Алтарь Мира в Риме

На самом краю Марсова поля, где слышен плеск мутных волн Тибра, стоит необычный памятник – музей Алтарь мира Августа (Ara Pacis Augustae). Сооружение находится вдали от популярных туристских маршрутов, и лишь горстка особо пытливых и любознательных путешественников, выкроив драгоценное время, заглядывают сюда, чтобы увидеть подлинную античность.

Знатоки истории, попав в Рим, прекрасно понимают, что большинство древних развалин, осколков былой роскоши — это «новоделы», мастерски задекорированные под старину. А мраморный колосс на берегах Тибра, спрятанный в оригинальную оболочку из стекла и бетона, наряду с Колизеем, Пантеоном, входит (по мнению светил истории и археологии) в пятерку выдающихся античных памятников.

Как случилось, что памятник архитектуры Вечного города, о котором в начале XX века никто не знал, сегодня стал знаменитым памятником античности? Об этом наш рассказ.

История памятника — настоящая театральная пьеса со множеством действующих лиц. И главную роль сыграл в ней Август — первый император Рима.

Начало истории — император Август

В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главной площади Рима) памятник Августу. И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу и умилостивить всемогущих богов.

Но император, одобрив задумки сенаторов, выбрал другое, не самое помпезное место Рима – Марсово поле (Campus Martius).

Как выглядел памятник в древности

На Алтаре мира, который имеет второе название – алтарь Августова мира, совершались жертвоприношения животных или подношения в виде благовонных масел, ценных растений и продуктов.

жертвоприношения на алтаре мира в Древнем Риме

Поэтому внешние и внутренние стены строения обильно украшены барельефами с изображением сцен жертвоприношения. Конечно, стены были цветными, а не белыми, как сейчас.

Реконструкция Алтаря мира в Риме

Греческие мастера высекли в каррарском мраморе особо почитаемых богов, изобразили обряды жертвоприношения и, что очень ценится историками, запечатлели семью императора.

Барельеф с семьёй императора Августа на алтаре мира в Риме

Августа привез из египетского Гелиополя обелиск высотой 22 метра, который использовался, как солнечные часы на марсовом поле. В день рождения Августа 23 сентября тень от обелиска указывала в направлении алтаря, намекая тем самым, кто был рожден для установления мира в империи.

Тень от обелиска указывала 23 сентября на Алтарь Мира в Риме

В конце XVIII века папа Пий VI (Pius VI) решил использовать обелиск для оформления площади Монтечиторио (Piazza di Montecitorio).

На реконструкции ниже показано, как располагались обелиск, алтарь Мира, мавзолей Августа и Пантеон.

Расположение Алтаря мира на Марсовом поле в Древнем Риме

Советую почитать про обелиски в Риме

Папа Евгений IV

Прошли сотни лет. Тибр многократно заливал территорию Рима, и под илом скрылись дома и храмы города. На месте, где находился алтарь мира в Риме, появилась площадь с новыми церквями и дворцами.

На католический престол взошел Евгений IV — увлеченный сторонник археологии и архитектуры. Именно тогда, в XIV в, в подвале палаццо Фиано (palazzo Fiano) обнаружили рельефные обломки неизвестного древнего сооружения. Постепенно фрагменты из-под палаццо стали появляться в различных мировых музеях – в Ватиканских сокровищницах (Musei Vaticani) , в парижском Лувре, флорентийской галерее Уффици (Galleria degli Uffizi).

Фридрих фон Дун

В конце XIX века немецкий археолог Фридрих Карл фон Дун (Friedrich Carl von Duhn) сделал предположение, что все разрозненные остатки принадлежат одному сооружению, а именно алтарю Августова мира, упоминания которого есть в исторических манускриптах.

В 1903 году произвели раскопки и 53 новых фрагмента извлекли наверх. По ним составили рисунки алтаря мира в Риме, общее описание структуры сооружения и план дальнейших мероприятий. Но, из-за того, что почва была сильно заболочена, и проведение работ грозило разрушить палаццо Фиана, раскопки запретили.

Бенито Муссолини

Премьер-министр Италии Бенито Муссолини (Benito Mussolini) страстно любил всё древнеримское, а к императору Августу питал особую слабость. Градостроительный проект Муссолини предполагал расчистку древних памятников от слоя, который вырос за вековую историю существования Рима. Алтарь мира стоял в списке работ на первом месте.

Сам Муссолини совершил символический удар киркой, расчищая наслоения на старинном сооружении, ведь заветной мечтой премьера было воссоздать какой-нибудь колоссальный памятник августовских времен, а алтарь мира подходил для этой цели больше всего.

Муссолини у Алтаря мира в Риме

Для полного восстановления древней достопримечательности необходимо было:

  1. Собрать все фрагменты, разбросанные по музеям мира.
  2. В точности восстановить памятник.

Джузеппе Моретти

Проект удался, благодаря итальянскому археологу Джузеппе Моретти (Giuseppe Moretti), который руководил раскопками. Он совершил невозможное: извлек обломки алтаря, которые находились под фундаментом палаццо Фиана, несмотря на сильно заболоченную почву местности.

Инженеры Моретти нашли необычное решение задачи. По периметру палаццо прорыли траншею, вдоль которой вставили полые металлические трубки. По трубкам пустили сжиженный углекислый газ. Земля в траншее замерзла и остановила приток воды. После чего раскопки и извлечение каменных глыб стало возможным.

Для алтаря построили специальный защитный павильон, и в 1938 году торжественно открыли музей.

Ричард Майер

В Давосе в середине 90-х мэр Рима обратился к знаменитому американскому архитектору Ричарду Майеру (автора публичной библиотеки в Гааге, музея в Майями и других) с просьбой построить новое музейное здание вокруг памятника (старый пришел в негодность). Постройка нового павильона вызвала скандал среди римских жителей. Причин было несколько:

  1. Архитектура первой за долгие годы постройки (из стекла и бетона) в исторической части города сильно выбивалась из всей цветовой гаммы Рима.
  2. Недовольство вызывало то, что работами руководил американец, а не итальянский архитектор.
  3. Часть стены загораживала церковь Святого Рока (San Rocco) , любимую горожанами.

В 2006 году новый музей был открыт. Он разместился на трех этажах: главный хранит бесценную реликвию — Алтарь мира в окружении бюстов выдающихся римских граждан, на цокольном этаже находится зал для временных выставок и конференц-аудитория.

Время работы и стоимость билетов

У алтаря Августова мира в Риме необычная судьба — помпезное рождение, тысячелетнее забвение и необычное возрождение. В истории достопримечательности, как в зеркале, отразилась вся история Рима от возникновения до современных дней.

Музей работает ежедневно с 9 до 19 часов по адресу Via di Ripetta, 190. Цена билета — 10,5 евро. Билет по карте туриста Roma Pass бесплатный.

Бронировать билет заранее, как в Колизей, музеи Ватикана или галерею Боргезе, нет необходимости, так как алтарь мира популярен только у относительно небольшой части туристов.
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru