Площадь четырёх фонтанов в Риме

Четыре фонтана в Риме

Четыре фонтана (Quattro Fontane) — римские фонтаны эпохи позднего Возрождения, разместившиеся в нишах угловых зданий на пересечении трёх улиц — Четыре фонтана (Via delle Quattro Fontane), Квиринале (Via del Quirinale) и 20 Сентября (Via XX Settembre).

Скульптурные композиции, выполненные в стиле барокко и объединённые тематикой античной мифологии, стали настолько популярными в Риме, что дали название в месте своего нахождения улице, перекрёстку и церкви, известной как Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane).

Когда появились и почему

Группа из четырёх фонтанов на перекрёстке улиц в самой высокой точке Квиринальского холма появилась в XVI веке в  результате реконструкции древнего Александрийского Акведука (Acquedotto Alessandrino). В то время важнейшей задачей для пришедшего в упадок Рима стало улучшение его водоснабжения и соответственно застройка заброшенных земель, большая часть из которых напоминала сельскохозяйственные угодья.

Городской водопровод был обновлён между 1585 и 1587 годами по указанию папы Сикста V из рода Феличе, отсюда и название акведука Acqua Felice.

В соответствии с планом подземного разветвления водовода в районе земель Квиринаре были предусмотрены несколько фонтанов, которые должны были служить не только источником воды для римлян, но и украшением города.

Место на карте города

Выбор места для строительства Четырёх фонтанов был неслучайным.

Площадь четырёх фонтанов на карте Рима

Перекрёсток на вершине Квиринальского холма существовал ещё на картах Древнего Рима. Он был точкой, через которую проходила одна из самых важных дорог города — Альта-Семита (Alta Semita), ведущая от Коллинских ворот (Porta Collina) в Сервиевой стене к Храму рода Флавиев (Tempio della gens Flavia).

Район, заброшенный в период Средневековья, в XVI в. стал быстро застраиваться богатыми особняками, при этом, известный в античности перекрёсток оставался в плане Рима на том же месте.

Площадь четырёх фонтанов в Риме

В то время он был образован улицами, известными как Via Porta Pia (современные Via del Quirinale — Via XX Settembre) и Via Felice (современная Via delle Quattro Fontane). Первая возобновляла маршрут древней Альта-Семита, а вторая вела от церкви Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) к базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).

Проект

Проектировщиком перекрёстка Четырёх фонтанов считается талантливый архитектор и инженер-строитель Доменико Фонтана (Domenico Fontana), к услугам которого часто прибегал папа Сикст V.

площадь Четырёх фонтанов в Риме историческое фото 1970 годы

Выдающийся мастер оригинальных строительных программ разработал проект, в котором фонтаны располагались в усечённых углах каждого из четырёх сооружений перекрёстка:

  1. Палаццо Альбани дель Драго (Palazzo Albani del Drago);
  2. Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi);
  3. Церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане;
  4. Здании, построенного на углу будущего сада Палаццо Барберини (Palazzo Barberini).

Такой план совершенно не мешал движению по довольно узкой проезжей части оживлённого перекрестка.

Градостроительный проект XVI в. и в настоящее время несёт в себе несколько сюрпризов. Для некоторых станет открытием то, что перекрёсток является точкой соединения сразу трёх районов (Rione) Рима – Монти (Monti), Треви (Trevi) и Кастро Преторио (Castro Pretorio).

Кроме того, благодаря уникальной задумке архитектора, из центра маленькой площади по трём визуальным осям видны одновременно 3 обелиска:

  1. Эсквилинский (Obelisco Esquilino) на Пьяцца дель Эсквилино (Piazza dell’Esquilino);
  2. Саллюстийский обелиск (Obelisco Sallustiano) на Пьяцца делла Тринита дей Монти (Piazza della Trinitа dei Monti);
  3. Квиринальский обелиск (Obelisco del Quirinale) на Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale).

Четвёртая ось в направлении на северо-восток показывает городские ворота Порта Пиа (Porta Pia), которые явились одной из последних работ Микеланджело.

Финансирование

Необычный проект Четырёх фонтанов был профинансирован не из папской казны, как большинство общественных фонтанов Рима, а частными лицами.

Сикст V, потративший уже немалые средства на ремонт акведука и строительство Фонтана Аква Феличе (Fontana dell’Acqua Felice), прибегнул к определённой хитрости. Он предложил владельцам прилегающих к перекрёстку земель профинансировать строительство фонтанов взамен на патент бесплатного пользования водой в их особняках.

Две скульптурные композиции фонтанов заказал Муцио Маттеи (Muzio Mattei) – римский аристократ из знатного рода. Ему первоначально принадлежали участки, на которых находятся Палаццо Альбани дель Драго и церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане. Два других из четырёх фонтанов оплатили монсеньоры Антонию Гримани (епископ Торчелло) и Джакомо Гридензони, владеющие другими участками перекрёстка.

Описание

Скульптурные композиции Четырёх фонтанов появились на одноимённом перекрёстке в 1588–1593 годах. Они представляют собой единый стилистический ансамбль, разделённый на части, каждая из которых посвящена определённой мифологической теме.

Известно, что фонтаны в течение времени претерпели некоторые изменения и дополнения, которые отчасти были вызваны необходимостью адаптации к новым фасадам зданий перекрёстка.

Статуи фонтанов изображают полулежащие фигуры: две мужские — аллегории рек Тибр и Арно, и две женские, представляющие богинь Юнону и Диану, которые символизировали Крепость и Верность, а, возможно, также олицетворяли реки. Декоративный фон и детали-символы, сопровождающие фигуры божеств, раскрывают задумки скульптора и дают много интересных сопоставлений.

Детали фонтана Юноны на площади 4 фонтанов в Риме

Приставленная к статуям небольшая чаша-бассейн собирает воду, вытекающую тонкой струёй из единственной трубы. Подход к фонтану имеет ограждение из ряда коротких столбов, которые защищают скульптуры от случайного наезда и прочих повреждений. При строительстве фонтанов использовались такие материалы, как мрамор, пеперино, травертин, цемент и гипс.

Интересный факт: с разрешения папы Сикста V редкий мрамор был доставлен с места руин античного Септизониума (Septizonium) — монументального нимфея Древнего Рима, построенного у подножия Палатина императором Септимием Севером в 203 году.

Советую почитать про скульптуру в Древнем Риме.

Авторы

В настоящее время нет точных сведений об именах скульпторов Четырёх фонтанов. Возможно, что статуи были изготовлены в разное время и до их установки на фонтанах находились в садах вилл аристократов Рима.

Принято считать, что автором фонтанов Тибра, Арно и Юноны был Доменико Фонтана.

По другой версии, предполагается, что последние две статуи выполнил Пьетро Паоло Оливьери (Pietro Paolo Olivieri).
Фигуру богини Дианы часто приписывают архитектору, мастеру монументальной росписи Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona), но, скорее всего, он был причастен только к реставрации этой скульптуры.

Статуи

Каждая скульптурная композиция Четырёх фонтанов представляет особой интерес и скрывает свои ещё неразгаданные тайны создания. Их сложная иконография до сих пор вызывает споры и неоднозначные толкования в вопросах, кем и когда они были созданы, кому и чему посвящены.

Тибр

Фонтан с изображением Тибра – символа Рима, относится к рионе Монти и расположен в угловом здании, которое является церковью Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.

Фонтан с изображением Тибра в Риме

Храм, посвящённый святому Карлу и Пресвятой Троице – шедевр барокко, созданный по проекту Франческо Борромини (Francesco Borromini) в период между 1638 по 1663 годами. Архитектор удачно вписал уже существующий фонтан в гениальный план церкви.

Аллегория Тибра представлена фигурой бородатого мужчины, лежащего на боку и прикрытого наполовину тканью. Его правая рука опирается на кувшин (горгулью), тогда как левая держит рог изобилия с фруктами – символ богатства Рима.

