Строгий и одновременно торжественный Палаццо Массимо (Palazzo Massimo alle Terme), расположен в самом сердце Рима. Некогда роскошный особняк принадлежал семье папы римского Сикста V, а на протяжении последних десятилетий превратился в один из корпусов Национального музея Рима (Museo Nazionale Romano). В стенах дворца собрана впечатляющая коллекция классического искусства.
Содержание
История
Феличе Перетти ди Монтальто (Felice Peretti di Montalto) более известный в истории Италии, как Сикст V, пребывал на посту папы несколько лет в конце XVI столетия. Выходец из итало-сербского семьи прошел большой путь от бедного служки при католической церкви до высшего сановника и дипломата. Папа многое успел сделать для страны и затеял в Риме обширную реконструкцию. В числе новостроек, на карте столицы появился фамильный особняк – вилла Перетти (Villa Peretti).
В 1888 году историческая постройка была разрушена, во время грандиозного строительства железной дороги и вокзала Термини (Stazione Termini). Современное здание было заново отстроено на деньги князей Массимо в XIX веке. Архитектурным куратором проекта стал потомственный скульптор Камилло Пиструччи (Camillo Pistrucci), который создал прекрасный образец нео-ренесанса.
До 1960 года во дворце заседала коллегия ордена Иезуитов, пока здание не перешло в собственность города. После реконструкции в 1998 году в Палаццо Массимо открылся музей Археологического наследия Рима, наполненный античной скульптурой, фресками, впечатляющей ювелирной и нумизматической коллекциями.
Экспозиции
От подвала до крыши, дворец Массимо заполнен поразительными предметами искусства. Каждый этаж – это сектор, посвященный определенной тематике: Картины и мозаика, Греческое искусство, Статуи, Монеты и драгоценности, фрески и интерьеры состоятельных римлян.
Первый этаж
Первый этаж особняка вмещает в себя обширную экспозицию предметов древнегреческого и римского искусства, найденных при раскопках. Экспонаты данного сектора демонстрируют эволюцию работ мастеров Древней Греции, а также стремление римских скульпторов следовать высоким стандартам, установленных в античные времена.
Древние скульптуры поражают реалистичностью исполнения. Фигура «Отдыхающего боксера» (il Pugile in riposo) перевита тугими мышцами, а его поза и выражение лица свидетельствует о крайней усталости. Бронзовая статуя «Эллинского князя» (il Principe ellenistico) застыла в незавершенном шаге.
Умирающая Ниобида (Niobide morente)
Беломраморная скульптура изображает смертельно раненую девушку, которая вот-вот упадет на колени. Руки несчастной заломлены за спину в тщетной попытке вытащить смертоносный снаряд. Героиня этой трагической сцены – Ниобида (лат. Niobid), одна из семи дочерей мифической царицы Ниобеи (лат. Niobe). Тщеславная правительница бросила вызов другой могущественной даме – дочери титана Лето (лат. Leto). Отпрыски Лето – Аполлон (др.греч. Ἀπόλλων) и Артемида (др. греч. Ἄρτεμις) отомстили возгордившейся Ниобии, убив всех ее детей.
Согласно древним источникам, статуя умирающей Ниобиды в 5 веке до н.э. являлась частью украшения храма Аполлону в большом греческом полисе Эретрия (др. греч. Ερέτρια). При императоре Августе (лат. Octavianus Augustus) данная скульптура оказалась в Риме, чтобы украсить храм Аполлона, выстроенный римским правителем.
Верховный жрец Август (Augusto Pontefice Massimo)
Интересный образчик римской скульптуры, олицетворяющий императора Августа в роли Понтифика Максимуса (лат. Pontifex Maximus), верховного жреца. Мраморный правитель облачен в тогу, складки которой весьма натурально стремятся к земле. Голова мужчины покрыта, что являлось частью обряда жертвоприношения. Руки статуи отсутствуют, однако есть предположения, что в одной из них была жертвенная чаша, а в другой – сакральный свиток.
Лицо выполнено довольно подробно, отлично проработаны щеки и нос, на лбу и вокруг носа мастерски прочерчены морщинки и складки. Это характерные черты для скульптуры Августовских времен: реалистичность и высокая техника исполнения. Считается, что данный экспонат был создан после 12 года н.э., то есть, после присвоения Августу титула высшего жреца.
Второй этаж
На этом этаже представлены шедевры, обличенные в камень и бронзу — древние статуи. Наиболее примечательные из экспонатов: Дискобол, Осенняя дева, Спящий Гермафродит и черная жемчужина этой коллекции – посмертный саркофаг с кладбища Портоначчо.
Дискобол (Il Discobolo)
«Дискобол» — это одна из наиболее популярных античных скульптур, которую неоднократно использовали в качестве символа спортивных мероприятий. Оригинальная статуя была исполнена из бронзы в 450 году до н.э. зодчим Мироном (Myron) и считается утерянной. До наших дней дошли две ее искуснейших копии 2 века н.э. Одна из них выполнена мастером Ланцелотти (Lancelotti). Даже в давно ушедшие времена «Дискобол» считался эталоном изображения человека в движении.
