Дворец Ка-Реццонико – музей искусства Венеции XVIII века

Дворец Ка-Реццонико – музей искусства Венеции XVIII века

Палаццо Ка-Реццонико (Ca’ Rezzonico) – великолепный образец архитектуры барокко и Музей искусства Венеции XVIII века (Museo del Settecento Veneziano).

Название дворца образовано от сокращённого слова caza (дом) и фамилии аристократа, который владел недвижимостью на момент завершения её строительства.

Старинный палаццо с фасадом, обращённым на Гранд-канал (Canal Grande), находится в сестьере Дорсодуро (Dorsoduro) между Палаццо Контарини Михиэль (Palazzo Contarini Michiel) и Палаццо Бернардо Нани Луческо (Palazzo Bernardo Nani Lucheschi).

Месторасположение, архитектура, роскошный интерьер и ценность многочисленных художественных экспонатов поставили Ка-Реццонико в ряд лучших музеев Венеции.

История палаццо Ка-Реццонико

История Ка-Реццонико во многом повторяет историю других палаццо Венеции. Он стал воплощением проектов двух великих архитекторов, переходил от одного владельца к другому, имел период расцвета и упадка, пока не возродился в XX в. как публичный городской музей.

Семья Бон

В XV в. на месте палаццо Ка-Реццонико стояли 2 дома, принадлежащие старинному аристократическому роду Бон. На картине 1500 г. здания выглядели ещё достойно в ряду строений на правом берегу Гранд-канала, но спустя полтора столетия они пришли в плачевное состояние.

Филиппо Бон – глава семьи в должности прокуратора Святого Марко, задумал снести старые постройки и возвести на их месте один большой дворец. В 1649 г. он нанял самого известного в то время архитектора Бальдассарре Лонгена (Baldassare Longhena), украсившего Венецию великолепными церквями в стиле барокко. Подготовительные работы заняли много времени, и возведение фасада началось только в 1661 году.

Амбициозный проект остался не воплощённым, так как заказчик потерпел финансовый крах, а архитектор умер в 1682 году. Строительство палаццо остановилось на благородном этаже, который длительное время оставался просто накрытым деревянными балками. В таком виде палаццо запечатлён (в центре слева) на картине 1726 г. «Гранд-канал: вид на север от моста Риальто» художника-ведуниста Каналетто (Canaletto).

Интересный факт: 
Известным представителем рода Бон был Андреа Рустико да Торчелло, тот самый, который в 828 г. участвовал в похищении мощей святого Марка в Александрии. Мозаика IX века рассказывающая об этом событии находится в соборе святого Марка.

Семья Реццонико

В 1750 г. новым владельцем недостроенного палаццо стал венецианский дворянин Джованни Баттиста делла Торре ди Реццонико. Он выкупил недвижимость у наследников обедневшей семьи Бон за 60 тыс. дукатов. В то время это была очень большая сумма, но затраты того стоили. Престижное месторасположение дворца как нельзя лучше отвечало новому высокому статусу владельца.

Семья Реццонико, происходившая из муниципалитета с одноимённым названием Rezzonico в провинции Комо (Provincia di Como), обосновалась в Венеции с 1640 года. Разбогатев на торговле, она воспользовалась возможностью купить в 1687 г. дворянский титул и попасть в список патрицианских семейств, упомянутых в «Золотой книге» (Libro d’oro). Для этого она внесла 100 тыс. дукатов в казну Венецианской республики, когда та была опустошена после войны с турками.

Читайте также про озеро Комо.

Строительство фамильного палаццо планировалось завершить как можно быстрее, так как здание уже начало разрушаться. Джамбаттиста Реццонико нанял самого модного архитектора того времени Джорджио Массари (Giorgio Massari), который уже построил Палаццо Грасси (Palazzo Grassi) на противоположном берегу Гранд-канала.

На работы ушло 6 лет и в 1756 г. по окончании внутренней отделки новый дворец уже открыл свои двери для гостей.

