Базилика Сан-Петронио – главный собор Болоньи

Базилика Сан-Петронио в Болонье

Базилика Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio) является главным собором в Болонье (Bologna), был освящён в честь святого Петрония, признан одной из крупнейших в мире церквей.

При первом взгляде создаётся ощущение, словно архитекторы с филигранной тщательностью возводили нижний этаж, а когда дело дошло до верхних надстроек, у них закончилось вдохновение. Но подобный контраст был задуман изначально, поэтому многие путешественники остаются под большим впечатлением от собора.

История

Святой Петроний считается покровителем Болоньи, в V веке он был епископом, поэтому было принято решение возвести в честь него церковь. Любопытно, что изначально на месте Сан-Петронио должны были создать коммунально-общественное строение, которое станет символом единства горожан. Чтобы освободить место, потребовалось снести часть домов, 8 маленьких церквей и торговые лавки.

Базилика Сан-Петронио в Болонье

Строительство началось в 1390 году, и все хлопоты город переложил на плечи Антонио ди Винченцо (Antonio di Vincenzo), поставив перед архитектором задачу создать готическую базилику, которая по размерам будет превосходить собор святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане. В те времена Болонья являлась частью Папского государства, поэтому святой отец решил вмешаться. По его мнению, ни одно здание в стране не должно быть более величественным, чем ватиканский собор, так что Антонио ди Винченцо оказался вынужден внести изменения в проект и уменьшить размеры церкви.

Сан-Петронио, согласно плану, должен был представлять трёхнефную базилику в виде латинского креста, а внутреннее пространство – разделено на капеллы, расположенные сбоку. Строительство началось не по канону, здание даже не было обращено на восток. Средства на возведение церкви собирали посредством городского налога, просуществовавшего вплоть до 1741 года, к которому принудили даже представителей духовенства.

К сожалению, талантливый архитектор не дожил до конца строительства базилики. Его дело продолжили другие мастера того времени, которые руководствовались оставленными чертежами. Например, Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) спроектировал боковые порталы в церкви, но полностью окончить работу он смог только в центральной части, после чего план был передан Эрколе Секкаденари (Ercole Seccadenari).

В первой половине XVI века внешние стены начали облицовывать мрамором. Проекты по оформлению предлагались разными архитекторами, чьи рисунки в настоящее время хранятся в музее при базилике, но отделку доверили Доменико Аймо (Domenico Aimo, Varignana), поскольку Совету Шестисот он показался наиболее уместным. Для облицовки нижнего этажа использовался красный мрамор, привезённый из Вероны (Verona), и белый камень.

Фасад из белого и красного мрамора базилика святого Петрония в Болонье

В 1515 году основная часть базилики была готова, строители начали возводить купол, но из-за того, что размеры здания неоднократно менялись, возникали ошибки в чертежах, которые стопорили работу. По этой причине от купола отказались и приняли решение создавать готические своды. Фасад так и остался неоконченным.

Строение приобрело титул «малой базилики» («Basilica minor»), и в католическом мире оно пользовалось высокой популярностью. Здесь в 1530 году Папа Климент VII короновал Карла V как императора Священной Римской империи.

Базилика возводилась на протяжении нескольких веков, но даже сегодня её считают незавершённой – фасад здания не выглядит подобающим образом, как думают местные жители и власти. Несмотря на то, что многие архитекторы предлагали свои варианты улучшения внешнего вида церкви, до сих пор ни один проект не был одобрен.

Факты из истории

  1. Название собор получил ещё в XVI веке, но мощи святого Петрония были перемещены сюда в 2000 году, а статуя мученика расположена не внутри базилики и даже не на площади, а неподалёку от «падающих» башен – Гаризенды (Garisenda) и Азинелли (La torre Asinelli).
    статуя мученика святого Петрония
  2. Любопытная история произошла с датами – статус храма базилика приобрела только в 1929 году, хотя в исконном смысле она таковой не считалась. Освящение Сан-Петронио было проведено в 1954 году.
  3. В 1505-1541 годах здесь исполнял обязанности певчего, а после работал в должности капельмейстера выдающийся музыкальный теоретик Джованни Спатаро (Giovanni Spataro). В базилике была захоронена сестра Наполеона Бонапарта, Элиза.
  4. Собор являлся в XVII веке рабочим помещением для астронома Джованни Кассини (Giovanni Cassini). По его расчётам, в 1665 году устанавливается «меридиан» длиной в 66,8 метра, который по сей день носит его имя. Когда с крыши падает луч, то солнечные часы указывают на точную дату.