На заднем фоне раскинулось фиговое дерево и пышная виноградная лоза, которые ассоциируются с плодородием и процветанием города. В правом углу выглядывает Капитолийская волчица – геральдическое животное Вечного города (изображение появилось позже).

Арно

На углу Палаццо Альбани дель Драго, который относится к рионе Кастро Преторио, находится фонтан, изображающий бога реки Арно или Аньене.

Фонтан бога реки Арно в Риме на площади четырёх фонтанов

Он представлен в более мягком и романтичном образе, чем мужественная фигура Тибра, но в такой же позе, только возлежащим на левом боку. Опираясь одной рукой на кувшин, в другой он держит букет цветов.

Почему скульптором был выбран Арно? Как известно, этот бог реки является символом Флоренции, которая в конце XVI в. была тесно связана с Римом.

Красивейший город Италии был основан римлянами и назван ими как Colonia Florentia (в честь богини цветов и растений). Река Арно была притоком Тибра и источником воды для акведуков Древнего Рима. Многозначительные детали скульптурной композиции напоминают о Флоренции: цветы – о названии города, редкий тростник на заднем фоне – о частично заболоченной долине Арно, голова льва за спиной божества – о геральдическом животном.

Юнона

Изображение возлежащей Юноны украшает фонтан в районе Треви (Rione Trevi) на углу современного государственного учреждения – Института по надзору за страхованием (Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni). В прошлом это здание было известно как Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi).

Фонтан богини Юноны на площади 4 фонтанов в Риме

Узнать богиню – покровительницу Рима, можно по изображению машущего крыльями гуся, напоминающего о знаменитой легенде, согласно которой священные гуси со двора храма Юноны в крепости на Капитолии спасли Рим.

Задний фон ниши скульптуры является отсылкой к другим фонтанам группы: пышная растительность – к Тибру, а сидящий лев слева от фигуры богини – к Арно.

Диана

Статуя Дианы появилась несколько позже, чем остальные из группы Четырёх фонтанов. Она украшает угол здания, относящегося к рионе Треви и находящегося перед Палаццо Барберини. В фасад дома фонтан был встроен только в 1920 г.

Статуя богини Дианы на площади четырёх фонтанов в Риме

Женская фигура в томной позе облачена в длинное платье, которое изящно приспущено, обнажая грудь. Правой рукой богиня опирается на камень, из которого течёт вода. И грудь, и вода являются символами напоминающими, что Диана — богиня женственности и плодородия. На переднем плане сидит собака, которая на многих изображениях сопровождает богиню охоты.

Эта скульптура, в отличие от других, не помещена в нишу, и статуя полулежащей богини имеет в качестве фона только заднюю стену, украшенную растительными узорами. Декоративное окно было добавлено во время реставрации в 1665 г. Среди мотивов листьев на нём можно разглядеть пчелу Барберини.

Фонтан посвящён не только Диане, так как ряд его декоративных замаскированных деталей напоминает о Сиксте V.

три горы герба папы римского Сикста V на фонтане Дианы в Риме

Камень, из которого бьёт струя воды и на который локтем опирается фигура богини, – это три горы Сикстинского герба, а звёзды и голова льва, вырезанные на стенке бассейна, – знаки отличия фамильного рода понтифика.

Есть ещё одна интересная деталь – луна в волосах Дианы. Возможно, скульптор изобразил Луну – редкое древнее божество, под именем которой римляне подразумевали Диану.

детали фонтана луна в волосах Дианы на площади 4 фонтанов в Риме

Четыре фонтана не включены в основные туристические маршруты Рима, но, тем не менее, они заслуживают внимания. Среди многочисленных городских фонтанов, помпезных и знаменитых, Quattro Fontane выделяются не только своим оригинальным расположением и композиционным оформлением, но и каким-то неуловимо трогательным очарованием старины и тайной, скрытой под тихим журчанием воды.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • Лариса Дерюгина

    Спасибо большое! Очень люблю это место! Как и многие другие в Риме!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Спасибо за отзыв. Согласен, Великая красота.

Рейтинг@Mail.ru