Расцвет палаццо совпал с пиком могущества семьи Реццонико. В 1758 г. новый хозяин отпраздновал взлёт религиозной карьеры своего сына Карло, который занял папский престол под именем Климента XIII. В честь этого события три ночи подряд фасад дворца освещался факелами, а каждый зал — свечами роскошных люстр.

В том же 1776 году в палаццо Реццонико прошли торжества по поводу свадьбы Людовико Реццонико и Фаустине Саворньян, объединившей узами брака две самые влиятельные семьи Венеции.

Упадок

Ветвь семьи Реццонико оборвалась быстро, всего через 123 года после появления её в Венеции. В 1810 г. умер последний представитель рода по мужской линии Аббондио Реццонико, носивший на тот момент титул сенатора Рима.

С закатом могущества рода в упадок пришёл и фамильный дворец. В XIX в. он несколько раз переходил из рук в руки, теряя своё великолепие.

Палаццо Ка-Реццонико в Венеции XIX век

Последним владельцем Ка-Реццонико был граф Лионелло фон Хиршель Минерби — депутат итальянского парламента и коллекционер. Он вёл богемный образ жизни, устраивая в Ка-Реццонико костюмированные балы и концерты при свечах и факелах. Так продолжалось, пока граф не разорился. В 1935 г. после четырёх лет переговоров он продал дворец городу.

Открытие музея Венеции в стенах палаццо Ка-Реццонико

25 апреля 1936 года в стенах палаццо Ка-Реццонико был открыт Музей Венеции XVIII века. Такое решение было вызвано в первую очередь необходимостью переместить в него часть обширных коллекций из других музеев города и прежде всего из Музея Коррер (Museo Correr).

Перед кураторами стояла непростая задача по организации выставочного пространства, которое должно было стать венецианским храмом искусства Сечченето – периода завершения эпохи Возрождения и зарождения барокко.

На момент передачи городу оригинальный интерьер палаццо полностью отсутствовал. Семья Пиндемонте Реццонико ещё в 1832 г. продала всю мебель и коллекции произведений искусства, некогда украшавшие дворец. Новый интерьер создавался из мебели, скульптур и картин других музеев Венеции, а также из предметов, приобретённых на рынке антиквариата.

Первая капитальная реставрация, начатая в конце 1970-х годов, была завершена в 2001 году.

Вот список, что можно бесплатно посмотреть в Венеции.

Архитектура

Основное авторство проекта Ка-Рецонико, бесспорно, принадлежит Бальдассарру Лонгену, который внёс элементы новизны в структуру и оформление дворца.

Особенности

Традиционно фасад венецианского палаццо имел центральную часть, выделенную декоративными окнами, и два боковых крыла. Бальдассарре Лонген нарушил общепринятый ритм и использовал единый архитектурный модуль для всей поверхности. Он повторил приём, уже опробованный им при строительстве здания Новых Прокураций (Procuranie Nuove), но при этом обогатил мраморный фасад дворца Ка-Реццонико пышным декором в стиле барокко, создающим эффектную игру света и тени.

Архитектор подготовил сюрприз и при разработке внутреннего плана дворца. Обычно два противоположных входа, со стороны Гранд-канала и суши, соединялись сплошной крытой галереей. В Ка-Реццонико Лонген разбил её внутренним двориком прямоугольной формы, который привносил свет в тёмную туннель прохода.

Галерея внутри палаццо Ка-Реццонико Венеция

Это открытое пространство, типичное для наземных дворцов, продолжило тему чередования тёмных и светлых областей — сценического эффекта, умело используемого архитектором в своих проектах.

В конце галереи взгляд посетителей притягивает герб семьи Реццонико. Он украшает небольшой фонтан, сразу за которым находится Сад Ка’ Реццонико.

Фасад

Фасад палаццо Ка-Реццонико был завершён Джорджио Массари в 1750–1752 гг. в соответствии с проектом Бальдассарре Лонгена. Богатая отделка из белого мрамора и вид на Гранд-канал указывала на высокий статус владельца дворца и его финансовую состоятельность.

Фасад палаццо Ка-Реццонико в Венеции

Фасады двух благородных этажей (piano nobile) на втором и третьем уровнях здания имеют одинаковый архитектурный ритм декоративных элементов. Он образуется семью пролётами с арочными окнами, разделёнными пилястрами и изящными балкончиками с балюстрадой. Здесь присутствует выразительная отделка в стиле барокко – пышные капители коринфского ордера, цветочные розетки, фигурки путти и декоративные маски (маскароны) женских и мужских лиц.

Интересная деталь: если внимательно рассмотреть скульптуры пухленьких младенцев над арками окон, то можно заметить, что ни одна из них не повторяет в позе другую.

скульптуры путти в палаццо Ка-Реццонико в Венеции

Первый уровень традиционно служил для обустройства хозяйственных и второстепенных помещений, в том числе предназначенных для коммерческих целей. Его фасад имеет облицовку грубым камнем (так называемую рустовку) и более скромную декоративную отделку. Три углублённых пролёта в центре оформлены как главный вход со стороны Гранд-канала. Украшением нижнего этажа являются маскароны мужских лиц и львиных голов. Кстати, морды животных имеют совершенно разное выражение и не повторяются, как и путти на верхних этажах.

Четвёртый уровень здания – это мезонин с маленькими овальными окнами (perla baroca), украшенными барельефом с растительными мотивами.

Структура музея

Музей Венеции восемнадцатого века занимает всё многослойное пространство Ка-Реццонико.

Посетителей встречает широкая парадная лестница Джорджо Массари. Её украшением является мраморная балюстрада и две милые статуэтки-аллегории «Зима» и «Осень» скульптора Джусто Ле Курта (Giusto Le Court).

парадная лестница в двореце Дворец Ка-Реццонико автор Джорджо Массари

Основная экспозиция музея выставлена на двух благородных этажах. В изысканных интерьерах этих комнат можно полюбоваться произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVIII в. – фресками, картинами, мраморными и деревянными изваяниями, изысканной мебелью, фламандскими гобеленами, венецианскими люстрами и зеркалами.

Помещения третьего этажа занимает старинная Аптека «Ай до Сан Марчи (Farmacia Ai do San Marchi) и картинная галерея из 264 полотен, подаренных музею коллекционером Эджидио Мартини (Egidio Martini).
Пинакотека включает полотна венецианской школы живописи XV-XX вв., среди которых работы Боккаччо Боккаччино (Boccaccio Boccaccino), Бонифацио де Питати (Bonifacio de ‘Pitati), Якопо Тинторетто (Jacopo Tintoretto ), Алессандро Варотари (Alessandro Varotari) и других менее известных, но талантливых художников.

На первом этаже находятся различные помещения для посетителей: билетная касса, гардероб, туалеты, музейный магазин и кафетерий.

Лестница, расположенная рядом с кафе, ведёт в Мезонин Браунинга. Там хранится коллекция Ферруччо Местровича (Collezione Ferruccio Mestrovich), состоящая из картин выдающихся художников XV–XX вв.: Якопо Тинторетто, Гверчино (Guercino), Себастьяно Ричи (Sebastiano Ricci), Джованни Антонио Гварди (Giovanni Antonio Guardi), Акопо Амигони (Jacopo Amigoni) и других мастеров кисти.

В портике первого этажа экспонируется символ Венеции — большая гондола XIX века. Интересной деталью её конструкции является съёмная кабина «фельзе» (felze). Вплоть до XX в. она часто устанавливалась на лодках для защиты пассажиров от осадков и любопытных глаз.

гондола XIX века в дворце Ка-Реццонико Венеция

Читайте статью про гондолы и гондольеров в Венеции.

Некоторые культурные мероприятия, организуемые Музеем искусства Венеции XVIII века, проходят в уютном Саду Ка’ Реццонико (Giardini di Ca’ Rezzonico) с фонтаном и статуями. Во внутреннем дворике палаццо можно и просто отдохнуть, не заходя в музей, к чему располагают скамейки и прохлада зелёных насаждений.

Главные залы и произведения музея

Коллекции музея сгруппированы по залам, которые представляют разные тематические разделы экспозиции. Даже небольшой обзор позволяет представить разнообразие и ценность экспонатов Музея искусства Венеции XVIII века.

Бальный зал

Бальный зал (Salone da Ballo) на первом благородном этаже (primo piano), так же, как и парадную лестницу, спроектировал Джорджо Массари.

Бальный зал в дворце Ка-Реццонико Венеция

Эта комната размерами 14х24 метра и высотой в два этажа считается самой красивой и впечатляющей в Венеции! В Бальном зале сохранился оригинальный декор: иллюзорное оформление стен Джироламо Менгоцци-Колонна (Gerolamo Mengozzi-Colonna), потолочная фреска «Колесница Аполлона» Джованни Баттиста Крозато (Giambattista Crosato) и две грандиозные люстры из дерева и позолоченного металла.

Роскошные предметы мебели, расставленные вдоль стен, выполнил гениальный скульптор и резчик по дереву Анреа Брустолон (Andrea Brustolon), которого Оноре де Бальзак называл «Микеланджело дерева». В палаццо находятся около 40 работ этого мастера, в том числе в отдельном Зале Брустолона (Sala del Brustolon), где выставлены фигурки эфиопских рабов и воинов, подставки под вазы, кресла, статуэтки и другие шедевры скульптуры из дерева.

Салон Брачной Аллегории

Название Салону Брачной Аллегории (Sala dell’Allegoria Nuziale) дала потолочная фреска, выполненная Джамбаттистой Тьеполо и Джироламо Менгоцци в 1757 году, причём всего за 12 дней.

фреска свадьба Лудовико Реццонико и Фаустины Саворньян

Она была посвящена свадьбе представителей двух влиятельных венецианских семей — Лудовико Реццонико и Фаустины Саворньян, образы которых и запечатлены на росписи потолка. Супруги восседают в солнечной колеснице, управляемой Аполлоном в окружении аллегорических фигур – Купидона с завязанными глазами, сидящей на облаке Грации, Истины с солнцем в руках и других образов.

В этой же комнате находятся портреты двух других выдающихся членов рода Реццонико — Карло, сына Джамбаттисты, первого владельца дворца, и Людовико, известного под именем Климент XIII. Картины написаны Антоном Рафаэлем Менгсом – немецким живописцем эпохи неоклассицизма.

Портего

Портего (Portego), выполнявший роль приёмной для гостей, является самым большим помещением второго этажа и связующим звеном между парадной лестницей и комнатами piano nobile.

приёмная для гостей в палаццо Ка-Реццонико в Венеции

Здесь на фоне стен из красного мрамора представлен ряд бюстов, изображающих видных деятелей и аллегорические образы. Авторами работ являются скульпторы XVII–XVIII вв., в том числе Филиппо Пароди (Filippo Parodi), Джусто Ле Курт (Giusto Le Court), Алессандро Витториа (Alessandro Vittoria) Джузеппе Торретти (Giuseppe Torretti).

Внимание посетителей всегда привлекает работа Джусто Ле Курта «Зависть». Скульптор представил аллегорию в образе злобной старухи с высохшим телом и змеями вместо волос.

Скульптура «Зависть» Ле Курт в палаццо Ка-Реццонико Венеция

Яркой противоположностью этой работы выступает великолепный бюст томной Лукреции, созданный генуэзским скульптором Филиппо Пароди (Filippo Parodi).

бюст томной Лукреции в музее искусства XVII века Ка-Реццонико Венеция

История благочестивой римлянки, которая убила себя кинжалом после изнасилования последним царём Рима Тарквинием Гордым, дала тему для многих произведений художественного и литературного жанра, в том числе и для этого изваяния.

Комната Антонио Гварди

Настенные фрески, украшавшие одну из комнат второго благородного этажа (secondo piano) являются единственной такого рода работой итальянского художника Антонио Гварди . Росписи были обнаружены под слоем штукатурки в 1936 г. при реставрации Палаццо Барбариго Дабала (Palazzo Barbarigo Dabalà), а позже бережно перенесены в Ка-Реццонико. На трёх небольших фресках в овальных рамах из лепнины изображены: воинственная Минерва, сидящая в облаках, увенчанный лавровым венком Аполлон и Венера в компании с Купидоном перед кузницей Вулкана.

фрески Минерва, Аполлон, Венера и Купидон в музее Ка-Реццонико в Венеции

Отдельное внимание заслуживает мраморный бюст «Завуалированная дама» (1772) — шедевр скульптора Антонио Коррадини.

мраморный бюст «Завуалированная дама» Антонио Коррадини

Мастер в совершенстве владел техникой создания мраморной прозрачной вуали, покрывающей лицо или фигуру женщины. Тайны передачи тончайшего слоя драпировки были известны ещё в Древней Греции. Мастера XVIII в. оказались последними скульпторами, познавшими секреты мастерства античных ваятелей, которые в настоящее время утрачены.

Зал Лонги

Экспозиция Зала Лонги (Sala Longhi), центрального длинного помещения третьего этажа позволяет окунуться в повседневную жизнь венецианских аристократов. Здесь выставлена серия картин итальянского художника XVIII в. Пьетро Лонги (Pietro Longhi) – мастера жанровых сцен и талантливого живописца эпохи рококо.

картины итальянского художника XVIII в. Пьетро Лонги

Невероятно интересно рассматривать лица и детали костюмов героев, старинный интерьер домов, сцены семейных и городских праздников, эпизоды быта и другие запечатлённые моменты из жизни венецианцев. Названия картин уже интригуют своим необычным сюжетом: «Шарлатан», «Алхимики», «Гигантский Маграт», «Утренний шоколад», «Коллоквиум масок» и другие. Каждая из них – это не просто эпизод, а целый рассказ из истории Венеции.

Например, картина «Носорог» показывает, что экзотические животные были частью развлекательных аттракционов во время проведения трёхмесячного Карнавала.

картина «Носорог» Пьетро Лонги в музее искусства XVIII века в Венеции

Изображённая на картине самка носорога по имени «Клара» была привезена из Бенгалии в 1751 г. и демонстрировалась своим хозяином на различных праздниках до самой смерти в 1758 г. Полотно в первую очередь является семейным портретом, изображающим его заказчика, Джироламо Мочениго с женой Катериной Контарини.

Картинная галерея Портего

В картинной галерее Портего (Picture gallery portego) собраны одни из самых ценных полотен Музея искусства Венеции XVIII века. В их числе две ранние работы Каналетто «Вид на Гранд-канал от Ка ‘Бальби в сторону Риальто» и «Рио деи Мендиканти» – это единственные картины художника, которые можно посмотреть в публичном музее.

картина Каналетто – Вид на Гранд-канал от Ка 'Бальби в сторону Риальто

Видами ночной Венеции в дни праздника можно полюбоваться, рассматривая уникальную картину Гаспаре Дизиани (Gaspare Diziani) «Праздник святой Марты».

картина Гаспаре Дизиани Праздник святой Марты

Как добраться, билеты, время работы

Палаццо Ка-Реццонико находится в районе Дорсодуро по адресу: Dorsoduro, 3136, 30123 Venezia 

Рядом расположена остановка водного трамвая (вапоретто) N1.

Билет стоимостью 11 евро можно приобрести заранее онлайн или на месте в кассе.

Дворец периодически закрывается на реконструкцию, актуальное время работы можно проверить на официальном сайте carezzonico.visitmuve.it

Каждая комната дворца Ка-Реццонико, от парадных залов до алькова, открывает для посетителей уникальную возможность окунуться в жизнь Венеции XVIII века, которая ещё таит сюрпризы новых открытий. Шедевры эпохи Сеттеченто в коллекции музея — это прекрасный и последний вздох в эволюции великого классического искусства Италии.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru