Оперный театр Ла Фениче в Венеции

Оперный театр Ла Фениче в Венеции

Ла Фениче (La Fenice) – оперный театр XVIII века, который является главным в Венеции (Venice) и одним из самых престижных в мире. На его сцене состоялись премьеры произведений великих композиторов, таких как Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), Джоакино Россини (Gioachino Rossini), Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini), Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti).

Название La Fenice – «Феникс» не просто отражает историю самого́ театра, но и воплощает мифы прекрасного города на воде. Ла Фениче дважды горел и всегда возрождался из собственного пепла подобно священной птице Феникс – символу бессмертия.

История появления

Известно, что первый публичный оперный театр под именем Teatro San Cassiano появился в Венеции в 1637 году. Его архитектурный план и структура в последующем определили традиции возведения музыкальных театров, как в Италии, так и во всей Европе.

В конце XVIII века в Венеции существовала два оперных театра, при этом один из них — Театр Сан-Бенедетто (Teatro San Benedetto) был самым роскошным из всех, включая семь античных и два драматических театра города.
Слава Сан-Бенедетто закатилась, когда в результате судебных тяжб в 1780 году здание театра перешло в собственность владельца земли, на которой он стоял, богатой семье Венье. Незадолго до этого, в 1774 г., театр горел, после чего он находился в плачевном состоянии.

Компания, управляющая Сан-Бенедетто, приняла решение построить новый и больший по размеру театр, который будет называться Gran Teatro La Fenice. Название стало символом изменчивой судьбы театра и его способностью «возрождаться».

В первую очередь была приобретена земля в районах Сант-Анджело и Санта-Мария-Зобениго, а также объявлен конкурс на проект здания театра, которое бы было приятно для глаз и слуха зрителей.

Из девяти претендентов, представивших всего 28 проектов, победителем стал архитектор Джаннантонио Сельва (Giannantonio Selva). Он продемонстрировал восхитившую жюри деревянную модель театра, которая, кстати, сохранилась до наших дней.

16 мая 1792 г. Gran Teatro La Fenice был торжественно открыт оперным спектаклем Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello) «Игры в Аргидженто» (Giuochi d’Agrigento).

Проект

Архитектор Джаннантонио Сельва воплотил свой проект с учётом требований, заранее оговоренных заказчиком по 14 пунктам. Они заключались, в основном, в сохранении общего стиля итальянского оперного театра, который появился в Венеции ещё в середине XVI века.

 План проект оперный театр Ла Фениче в Венеции

В театральном зале были построены пять ярусов, расположенных в традиционной форме подковы. Выбор в пользу «маленьких лож по обычаю Италии» как нельзя лучше соответствовал двум основным требованиям – хороший обзор сцены и превосходная акустика. Кстати, все 174 ложи были совершенно одинаковые, подчёркивая тем самым идеал республиканского театра в равенстве для всех зрителей.

В таком уникальном городе, как Венеция, привилегированная публика не шла, а подплывала к театру. Архитектор предусмотрел достаточно широкий второй вход со стороны небольшого канала Рио Менуо (Rio Menuo), по которому могла бы зайти гондола.

Центральный вход лестница оперный театр Фениче в Венеции

Одним из главных пожеланий заказчика была защита от пожара или хотя бы возможность быстрого восстановления повреждённых огнём конструкций.

Премьеры и яркие события

С 1792 по 1814 год в Ла Фениче состоялась серия мировых премьер. Только в 1807 году публике были представлены:

  1. «Черуски» (I cherusci) Стефано Павези (Stefano Pavesi),
  2. «Умение выбрать достойного супруга, то есть настоящую любовь и заинтересованную любовь» (Sapersi scegliere un degno sposo ossia Amor vero e amor interessato) Стефано Павези,
  3. «Метаморфозы» (Le metamorfosi) Винченцо Лавиньи (Vincenzo Lavigne),
  4. «Красивые разговоры и грустные факты» (Belle ciarle e tristi fatti) Иоганна Симона Майра.

Джоакино Россини поставил в Ла Фениче два знаменитых спектакля: «Танкреди» в 1813 г. и «Семирамида» в 1823 г.

Не менее ярким событием для театра стал визит Наполеона в декабре 1807 года. В честь знаменитого гостя театральный зал был оформлен в небесно-голубых и серебристых тонах, присущих стилю ампир, а на сцене исполнена кантата «Суд Юпитера» (Il giudizio di Giove) Корниани д’Альгаротти Лауро (Corniani d’Algarotti Lauro).

Так как после визита Бонапарта Ла Фениче взял на себя по существу роль государственного театра, то стало очевидно о необходимости создания правительственной сцены и отдельной ложи для суверена.

Первые реконструкции

В результате проведённой реконструкции в 1822 году интерьер зала обновился. Во время премьерного исполнения оперы Майера «Возвращение Улисса» (Il ritorno di Ulisse) публика уже могла созерцать новые имперскую ложу и декор сцены. В оформлении последней участвовали итальянские живописцы Джузеппе Борсато (Giuseppe Borsato) Канал Джамбаттиста (Giambattista Canal), Костантино Седини (Costantino Cedini), Пьетро Моро (Pietro Moro).

Более серьёзная реконструкция была проведена в период с 1825 по 1828 по заказу правившей власти, которая сочла, что непогода и копоть от свеч привели театр к ненадлежащему виду.

Руководил работами вновь Джузеппе Борсато – официальный сценограф Ла Фениче. В это время на своде театрального зала появилась великолепная хрустальная люстра, в украшении сцены – циферблат часов, показывающих полночь, а в декоре парапетов лож – орнамент из листьев аканта, изображения музыкальных инструментов, масок и гениев.

Пожары

Как показал опыт истории, театры, построенные с применением деревянных конструкций и использующие опасные способы освещения, часто сгорали от случайного огня. К сожалению, этой участи не избежал и новый театр Венеции.

Пожар 1836 года. Восстановление

Театр Ла Фениче горел дважды. Первое драматическое событие произошло 13 декабря 1836. Пожар вспыхнул из-за неисправности только что установленного австрийского обогревателя. В газетах того времени писали, что на тушение пожара ушло три дня, но и позже кое-где ещё наблюдались языки пламени. В результате от полного разрушения удалось спасти только фойе и Залы Аполлонии (и Sale Apollinee).

Восстановление театра до первоначального дизайна было проведено по проекту братьев-архитекторов Томмазо и Джан Баттиста Медуна (Tommaso e Giovanni Battista Meduna). Изящное внутренне убранство, в том числе и оформление потолка зрительного зала, выполнил Транкильо Орси (Tranquillo Orsi). Обновлённый декор появился также в атриуме, главной ложе и частично на фасаде здания.

Уже через год, 26 декабря 1837 г. Ла Фениче вновь засиял роскошью убранства, возродившись, как птица Феникс из пепла. В честь этого события состоялась мировая премьера оперы Джузеппе Лилло (Giuseppe Lillo) «Росмунда в Равенне» (Rosmunda in Ravenna).

В обновлённом театре вновь стала звучать музыка великих композиторов. С 1844 по 1858 год на сцене Ла Фениче состоялись премьеры оперных спектаклей Джузеппе Верди – «Эрнани» (Ernani), «Аттила» (Attila), «Риголетто» (Rigoletto), «Травиата» (La Traviata) и «Симон Бокканегра» (Simon Boccanegra).

Пожар 1996 года. Восстановление

Второй пожар, случившийся в ночь на 26 января 1996 г., был неслучайным. Компании, проводивший в это время технический ремонт здания, грозил большой штраф за невыполнения своих обязательств по срокам работ.

Двое её работников выступили в роли поджигателей, надеясь, что пожар станет уважительной причиной для продления контракта без уплаты неустойки.

Здание театра сгорело за два часа, а огонь только чудом не перекинулся на ближайшие дома. Повреждения оказались значительными, а вода, сброшенная пожарниками с вертолёта, окончательно обрушила хрупкие конструкции. Сохранился только фасад и голые стены по периметру.

Тендер на строительные работы стоимостью 90 млн евро выиграла компания ATI Holzmann с проектом архитектора Альдо Росси (Aldo Rossi). Атмосферу старинного театра воссоздавала команда более чем из 200 человек, среди которых были художники, штукатуры, плотники и другие мастера. В своём проекте Альдо Росси руководствовался девизом реконструкции Собора Сан-Марко (Basilica di San Marco): «Как это было, где это было». Подробную информацию о дизайне театра архитектор смог получить также по фотографиям первых сцен фильма 1954 г. «Чувство» (Senso) режиссёра Лукино Висконти (Luchino Visconti), который снимался в Ла Фениче до пожара.

14 декабря 2003 года торжественные звуки концерта под руководством маэстро Риккардо Мути (Riccardo Muti) возвестили весь мир о том, что Ла Фениче очередной раз победил огонь.

Театр сегодня

Все реконструкции театра, как после пожара, так и просто с целью обновления интерьера, всегда проводились с максимальной бережностью к уцелевшим фрагментам. Такой подход позволяет прочитать историю строительства Ла Фениче в его нынешнем облике, который определяют в первую очередь фасад, зрительный зал и  красивые публичные пространства.

Фасад

Театр расположен в районе Сан-Марко с главным входом на Кампо-Сан-Фантин.

Фасад оперного театра Фениче в Венеции

Фасад в стиле неоклассики, построенный в 1792 году по проекту архитектора Джаннантонио Сельвы, – единственный элемент здания, который уцелел после двух пожаров. В его центре находится эмблема театра – феникс, поднимающийся из языков пламени выполненный в 1837 году по проекту Джамбаттисты Медуны.

Детали Фасада театр Фениче в Венеции

Статуи в нишах изображают музу трагедии Мельпомену и музу танца Терпсихору, а театральные маски над ними – Комедию и Трагедию.

Театральный зал

Театральный зал на 1 тыс. мест впечатляет роскошным убранством в стиле рококо. Главное пространство театра стало результатом восстановления на основе тщательного фотографического изучения его старинного дизайна, а также подробного тракта о реконструкции 1836 года, составленного братьями Медуна.

Интерьер театральный зал Фениче в Венеции

Сегодня все ложи одинаково украшены материалами XIX века — золотой лепниной, папье-маше и деревом. Сценический эффект усиливают 22 нериды на карнизе и четыре путти в королевской ложе.

Потолок имитирует купольный свод, на голубом фоне которого изображены музы и грации. Великолепная хрустальная люстра является репродукцией английского оригинала из позолоченной бронзы, которая была заказана братьями Медуна у мастеров из Ливерпуля в 1854 году.

Интерьер оперного театра Фениче в Венеции

Над первым уровнем лож изображены профили классических поэтов, над вторым – шесть аллегорий (история, поэзия, философия, комедия, трагедия и музыка), а над третьим – таблички с выгравированными именами авторов и названиями 14 важнейших опер, поставленных в Ла Фениче.

Занавес в тёмно-зелёных тонах также является отсылкой к оригиналу. Он изготовлен из огнестойкого синтетического бархата, украшенного цветами из золочёной кожи.

Залы Аполлонии

Пять парадных залов Ла Фениче названы в честь бога Аполлона – отца муз и покровителя искусств. Залы Аполлонии (Sale Apollinee) наполняются публикой во время перерывов в спектаклях, а ранее они использовались также как репетиторская комната, балетный зал, кафе и бильярдная.

Главный Зал Гранде (Sala Grande) камерной музыки, презентации книг и других важных культурных мероприятий. В настоящее время он полностью восстановлен в соответствии с оригиналом.

В Зале Данте (Sala Dante), открытом в 1865 г. в честь 600-летия великого итальянского поэта, находится главный бар театра. Он украшен фресками художника Джакомо Каса с сюжетами из произведений Данте.

Как добраться

Театр Ла Фениче находится в историческом центре Венеции по адресу Campo S. Fantin, 1965, 30124 Venezia VE, Italy. Расстояние от площади San Marco составляет 400 метров. Прогулка пешком займёт 5 минут.

Маршрут на карте от площади Сан Марко до Театра Ла Фениче в Венеции

Время работы и билеты

Для туристов Оперный театр Ла Фениче открыт ежедневно с 09:30 до 18:00. Взрослый билет стоит 13 евро,Семейный билет (2 взрослых +1 ребенок) обойдется в 24 евро. Можно избежать очереди, если позаботиться о билетах заранее и купить их онлайн.

Оперные представления и симфонические концерты проводятся несколько раз в неделю и начинаются обычно в 20:00. Билеты желательно резервировать минимум за месяц, стоимость от 77 до 150 евро.

Схема мест и стоимость билетов на концерты в оперный театр Ла Фениче в Венеции

Ознакомиться с расписанием концертов, а также купить билеты можно на официальном сайте театра в разделе календарь www.teatrolafenice.it/calendario/

Ла Фениче живёт не только классическими постановками прошлого. Репертуар театра постоянно пополняется современными произведениями.

Замечательной традицией стал Новогодний концерт (или Венецианский новогодний концерт), состоявшийся первый раз 1 января 2004 г. в честь восстановления театра после пожара. С тех пор он проходит ежегодно с прямой трансляцией в несколько стран мира и заканчивается тостом из «Травиаты» Джузеппе Верди – «Поднимем мы кубки веселья (Libiamo ne lieti calici).

Эти слова напоминают о том, что предназначение театра – дарить людям радость и наполнять их душу музыкой.

Консультации в Италии от эксперта
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Стоковые изображения Depositphotos
    Рейтинг@Mail.ru