Темпьетто Браманте в Риме

Темпьетто Браманте в Риме

Темпьетто (Tempietto) – старинная римская часовня-ротонда, входящая в состав христианского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио (San Pietro in Montorio), расположенного на холме Яникул (Gianicolo) в районе Трастевере (Trastevere).

Творение гениального мастера эпохи Высокого Возрождения Донато Браманте (Donato Bramante) является жемчужиной в архитектурном комплексе достопримечательностей Рима (Roma) и культовым местом для всех верующих мира — предположительно, что именно на вершине холма Яникул был распят один из ближайших учеников Иисуса Христа апостол Пётр.

Известность часовни принесли её миниатюрные размеры (Темпьетто —«храмик») и признание эталоном нового архитектурного стиля.

Заказчик

Темпьетто был построен в 1502 году по заказу испанской королевской четы Фердинанда II Арагонского (Ferrando II d’Aragon) и Изабеллы I Кастильской (Isabel I la Catolica). В XVI веке в Сан-Пьетро-ин-Монторио было размещено испанское религиозное сообщество.

Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме

Христианские монархи всего мира желали быть причастными к святым местам и взыскать себе славу, а Папа Римский охотно привлекал иностранные средства к строительству и перестройке религиозных сооружений.

Одной из главных целей возведения нового храма было прославление апостола Петра именно как понтифика, при котором Рим стал центром христианского мира.

В XIX веке, после объединения Италии, храмовый комплекс Сан-Пьетро-ин-Монторио был продан Испании и до настоящего времени принадлежит ей. В здании монастыря размещается Королевская испанская академия в Риме (Real Academia de España en Roma).

Новый стиль в архитектуре

Главное назначение часовни было связано с поклонением месту казни святого Петра, который стал первым римским папой. Согласно легенде, центр крипты, расположенной под Темпьетто, являлся тем местом, где был установлен крест мученика.

До того момента, как приступить к выполнению заказа, молодой Браманте долго и воодушевлённо изучал памятники античной культуры, искал соотношение правильных пропорций, вникал в тонкости законов перспективы.

Стремление к гармонии и совершенным линиям позволило ему создать принципиально новый стиль в архитектуре, который отличался от классических памятников Раннего Возрождения.

Браманте вдохновлялся античными часовнями-ротондами и мечтал создать на их основе новый христианский храм. Темпьетто был первой работой талантливого мастера по возведению культового сооружения в Риме.

Именно со строительства этой часовни началась его блестящая карьера как выдающегося архитектора Италии. Совершенно новое по духу творение Браманте стало воплощением в реальность идеального храма и образцом стиля Высокого Возрождения.

В 1506 году архитектор получил заказ на строительство собора Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане и применил свои открытия при проектировании уже более грандиозного по размерам шедевра градостроения.

Интересным является в истории факт, что ещё до постройки Темпьетто Браманте, в 1475 году круглый храм появился на картине «Идеальный город» (Citta ideale) неизвестного художника. Центральное место в идеалистическом изображении архитектурного пейзажа занимал храм, очень похожий на Темпьетто, но с менее красивыми пропорциями и без купола.

картина Идеальный город Citta ideale

Картина «Идеальный город» находится сейчас в Национальной галерее Марке (Galleria Nazionale delle Marche), расположенной в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale). Официальный сайт www.gallerianazionalemarche.it. Замок герцогов Урбинских включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замысел мастера

По замыслу Браманте часовня должна была стать ядром двора, обнесённого более высокой колоннадой с четырьмя входами, при этом главным предполагался тот, который существует и сейчас. Именно он даёт единственную точку обзора, при котором храм превращается в статичную картину, несмотря на возможность кругового обхода.

Вид сверху на Темпьетто Браманте схема комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио

Использование сложных приёмов перспективы и объединения форм всего внутреннего пространства делали замысел автора больше похожим на конструирование архитектурного пейзажа. Но полный проект Браманте не был воплощён в жизнь и остался только в сохранённых эскизах, которые можно увидеть на гравюрах Себастьяно Серлио (Sebastiano Serlio) — ведущего теоретика архитектуры своей эпохи.

гравюры Себастьяно Серлио Темпьетто в Риме

Часовня стала обособленным строением комплекса и выглядела как чудесное творение зодчества в окружении не столь выдающихся каменных фасадов монастыря.

Выбор архитектурной формы

Вид на Темпьетто открывается из узкого прохода арки монастырского двора. При первом взгляде часовня напоминает идеальный образ античного храма с характерной симметричностью центрально-купольной системы относительно вертикальной оси. Такие сооружения возводились в Древней Греции и Риме.

Чертежи Темпьетто Браманте в Риме выбор архитектурной формы

Приступая к проектированию, Браманте понимал, что правила христианского богослужения противоречат с планом единого пространства античного сооружения, т. к. служители церкви должны быть отделены от прихожан. Часовня стала идеальным выбором архитектурного сооружения, которое возводится как небольшое отдельно стоящее церковное здание и не имеет специального помещения с алтарём.

Она в большей степени является монументом для поклонения, чем религиозным местом для проведения церковных богослужений. Темпьетто предназначен исключительно для любования снаружи.

Описание внешнего вида

Часовня-ротонда (rotonda – «круглый») в классическом понимании является миниатюрной цилиндрической постройкой под куполом в окружении колонн.

Темпьетто снаружи 16 колонн

Храм возвышается на невысоком круглом подиуме. Ещё с античности эта геометрическая фигура считалась идеальной формой для выражения божественного совершенства и космической гармонии. Примером для подражания могли быть храм Весты (Tempio di Vesta) в Тиволи (Tivoli) и храм Весты в Риме. Значение богини, как покровительницы семьи, перекликалось с ролью святого Петра — защитника Церкви.

В проекте использовался приём возведения архитектурных форм, начиная от основания здания до его вершины с крестом путём симметричного построения композиции относительно вертикальной оси. Именно этот классический приём придаёт монументальный вид маленькой часовне, он использовался и в античный период, и даже при возведении египетских пирамид.

Темпьетто имеет три символических части конструкции:

  1. Крипту, где был врыт в землю крест распятия Петра, – зарождение новой религии;
  2. Тело храма – повествование о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого (поэтому четыре статуи Евангелистов расположены в нишах интерьера);
  3. Купол – торжество Церкви.

Высота часовни составляет 11 метров. Основой конструктивной частью Темпьетто является вытянутый цилиндр, окружённый 16 колоннами и увенчанный изящным куполом. Диаметр внутреннего помещения часовни составляет всего 4,5 м.

Пропорции точно выверены и являются идеальными с точки зрения геометрии и математики: четыре оси строения — четыре стороны света, четыре скульптуры Евангелистов в интерьере ведут к восьми осям здания, высота цилиндра равна диаметру внешней колоннады, нижняя и верхняя части храма имеют одинаковую высоту, радиус купола равен его высоте.

Число колонн по периметру храма по мнению римского архитектора и математика Витрувио (Vitruvio) считается совершенным числом, поскольку слагаемые 6 и 10 являются идеальными числами согласно религиозно-философскому учению пифагорейцев (последователей Пифагора). Если рассматривать другие цифры, 8 и 8, составляющие сумму, то количество колонн приобретает символическое значение этих чисел, обозначающее бесконечность, смерть и воскресенье.

Темпьетто буквально пронизан правильными числами. Именно удачное соотношение основных архитектурных конструкций и элементов создают идеальные пропорции и эффект монументальности.

Сферический купол имеет простую форму и укреплён широкими рёбрами; такая конструкция впоследствии была применена и при строительстве собора Святого Петра в Ватикане. В основании купола – барабан, который значительно поднимает сферу. Роль «посредника» между двумя уровнями постройки выполняет лёгкая нефункциональная балюстрада. Венчает купол фонарь, который является декоративным элементом и необычным образом зрительно устремляет пропорции строения ввысь.

Гранитные серые колонны относятся к античным формам и придают часовне величественную строгость. Над ними находится фриз (обрамляющий декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты), на рельефах которого изображены атрибутика святого Петра и литургические символы. В кессонах потолка расположены многочисленные цветочные розетки.