Статуя, выставленная в палаццо Массимо, была обнаружена в 1871 году при раскопках на Эквилинском холме в Риме (лат. Mons Esquilinus). Она хорошо сохранилась, в отличие от второй копии, лишившейся головы. В XX веке «Дискобол» пережил очередное потрясение, он был экспроприирован Германией, чтобы вернуться на родину в 1948 году.
Саркофаг Портоначчо (Il sarcofago di Portonaccio)
Неимоверное впечатление производят четыре части саркофага из Портоначчо. Мраморные панели покрыты выпуклым рисунком, полностью состоящим из батальных сцен. Чрезвычайная проработка каждой детали просто отнимает речь и гипнотизирует. Десятки воинов, занесли свое оружие в нескончаемой битве. В центре композиции Римский военачальник, спешащий победить врагов.
Кровавые сцены обрамлены четырьмя резными головами плененных варваров. Выражение безысходности и горя омрачает их лица, что символизирует беспощадность Рима по отношению к свои противникам. Боковые панели саркофага иллюстрируют мрачное будущее пленников – заключенные в кандалы варвары пересекают реку, а вожди, покоряющиеся римским посланникам.
Декор саркофага носит довольно характерные черты, поэтому ученые предположили, что данный экспонат относится к 180 году н.э. По верхней кромке крышки саркофага нанесены военные знаки отличия: орел и кабан. Благодаря которым удалось установить, что саркофаг предназначался для погребения Аулуса Помпилиуса (лат. Aulus Pompilius), приближенного к императору Марку Аврелию (Marcus Aurelius).
Спящий Гермафродит ( l’Ermafrodito dormiente)
«Спящий Гермафродит» – это впечатляющий тандем античной и средневековой скульптуры. Мраморная статуя живописно изображает отдых сына Афродиты и Гермеса – первого андрогина на Земле, Гермафродита.
В XVII веке Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) настолько проникся работой неизвестного мастера, что дополнил статую мраморным ложем. Долгое время обновленная скульптура находилась в коллекции могущественного кардинала Сципиона Боргезе (Scipione Borghese).
Третий этаж
Третий этаж отведен для демонстрации фресок, мозаичной работы, инкрустаций.
Особую ценность представляют фрески, украшавшие столовую древнеримской виллы Ливии (Villa di Livia). Принадлежавший жене императора Августа особняк был декорирован циклом фресок с изображением сада. Триклиний Ливии был расписан огромными картинами с изображением цветов и деревьев. Высота фресок достигала 2,7 м, а ширина – 11,7 м.
Мозаики с виллы Фарнезина (Villa Farnesina) удалось переместить из Трастевере в центр Рима без особого ущерба. И теперь в музее выставлен безупречный образец внутренней отделки богатого римского поместья.
Яркие краски современных предметов искусства составляют контраст с античными мозаиками, датированными последними столетиями до н.э. – первыми веками н.э. Изображение богов и богинь, мифических существ и баталий, все это выполнено преимущественно в двух цветах – черном и белом. Прочие цвета уходят на второй план, имеют меньшую интенсивность.
Также стоит обратить свое внимание на инкрустацию, которая ранее украшала Базилику Юния Басса (Basilica di Giunio Basso). Штучная ручная работа неизвестного мастера датирована 3 веком н.э. Дорогие материалы и невероятно кропотливая работа вылились в иллюстрацию путешествий аргонавтов.
Подвальный этаж
Подземный этаж дворца превращен в сокровищницу, главными экспонатами которой являются монеты и драгоценности.
Нумизматическая коллекция включает в себя обширные подборки монет, которыми гордились: первый король объединенной Италии Виктор-Эммануил II (Victor Emmanuel II) и пейзажист Франческо Гнеччи (Francesco Gnecchi).
Советую почитать про монеты Древнего Рима.
Особый пиетет вызывает набор из четырех наконечников для стрел, трех копий и трех скипетров, составляющих регалии римских императоров. Нашлось место и для золотых украшений древних модниц: колец, браслетов, колье и заколок.
Дополняет всю эту картину мумия 8-летней девочки, хранимая в саркофаге вместе с украшениями и фарфоровой куклой.
Адрес и время работы
Дворец Массимо удобно расположен неподалеку железнодорожного вокзала Термини, куда можно легко добраться на метро линии А и В (остановка Термини, Республика). Адрес: вилла Перетти (Largo Villa Peretti).
- Официальный сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it
- Бронь билетов: www.coopculture.it
- График работы: со вторника по воскресенье, с 9:00 до 19:45. На Рождество и Новый год – с 9:00 до 17:00;
- Билет полный стоит: 10 евро, в случае бронирования через сайт – дополнительные 2 евро сверху;
- Бесплатное посещение: первое воскресенье месяца, бронь на эти дни невозможна, живая очередь.