Вилла Шарра в Риме

Вилла Шарра в Риме

Небольшой, но невероятно красивый парк Вилла Шарра (Villa Sciarra) располагается в римском районе Старый Монтеверде (Monteverde Vecchio) на склоне холма Яникул (Gianicolo), занимает 7,5 гектар пространства и является одним из любимых мест отдыха местных жителей.

Несмотря на то, что вилла находится всего в 20 минутах ходьбы от района Трастевере (Trastevere), здесь лишь изредка можно встретить искушённых туристов и, конечно, читателей сайта «Италия для меня».

Мне нравится вилла Шарра за её уединённость и возможность наслаждаться зеленью Вечного города. Перед посещением рекомендую изучить статью «В Риме, как местный».

История

Согласно легенде, современные размеры Виллы Шарра составляли только малую часть от великолепных садов, принадлежавших Юлию Цезарю, который приобрёл территорию в 49 году до нашей эры. Император даже обустроил в этом месте резиденцию для своей любовницы, царицы Египта Клеопатры, когда она решила посетить Вечный город.

История виллы начинается в ту эпоху, когда на данной территории располагался храм, посвящённый нимфе Фуррине (Furrina), по некоторым источникам датируемый I веком нашей эры. Позднее вокруг него разрослись сады, занимающие территорию до самого Тибра.

В 1549 году земля была приобретена от частных лиц, и тогда на ней построили первое здание. В 1575 году у архиепископа Иннокентия Мальвазия приобретается область, на территории которой расположена двухэтажная вилла с лоджией.

В 1614 году здание вновь перекупается представителем Папы, Гаспаром Ривальди (Gaspare Rivaldi). Позднее вилла приобрела большое значение для новой области, и во время строительства Mura  Gianicolensi она переходит из статуса пригородной постройки в городскую.

В 1647 году виллу решается приобрести Казино Мальвазия от кардинала Антонио Барберини (Antonio Barberini), но в 1710 году она вновь перепродаётся. На этот раз обладателем становится кардинал Пьетро Оттобони (Pietro Ottoboni), который владел зданием вплоть до своей смерти в 1740 году.

После этого вилла вновь переходит в распоряжение семьи Барберини, главой которого на тот момент был Корнелий Констанца. Здание увеличивают в размерах с таким расчётом, чтобы она заняла всю площадь на холме Яникул.

В период Римской республики, в 1849 году, Вилла Шарра была серьёзно повреждена, поскольку в ней забаррикадировался с частью своих войск Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi) . Однако спустя несколько лет Казино Мальвазия восстановил здание в практически первозданном виде.

В 1884 году виллу перекупает князь Маффео Барберини Колонна ди Шарра (Maffeo Barberini Colonna di Sciarra, 1850-1925), склонный к разного рода авантюрам, любитель рисковать практически всем, что у него есть, ради воплощения собственных идей в жизнь.

Он выкупает параллельно газету «Ла Трибуна» (La Tribuna), которая на тот момент находилась на грани закрытия, и в кратчайшие сроки делает из неё одно из самых влиятельных изданий страны. Для того, чтобы грамотно совместить типографию и редакцию, князь перестраивает дворец на Виа дель Корсо, который находится в его собственности, поскольку в выкупленном им здании располагались только служебные помещения.

Шарра спонсировал ещё несколько изданий, и на свои средства выпустил роскошные экземпляры сборника Габриэле д’Аннунцио «Изаотта Гуттадауро и другие стихотворении». Впоследствии он увлекается строительством жилых домов, а также мелиорацией долины Тибра, разводил редкие породы коней и даже открыл театр под названием «Квирино».

Именно благодаря огромному нагромождению бесчисленных проектов в один момент князь понимает, что разорён. Территория виллы разделяется на лоты и распродаётся под жилую застройку. Здание впоследствии в 1902 году выкупает Джордж Вуртс с женой Генриеттой Тауэр.

У американца было две страсти – шикарные сады и итальянское барокко. Именно благодаря его вложениям парк, находящийся в удручающем состоянии, оформляется в ломбардском стиле, а вилла превращается в великолепный дворец с элементами барокко. Для осуществления данной задумки Джордж приказал привезти сюда статуи XVIII века, которые ранее являлись украшением дворца Висконти и гармонично сочетались с живой изгородью.

Статуя Сатира на вилла Шарра в Риме

Такой подход должен был передавать необыкновенную любовь между супругами.

Когда Вуртс умер, в 1928 году вдова американца дарит Виллу Шарра Бенито Муссолини (Benito Mussolini), который принимает решение сделать из территории общественный парк. На здании до сих пор висит табличка в память об американце, преобразившем вид дворца.

Вилла пережила одну реконструкцию за свою историю – в 2005 году, когда в парке появились топиарии (кустарниковые скульптуры), выполненные в виде животных.

Описание

Неподалёку от ворот Каландрелли (Calandrelli) на небольшой площади находится изящный фонтан с мотивами наскальных рисунков под названием Belvedere, который был создан Энрико и Уго Дженнари в 1910-1912 годах. На территории располагается лавровая экседра, в которой находятся песчаные скульптуры, изображающие двенадцать месяцев.

От площади идут три аллеи, и если пойти направо, то можно увидеть большой вольер, который был создан американцем для разведения белых павлинов.

Фавны, пожалуй, являются одним из символов Вилла Шарра, поскольку встретить их можно повсюду. Скульптуры на известные мифические сюжеты выполнены в древнеримском и древнегреческом стиле.

Одна из самых известных скульптур – Аполлон и Дафна начала XVII века, выполненная из песчаника.

скульптура Аполлон и Дафна в парке вилла Шарра Рим XVIII век

Не путайте её с более известной скульптурой Бернини в галерее Боргезе.

скульптура Аполлон и Дафна в парке вилла Шарра Рим

Заслуживает внимания статуя Нимфы и влюблённого Сатира.

статуя Нимфы и влюблённого Сатир вилла Шарра Рим

Справка: Сатиры – в греческой мифологии жизнерадостные существа живущие в лесу, полулюди-полукозлы, демоны плодородия. Они ленивы и распутны, проводят время в пьянстве и охоте за нимфами. Читайте также про статую танцующего Сатира (Satiro danzante) из Мадзара-дель-валло.

В парке также легко встретить огромное разнообразие цветов – кипарисы, кедры, пальмы, бабочки-фиалки и многие другие.

Фонтаны

В парке расположился фонтан человеческих пороков (Fontana dei Vizi), в котором четыре сфинкса символизируют смертные грехи – Чревоугодие, Блуд, Гнев и Алчность.

фонтан человеческих пороков (Fontana dei Vizi) на вилла Шарра в Риме

Первая скульптура стоит одной ногой на черепе, вторая – сидит на роге изобилия, третья разлеглась на ложе из цветов, а четвёртая с упоением поедает сочный фрукт. Одновременно Гнев посматривает на Чревоугодие, а Алчность повёрнута к Похоти. Такими «переглядками» мастера хотели изобразить, что один грех проистекает от другого.

Также на территории можно увидеть Фонтан Фавнов (Дикой природы), который привезён с севера Италии.

Супружеская пара мифических существ пытается куда-то унести гигантскую раковину, а под ними резвятся их маленькие дети. В верхней части фонтана можно обнаружить геральдический символ дома Висконти – змея, из пасти которой выглядывает младенец.

Фонтан Фаунетти (Fontana dei Faunetti) встречает гостей у главной площади, возле ворот, который состоит из двух боковых емкостей-чаш, расположенных у самого парапета.

Фонтан Фаунетти на вилла Шарра в Риме

На них опирается пара фавнов, играющие с третьим козлорогим существом. Фонтан был создан из камня выходцами из Ломбардии, примерно в XVIII-XIX веках.

Фонтан Путти (Fontana dei Putti o del Biscione) по форме напоминает большую ванну, на фоне которой расположены четыре херувима.

Фонтан Путти на вилла Шарра в Риме

Первые два ангела протянули друг другу руки в танце, а вторая пара, установленная почти в центре бассейна, вытекает из раскрытой пасти двух дельфинов.

фамильный герб Висконти на фонтане Путти вилла Шарра в Риме

Они вместе поднимают над головой щит, на котором можно рассмотреть фамильный герб Висконти, где фигурирует змея, увенчанная короной.

Фонтан Дианы и Эндимиона (Fontana di Diana ed Endimione) повествует о римская богине, влюблённой в прекрасного юношу Эндимиона, символа вечной красоты.

Фонтан Дианы и Эндимиона (Fontana di Diana ed Endimione) вилла Шарра Рим

Согласно легенде, Диана приходила и целовала Эндимиона, когда он каждую ночь спал на вершине горы. Лёгкое прикосновение Дианы частично отвлекло Эндимиона от его сна, и он бросил быстрый взгляд на неё. Не веря в её красоту, он решил, что это сон и стал предпочитать своё сонно-мечтательное состояние повседневной рутине, но он никогда больше не просыпался, когда она присутствовала. Благодаря любви Дианы, Эндимиону была дана вечная молодость и вечная красота.

Храм богов

Храм богов, по легенде, был построен богатейшим сирийцем Марком Антонием, который занимался торговлей. Святилище по форме продолговатое и похоже на здание завода, построено с использованием кубовидного камня и состоит из трёх участков: центрального прямоугольного двора, пятиугольного пространства справа от него в виде небольших комнат с двумя дверями, и восьмиугольного помещения к западу от апсиды. Здесь располагаются древние скульптуры, в том числе египетская статуя из чёрного базальта и статуя Бахуса с золотыми руками и лицом.

В центре восьмиугольной комнаты, в одной из полостей алтаря, была обнаружена бронзовая статуэтка, изображающая мужчину, обвитого змеёй. Как говорят историки, предмет указывает на обряд погребения бога Адониса, который умирал каждый год, чтобы вернуться к новой жизни через семь небесных сфер, которые символизируют витки змеи.

Атриум

С левой стороны от двора располагается базилика, которой предшествует атриум. В нём имеются два боковых входа – первый находится в центральном нефе и заканчивается апсидой с полукруглой нишей. В ней установлена статуя бога триады Гелиополиса, Юпитера, а также скульптура богини Атаргатис, которая оскорбила Афродиту, и та в отместку заставила её влюбиться в простого смертного. Атаргатис родила от него Семирамиду, а после, чувствуя стыд, бросилась в озеро и превратилась в рыбу, поэтому на полотнах она изображается с чешуёй. Здесь же установлена скульптура «Sim», или «Ртуть».

Второй проход выводит к фонтану Дикой природы.

Таунхаус

Таунхаус имеет фасад с двумя арками, одна из которых ведёт в притвор с низким цилиндрическим сводом. Задний двор строения позднее превратился в библиотеку в процессе реставрации в 1932 году. Таунхаус заканчивается изящной террасой, увенчанной башенкой на крыше и пятью скульптурами, которые располагались по периметру – четыре статуи символизируют материки, а пятая изображает этапы дня.

Сейчас в парке почти всегда прогуливаются местные жители и путешественники, любуясь его красотами, великолепной архитектурой и окружающей тишиной. Однако в последнее время территория постепенно приходит в запустение – растения съедаются заморскими жуками, скульптуры нимф и фавнов медленно покрываются мхом, а газоны могут не стричься месяцами.

Как добраться

Добраться до вилла Шарра из центра Рима можно на автобусах 44 или 75. Ваш пункт назначения остановка Carini/Bonnet, код 72996

Маршрут на карте как добраться до вилла Шарра в Риме

Расстояние от фонтана Аква Паола (Fontana dell’Acqua Paola) составляет всего 550 метров, дойти пешком можно всего за 7 минут. Также неподалёку находится самый большой парк Рима вилла Памфили (Villa Doria Pamphilj).

Вилла Шарра открыта для всех желающих ежедневно с 7 до 21 часов. Вход бесплатный.

Самый удобный способ изучать достопримечательности Рима – установить на телефон наш авторский путеводитель.
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • http://vk.com/id223186028 Ирина Федорова

    Была в Риме 3 дня — успела посмотреть только самые известные места — Ватикан, Колизей, фонтан Треви, несколько церквей. Хорошо, что есть что посмотреть в следующую поездку — спасибо, что рассказываете про интересные места.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Ирина, спасибо за отзыв. Конечно, Рим бесконечен для изучения. Сюда можно возвращаться десятки раз и всегда находить что-то новое, а также посещать старые полюбившиеся достопримечательности.

Рейтинг@Mail.ru