Филиппо Брунеллески – гениальный архитектор Раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески

Архитектор, скульптор, изобретатель и ученый Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) был настоящим новатором и гением своего времени. Он внес неоценимый вклад в культурное наследие не только Италии, но и всего мира. Неповторимый облик Флоренции был создан во многом благодаря архитектурным шедеврам Брунеллески. Путешественникам, оказавшимся в этом удивительном городе, стоит обязательно посмотреть выдающиеся работы мастера и ощутить свою причастность к высокому искусству Раннего Возрождения.

Биография

Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.

Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец,  Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.

Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.

Любовь к творчеству определила жизненный путь Брунеллески, решившего посвятить себя ювелирному делу, которое в средние века было тесно сопряжено с искусством скульптуры и архитектуры.

Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.

Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.

В дошедших до наших дней документах синьории (местного органа самоуправления) великий творец описывается современниками, как человек «проницательного ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью».

Создатель научной теории перспективы

Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.

В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру. Для последней их применение было особенно важным, так как позволяло создать объемное изображение зданий, учесть все особенности и сложности конструкций, до начала строительных работ.

Без знаний перспективы невозможна работа современных художников, скульпторов, архитекторов и инженеров.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

🇮🇹Подпишитесь на наш инстаграм🇮🇹 Инстаграм Италия для меня

Особого внимания заслуживает работа «Распятие» в базилике Санта-Мария-Новелла (basilica di Santa Maria Novella), относящаяся примерно к 1410 году.

Скульптура «Распятие» Брунеллески находится в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Самым известным скульптурным творением считается бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (1401 год), выполненный для конкурса мастеров, претендующих на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни (battistero di San Giovanni).

бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» Филиппо Брунеллески

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Самые знаменитые архитектурные творения

Самые знаменитые архитектурные творения авторства мастера Филиппо Брунеллески находятся, конечно, во Флоренции.

Купол Брунеллески (Cupola del Brunelleschi)

Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность, – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Чертеж собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

В этом монументальном творении воплощена гениальная инженерная мысль: при гигантских размерах восьмигранной конструкции (ее высота составляет 90 метров) удалось создать легкость, гармоничность, простоту и ясность форм. Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет. В ходе беспрецедентного строительства молодой архитектор, не имевший ранее опыта работы с такими масштабными объектами, придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших устойчивость и надежность сооружения:

  1. Изгиб угла ребер соответствовал 60 градусам, а уровень наклона сохранялся благодаря деревянным лекалам, передвигающимся вверх по мере появления новых рядов кладки;
    Схема Купола Брунеллески во Флоренции
  2. Кирпичная кладка осуществлялась не горизонтально, а с уклоном внутрь (согласно римскому способу), что ослабляло внутренний распор и уменьшало нагрузку на основание здания;
  3. Кирпичи располагались «елочкой», за счет чего отпадала необходимость использовать кружала (специальные дугообразные доски для возведения каменных сводов);
  4. Купол состоял из двух оболочек, при этом внутренняя играла роль мощного каркаса, созданного из вплетенной в кладку арматуры, а внешняя – выполняла защитную и декоративную функции.

Более того, архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных материалов на огромную высоту. Брунеллески тщательно продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления. Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов. Его авторству принадлежат чертежи фонаря с эдикулами (полукруглыми выступами), венчающего конструкцию.

 

Чертежи купола Брунеллески

Беломраморное сооружение на вершине купола было завершено уже после смерти архитектора под руководством Антонио Манетти (Antonio Manetti) и Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino).

Вид на собор и купол Брунеллески во Флоренции

Купол Брунеллески считается не просто одной из самых популярных достопримечательностей, а главным архитектурным символом Флоренции. Ежедневно тысячи туристов поднимаются на его смотровую площадку, преодолев более 460 ступенек, и наслаждаются с высоты птичьего полета великолепным панорамным видом.

Воспитательный дом

Параллельно с работой над куполом Дуомо (el Duomo) Брунеллески руководил проектированием и строительством других объектов, например, Ospedale degli Innocenti – Воспитательного дома для сирот, оставленных родителями. В стенах заведения должны были располагаться комнаты для младенцев, учебные классы и ремесленные мастерские, позволяющие детям приобрести профессию. Строительные работы начались в 1419 году и, из-за недостатка финансирования, закончились лишь в 1445 году, уже при участии ученика Брунеллески, Франческо делла Луна (Francesco Della Luna).

Воспитательный дом для сирот во Флоренции – проект Брунеллески

Стилистика здания и лоджии приюта оказала огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой культуры, став эталоном архитектуры Раннего Возрождения. В основу концепции были положены новаторские идеи, рожденные мотивами древнеримского, готического и романского зодчества.

Фасад первого этажа 70-метровой постройки представляет собой воздушную аркаду, опирающуюся на изящные коринфские колонны, выполненные из темного серого камня. Этот необычный цветовой эффект, придающий сооружению динамику и ритмичность, впоследствии часто заимствовался флорентийскими архитекторами. Цельность и законченность композиции создается благодаря широкой лестнице, соединяющей здание с просторным двором. Боковые пролеты без аркад рождают ощущение монументальности и основательности.

Оспедале дельи Инноченти расположен на площади Святейшего Благовещения (piazza della Santissima Annunziata), в историческом центре Флоренции. На протяжении нескольких веков в стенах здания продолжало функционировать благотворительное учреждение. Помимо художественного музея сегодня здесь располагаются женские и детские приюты, ясли, школа материнства. Посещение Воспитательного дома входит во многие экскурсионные программы, вызывая большой интерес и восторг у туристов.

Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Здание старинной флорентийской церкви Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), сооруженное еще в 393 году, во времена святого Амвросия Медиоланского, было обновлено и перестроено в XI веке.

базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

В процессе реконструкции базилика приобрела романский стиль архитектуры, не лишившись при этом ранневизантийских зодческих идей. В начале XV века властями города было принято решение об очередном преобразовании обветшавшего храма, не имевшего тогда купола и состоявшего из трех небольших нефов.

Над созданием проекта реконструкции трудился Филиппо Брунеллески. Архитектор соорудил сакристию (ризницу), а также продумал, как можно расширить пространство здания, оформив планировку в виде латинского креста. Им были разработаны модели и эскизы фамильных капелл для представителей клана Медичи, купол базилики, варианты внутреннего и внешнего убранства стен. К 1429 году значительная часть работ была уже выполнена, но не закончена полностью из-за внезапной смерти Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici), заказчика проекта. Дальнейшая реконструкция осуществлялась спустя несколько лет, под руководством другого архитектора – Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), который несколько изменил творческие замыслы Брунеллески.

Капелла Пацци

Сооружение капеллы Пацци (Cappella dei Pazzi) в базилике Санта-Кроче (basilica di Santa Croce), названной в честь заказчика проекта – флорентийского состоятельного аристократа Андреа Пацци (Andrea de Pazzi), представляет собой одно из самых грациозных и изящных архитектурных произведений мастера.

Капелла Пацци во Флоренции, архитектор Филиппо Брунеллески

Проектировка и строительные работы начались в 1429 году, и закончились спустя несколько десятилетий, уже после смерти Брунеллески. Перед творцом была поставлена непростая задача органично «вписать» капеллу в архитектурный ансамбль средневековой базилики, разместив новое здание на сложном по конфигурации участке. В результате получилось удивительно легкое, воздушное сооружение, резко отличающееся по своей стилистике от традиционных римских и готических построек.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели

Ораторий Санта-Мария-дельи-Анжели (Santa Maria degli Angeli) – очередная масштабная архитектурная работа Брунеллески в области церковного зодчества, которую, к сожалению, мастеру не удалось завершить.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели архитектор Филиппо Брунеллески

Модель здания была создана в 1434 году. Архитектор с готовностью приступил к работе, но спустя три года строительство пришлось приостановить из-за нехватки денежных средств и развязавшейся войны между Луккой и Флоренцией. Брунеллески возвел лишь стены, высотой 4.5 метров. По утверждению некоторых историков сохранились копии чертежей великого мастера. В XVIII-XIX веках предпринимались неоднократные попытки восстановить здание церкви. Последняя реконструкция проводилась в 30-40-х годах прошлого столетия.

Нижняя часть постройки максимально соответствует первоначальным архитектурным замыслам Брунеллески. В основе – игра геометрических форм: 8-гранный интерьер созвучен с 16-угольным оформлением фасадных стен, декорированных чередующимися глубокими нишами и окнами. Все эти приемы создают ясный и изящный план, рождают ощущение ритма и динамичности.

Церковь Санто-Спирито

Нынешнее здание базилики Санто-Спирито (Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) стало настоящим символом эпохи Раннего Возрождения.

Церковь Санто-Спирито – символ эпохи Раннего Возрождения

Старый храм возвели на месте древнего монастыря, относящегося еще к XIII столетию. После разрушительного пожара, случившегося в XV веке, было принято решение о его глобальной реконструкции. Авторство чертежей и макетов новой церкви принадлежит Брунеллески. По замыслу архитектора фронтальная часть постройки должна была смотреть на реку Арно, однако плотно стоящие жилые дома и узкие улицы не позволили реализовать этот план. Мастер приступил к работе в 1436 году, возведение базилики завершилось уже после его смерти, спустя 18 лет, при участии Антонио Манетти (Antonio Manetti) и других учеников Брунеллески.

Планировка здания выполнена в форме латинского креста. Ощущение объемности и цельности конструкции создается благодаря полукруглым нишам, размещенным по периметру строения вместо прямоугольных боковых капелл. Ритмичное чередование колоннад и арочных сводов способствует динамике, архитектурной насыщенности, рождает глубину и визуальное расширение пространства.

Особенности архитектурного стиля

К сожалению, Брунеллески удалось завершить не все работы, но каждый проект творца увековечил его имя, став образчиком ренессансной архитектуры раннего периода, органично сочетавшей в себе средневековые традиции и классические элементы.

Лучший из мастеров Флоренции ушел из жизни в 1446 году, в почтенном возрасте 69 лет. Его творчество, объединившее монументальность и поэтичное изящество, высокое искусство и научную обоснованность замыслов, открыло новую эпоху и определило вектор развития архитектуры Раннего Возрождения. Стиль Брунеллески отличается ясной логикой композиционного решения и гармоничностью визуального облика. Система пропорций, идеальная строгость геометрических форм, применение линейной перспективы, внимание к деталям и мелким декоративным элементам, – все эти революционные для средневековья приемы породили новые эталоны красоты в искусстве.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с лучшими гидами Италии.

Отзывы

    Рейтинг@Mail.ru