Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) – знаменитый итальянский композитор. Творчество Джузеппе изобилует шедеврами, которые представляют собой великие произведения оперного жанра. Благодаря его сочинениям, итальянская опера XIX века достигла своего апогея. Талант Верди позволил ему создать двадцать шесть законченных опер, реквием и множество духовых пьес.

Цитата Верди: «Можешь забрать себе весь мир, но оставь мне Италию» является уже много лет девизом сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ

Биография

По мнению историков, без Джузеппе Верди оперы в нынешнем виде не существовало бы вовсе. Недаром композитора считают классиком итальянской музыки XIX столетия. В его творениях чувствуется огонёк высокопарности, точность в изображении сложных жизненных процессов, переворотов, которые происходят в душах людей, а мелодии звучат красиво, изысканно, благородно.

Основу творчества Джузеппе Верди составляют оперы, которые и сейчас играют в больших театрах на протяжении больше ста лет. Самыми знаменитыми работами композитора называют «Травиату», «Риголетто», «Отелло» и «Аиду». Большая часть других рукописей Джузеппе была утрачена во времени, сохранился только легендарный Реквием.

Отличительной чертой Верди в ряду музыкантов-современников является то, что он никогда не рассказывал о собственных творческих принципах в программных выступлениях в печати, он не посвящал себя какому-то конкретному способу отображения эстетики в музыкальных сочинениях. Главной целью Джузеппе была максимально точная передача реализма в оперных постановках. Композитор видел жизнь во всём многообразии конфликтов, от социальных до внутриличностных, и это видение он старался правильно подать слушателям.

Верди хотел показать, что, несмотря на постоянное противоборство, которое ведётся как внутри человека, так и вокруг него, каждый может найти способ жить в гармонии с таким миром, какой он есть.

Детство и юность

Будущий композитор рождается 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе (Le Roncole), она находится в Ломбардии (Lombardia). Неподалёку находится город Буссето (Busseto) –сегодня это регион Эмилия-Романья (Emilia-Romagna). В те времена деревня приписывалась Первой Французской империи, поэтому по документам Джузеппе Верди родился во Франции, хотя Ле Ронколе считается итальянским городом.

Родители мальчика никак не были связаны с музыкой. Отец Карло Верди (Carlo Verdi) держал небольшой трактир, а мать Луиджа Уттини (Luigia Uttini) занималась прядением.

Ранние годы Джузеппе проходили в сложных условиях, поскольку семья вела бедную жизнь. К музыке юный Верди пристрастился, когда родители подарили ему инструмент, напоминавший клавесин, состоящий из клавиш и струн. Историки и биографы склонны утверждать, что первым инструментом Джузеппе был спинет. Он был несовершенен и звучал не очень стройно, но будущий композитор сохранил его до конца своих дней.

В юные годы Верди помогал в местной церкви вести мессы. Здесь же Джузеппе изучает ноты и познаёт музыкальное искусство ближе, знакомится с органом. Его наставником выступает священник Пьетро Байстрокки (Pietro Baistrocchi).

Однажды из Буссето в деревушку приезжает зажиточный торговец и поклонник музыкального искусства Антонио Барецци (Antonio Barezzi). Его внимание сразу же привлекает талантливый юноша, увлечённый музыкальным искусством не меньше, чем он сам. Антонио говорил, что Джузеппе не будет связан с ведением дел в трактире. Торговец пророчит молодому Верди славу композитора, и советует поехать в Буссето на учёбу.

В 1823 году в возрасте 10 лет юноша бросает службу органиста и отправляется вместе с Антонио в другой город. Торговец активно способствует тому, чтобы музыкальный вкус и дар Верди развивались, он нанимает лучшего педагога, Фернандо Провези (Fernando Provesi), который был в те времена главой «Филармонического общества». Этот человек не только обучал будущего композитора основам, но и пробудил интерес к серьёзной литературе. В ходе уроков молодой Верди обращает внимание на творения Уильяма Шекспира, Данте Алигьери (Dante Alighieri), Иоганна Вольфганга Гетте (Johann Wolfgang von Goethe), Иоганна фон Шиллера. Любимым произведением будущего композитора стал роман «Обручённые» Алессандро Мандзони (Alessandro Francesco Tommaso Manzoni).