Наружные стены храма имеют ниши с декоративным орнаментом в виде морских раковин – напоминание о паломничестве. Ниши разделены прямоугольными пилястрами (вертикальный выступ, условно изображающий колонну), которые являются проекцией внешних колонн. На фасаде почти не осталось места для окон, но мастер, сохраняя простоту форм, виртуозно размещает их по бокам, не нарушая общего ритма композиции.

Главный вход в храм имеет всего лишь 90 см в ширину, при этом архитектор решил смело обрезать линию пилястры и перекрыть вертикаль карнизом дверного портала.

Кроме мрамора при постройке использовался и более дешёвый материал: пьедестал колонн выполнен из травертина, пилястры – из простого камня.

Описание интерьера

Интерьер храма так же лаконичен, как и внешний вид часовни.

Статуя святого Петра внутри Темпьетто Браманте

В нишах над окнами расположены небольшие скульптуры Евангелистов: святого Луки, святого Матвея, святого Марка и святого Иоанна. В главной алтарной нише часовни находится скульптура апостола Павла на троне. Внутренние пилястры храма расположены по диагональным осям, и они предусмотрены в два раза меньше внешних, чтобы осталось место для расположения окон и дверей.

Интерьер Темпьетто Браманте

На куполе отсутствуют декоративные элементы и роспись. Браманте считал, что тех, кто созерцает часовню, ничто не должно отвлекать от красоты архитектурных форм. Вместо традиционной росписи купол, подобно вечернему небу, усыпан звёздами, которые создают впечатление воздушности пространства.

Пол выполнен рисунком в стиле «косматеско» с применением техники наборной мозаики из мрамора!

В полу часовни находится окно с решёткой, через которое видна крипта.

Спуститься в неё можно через боковую дверь по узкой лестнице, украшенной любимым элементом декора Браманте арабесками (arabesco) – восточным средневековым узором.

Крипта поражает своей красотой и изысканностью!

Крипта Темпьетто Браманте в Риме

Куполообразный потолок богато украшен лепниной. Внутренняя отделка крипты проводилась позже, начиная с середины XVI века, по распоряжению последнего папы эпохи Ренессанса — Павла III (Paulus PP III).

Реконструкции и восстановительные работы проводились в часовне довольно часто. В 1628 году во время реставрации были проведены работы в крипте по расширению дверного проёма, строительству двойной лестницы, внутренней облицовке мрамором. Позже в крипте появились изображения с эпизодами из жизни апостола Петра работы итальянского скульптора Джовани Франческо Росси (Giovanni Francesco Rossi).

Сегодня невозможно представить Вечный город без творений Браманте и, конечно, без его маленького храмика. Темпьетто стал не только эталоном стиля в архитектуре Высокого Возрождения, но и местом, которое притягивает духом истории и веры.

Так как Темпьето находится чуть-чуть в стороне от популярных достопримечательностей, здесь практически никогда не бывает толп туристов. Я категорически рекомендую всем читателям нашего сайта это уникальное сооружение к посещению.

Как добраться

Стоит обратить внимание, что часовня расположена на территории монастырского комплекса, вход для туристов возможен только в специальные часы посещения.

Посмотреть на Темпьетто через решётку в воротах можно в любое время. Обычно Темпьетто открыт все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Вход через Королевскую Академию.

Из общественного транспорта ближе всего подъезжает автобус N 115, необходимо выйти на остановке Garibaldi/Iacobucci и пройти пешком до церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио.

Также на автобусах 44, 75, H или 8 трамвае можно подъехать до остановки Trastevere/Min. Pubblica Istruzione, а оттуда подняться пешком к храму.

Вам пригодится инструкция – как добраться до любой достопримечательности в Риме

Что посмотреть рядом

Рядом с Темпьетто находится мой любимый фонтан Аква Паола (Aqua Paola), а также очень красивая и совсем не туристическая вилла Шарра (Villa Sciarra). До смотровой площадки на холме Джаниколо идти 15 минут пешком. Желающих провести время в Риме максимально эффективно приглашаю на нашу авторскую экскурсию «Погружение в Трастевере».

Сторис из Италии в инстаграм italy4.me

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

Сторис из Италии в инстаграм italy4.me

️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ🇹↙️
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 9 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru