Базилика Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano) представляет собой не отдельно стоящее здание, а целый комплекс христианских строений. Многие называют это место «Семь церквей» («Sette Chiese») и признают самым оригинальным в Болонье (Bologna). Нередко в отношении собора можно услышать «Святой Иерусалим» («Santa Gerusalemme»).
Содержание
История строительства
О происхождении комплекса семи церквей по сей день ведутся горячие споры, потому что постройки берут начало ещё с античных времён. По утверждениям историков, ранее на территории собора располагался храм Изиды. В IV столетии христиане возвели церковь в честь мучеников Виталия и Агриколы, которая в целом сохранила первозданный вид до наших дней. В 393 году из Милана (Milano) в неё привезли останки титульных святых.
Как гласит предание, начало строительству собора Санто-Стефано положил святой Петроний, который в V веке носил сан епископа. На месте языческого храма тогда располагалось христианское кладбище, неподалёку от которого он принял решение заложить новую церковь, в точности воспроизводящую Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Петроний также возвёл Мартириум, который соединялся с Храмом двойным портиком, благодаря чему внутри образовался дворик, позднее названный в честь Пилата (Cortile di Pilato).
В 450 году умирает основатель комплекса, и эта дата чудесным образом совпадает с концом Западной империи. В стремительном течении событий о соборе Санто-Стефано на долгое время забывают, строительство прекращается до первой половины VIII века.
- Советую почитать про базилику святого Петрония (La Basilica di San Petronio)
В эпоху правления лангобардов возведение собора возобновляется, и в данный период он считается одним из главных религиозных центров. В этом же временном промежутке строится церковь Распятия Господня, а во дворике устанавливается чаша Пилата, которая служит очередным подражанием Иерусалиму. Во второй половине VIII столетия принимается решение перестроить Мартириум и церковь святых Виталия и Агриколы, однако изменения были незначительные.
В Х веке комплекс перешёл в руки бенедиктинцев, которые на протяжении XI-XII столетий провели здесь массу перестроек. В тот период им пришлось потратить много сил, чтобы восстановить Санто-Стефано после набегов диких венгров. Бенедиктинцы старались подробно воспроизвести облик разрушенного собора, но этому препятствовал тот факт, что иерусалимская святыня, которая бралась за основу, серьёзно пострадала при безумном халифе Хакиме и впоследствии был возведён повторно. В процессе строительства использовался новый проект, а бенедиктинцы отказались от мысли восстанавливать Санто-Стефано на другой манер. К сожалению, практически никто уже не помнил, как выглядел прежний собор, поэтому последующее преображение достопримечательности велось по наитию архитекторов.
Последующие реставрационные работы проводились только в XIX веке, в результате которых, с точки зрения современных учёных, собор стал несколько хуже. Они видели причину в том, что мастера руководствовались новым иерусалимским Храмом, а не расположенной на том же месте ранее константиновской базиликой. Однако многие жители города и туристы, несведущие в науке, не единожды восхищались фасадами зданий, а некоторые люди, увидев впервые Санто-Стефано, мечтают к нему вернуться.
- Советую почитать про достопримечательности Болоньи
Церковь Распятия Господня
Церковь Распятия Господня (Chiesa del Crocifisso), которую также называют церковью Иоанна Крестителя, возведена в VIII столетии, отличительной чертой является романский стиль. Она строилась наравне с нефом и пресбитерием (Залом Пилата), находящимся чуть выше крипты.
В нефе с левой стороны располагается изображение Богоматери XVIII века, где Дева Мария склонилась, скорбя о мёртвом Сыне («Мадонна делла Неве» («Madonna della Neve»), автор – Анджело Габриелло Пио (Angelo Gabriello Piò)). Зал Пилата реконструировали в XVII веке, туда ведёт изящная лестница, которая пережила последнюю реставрацию в 1958 году.
В центре пресбитерия, строительство которого окончилось в XVII веке, установлено Распятие работы мастера Симоне дей Крочифисси (Simone dei Crocifissi). На стенах висят фрески, сохранившиеся с XV века, изображающие сюжеты жития святого Стефана.
Ниже пресбитерия располагается крипта, разделённая на 5 нефов с разного вида колоннами. Как гласит предание, одна из них имеет высоту, равную росту Иисуса – примерно 1,7 метра, весьма внушительную для тех времён. На небольшом алтаре находятся урны с мощами мучеников Виталия и Агриколы. Рядом под штукатуркой можно разглядеть их изображения XVI века.
Церковь Гроба Господня
Церковь Гроба Господня (La basilica del Sepolcro) построена в V веке, имеет основание в форме восьмиугольника и огромный купол, удерживающий двенадцать колонн.
Семь из них выполнено из мрамора, а остальные сделаны из кирпича. Для изготовления одной из колонн, символизирующей столп, на котором истязали Христа, использовался чёрный мрамор. Это строение считается древнейшим в Санто-Стефано.
В церкви Гроба Господня имеется источник питьевой воды, символизирующий святую воду в реке Иордан. Археологи уверены, что он существовал ещё во времена прежнего храма, поскольку этого требовал культ богини Египта. Когда-то на стенах висели фрески XIII века, но в процессе реставрации в XIX столетии их перенесли в музей собора и заменили картинами эпохи барокко.
В старые времена рано утром перед Пасхой к Гробу Господню приходили проститутки и возносили молитвы к Марии Магдалине, но об их содержании предпочитали не распространяться. Существовал и иной обычай – беременные женщины совершали 33 обхода вокруг гробницы Господней, эта цифра символизировала годы жизни Иисуса Христа.
Базилика святых Витале и Агрикола
Внешний и внутренний облик базилики святых Витале и Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant’Agricola) выглядит минималистически. Строение возведено в память о мучениках Витале и Агриколе, которые подверглись притеснениям императора Диоклетиана в 305 году.
В XV веке в церкви обнаружили гробницу с надписью «Симон», и вскоре разошёлся слух, будто это могила Симона Петра. Никаких подтверждений информация не имела, но к базилике очень быстро начало приходить множество паломников. Евгений IV, Папа Римский, был крайне возмущён подобными событиями, поэтому приказал засыпать церковь землёй, и в последующие 70 лет к ней не прикасались. Позднее архиепископ Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) заступился за базилику, и вскоре провели работы по восстановлению и повторному открытию для богослужений.
Внутри имеются любопытные находки, например, остатки мозаичного пола под стеклом, средневековые саркофаги, принадлежащие, как полагают историки, Витале и Агриколе, а также крест, на котором был распят святой Агрикола. Впоследствии было выяснено, что он относится к более позднему периоду.
Главный алтарь, созданный на основе языческого, расположен около задней стены церкви, чтобы священнослужитель во время совершения обрядов смотрел на восток, как и все присутствующие.
Дворик Пилата
Как гласит легенда, именно в этом дворе был осуждён Спаситель.
В северной и южной части расположены портики, выполненные в романском стиле. По центру можно увидеть бассейн из известняка, созданный в 737-744 годах, который опирается на постамент XVI века.
Дворик соединяет церковь Святой Троицы и другие здания Санто-Стефано.
Церковь Святой Троицы
Церковь Святой Троицы (Chiesa della Trinità) имеет второе название – церковь Святого Креста или Голгофы (Calvario), изначально предполагалось возвести базилику с пятью нефами и апсидой перед двориком Пилата.
Петроний хотел, чтобы фасад здания был обращён на восток, но из-за отсутствия необходимой суммы постройку пришлось временно приостановить. Когда строительными работами занялись лангобарды, церковь превратилась в баптистерий.
Последняя реставрация проведена в XIX веке, в ходе которой часть замыслов святого Петрония была выполнена – сейчас здание поделено на 5 нефов, фасад выходит во дворик, а апсида обращена на восток. Церковь возводилась в неороманском стиле.
Интерес вызывает деревянный вертеп из человеческих фигур «Поклонение волхвов», находящийся в небольшой часовне справа. Он был вырезан из вяза, предположительно в последние годы XIII века, установить автора пока не удалось, несколько раз подвергался реставрации.
В церкви имеются фрески, на одной из которых можно увидеть изображение беременной Девы Марии, нежно поглаживающей свой живот, и скульптуры XIV века.
Средневековый монастырь
Монастырь поделён на два этажа: на нижнем имеются портики и арочные проёмы, датируется X веком, а на верхнем расположена традиционная романская колоннада, предположительно работы Пьетро д ‘Альберико XII столетия. На некоторых колоннах можно рассмотреть любопытные фигуры: на одной представлен обнажённый человек, придавленный огромным камнем, а на второй — голова, повёрнутая на 180 градусов.
На портиках можно рассмотреть таблички с указанием имён болонцев, пострадавших во времена Первой мировой войны.
Музей Санто-Стефано
В музее Санто-Стефано можно найти не только религиозные экспонаты, но и произведения искусства. Особенно стоит обратить внимание на рельефную мозаику, изображающую Спасителя рядом со святыми Витале и Агриколой, и на фреску XIII века, где представлена сцена убийства школьников (небольшая часть из цикла купола Гроба Господня).
Время работы
Прогуляться по комплексу можно бесплатно в любой день недели с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 19:00.
Как добраться
Комплекс Санто-Стефано располагается по адресу: Via Santo Stefano, 24, Кальдерара-ди-Рено. Также это место называют площадью Санто-Стефано (Piazza Santo Stefano).
От вокзала Bologna Centale потребуется пройти 455 метров до станции Autostazione, сесть на автобус 27 и доехать до остановки Rizzoli. Стоимость проезда 1,30 евро. С Rizzoli будет виден дворец Энцо, от которого нужно пройти 272 метра до базилики.