Антонио поселяет юношу у себя, но по выходным Джузеппе выбирался проведать семью и вновь поиграть на церковном органе – уж слишком он был к нему привязан. Когда его обучение у Фернандо закончилось, Барецци пообещал оплатить дальнейшее изучение музыки в Милане (Milano), поэтому Джузеппе едет пытать счастья в Консерваторию (в настоящее время это учреждение носит его имя).

Здесь его постигает первое разочарование – он не поступает на обучение, сославшись на низкий уровень фортепианной игры. Но это оказалась не единственная причина – в Консерватории действовал возрастной ценз, а Джузеппе не попадал в ту категорию студентов, которая может изучать музыку на профессиональном уровне.

Будущий композитор принял решение обучаться контрапункту, параллельно навещая оперные театры или обычные концерты. Знакомство с высшим светом Милана пошло Джузеппе на пользу, и он всерьёз начал задумываться о карьере композитора в театре.

В 1830 году Верди даёт первый концерт, который без поддержки Барецци был бы невозможен, так как площадкой для выступления стал дом Антонио. Торговец всё больше очаровывается неповторимым талантом Джузеппе и предлагает ему стать учителем для своей дочери Маргариты.

Первое признание

Первой серьёзной постановкой гения стала опера «Оберто» в миланском театре Ла Скала (Teatro alla Scala a Milano), которую не только тепло приняла публика, но и похвалили критики, поэтому владелец театра, Бартоломео Мерелли (Bartolomeo Merelli), заключает с Джузеппе контракт, согласно которому он должен написать две оперы. Ими становятся знаменитые «Король на час» («Un giorno di regno») и «Набукко», также известная как «Навуходоносор».

Премьера последней встретила шквал аплодисментов 9 марта 1842 года. Это стало отправной точкой в карьере молодого Верди, успех оказался оглушительным.

В течение следующего года на территории всей Европы «Набукко» ставилась более шестьдесят пять раз. В настоящее время репертуар мировых театров включает данное произведение постоянно. После подобного триумфа вдохновлённый Джузеппе пишет ещё две оперы: «Ломбардцы в крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata») и «Эрнани» («Ernani»). В Италии на сценах театров произведения звучали не один десяток раз и имели столь же большой успех, что и начальные работы композитора.

В 1847 году опера «Ломбардцы» получает новое название «Иерусалим» («Jérusalem»), перейдя в разряд гран-оперы. Премьеру назначили на 26 ноября того же года в Парижском оперном театре. Но перед тем композитору потребовалось провести серьёзную работу над произведением, переписав её в нескольких частях и заменив нескольких итальянских героев на персонажей-французов.

Личная жизнь

Джузеппе Верди женился два раза. Первой избранницей стала Маргарита, в которую композитор влюбился ещё когда по просьбе Антонио давал ей частные уроки. Девушка ответила Джузеппе взаимностью и 4 мая 1836 года они узаконили свои отношения. В этом браке рождается двое детей – девочка Вирджиния Мария Луиза (Virginia Marie Louise) 26 марта 1837 года и мальчик Ицилио Романо (Icilio Romano) 11 июля 1838 года.

Одновременно композитор достигает первых творческих успехов, поскольку получает крупный заказ на создание оперы «Лорд Гамильтон», она позднее с успехом ставится на сцене «Ла Скала». Три сочинения Верди практически сразу издаются. Но счастливые моменты в музыкальной сфере идут в ногу с трагическими событиями в семье.

В течение короткого промежутка времени, в период с 1838 по 1839 погибают и сын, и дочь. В 1840 году умирает и жена, врачи ставили диагноз энцефалит. Когда одна трагедия обрушивалась за одной на голову Джузеппе, Верди отмечал в заметках, что принял решение больше никогда не притрагиваться к перу. Ситуацию накаляет ещё тот факт, что созданная ранее опера «Король на час» комедийного жанра потерпела фиаско. Гений не живёт в достатке, а снимает небольшую квартиру неподалёку от церквушки Санта-Сабина.

Второй женой композитора стала знаменитая итальянская оперная певица Джузеппина Стреппони (Giuseppina Strepponi). Она исполняет преимущественно бельканто-роли, известность приобрела в партнёрстве с тенором Наполеоне Мориани (Napoleone Moriani) и баритоном Джорджо Ронкони (Giorgio Ronconi). Именно для этой женщины была написана главная роль в опере «Аделия» композитора Доницетти (Donizetti). Многие говорили о Клелии как о певице с кристально чистым, мягким и приятным голосом, которая отлично исполняла доверенные ей роли, а фигура женщины притягивала к себе мужское внимание. Она владела безупречной техникой наравне с великолепным природным даром, Стреппони вкладывала душу в каждое исполнение.

Клелия стала не только спутницей жизни Джузеппе Верди, но и его музой. Ей композитор посвятил несколько опер собственного сочинения, отводя любимой жене главные роли. Например, роль Абигайль на премьере «Набукко», стартовавшей в 1842 году.

Джузеппе Верди влюбляется в Стреппони на 38 году, и весьма продолжительное время они просто сожительствуют. Это общественность всячески порицала. Но гений счастлив – жена создаёт домашний очаг, рядом с ней он мог говорить искренне, поэтому Джузеппе чувствовал, что нуждается в такой женщине рядом с собой. Верди на момент их сожительства был на пике популярности, а карьера Клелии постепенно клонилась к закату.

В скором времени Стреппони начала терять великолепный голос, поэтому она решила закончить свою деятельность. Это происходит в 1844 году, изменения являются результатом напряжённого графика выступлений. Последней каплей стал концерт в Палермо (Palermo), где её освистывает публика. Голос Калелии так и не смог восстановиться, она изредка появляется на сцене парижских театров, но и там певице не оказывают тёплого приёма.

Джузеппе хотел также перестать писать, ведь, он был богат и знаменит, ему хотелось пожить, наконец, спокойной и размеренной жизнью. Как говорят историки, он пожелал последовать примеру Джоаккино Россини (Gioacchino Rossini), но Клелия смогла убедить супруга не бросать сочинять.

В 1846 году Джузеппе Верди вместе с супругой переезжают в Париж, где основной заработок композитора составляют уроки пения. Официальную регистрацию брака пара решает провести только спустя 11 лет отношений, в Женеве в 1859 году. Всю оставшуюся жизнь до смерти в 1897 году Стреппони оказывает всяческую поддержку Джузеппе в музыкальном творчестве. Умирает женщина в усадьбе Sant’Agata неподалёку от Буссето.

Творческая деятельность

Слава и богатство буквально преследовали Верди. В течение короткого времени после того, как Стреппони отговорила супруга от решения закончить писать музыку, Джузеппе создаёт новый шедевр – «Риголетто». Либретто Верди писал, вдохновляясь пьесой «Король забавляется» Виктора Гюго. Позднее композитору приходилось переписывать отдельные фрагменты оперы, чтобы она идеально подходила по всем нормам тогдашней цензуры. У Джузеппе порой не выдерживали нервы, его раздражал тот факт, что необходимо перекраивать сюжет и смысл для цензоров, поэтому он то бросал работу, то вновь к ней возвращался. В 1851 году была объявлена премьера «Риголетто» в Венеции, где Джузеппе ждал очередной триумф.

Через два года гений заканчивает работу над «Травиатой», на этот раз вдохновением Верди послужил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Одно из самых исполнений Травиаты принадлежит Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), смотрите видео с его выступлением в Бриндизи (Brindisi) 1993 года:

Затем следует несколько не менее талантливых произведений, среди которых выделяются «Сицилийская вечерня» («Les vêpres siciliennes»), «Трубадур» («Il Trovatore»), «Сила судьбы» («La forza del destino») и вторая редакция оперы «Макбет» («Macbeth»).

В 1869 году Джузеппе сочиняет «Libera Me», дополнение к Реквиему, который он посвятил светлой памяти Джоаккино Россини. Некоторые части принадлежат перу нескольких других, менее известных итальянских композиторов. Это же дополнение Верди перерабатывает спустя пять лет, чтобы посвятить его смерти Алессандро Мандзони, так как творчество писателя композитору было близко.

«Аида», одно из легендарных произведений гения, заказана египетскими властями к открытию Суэцкого канала. Сперва Верди отказывается, но когда он пребывал в Париже, получил письмо с очередным предложением через Камиля дю Локля (Camille du Locle). Тогда композитор внимательно изучил представленный ему сценарий и, наконец, соглашается взяться за работу. К сожалению, «Аида» причисляется к последним произведениям гения. В 1871 году она была впервые поставлена в Каире, публика приняла произведением продолжительным рукоплесканием. Это был очередной успех.

Противостояние Верди и Вагнера

Противостояние Верди и Вагнера длилось на протяжении жизни каждой из сторон. Они были представителями разных оперных школ, поэтому вряд ли бы смогли найти точки соприкосновения.

Они никогда не встречались. Высказывания Верди о Вагнере и его произведениях были немногословны и весьма недоброжелательны. Подобных комментариев сохранилось мало, но даже по ним можно понять его мысли: «Такие, как Вагнер, всегда выбирают толпу, он старается лететь там, где любой другой пошёл бы пешком и достиг бы более высоких результатов». Когда Джузеппе узнал о смерти Рихарда, он произнёс всего одну фразу: «Как же грустно! Теперь его имя останется следом в истории».

Известно только одно высказывание Вагнера о творчестве Верди. Прослушав его Реквием, Рихард, по натуре нескупой человек на восторженные отзывы, которых он не жалел для многих знаменитых авторов, вымолвил: «Лучше ничего не говорить».

Стиль Верди

В течение всей творческой деятельности Джузеппе Верди постоянно применял высокое «до» в актах с тенором. Огромное внимание он уделял собственной музыкальной интуиции и способам выражения эмоций персонажей опер, особое место отводил драматизму, но в его произведениях драмы было ровно столько, сколько необходимо.

Партитуре, по мнению историков, композитор уделял не так много внимания по той причине, что ему недоставало соответствующих знаний. Сам же Верди говорил, что он из всех музыкантов самый малознающий,. Скорее всего, он имел в виду, что ему хватает свободы мыслить за пределами рамок.

Выразительность оркестра Джузеппе умел использовать полностью, а некоторые аккорды были настолько блестящими и смелыми, но другие композиторы не осмеливались брать подобный приём на вооружение. Верди являлся первым в своём роде композитором, который постоянно находился в поисках такого либретто, что способно ответить его музыкальному таланту. Основной силой произведений Джузеппе стоит назвать экспрессию, он старался избавиться от лишних персонажей и нагромождения бесполезных деталей. Композитор включал в оперы только то, что действительно было нужно.

Последние годы и смерть

После «Аиды» на протяжении 12 лет Джузеппе Верди писал с меньшим темпом, преимущественно занимаясь корректировкой уже написанных работ. В это время им создаётся опера «Отелло» по мотивам знаменитой пьесы Шекспира. Стиль композитора становится более реалистичным, некоторым его поклонникам не нравилось.

Последней оперой Верди стала «Фальстаф» («Falstaff»), которая стилистически оказалась ближе к Вагнеру, чем к Россини или Моцарту. Темп произведения заставляет слушателя ощущать эффект сумбурности, сюжет двигается стремительно. Завершающая часть оперы заключает в себе семиголосную фугу, которая наглядно демонстрирует, насколько Верди овладел контрапунктом.

21 января 1901 года Джузеппе находится в миланском отеле 5 звёзд «Grand Et De Milan». У него случается инсульт, его организм слабеет на протяжении последующих шести дней, и ранним утром 27 января знаменитый композитор умирает. Кстати, отель Grand Hotel et de Milan  и сегодня является одним из лучших отелей в Милане 5 звезд – находится в 5 минутах ходьбы пешком от Ла Скала и его может забронировать любой желающий.

Первоначально Джузеппе Верди хоронят на Монументальном кладбище в Милане, но позднее его тело переносится в Casa Di Riposo в Musicisti, в дом престарелых для музыкантов. Любопытно, что его создателем выступает сам композитор.

Память о композиторе

Чтобы сохранить светлую память о великом композиторе, создавались предметы с его портретами, скульптуры.

В память о легендарном гении возведены:

  • Мемориал в Парме, расположенный перед дворцом Pilotta, а также мост, ведущий в парк Дукале;
  • Бюст в Буссето перед родительским домом;
  • Памятник на центральной площади в Буссето;
  • В Милане, на площади Микеланджело Буонарроти (Piazza Michelangelo Buonarroti);
  • Бюст работы Антонио Уго неподалёку от театра Массимо (Teatro Massimo) в Палермо (Palermo);
  • Памятник в Триесте (Trieste), городе в области Фриули-Венеция-Джулия (Friuli-Venezia Giulia);
  • Скульптура в Верди-сквере Нью-Йорка, между Амстердам авеню и Бродвеем;
  • Бюст в Сан-Франциско, в Голден-Гейд-Парке.

