Наскальные изображения (петроглифы) на территории долины Камоника (Val Camonica), расположенной в Альпах в провинции Брешиа (Provincia di Brescia) региона Ломбардия (Lombardia), являются самым крупным собранием доисторических рисунков на камне в Европе.
Количество обнаруженных изображений постоянно растёт и уже превышает 3 тысячи. Они относятся к огромному временному интервалу, который охватывает период от верхнего палеолита (6 тыс. лет до н. э.) до XIX века.
Петроглифы Валь-Камоники стали первым объектом в Италии, который в 1979 г. был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, опередив даже самые популярные римские достопримечательности.
Содержание
История открытия
Петроглифы Валь-Камоники стали открытием XX века. Первые рисунки случайно обнаружил в 1909 г. во время прогулки в лесу молодой географ из Брешиа Вальтер Лаенг (Walther Laeng). Он сразу понял, что наткнулся на следы далёкого прошлого. Лаенг пытался привлечь внимание научных кругов и общественности к своему открытию, но его находке никто не придал должного значения.
Только в 20-х годах XX века некоторые итальянские учёные обратили внимание на выгравированные камни, в результате чего в окружающих скалах были обнаружены новые многочисленные изображения.
Особый интерес к этому открытию в археологии проявили нацисты, которые в 1935–1937 годах провели обширные исследования наскальных рисунков и надписей. Их главной целью было идентифицировать петроглифы как свидетельства древнейшего происхождения арийской нации. Несмотря на проведённые изыскания и даже обнаруженные изображения свастики, фашистская версия не подтвердилась.
Большую роль в исследовании и популяризации уникального древнего наследия в 50-х годах XX века сыграл археолог Эммануэль Анати (Emmanuel Anati). Благодаря его усилиям были опубликованы первые печатные издания о петроглифах, создан Центр доисторических исследований Камуно, проводились конференции и симпозиумы с участием учёных со всего мира.
Древняя долина
История Валь-Камоники насчитывает около 15000 лет и начинается с окончания ледникового периода. Долина была образована таянием огромного ледника, имеющего в длину около 90 км и толщину в несколько сот метров.
Валь-Камоника является самой большой долиной центральных Альп и занимает площадь около 1, 5 тыс. км 2, простираясь с южной стороны от горы Корна Трентапасси (Corna Trentapassi) на озере Изео (lago d’Iseo) и до северной границы, окружённой тремя горными перевалами Пассо-дель-Тонале (Passo del Tonale), Пассо-дель- Априка (Passo dell’Aprica) и Пассо-дель-Гавиа (Passo del Gavia).
Первые поселенцы в долине
Древняя долина Val Camonica стала обживаться ещё со времён раннего неолита, о чём говорят следы культурных традиций того периода. Первыми известными поселенцами Валь-Камоники стали камуны (camuni) -древние племена людей неизвестного происхождения, которые появились на этой территории с 8 тысячелетия до н. э. и дали название долине.
Известно о том, что в V в. до н. э. камуны стали часто контактировать с этрусками. Об этом факте свидетельствуют более 200 высеченных надписей, где видно, что камунийский алфавит похож на знаки этрусской письменности. Примерно в III в. до н. э. соседние поселения кельтов в долине реки По также оставили следы влияния на культуру камунов, о чём говорят изображения кельтских богов.
Наскальные изображения в разные периоды истории
Главным сохранившимся свидетельством культуры древних поселений на территории Валь-Камоники стали наскальные изображения — примитивные рисунки, схемы, символы и буквы, высеченные на каменных поверхностях, обнажившихся после схождения последнего ледника.
Самые ранние изображения были сделаны в эпоху палеолита (8-6 тыс. лет до н. э.), через несколько тысячелетий после отступления ледника. Вырезанные на камне рисунки оставили кочевые охотники, которые изобразили раненных копьями оленей и лосей — основную добычу того периода, а также сцены коллективных молений (антропоморфные фигуры с воздетыми к небу руками).
Петроглифы эпохи неолита (5–4 тыс. лет до н. э.), когда в Валь-Камонике уже появилось земледелие, представляют собой фигурки домашних животных и геометрические символы, складывающиеся в узоры, напоминающие обработанную землю, каналы и проходы.
Наскальное искусство медного (3 тыс. до н. э.) и бронзового веков (2 тыс. до н. э.) охватывает различные сферы жизни, такие как земледелие, поклонение предкам, воинствующие сцены с топорами, кинжалами и щитами. Тогда же стали появляться изображения четырёхколёсных повозок, жилищ и захоронений.
Самые большие по объёму наскальные рисунки (до 80%) относятся к железному веку (1 тыс. до н. э.) и приписываются камунам. Изображения этого периода несут более глубокий тематический смысл, показывают сцены поединков, охоты, в которых фигуры воплощают идеал мужественности и героического превосходства.
Петроглифов римского периода отмечено очень мало, но в период позднего Средневековья наскальные изображения пополнились новыми темами. Рисунки и знаки в этот период несли как христианский замысел в виде крестов, дароносиц и религиозных надписей, так и гражданский подтекст, так как появились изображения башен, укреплений, сцен казни.
Самые известные петроглифы
Среди многочисленных наскальных рисунков в Валь-Камонике есть те, которые представляют особый интерес.
Карта Бедолины
Обращает на себя внимание топографическая композиция, относящаяся к VI–IV вв. до н. э. и выполненная камунами, так называемая карта Бедолины (Mappa di Bedolina).
На плоской скальной поверхности (9х4 м) вырезана одна из древнейших карт местности с изображением большого количества хижин, образующих поселение.
Камунская роза
Одним из самых известных петроглифов является Камунская роза (Rosa camuna).
Символ относится к бронзовому веку и представляет собой извивающуюся между 9 точками линию, очертания которой напоминают цветок из четырёх лепестков. Этот рисунок встречается настолько часто (92 раза в 3 тыс. петроглифах) на скалах Валь-Камоники, что он стал официальной эмблемой региона Ломбардия.
Изображение пришельцев
Волнующим и вызывающим споры является изображение двух фигур с головными уборами, напоминающими шлем космических пришельцев.
Сторонники гипотезы палеоконтакта (посещения в прошлом Земли представителями внеземных цивилизаций) видят в фигурах инопланетных существ, тогда как научный мир склоняется к тому, что рисунок запечатлел сражающихся гладиаторов в специальном головном уборе или мифических героев.
Как добраться
Наскальные изображения в Валь-Камоникe находятся на территории восьми национальных и археологических парков, посещение которых – это незабываемая прогулка в глубину истории. Приятным бонусом станут прекрасные пейзажи вдоль маршрутов тематических парков с уникальными петроглифами.
Вход в Национальный парк наскальных рисунков (Parco Nazionale delle Incisioni Rupestri) находится в городе Капо-ди-Понте (Capo di Ponte).
Расстояние от Милана составляет 130 км, от Брешии 80 км. Добираться быстрее и удобнее всего на машине.
Рядом с входом в парк есть ж/д станция Capo di Ponte, путешествие из Милана на региональных поездах займет около 3,5 часов.
Время работы, билеты
Национальный парк наскальных рисунков (Parco Nazionale delle Incisioni Rupestri) открыт со вторника по воскресенье c 8:30 до 16:30.
Стоимость билета: 6 евро