Кафедральный собор в Сиене

Кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena) – запечатлённая в мраморе история города и достойное украшение Тосканы, да и всей Италии. Без малого 8 веков, не жалея средств, украшали сиенцы свое любимое детище. Любой турист на площади Пьяца-дель-Дуомо (Piazza del Duomo) замирает, созерцая нереальную красоту каменного кружева, плывущего в воздухе. А начиналось все в тревожном XIII веке.

Кафедральный собор в Сиене

История собора

Италия в XIII веке стала ареной междоусобной борьбы городов за власть, земли и престиж. Богатая Флоренция была вечной соперницей гордой Сиены, граждане которой отчаянно верили в помощь и заступничество Девы Марии. Именно Ей посвятили они храм грандиознее всех флорентийских построек – Собор Успения Пресвятой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Его строительство началось в 1215 году и близилось к завершению, когда сиенцы получили в 1260 году ультиматум Флоренции: сдать город и разрушить городские стены там, где будет угодно их войску.

Времени на организацию обороны не было, и жители, собрав ключи от всех ворот города, положили их на алтарь к образу Богородицы, вверяя себя Её защите. Свершилось чудо: в битве при Монтаперти (4 сентября 1260 г.) крохотное войско сиенцев разгромило наемные флорентийские отряды. С тех пор не было у граждан Сиены дела важнее и почетнее, чем украшение Дуомо в знак благодарности Богородице за помощь.

В 1263 году был возведен купол, через 40 лет – колокольня. Но амбиции Сиены за эти годы возросли: вокруг Duomo di Siena стали строить новый собор – Дуомо Нуово, более грандиозный, чем Собор святого Петра в Ватикане. 10 лет возводились гигантские стены, пока чума 1348 года не выкосила 4/5 населения, и обескровленный город все-таки покорился Флоренции.

Недостроенная стена в память о наказании за гордость осталась рядом с Сиенским собором – символом небесной помощи.

Для украшения собора граждане Сиены приглашали прославленных мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась в XIX в., когда фронтоны были украшены мозаиками с позолотой, в XXв. отлили из бронзы центральную дверь с барельефом «Прославление Богородицы»; реставрация 2006 года восстановила все элементы украшений, которые создавались в течение столетий. Сегодня Сиенский собор – это действующий храм с католическими богослужениями и одновременно музейный комплекс, имеющий 8 основных экспозиций.

Внешний обзор

Сиенский собор – самый ранний из выдающихся памятников европейской готики. Западный фасад здания отражает органичный переход элементов романского стиля в готический. Полукруглые романские арки с тремя порталами увенчаны треугольниками фронтов, после чего композиция неудержимо устремляется ввысь, завершаясь остроконечными шпилями. Естественность смены стилей без нарушения гармонии под силу только гениальным мастерам, какими были в XIII веке отец и сын Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Их пригласили из Пизы монахи-чистерченцы для строительства собора.

Сиенский собор

Украшение нижнего фасада выполнил Джовани Пизано в 80-90-е годы XIII в. В тимпанах трех входных фронтонов помещены (без подписей) рельефы 3-х святых Сиены. Изваяния львов у центрального входа служат подножием для статуй библейских царей Давида и Соломона. Фигуры, венчающие нижний портал слева: Исайя, Валаам (тот, кому Валаамская ослица внушила: «Восходит звезда от Востока» – эту надпись он и держит в руках); Платон, Даниил и одна из сивилл-прорицательниц. Справа от центрального входа расположены: Моисей и Симеон-Богоприимец, Мариам – сестра Моисея и Аристотель. В число пророков Христа, увековеченных на фасаде Сиенского собора, попали, таким образом, вместе с библейскими пророками и греческие сивиллы, и античные философы. Их статуи покоятся на изваяниях лошадей и быков.

Верхняя часто фасада выполнена в начале XIV в.: две пары евангелистов справа и слева стоят в основании центральных шпилей собора, между которыми помещено окно-витраж «Тайная вечеря», работы Пасторино де Пасторини (середина XVI в.). Венчает центральную композицию фронтон с позолоченной мозаикой «Коронование Богоматери», выполненной венецианскими художниками Л. Муссини (Luigi Mussini) и А.Франчи (Alessandro Franchi) в XIX в.. Боковые фронтоны украшены их работами: «Поклонение волхвов» и «Введение во храм Богородицы».

Западный фасад Сиенского собора – выражение любви жителей города к Пресвятой Деве, которую они пронесли через века.

Уникальным оформлением стен собора является мраморная облицовка в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора – идея Джовани Пизано. Белый и черный – цвет масти коней легендарных основателей города Сениуса и Аскиуса. На белом и вороном скакунах примчались они сюда в поисках убежища от преследований Ромула, погубившего Рема – их отца. Сочетание черного с белым стало геральдическим знаком города Сиена.

Сиенский собор

Боковые стены, восточный фасад, башня отделаны символическими полосами и придают собору легкость и нарядность. Вкрапления красного мрамора в отделке выполнены с удивительным вкусом и усиливают радостное и праздничное впечатление.

Звонница с квадратным сечением, восьмиугольным шпилем и башенкам возведена в 1313 г. братьями Аньоло и Агостиньо Вентура – это господствующая вершина в городе. Слева от собора – место захоронения гениального основателя собора – Джовани Пизано, надпись датируется XIV веком. Справа – статуя легендарной волчицы, кормящей Ромула и Рема – дядю и отца основателей города. Сиенцы считали её символом своего города.

статуя легендарной волчицы

Особенно красив собор в конце дня при косых лучах солнца, в это время его лучше всего фотографировать, становятся видны даже витражи в розетке оена.

Внутренний интерьер

План Сиенского собор имеет форму католического креста. Внутри он состоит из трех продольных коридоров-нефов и поперечного перекрытия – трансепта. Между нефами – аркады 18-метровых колонн из черно-белого мрамора, создающих впечатление легкого головокружения от обилия красоты.

Центральный неф

Сиенский собор

Полукруглые арки между массивными колоннами нефа – признак романского стиля: мощного и строгого. Колонны коринфского ордера несут на себе своды потолка. Справа и слева гладят вниз с огромной высоты карнизов бюсты 172 Римских пап и 36 императоров. Почти все они на одно лицо, т.к. сделаны по 4-5 трафаретам, индивидуальность запечатлена в подписях имен под скульптурами. Галерея на карнизах была создана во времена Ренессанса – в начале XVI века.

Там, где перекрещиваются центральный неф с трансептом, поднимается ввысь пространство купола (54 м в высоту и 16 м в диаметре). Темно-синий фон купола в романском стиле усеян звездами, искусная роспись создает иллюзию рельефности. 12 окон-витражей (XIX в.) расположенных по барабану купола, проливают свет на великолепие внутреннего убранства.

Кафедра

кафедра-дарохранительница работы Николо Пизано

Скульптурным шедевром XIII века является кафедра-дарохранительница работы Николо Пизано. Восьмиугольное сооружение из белоснежного каррарского мрамора удерживается на темных гранитно-порфировых колоннах. Четыре из них стоят на постаментах, а для остальных подставили спины два льва и две львицы. Центральную колонну удерживают аллегории Семи свободных искусств: Грамматики, Диалектики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Музыки, Астрономии в компании с Философией.

Рельефы семи библейских сюжетов, выполненных по мрамору – главное украшение кафедры. Они изображают:

  • Рождество Христово;
  • Пришествие волхвов на поклонение;
  • Бегство Святого семейства в Египет;
  • Избиение Вифлеемских младенцев Иродом;
  • Распятие на Кресте;
  • Картины Конца света;
  • Суд и наказание грешников.

Искусная композиция, содержащая 4 сотни фигур людей и животных, находится в левом трансепте собора сразу после преодоления купольного пространства. Неподалеку расположен впечатляющий Вертеп Рождества Христова с человеческими фигурами в полный рост.

Левый неф

По левому коридору-нефу расположены скульптурные произведения Микеланджело, Донателло, чудесная Библиотека Пикколомини.

Алтарь Пикколомини

Алтарь Пикколомини (Piccolomini) посвящен папе Пию II и был создан в конце XV в. мастером А. Бреньо (Andrea Bregno). В обрамлении алтаря помещены фигуры апостолов Петра и Павла, святых Григория и Пия работы раннего Микеланджело. Великий скульптор не выполнил заказ до конца: ниша для апостола Матфея так и осталась пустой. В это время (1501-1504 гг.) художник был поглощен идеей своего главного шедевра – скульптуры Давида. В алтаре помещена икона «Мадонна с младенцем» (Paolo di Giovanni Fei, 1385 г.).

Библиотека Пикколомини (Libreria Piccolomini) поражает каждого входящего по-детски радостной игрой красок. Стараниями художника Пинтуриккио (настоящее имя Bernardino di Betto di Biagio) в 1503-1509 стены библиотеки стали страницами книги, повествующей о событиях жизни папы Пия II – «любимого сына Сиены». На 10 фресках изображена вся его литературная, дипломатическая и религиозная деятельность. Последний эпизод: после захвата турками Константинополя папа пытается организовать союз европейских стран для защиты христианских святынь и умирает в порту Анконы, узнав, что никто не приедет.

Три обнаженных грации посреди зала – знак высокой античности, вдохновлявшей художников-гуманистов. Несколько раз они убирались из зала под предлогом непристойности, но все-таки были возвращены на свое прежнее место.

Капелла Иоанна Крестителя создана для хранения правой руки святого, которая появилась в соборе в XV веке. Бронзовая статуя Иоанна Предтечи работы Донателло (Donatello) – главное украшение часовни, которая также расписана фресками Пинтуриккио. Рукой Донателло созданы еще две реликвии собора: статуя Марии Магдалины и надгробие епископа Джованни Печчи.

Иконы Богородицы

«Мадонна даров»

После победы над Флоренцией в 1260 г. благодарные жители возвели для Пресвятой Девы новый алтарь. Икону для него написал Диетисальви ди Спеме (Dietisalvi di Speme), она получила название «Мадонна даров» (Madonna del Voto). Образ, копирующий византийскую Одигитрию-Путеводительницу, пришелся по душе гражданам Сиены. Пять раз за всю историю города в моменты опасности совершался крестный ход вокруг собора и обряд положения ключей в алтаре перед её образом. Капелла «Мадонны дель Вото» (Capella della Madonna del Voto) находится в правом трансепте собора.

Мадонна Маэста

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья (Duccio di Buoninsegna), который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства. Образ Богородицы на троне в окружении ангелов и святых сопровождается миниатюрами из жизни Христа и Богоматери. Для грандиозной композиции предназначен главный алтарь собора, но сегодня он пустует, а сам образ помещен в музее собора.

Пол собора

Мраморный инкрустированный пол собора – коллективный шедевр сиенских художников, который создавался в течение 600 лет. Первые сюжеты появились в 1369 году, а вся работа была завершена в XIX веке. Тематика сюжетов меняется по мере продвижения внутрь собора: сначала языческие картины, затем философские миниатюры о смысле жизни, которые сменяются сюжетами Ветхого Завета и, наконец, христианские притчи. Техника выполнения рисунков близка к гравюре: контуры выцарапанного рисунка заполнялись мраморной крошкой разных цветов.

Языческие и философские сюжеты

Языческие сюжеты расположены от входа до купольного пространства в центральном и двух боковых нефах.

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист – трижды величайший мудрец, основатель оккультизма, современник пророка Моисея; удостоен изображения в соборе, т.к. герметизм предвосхищал мысль о едином Божестве как основе всего сущего.

Сиенская волчица

Сиенская волчица

Дети Рема – Сениус и Аскиус – привезли с город и статую волчицы, вскормившей их отца. Жители Сиены считали её своим символом. Вокруг Сиенской волчицы изображены знаки 12 подчиненных Сиене городов, среди которых Флоренция (лев), Вольтерра (орел) и даже Рим (со знаком слона). Сюжет с сиенской волчицей – воплощение амбициозных настроений города. Сегодня это единственное изображение, которое никогда не закрывается от туристов.

Гиббелинский орел

Этот сюжет – отзвук политической борьбы между Римскими папами и германскими императорами в XII-XIII вв. В ней граждане Сиены занимали антипапскую позицию. Симпатии к имперской власти выражены в изображении императорского орла в розе готического окна.

Мудрость и Фортуна

Мудрость и Фортуна

Фортуна в виде ветреной женщины изображена в правом углу картины. Она попирает ногой корабль со сломанной мачтой и манит парусом надежды. Мудрецы покидают корабль и отправляются в гору к Мудрости, восседающей с книгой в обществе Сократа – философа-мученика и Кратета, который выбрасывает в море ненужные драгоценности. Итог аллегорического рассуждения: тот, кто постиг мудрость, не рассчитывает на удачу и презирает земную жизнь и её богатства.

Колесо Фортуны

Колесо Фортуны

На этой инкрустации изображен царь, восседающий на троне. Он не подозревает, что с поворотом колеса его трон рухнет, и сам он станет одним из тех несчастных, которые, надрываясь, вращают колесо Фортуны. О переменчивости судьбы рассуждают Аристотель, Сенека, Еврипид, Эпиктет, расположенные по углам картинки.

По обе стороны центрального нефа размещены 10 изображений сивилл-пророчиц.

Библейские сюжеты

Под купольным пространством помещена история жизни пророка Илии и вознесение его на огненной колеснице на небо. По мере приближения к алтарю изображены такие события Ветхого завета:

  • Иссечение Моисеем воды из скалы в пустыне;
  • Получение скрижалей Завета на горе Синай;
  • Принесение Исаака в жертву.

Эти инкрустации сделаны в XVI веке Доменико Беккафуми (Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi), который усовершенствовал технику росписи по мрамору и сумел передать эффект светотени.

«Избиение Вифлеемских младенцев» Маттео ди Джованни

«Избиение Вифлеемских младенцев» Маттео ди Джованни (Matteo di Giovanni – самая знаменитая притча на полу Сиенского собора. Странное, даже жуткое впечатление производят радостные улыбки матерей, чьих младенцев режут озверевшие солдаты.

Для сохранения драгоценных инкрустаций часть полов закрывается досками, осмотру доступна лишь небольшая часть росписи.

Осмотр пола в Сиенском соборе настолько популярен, что сезоны посещения делятся на:

  • «Высокий сезон открытого пола» (с начала марта до конца октября) – большие очереди и высокие цены (вход 15 евро);
  • «Низкий сезон закрытого пола» (ноябрь и все зимние месяцы) – полупустые залы осмотра и скидки на входной билет (8 евро).

Полностью пол собора открывают во время скачек Палио в Сиене. Они посвящены Богородице и проводятся ежегодно 2 июля и 16 августа.

Посещение музейного комплекса

Собор открыт ежедневно с 10:30 до 19:00 в основной сезон и до 17:30 в зимнее время.

Стоимость посещения:

  • Собора с осмотром полов и библиотеки: €15 – в основной сезон: €8 – зимой;
  • Музея и панорамы с крыши Дуомо Ново: € 8;
  • Крипты – подземного помещения с циклом ярких фресок XIII века – €8;
  • Баптистерия – здания для крещения с купелями работы Донателло и других мастеров Возрождения – €4.

Комбинированный билет – 20-25 евро в зависимости от сезона. Для любителей «собирать нектар с Италии» знакомство с Сиенским собором абсолютно обязательно.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100000481597444 Ann Chugunova

    Спасибо огромное за Ваш труд, Ваши знания, — за эту чудесную статью! Будто снова пережили свое путешествие и заново открыли для себя Сиенский собор!

  • Юлія Ткач

    Добрый день

Рейтинг@Mail.ru