Национальный этрусский музей Вилла Джулия (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia) находится в Риме на одноимённой площади в здании бывшей летней резиденции римских пап. Он является одним из самых престижных музеев, посвящённых цивилизации этрусков, в котором собраны шедевры искусства и артефакты, прославившиеся во всём мире.
Содержание
Вилла Джулия
В настоящее время архитектурно-парковый комплекс эпохи Возрождения Вилла Джулия по праву считается храмом этрусской культуры. Двухэтажное здание строгих и элегантных форм окружено зеленью и пространством, которые создают живописный ландшафт из садов и террас, соединённых фигурными лестницами, нимфеями и фонтанами.
Вилла Джулия — один из самых изысканных образцов архитектуры маньеризма, была построена папой Юлием III (Iulius PP. III) между 1550 и 1555 годами на тогдашней окраине Рима.
В проектировании здания приняли участие величайшие художники того времени Джакопо Бароцци да Виньола (Jacopo Barozzi da Vignola), Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati), Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) и Джорджо Вазари (Giorgio Vasari).
Декоративное оформление было доверено Просперо Фонтана (Prospero Fontana), который привлёк для создания великолепных фресок Пьетро Венале да Имола (Pietro Venale da Imola) и Таддео Зуккари (Taddeo Zuccari).
После папской славы в XVI веке Вилла Джулия пережила длительный период упадка, хотя и оставалась собственностью Ватикана до 1870 г., пока в 1889 г. не стала резиденцией Национального этрусского музея.
Основание музея
В истории Италии этрусский период – один из самых загадочных и интересных. Римляне, поглотившие этрусскую цивилизацию в III в. до н. э., постарались стереть все следы достижений своих великих предшественников, и поэтому дошедших до наших дней свидетельств осталось очень мало.
Открытия и находки, связанные с древней культурой этрусков, стали настоящей мировой сенсацией. Необходимость в красивом обрамлении найденных артефактов и предметов искусства, а также в их сохранении появилась в XVIII в., когда начались систематические раскопки в Тоскане, Лацио и Умбрии – территории древней Этрурии.
Идея создания музея принадлежала итальянскому археологу и политику Феличе Барнабеи (Felice Barnabei). Он приложил немалые усилия для восстановления здания и открытия музея, посвящённого доримским древностям таких народов, как этруски, фалиски, умбры, латиняне и сабиняне. Основными экспонатами стали находки с территории древнейших городов этрусков, таких как Вейо (Veio), Черветери (Cerveteri), Тарквиния (Tarquinia) и Вульчи (Vulci.)
В XX веке собрание музея пополнилось экспонатами из частных коллекций богатых семейств Италии —Барберини (Barberini), Кастеллани (Castellani) и Пескиотти (Peschiotti).
К моменту официального открытия музея (1889 год) в саду Виллы Джулия была сделана репродукция в натуральную величину этрусско-итальянского Храма Алатри (Tempio di Alatri), который существовал в III-II вв. до н.э. в регионе Лацио на территории города Алатри.
Экспонаты музея
В настоящее время Национальный этрусский музей Вилла Джулия насчитывает в общей сложности около 6000 объектов, распределённых в 50 залах, на выставочной площади более 3000 квадратных метров. Здесь собраны самые разнообразные экспонаты, связанные с этрусками – макеты древних городов, терракотовая и бронзовая скульптура, керамика, надгробные памятники, оружие, украшения и другие артефакты и предметы искусства.
Многие находки из раскопок, хранящиеся в музее, стали известны всему миру, благодаря своей исключительной исторической и художественной ценности.
Саркофаг супругов
Центральное место в коллекции этрусского музея занимает надгробный памятник из терракоты — Саркофаг супругов (Sarcofago degli Sposi), который относится к 530-520 гг. до н. э. и изображает возлежащих на пиру супругов или жениха и невесту – скульптура была найдена в XIX веке в одной из гробниц некрополя Бандитачча в Черветери.
Хрупкий шедевр состоит из 400 фрагментов обожжённой глины, которые складываются в прекрасную и завораживающую композицию.
