (Colloseo). Если будете рядом, не упустите шанс увидеть своими глазами уникальную мозаику. Также церковь будет отмечена на карте в новой версии нашего авторского путеводителя по Риму.

Церковь Сан-Томмазо-ин-Формис на карте Рима

В начале XVII в. орден получил распространение во многих странах Европы, в том числе и в Италии. На земле Рима в районе Монти, выкупленной в 1611 г. богатой и влиятельной семьёй Маттеи (Mattei), первые тринитарии возвели небольшую часовню, посвящённую Святой Троице и Сан-Карло Борромео. После приобретения соседних земель у них появилась потребность в постройке собственного монастыря и церкви.

Архитектор и его проект

Ограниченная в средствах община босоногих монахов (так называли тринитариев) была невероятно рада предложению тогда ещё начинающего архитектора Франческо Борромини о безвозмездной работе над проектом нового монастырского комплекса. Задача ставилась не из лёгких, так как церковь надо было вписать в крошечное пространство неправильной формы, в котором ещё должны поместиться монастырь с хозяйственными постройками и колокольня. Кроме того, новое строительство не должно было затрагивать уже имеющиеся здания и фонтаны, появившиеся ранее на узких улицах перекрёстка.

Борромини взялся за проект с особым энтузиазмом, так как для него это была первая самостоятельная работа. Он лично руководил работой каменщиков, плотников и скульпторов, объясняя им свои замыслы. Архитектор приступил к проектированию монастырского комплекса в 1634 г., а в 1644 г. основное строительство было завершено.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане не походила ни на одно здание Рима и вызвала истинный восторг горожан своей красотой и новаторской формой.

Незаконченным оставался только фасад, над деталями которого Борромини трудился ещё на протяжении 30 лет, но так и не успел закончить его верхний уровень. Так получилось, что эта работа оказалась последним проектом гениального мастера, который в 1667 г. в приступе отчаяния покончил жизнь самоубийством, проткнув себя шпагой.

С 1670 по 1680 год художественный замысел Борромини с использованием его чертежей и эскизов воплощал уже его племянник Бернардо Кастелли Борромини.

Описание

Оригинальность архитектуры церкви Сан-Карлино заключается в первую очередь в её необычной овальной форме и волнообразном динамичном фасаде, который чередует выпуклые и вогнутые линии, создавая иллюзию текучести камня. Высокий и узкий фасад, а также особый монументальный стиль здания навевает сравнение с вырубленными в скалах древними храмами Петры на территории современной Иордании.

План

Бороммини гениально вписал церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане и монастырские постройки в оживлённый переулок Рима. Размеры храма составляют всего 12 метров в ширину и 20 метров в длину, при этом план здания с его сложными линиями и углами вокруг эллиптической формы главного пространства выдержан в рисунке креста тринитариев.

Чертёж схема церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Основная ось религиозного сооружения пролегает по движению от главного входа к центральному алтарю, т. е. ориентирована на длинный и узкий участок земли, отведённый для строительства. В основе конструкции здания лежит овал с эллиптическими нишами по диагоналями покрывающий его нестандартный кирпичный купол. Скрытый со стороны фасада он повторяет форму церкви и создаёт внутри особую атмосферу таинства религии.

Только глубокие знания в геометрии позволили Бороммини сделать столь сложные расчёты и создать одновременно компактный и гармоничный архитектурный ансамбль.

Небольшая колокольня слева оформлена спаренными колоннами и увенчана шпилем, напоминая пагоду. Эта не та колокольня, которую проектировал Бороммини. Община тринитариев сочла первоначальную конструкцию непропорционально громоздкой и в 1670 г. её заменили на новую, которая, как оказалась, не уступала по размерам оригинальной.

Фасад

Фасад церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане является её главной достопримечательностью. Он выполнен из травертина и имеет два уровня, каждый из которых разделён продольно ионическими колоннами на три секции.

Фасад церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Их выпуклые и вогнутые формы образуют волнообразное движение, которое заставляет перемещаться взгляд по линиям фасада. Игра света и тени на сложных поверхностях создают контрастность и добавляют театрального драматизма и волнения, столь характерного для стиля барокко.

Мощный антаблемент в середине фасада имеет дарственную надпись: «IN HONOREM SS TRINITASIS ET D CAROLI MDCLXVII» («В честь Святой Троицы и Святого Карла. 1667 год»).

Надпись В честь Святой Троицы и Святого Карла. 1667 год на фасаде римской церкви Сан Карло алле куатро фонтане

Над входным порталом размещены три ниши с фигурами святых, боковые из которых посвящены основателям Ордена Пресвятой Троицы — Сан Джованни Де Матха (справа от двери) и Сан Феличе ди Валуа (слева от двери), а центральная — Сан-Карло Боромео.

статуя Сан-Карло Боромео на фасаде церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Последняя из перечисленных является работой Антонио Рагги (Antonio Raggi ) – талантливого скульптора и помощника главного соперника Борромини – Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Скульптура святого в обрамлении больших крыльев ангелов была помещена в нишу фасада только в 1670 г., после смерти архитектора, который бы не допустил этого при жизни.

В центре верхнего яруса над небольшим балконом находится овальный медальон, который держат два ангела; когда-то здесь была фреска Святой Троицы.

Фасад богато украшен сложными орнаментами, рельефными скульптурами и деталями, среди которых кресты, ангелы, цветы и даже головы животных.

Интерьер

Внутреннее пространство церкви отличается малым объёмом и лаконичностью цветовых сочетаний, но при этом оно способно удивить изобретательностью архитектора.

Интерьер церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

В первую очередь обращает на себя внимание необычная и сложная по геометрии овальная форма пространства и буквально улетающий ввысь свод купола. В интерьере нет ровных плоскостей, все поверхности искривлены, образуя сложную пластику архитектурных конструкций и деталей.

Овальный свод состоит из множества лепных элементов, напоминающих соты с мотивами креста, шестиугольника (гексагона) и восьмиугольника (октагона). Многообразие этих деталей и монохромный цвет создают особую гармонию единой формы восприятия.

В центре купола встроен окулос с изображением парящего голубя – Святого Духа в треугольнике Троицы (эмблема Ордена тринитариев).

Белый голубь святой дух изображение купол церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Находящиеся в основании купола окна обеспечивают его подсветку и создают эффект летящего пространства.

Барочный стиль интерьера дополняют 16 мощных коринфских колонн с фантастическим узором капителей, затейливые ниши с купольным пространством в виде ракушек, лакунары с цветочными розетками, медальоны и милые головки ангелов.

В церкви находятся три больших картины в массивных позолоченных рамах:

  1. На главном алтаре — Сан-Карло Борромео с основателями Ордена, поклоняющиеся Троице, художник Пьер Миньяр (Pierre Mignard), XVII в.;
    Сан-Карло Борромео с основателями Ордена Пьер Миньяр церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме
  2. На правом алтаре — Экстаз Сан-Микеле-деи-Санти, художник Амалия де Ангелис (Amalia de Angelis), XIX в.;
    Экстаз Сан-Микеле-деи-Санти Амалия де Ангелис церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме
  3. На левом алтаре — Экстаз святого Иоанна Крестителя Зачатия, художник Просперо Маллерини (Prospero Mallerina), XIX в.
    Экстаз святого Иоанна Крестителя Зачатия Просперо Маллерини церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Слева от главного алтаря находится одна из двух часовен храма, известная как Капелла Барберини. В ней хранится урна с телом блаженной Элизабетты Канори Мора — представительницы светских тринитариев, беатифицированной Папой Иоанном Павлом II 24 апреля 1996 года. Алтарная картина «Отдых в Египте» принадлежит кисти Джованни Франческо Романелли (Giovanni Francesco Romanelli).

В крошечной шестиугольной часовне справа от входа можно увидеть картины XVII в. Джузеппе Миланезе (Giuseppe Milanese).

Склеп

Из апсиды главного алтаря правая дверь ведёт в монастырь, через который по винтовой лестнице можно спуститься в склеп. Он построен по тому же плану, что и верхняя церковь. Помещение имеет низкий свод и восемь сегментов с нишами. В одной из них Бороммини планировал оставить место для своего захоронения, но церковь отказалась принять тело самоубийцы.

Архитектор упокоился в гробнице своего дяди Карло Мадерно в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini), при этом на месте погребения долгое время не существовало даже надписи с указанием имени великого Бороммини.

В центральной нише склепа находится фреска XVIII века с изображением Иисуса на кресте с Девой Марией и Иоанном Крестителем.

Монастырь

Справа к Сан-Карлино примыкает крошечный монастырь, который был построен также по проекту Бороммини и повторяет тему интерьера и фасада церкви. О том, что монастырь имеет отношение к Ордену Пресвятой Троицы, напоминает герб тринитариев и мозаика над главным входом, созданная в XVII в. Фабио Кристофари (Fabio Cristofari) и изображающая Христа между двумя белым и чёрным пленниками. На втором этаже примыкающего монастырского здания находится старинная библиотека, известная своим собранием ценных книг.

Настоящей жемчужиной барочного ансамбля считается внутренний дворик монастыря – клуатр, над которым архитектор работал в 1638–1641 гг.

внутренний дворик монастыря Ордена Пресвятой Троицы в Риме проект Борромини

Его восьмиугольное замкнутое пространство создают два уровня галерей, состоящих из спаренных дорических колонн, а также арки на первом этаже и балюстрады на втором. В центре клуатра помещён восьмиугольный каменный колодец, который разделяет внутреннее пространство дворика на четыре части. Как и в других монастырях, он был не только источником воды, но и святым атрибутом монахов.

Прошло более четырёх столетий, но и сегодня архитектурные шедевры Боромини привлекают и волнуют миллионы людей. Необычные формы, динамизм пространства, игра света и тени в извилистых объёмах, – всё это делает Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане одной из самых восхитительных барочных церквей Рима.

Кстати, тринитарии до сих пор собираются в Сан-Карлино. Их деятельность посвящена оказанию духовной помощи иммигрантам, образованию и поддержке приходов.

Время работы

При планировании маршрута прогулки по Риму стоит учитывать, что церковь святого Карла у 4 фонтанов  открыта только в первой половине дня с 10 до 13 часов.

Время работы церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме

Месса для верующих проходит каждое воскресенье в 11:00.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru