Танцующий сатир (Satiro danzante) – бронзовая статуя мифологического персонажа, поднятая со дна глубин Сицилийского пролива (Canale di Sicilia) между Сицилией и Тунисом и заставившая весь мир удивиться и восхититься вновь обретённым шедевром древнего греческого искусства.
Содержание
Дар моря
О том, что Средиземное море в районе между итальянским островом Пантеллерия (Pantelleria), расположенном на юго-западе в 100 км от Сицилии, и полуостровом Капо-Бон (Capo Bon) в Тунисе преподнесло щедрый подарок, стало известно в ночь на 4 марта 1998 года. Вошедшая в порт Мазара-дель-Валло (Mazara del Vallo) рыбацкая лодка «Капитан Чиччо» (Capitan Ciccio) во главе с Франческо Адранья (Francesco Adragna) доставила на берег бесценный груз — бронзовую статую юноши, поднятую с 500-метровой глубины.
Важное открытие было ожидаемым, так как почти год назад, 29 марта 1997 года, в этих же водах, и та же команда достала левую ногу статуи, которая дала надежду на более «богатый улов». Воодушевлённые энтузиасты продолжили поиск уже со специальным оснащением; для тщательного исследования дна на глубине 480-500 метров использовался сонар (прибор для сканирования), который мог сигнализировать о наличии металлических предметов.
Предполагаемое местонахождение статуи представляло опасность для навигации, так как имело подводные камни и рифы, но риск был оправдан — именно в 80 милях к северо-западу от Трапани (Trapani), на месте предполагаемых скоплений артефактов затонувшего корабля удалось обнаружить долгожданную находку.
Персонаж и эпоха
После поднятия из глубин моря Танцующий сатир был передан в Высший институт консервации и реставрации в Риме (Istituto Superiore per la Conservazione ed il Restauro), где в течение 3-х лет проводились реставрационные работы и исследования.
Внешний вид найденной бронзовой статуи сразу позволил учёным без труда узнать мифологическое существо из свиты греческого бога Дионисия – танцующего сатира.
Получеловек-полузверь, лесное божество, наделённое весёлым и распутным нравом, проводит всё время в пьянстве и охоте за нимфами. Особую страсть сатиры питали к музыке и пляскам, в которые они пускались после нескольких глотков вина. Кстати, согласно мифологии именно сатиры, первыми и приготовили хмельной напиток из гроздьев виноградной лозы.
Найденная статуя имела все признаки фантастического сатира: заострённые ушки, отверстие в пояснице для крепления хвоста, застывшая эффектная поза стремительного танца, выразительная мимика настроения, одурманенного вином. Для сатира одним из отличительных средств изображения является неестественно запрокинутая набок голова – признак опьянения, безумства и экстаза во время исполнения плясок. Именно такой сложившийся образ сатира воплощён в многочисленных живописных полотнах, барельефах и скульптурах в период расцвета культа бога виноделия, который продлился около 5 веков.
Если персонажа статуи учёные определили легко и единодушно, то время её создания вызывает споры. Предполагается, что Танцующий сатир – это греческий оригинал скульптуры, относящийся к периоду раннего эллинизма, т.е. ко второй половине IV в. до н.э. — I в. до н.э.
Но к сожалению, в настоящее время ещё не существует надёжных методов идентификации древних объектов, поэтому специалисты используют стилистически-иконографический анализ для выдвижения своих гипотез и заключений.
Описание находки
Бронзовая статуя сатира из Мазара-дель-Валло имеет высоту немного больше, чем человеческий рост — около 2,5 м, вес — 108 кг, у неё отсутствуют руки, правая нога и хвост, зато удивительным образом великолепно сохранились белки глаз, выполненные из алебастра.
Толщина стенок полой статуи в разных местах составляет от 7 до 16 мм, а металлографическое исследование выявило неоднородность материала — в сплаве наряду с бронзой присутствовал свинец (16-17%), что характерно для римских работ эпохи раннего эллинизма.
Детали статуи были сварены различными способами, соединительные швы заметны на передней части шеи, ягодицах, в левом паху, в месте крепления правой руки.
Исследование статуи внутри показало, что мастер для создания форм использовал технику литья бронзы методом «утраченного воска», которую часто применяли древние скульпторы. Подтверждение этому было получено при сканировании корпуса, внутри которого были обнаружены остатки воска, следы зачистки и даже отпечатки пальцев мастера.
Конструкция находки выглядела очень хрупкой, со множеством трещин, сколов и разрывов. Анализ материала в этих местах подтвердил, что большая часть повреждений относится к древнему периоду, а не только к последующему механическому и химическому воздействию моря. Этот факт вызвал предположение, что бронзового сатира могли перевозить вместе с другим ломом, предназначенным для переплавки.
Реставрация
После тщательного изучения статуи всеми доступными современными методами, её подвергли механической и химической очисткам с последующим выполнением ряда сложных реставрационных работ. Специально для Танцующего сатира сотрудники кафедры аэрокосмической механики Римского университета «La Sapienza” спроектировали сложную регулируемую опору, благодаря которой статуя могла перемещаться и вращаться без угрозы повреждения даже при толчках во время землетрясения (Мазара-дель-Валло находится в сейсмической зоне). Искусно проведённая реставрация позволяет сегодня любоваться древним шедевром во всей красе.
Посмотрите познавательное видео, как восстанавливали Сатира
Образ и танец
В Танцующем сатире восхищают великолепные пропорции тела, невероятно сложное застывшее движение танца, «живая» волна волос, интересные и чувственные черты лица с ярко переданным настроением. Даже отсутствие некоторых частей тела и элементов образа даёт яркое представление о персонаже мифов. Спутник Диониса вращается на пальцах правой опорной ноги, тогда как чуть согнутая левая застыла в воздухе; руки вытянуты вперёд под силой инерции стремительного вращения.
Следует предположить, что на одной руке у него была перекинута шкура леопарда – неотъемлемый атрибут сатира, в левой он держал кантарос (kantharos) – ритуальную чашу для вина с высокими ручками, а в правой – тирсос (tirsos), обвитый плющом или виноградной лозой и увенчанный шишкой. Этот элемент украшения жезла способствовал введению в транс сатира, который в процессе пляски не отрывал от него взгляд.
Известны ритуальные танцы дервишей Каппаддокии (Cappadocia) в Турции, во время которого они, однообразно кружась по отношению к одной оси вокруг себя, впадают в такой же транс.
Танец сатира несколько иной, он имеет сложный и динамичный рисунок, который больше похож на зажигательную тарантеллу или вихрь ветра. Аскетичный танец дервиша подчинён религиозному порыву, тогда как сатир, опустошивший чашу с вином, беззаботно кружится в весёлой карусели своих спутников, подпрыгивает и скачет с детской непосредственностью, подражая животным и птицам. Он взметнулся вверх и буквально застыл на цыпочках, дрожа всем телом – этот миг и запечатлел в бронзе талантливый скульптор.
Среди сохранившихся древних изображений есть очень схожие с Танцующим сатиром из Мазара-дель-Валло. Статуя его мифологической подруги Менады (Вакханка) работы Скопаса (Skopas), относящаяся к 355 г. до н. э., копия которой выставлена в Дрездене, повторяет тот же ракурс тела, размах рук и положение головы.
Небольшая бронзовая фигурка из Помпей «Танцующий фавн» (II век до н.э.), выставленная в Неаполе в Национальном археологическом музее (Museo Archeologico Nazionale di Napoli) , — это тоже персонаж из весёлой компании Диониса с характерными чертами и движениями.
Сцены с образами сатиров и менад, танцующими в состоянии транса, можно увидеть на древних барельефах в музеях Бостона и Прадо, а также на многочисленных древнегреческих сосудах и в ювелирных украшениях, являющихся экспонатами других тематических выставок.
Танцующего Сатира можно увидеть на саркофаге, найденном на вилле Салария (Sarcofago dalla villa Salaria), который датируется 150 годом до нашей эры и находится в национальном музее Рима (Museo Nazionale Romano)
Куда перевозили?
Всегда интересно знать откуда и куда перевозили ценные грузы древние корабли.
Рассматривалась версия, что поднятый со дна моря Танцующий сатир мог быть установлен на корме утонувшего корабля, но вряд ли предусмотренное крепление через отверстие в левой пятке могло выдержать качку корабля.
Скорее всего, статуя была частью перевозимого груза. Торговля предметами искусства была широко распространена в период раннего эллинизма, особенно ценились работы греческих мастеров, к которым питали большую страсть жители Великой Греции, Македонии и многих областей Азии. В Афинах даже существовала негласная школа обучения мастерству копирования художественных произведений знаменитых авторов.
С расширением Римской Империи в Средиземном море разграбление предметов искусства и архитектуры приняло масштабный характер. Сицилия в римские времена стала центром оттока шедевров античности, которые подвергались разграблению и вывозу, в том числе морскими путями.
Часть амфор представлена в музее Сатира.
История путешествия сатира останется загадкой, но его так же, как и многие работы талантливых мастеров-греков, пытались вывезти с острова и продать в другой стране, зная его высокую художественную ценность.
Изучение искусствоведами и историками бронзового сатира предполагает, что он может являться одним из персонажей композиционной группы спутников Диониса, соединённых по замыслу скульптора в объёмную картину ритуального танца в разгар праздника наслаждений.
Возможно море, хранящее сокровища прошлых эпох, ещё порадует мир новыми находками мифологических персонажей, такими же невероятно прекрасными и удивительными, как Танцующий сатир из Мазара-дель-Валло.
Адрес и время работы музея
Учитывая большую ценность и уникальность поднятого со дна моря артефакта, в городе Мазара-дель-Валло в здании бывшей церкви Сант-Эджидио (Chiesa di Sant’Egidio) в 2005 году был создан музей «Танцующий сатир» (Museodel Satiro danzante), где можно полюбоваться бронзовой статуей, а также увидеть другие интересные археологические находки, обнаруженные в водах побережья города.
В музее демонстрируется фильм об истории открытия Танцующего сатира и интересная информация о работах по его реставрации.
- Адрес музея: Chiesa di Sant’Egidio, Piazza Plebiscito, Provincia: Trapani, Comune: Mazara del Vallo
- Часы работы: ежедневно, включая праздничные дни: с 9.00 до 19.45
- Полный билет стоит 6 евро, льготный – 3 евро
- Сайт музея: www.regione.sicilia.it
Если приезжаете на авто, советую оставить машину на бесплатной парковке вдоль набережной Lungo Mare Mazzini. Вбивайте в навигацию пиццерию Del Marinaio.
От набережной до Piazza Plebiscito пешком пару минут. Изучите перед поездкой мой авторский маршрут на 10 дней по Сицилии.
После посещения музея советую зайти в Иезуитский колледж (Collegio dei Gesuiti), он напротив, увидите красивую дверь.
Внутри колледжа очень красивый дворик, а в помещениях проходят выставки, вход бесплатный.
Надеюсь, я вдохновил вас на путешествие и изучение западной части Сицилии. Если уже бывали в Мадзаро и видели Сатира, пожалуйста поделитесь отзывом в комментариях.