Саркофаг стал доказательством не только высокоразвитого искусства древнего народа, но и источником интересных сведений об их одежде, обуви, причёсках, мебели.
Присутствие супруги рядом с мужем на пиру позволяет предположить, что женщины в Этрурии пользовались равными правами с мужчинами (в отличие от римлян), и это видно из их поз, жестов и умиротворённых взглядов.
Первоначально работа скульптора была выполнена в цвете, но следы красок время не сохранило. Положение рук позволяет предположить, что мужчина держал ритуальную гирлянду или кубок с вином, а женщина какой-нибудь сосуд с благовониями.
Пара решила запечатлеть в надгробном памятнике свои лучшие воспоминания о жизни. Терракотовая скульптура буквально притягивает взгляд любовной историей, которая не оставляет равнодушными сердца людей.
- Рекомендую посетить индивидуальную экскурсию в этрусские некрополи из Рима с профессиональным гидом.
Голова Левкотеи
Скульптурный фрагмент – Голова Левкотеи (Testa di Leucotea), относящийся к 330-320 гг. до н. э., являлась частью украшения фасада этрусского храма, который находился в древнем порту Цере вблизи Червертери и был посвящён богине Левкотее.
Прекрасная женская головка сохранила следы цветной росписи – красный цвет вьющихся волос и черные зрачки.
Скрижали из Пирги
Три золотых пластины-фольги, известные как Скрижали из Пирги (Lamine di Pyrgi)с этрусско-финикийским текстом оказались редким и ценным источником сопоставления двух древних языков, который приближает к пониманию пока ещё неразгаданной этрусской письменности.
Несмотря на то, что прошло более 2500 лет, они прекрасно сохранились и являются дошедшим свидетельством дружеских отношений этрусков и финикийцев в противостоянии тирренцам.
Отверстия на пластинах говорят, что они были использованы во время обряда вбивания гвоздя, происходившей в Древнем Риме в храме Юпитера.
Из прочтения финикийского текста следует, что царь Цере посвящает дары богине Астарте или этрусской Уни.
Аполлон Вейский
Аполлон Вейский (l’Apollo di Veio) – этрусская скульптура в полный человеческий рост (около 2 м) из расписной терракоты с характерным выражением лица, которое придаёт ей архаичная улыбка.
Тем не менее, поза Аполлона говорит, что он полон гнева и готов сразиться с Гераклом, похитившим священную лань его сестры. Работа, датируемая 510-500 гг. до н. э. принадлежит скульптору из Вейи, известному как «Мастер Аполлона». Статуя предназначалась для украшения крыши храма Минервы.
Горельеф Пирги
На территории древнего порта Черветери был найден Горельеф Пирги (Altorilievo di Pyrgi) — замечательный фрагмент фронтона этрусского храма.
Он был обнаружен при распахивании земли в повреждённом виде, но 2 тыс. фрагментов из терракоты удалось собрать и восстановить изображение. Находка датируется 470-460 гг. до н. э. и относится к классическому периоду в искусстве. Сюжет изображает мифологическую сцену, полную драматизма, когда два брата Этеокл и Полиник (сыновья Эдипа), не поделив трон греческого города Фивы, вступают в схватку и убивают друг друга.
Время работы, билеты
- Музей открыт ежедневно с 9 до 20 часов, кроме понедельника. Стоимость билета 10 евро.
- Официальный сайт: www.museoetru.it
- Адрес: Piazzale di Villa Giulia, 9, Roma – добраться можно на трамваях N2, 3 и 19, или на метро ветка A, остановка Flaminio. От Пьяцца-дель-Пополо (Piazza del Popolo) до музея можно дойти пешком за 14 минут.
Национальный этрусский музей Вилла Джулия, следуя своей высокой миссии, не только приумножает коллекции, но и делится уникальными экспонатами с другими музеями мира, которые организуют временные выставки шедевров древней цивилизации. Помимо этрусского искусства в залах музея выставлены и древнегреческие артефакты, относящиеся к VIII–V вв. до н. э.