На некоторые марки был помещён портрет Джузеппе Верди:

  • Марка СССР 1963 года стоимостью 4 копейки, посвященная 150 летию со дня рождения;
  • Марка Румынии 1963 года;
  • Марки Мальтийского ордена, Португалии, Боливии, Ватикана, Монако 2013 года, посвященные 200 летию со дня рождения;
  • Марка почты Италии 1951 года номиналом 25 лир, посвященная 50 летию со дня смерти композитора.

Джузеппе Верди

В 2013 году «Почта России» выпустила конверты, на которых было отпечатано изображение великого композитора. Также в память о Джузеппе Верди назван один из кратеров на Меркурии.

О Джузеппе Верди в кино

О жизни великого композитора было снято несколько фильмов и сериалов:

  • «Джузеппе Верди» итальянского производства 1938 года, в нашей стране носит наименование «История одной жизни».
  • В 1953 году в Италии был снят фильм «Джузеппе Верди».
  • В 1982 году Италия совместно с Францией, ФРГ, Великобританией и Швецией создала «Жизнь Джузеппе Верди».
  • В 1957 году американский фильм «Король мелодий»

Интересные факты

Среди всех событий, которые приключились с Джузеппе Верди за всю его насыщенную биографию, стоит выделить несколько основных:

  1. Любопытно, что в 1813 году появляется на свет Рихард Вагнер, и он позднее станет основным соперником для гения.
  2. «Верди» в буквальном переводе с итальянского означает «зелёный» (verde – Verdi). Многие биографы видят в этом символизм, поскольку зелёный цвет является атрибутом флага Италии, точно так же, как и Джузеппе стал одним из тех, кто прославил свою страну. Его творчество позволило объединить Италию и возвысить её музыкальную культуру, и это признавали в других государствах.
  3. Верди отличался наблюдательностью и трудолюбием, поэтому на концертах он любил как наслаждаться музыкой, так и подмечал любопытные детали, следил за тем, в какой манере ведёт руками дирижёр.
  4. Ему нравилось приходить на репетиции, потому что на них получалось лучше рассмотреть все особенности поведения присутствующих.
  5. Гений называл себя агностиком, а вторая жена тонко подмечала, что её муж слишком мало верит в существование кого-либо ещё. Между агностицизмом и «малой верой» она находила принципиальную разницу.

Советую почитать про музыкальные фестивали в Италии

Цитаты

Джузеппе Верди был поглощён работой над произведениями. В процессе их написания он высказывался о чертах истинного музыканта и о том, как должна звучать настоящая опера:

  • «настоящий музыкант должен обладать большим талантом, душой и сценическим чутьём»
  • «необходимо, чтобы исполнение оперы было осмысленным и вдохновенным, тогда и слушатели прочувствуют её»;
  • «если для оперы невозможно исполнение в её неприкосновенности, так, как она задумывалась музыкантом, то лучше не исполнять её вовсе»;
  • «я люблю в искусстве все, что в нем существует прекрасного»;
  • «мне довелось узнать лучшие современные произведения, не прочитав их, а наслаждаясь ими в театре; я наверняка солгу, если скажу, что в моей юности не было строгого обучения; в моей руке достаточно сил, чтобы сочетать ноты так, как я того желаю, и мне часто удавалось достигать тех эффектов, на которые я был нацелен; я нередко пренебрегал правилами, потому что они не могут дать мне то, что нужно, и все нынешние правила я не считаю необходимыми для соблюдения»;
  • «этот сюжет современный, любой другой наверняка бы не взялся за него из-за норм и приличий, принципов эпохи и тысяч прочих предрассудков, но я же занимаюсь им с величайшим наслаждением» (Джузеппе Верди о «Травиате»);
  • «искусство принадлежит каждому народу, но его развитие в каждом государстве идёт по-своему, например, художественная практика у немцев сильно отличается от нашей, и это не значит, что они сочиняют хуже, это подтверждает только то, что мы не можем писать как они, а они не могут писать как мы».
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • Евгения М

    Благодарю! С удовольствием прочла впервые о жизни Джузеппе Верди. Очень резонирует его личность и то, как удачно в его судьбе проявился покровитель, верящий в него и восхищающийся им. Как Божие провидение!

Рейтинг@Mail.ru