Описание

Базилика Сан-Петронио занимает пятое место по величине в мире. Длина строения составила 132 метра вместо 208 (как рассчитывал архитектор), ширина – 60 метров, высота – 45 метров. Одновременно внутреннее пространство способно вместить около 30000 человек.

Собор внутри

Особый интерес представляет убранство базилики в виде росписей на стенах и полихромных витражей. Портал в центре украшают 15 сцен, в которых фигурируют Дева Мария с ребёнком и святой Петроний. Символично, что красно-белые оттенки собора напоминают гамму на флаге Болоньи.

Интерьер базилики святого Петрония в Болонье

Своды готического стиля опираются в Сан-Петронио на десять пилястров, а пространство в боковой части разделено на двадцать две капеллы, восемь из которых назвали в честь церквушек, снесённых перед возведением базилики. Отделкой капелл мастера занимались в XV-XVI веках, но они повторили участь фасада здания – работа над некоторыми часовнями не окончена до сих пор. Над одиннадцатой капеллой расположена колокольня с четырьмя колоколами.

В центре нефа туристы могут восхититься шикарным балдахином, созданным в 1547 году Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola).

Болонья издревле считалась сосредоточением музыки барокко в Италии. Ещё в XVI столетии начали появляться музыканты, которые получали жалование за работу, поэтому в 1475 и 1596 году в Сан-Петронио установили два органа, сохранившиеся в хорошем состоянии до наших времён.

Первый, созданный Лоренцо да Прато (Lorenzo da Prato), мастером из тосканской республики, считается самым старым в стране, а одними из наиболее ценных владений базилики являются хоры из дерева.

Орган 1475 года в базилике святого Петрония

Также в 1475 году да Прато сделал орган  для церкви святых Филиппа и Иакова (Chiesa dei Santi Filippo e Giacomo, Chiesa degli Eremitani) в Падуе (Padova).

В Сан-Петронио находятся на хранении разные произведения искусства. Например, работа «Мистическая свадьба святой Екатерины» живописца Филиппино Липпи (Filippino Lippi) или изображение «Освящение Христа с четырьмя святыми» автора Амико Аспертини (Amico Aspertini). В склепе располагается древняя «группа триумфального креста», созданная между 1160 и 1180 годами.

Режим работы, стоимость входа

Базилика располагается на Piazza Maggiore и открыта для посещений с 7:30 до 18:45 с понедельника по пятницу и с 8:00 до 18:45 по выходным.

Путешественники должны быть готовы к тому, что их будут проверять на наличие запрещённых предметов. На входе стоят металлодетекторы, а охрана дежурит круглосуточно. Меры предосторожности нужны, чтобы предотвратить возникновение террористических актов. Дело в том, что церковь являлась объектов неприязни со стороны мусульман, а в 2002 году пятерых членов Аль-Каиды удалось вовремя остановить – они планировали взорвать здание.

В базилике можно прибрести услугу аудиогида на итальянском или английском языке, с помощью которой туристы смогут узнать историю церкви более подробно. Если захочется запечатлеть внутренний вид строения, то придётся заплатить 2 евро, после чего на руку сотрудники прикрепят специальный стикер, разрешающий вести фото- и видеосъёмку. Желательно, чтобы отличительный знак находился на видном месте, в противном случае охрана постоянно будет требовать его показать.

С левой стороны располагается капелла, за вход в которую нужно заплатить дополнительные 3 евро. Внутри вы сможете найти скандальную фреску с изображением сцены из Данте автора Джованни да Модена (Giovanni da Modena), где пророка Мухаммеда терзают демоны.

Фреска Джованни да Модена в базилике святого Петрония

Именно она стала причиной ненависти со стороны мусульман, которые полагают, что картина оскорбляет их веру. Фотографировать капеллу изнутри запрещается, но находчивые туристы умудряются запечатлеть фреску с центрального входа, хотя в этом случае она будет видна на фото не полностью.

В базилике расположена панорамная терраса, стоимость входа – 3 евро, режим работы – ежедневно с 9:00 до 13:00 и 14:00 до 18:00. Отсюда путешественники смогут полюбоваться всей территорией города с его великолепной архитектурой.

Автор:
20 лет назад меня познакомили и влюбили в Болонью  – это было все так душевно и ярко, что помнится до сих пор! Эту любовь и восхищение я хочу передать и всем путешествующим по региону Эмилия-Романья. Жду вас на моих авторских обзорных и гастрономических экскурсиях!

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru