Юноша из Мотии

Юноша из Мотии

Юноша из Мотии (Giovane di Mozia) – уникальная древняя статуя, которая стала неожиданной находкой современности на маленьком островке Сан-Панталео (San Pantaleo) при раскопках в городе Мотия (Mozia) у западного побережья Сицилии (Sicilia).

Обнаружение мраморного изваяния, относящегося к V веку до н. э., стало сенсационным событием в истории археологии, пополнившим великое наследие античной культуры ещё одним шедевром.

Открытие

Не так часто в XX веке удаётся открыть новые страницы истории и древнего искусства, тем более такие, которые насчитывают несколько тысячелетий. Но земля Южной Италии с богатым наследием прошлого ещё таит в себе сокровища, которое способны удивлять и восхищать мир.

Труд группы археологов, работавших в течение двух лет в окрестностях города Мотия под руководством Джоаккино Фальсоне (Gioacchino Falsone) – профессора университета Палермо (Universita degli Studi di Palermo), был вознаграждён сполна.

В последний день перед закрытием сезонных раскопок, утром 26 октября 1979 года, один из участников группы, разбивая киркой груду камней, буквально замер от удивления перед тем, как нанести очередной удар – среди тёмной массы рабочего мусора появилась белоснежная скульптура из мрамора. Изумлению и восторгу археологов не было предела, такие сюрпризы в глубоких слоях раскопок (около 2 метров под землёй) были большой редкостью.

Находка оказалась статуей юноши, лежащей на спине; её извлечение требовало определённой осторожности и продолжилось на второй день. Не все фрагменты мраморной фигуры остались в сохранности: отсутствовали нижняя часть ног и руки, голова была отделена от шеи, черты лица стёрты. Предыдущие исследования этого региона и слой почвы с сохранившимися наконечниками от стрел позволили предположить, что статуя была использована в составе спешно построенного в 397 г. до н. э. укрепления во время вторжения греческого правителя Сиракуз (Syracusae) Дионисия I (Dionysius I) в финикийский город Мотия.

Ценную находку специалисты уверенно датировали 480-470 гг. до н. э., установив время исторических событий и сравнивая детали скульптуры с теми, которые были найдены на материковой части Греции. К слову, более известная греческая статуя Венера Милосская была создана всего лишь  между 130 и 100 годами до нашей эры. Только ради этого факта стоит приехать на Сицилию!

Описание

Несмотря на то, что статуя юноши из Мотии пролежала в земле более 2 тысяч лет, было очевидно, что она неплохо сохранилась под слоем камней и земли и представляет собой великолепный образец древней скульптуры.

Высота изваяния чуть больше естественного роста человека и составляет 181 см (без нижней части ног), обхват груди – 120 см, окружность талии – 93 см, – все эти параметры соответствуют канонам греческой красоты гармоничной фигуры. Голова юноши увенчана сложной причёской «раковины улитки», а черты лица имеют широкий волевой подбородок и маленький рот.

Юноша из Мотии греческая скульптура V век до нашей эры

На статуе сохранилась часть левой руки, опирающейся на бедро, тогда как утерянная правая была поднята вверх и предположительно удерживала какой-то предмет. Позу юноши нельзя назвать статичной, она оживлена ритмом замкнутого движения: голова слегка повёрнута, левая рука и правая нога находятся в расслабленном положение, тогда как правая рука и левая нога – в напряжённом для поддержания баланса фигуры.

Юноша из Мотии – вид сзади, греческая скульптура V век до нашей эры

Искусно задрапированный и перехваченный широким ремнём тонкий хитон, подчёркивает красоту мускулистого тела и не скрывает совершенство его линий, создавая только иллюзию одежды. Мягкие складки ткани, гениально исполненные скульптором, придают фигуре дополнительный импульс и энергию.

При более детальном рассмотрении статуи можно увидеть ряд отверстий в голове и бронзовые штифты на затылке, говорящие о недостающих элементах каких-то дополнительных креплений.

Отсутствие всех частей скульптуры не позволяет с уверенностью установить целый ряд фактов, имеющих отношение к месту её создания, автору произведения и личности самого юноши, но тем интереснее исследования и гипотезы, которые существуют вокруг этой уникальной находки.

Откуда появилась

Первый вопрос, который появился у археологов, был связан с нахождением статуи юноши именно в городе Мотии – месте финикийского поселения. На Сицилии отсутствовали естественные залежи мрамора, и если скульптурная работа была выполнена на острове, то только из привезённого мрамора в исполнении греческого мастера.

Новые исследования определи место происхождения материала скульптуры, которым оказалась Ионическая Фессалия – область Центральной Греции.

 Скульптура Юноша из Мотии в музее Джозефа Уитакера на Сицилии

Более вероятно, что статуя являлась военным трофеем, доставленным из какого-нибудь греческого города-колонии на Сицилии, например, из Селинунта (Selinunte) по случаю его разрушения карфагенянами в 409-408 гг. до н. э. Другим вариантом могли стать города Гимера (Gimera), Акрагас (Akragas) или Гела (Gela), которые так же подверглись разграблению в этот период.

Авторство

Греческое происхождение статуи юноши из Мотии оспаривается учёными в меньшей степени, чем другие вопросы. При сопоставлении с сохранившимися изваяниями V века до н.э., было выдвинуто предположение об исполнении скульптуры известным мастером Пифагором из Реджо (Reggio).

Древние римские источники приписывают ему авторство найденной в Дельфах знаменитой статуи «Возничий», ряда изображений атлетов-победителей Олимпийских и Дельфийских игр, известных работ «Апполон Пифоноубийца», «Похищение Европы», «Раненый Филоктет» и др.

Но есть одна особенность – все эти скульптуры выполнены из бронзы в отличие от найденной мраморной статуи, что не даёт однозначного подтверждения конкретного исполнителя.

В греческой культуре античной эпохи нет аналогов найденному монументу, поэтому статуя иногда рассматривается как работа финикийского мастера или даже нескольких скульпторов.

Кто бы ни был автором, прекрасное и чувственное изваяние юноши из Мотии доказывает, что он обладал большим талантом художника, который был готов к созданию совершенной и изобретательной скульптуры нового стилистического направления.

Кто он?

Личность изображённого юноши из Мотии является самым загадочным моментом в попытках найти ответ на вопрос «Кто он?». Версий несколько, от самых распространённых до невероятно неожиданных и интересных.

Возничий

В большинстве источников упоминается, что найденный мраморный шедевр молодого человека из Мотии является статуей возничего.

Одеяние юноши схоже с ксистисом (xystis) – длинным хитоном, перехваченным широкими ремнями для предотвращения от раздувания ткани во время стремительного движения колесниц в гонке.

Действительно, эта версия может иметь место, если домыслить ещё недостающие детали образа и сопоставить их с фактами истории.

Обнаруженные отверстия на голове монумента могли служить для крепления венка победы, которым вознаграждался возничий, выигравший соревнования колесниц, а траектория правой руки и поза скульптуры предполагают, что юноша отдыхает после гонки в момент венчания его отличительным знаком.

Вздувшиеся на плечах реалистичные вены и утомлённый вид говорят о физическом напряжении юноши, а прямая осанка с гордо приподнятой головой – о торжестве победы. В античную эпоху спортсмены обладали невероятной славой, причём, чествовались только те, кто занимал первое место в отличие от современности, где награждают участников за второй и третий результат. Состязания колесниц было популярным и ярким зрелищем, и участие в них было престижно как для владельцев лошадей, так и для возничего. Интересным является факт, что такие соревнования становились частью похоронной процессии важных особ в дань уважения и памяти.

Победители удостаивались почестей парадных шествий, пожизненных привилегий в виде бесплатных питания и билетов в театр. Широко распространённой в Древней Греции практикой увековечивания славы являлись скульптуры народных героев гонок, одной из которых мог быть юноша из Мотии.

Советую почитать про Большой Цирк (Circo Massimo) и гонки на колесницах в Риме.

Танцор

Персонаж скульптуры из Мотии идентифицировался и как танцор, чьи пляски посвящались богу Аполлону во время Карнея (Karneia) — грандиозного языческого праздника древней Спарты, проводимого девять дней подряд сразу после летнего солнцестояния.

Украшением на голове танцоров был калатиско (kalathiskos) – сложное громоздкое сооружение в виде венца лучей света, которое носили юные обнажённые исполнители, за что они получили ещё одно имя «танцоры калатиско». Их изображение можно увидеть на артефактах Древней Греции и, в частности, на краснофигурных вазах из Лукании (Lucania) – обширной области Великой Греции на юге Италии. Группа историков и искусствоведов смоделировали и примерили такой ритуальный головной убор для статуи юноши из Мотии, бронзовые штифты на затылке которой были, как будто специально предусмотрены для удержания весомой конструкции.

Удивительно то, что на Сицилии такая скульптура танцора калатиско в образе юноши была бы единственной, так как подобный культ не был распространён в греческих колониях. Остаётся предположить, что статую заказал один из влиятельных греков острова, желающий видеть себя в образе юного и красивого танцора Карнея.

Провидец

Если представить, что в одной руке молодой человек из Мотии держит кинжал, а его голова покрыта шлемом, то это указывало бы на образ провидца военных стратегий — именно так их изображали в античную эпоху древние скульпторы.

Наличие головного убора поверх завитков причёски, скорее всего, было предусмотрено автором, так он не уделил должного внимания прорисовыванию волос, что было бы обязательным для такой сложной и искусной работы в целом.

Ксист, в который одета статуя, также являлся одеждой мужчин, способных к пророчеству и являющихся важными фигурами в Древней Греции.

Финикийский жрец

Самой противоречивой версией является наделение статуи юноши из Мотии образом финикийского жреца.

На такую мысль сторонников этого предположения наталкивает загадочный сложный пояс, который дважды обхватывает крепкий торс скульптуры; его точного повторения нет в греческих изображениях. Длинный хитон до щиколоток был распространённой одеждой жрецов Карфагена, а наличие одеяния на фигуре более характерно для финикийских традиционных скульптур, чем для греческих, где культ обнажённого тела достиг своего апогея. Статуя могла быть заказом богатого жителя Мотии у грека-скульптора, так как мастерство художников Великой Греции ценилось у разных народов далеко за пределами эллинского мира.

Мраморные изваяния выполняли роль жертвоприношений в честь военных побед, и статуя юноши вполне бы подошла для установки её в святилище Каппидаццу (Santuario di Cappidazzu), которое находилось некогда в месте обнаружения мраморной скульптуры.

Споры вокруг прекрасной и загадочной статуи юноши не утихают. В 2014 году группа из профессоров и археологов пришла к новому выводу, что это изображение бога Аполлона, который только что сошёл с огненной колесницы и предстал во всей красе в мокром хитоне, облегающем его великолепную фигуру.

Греческие традиции в культуре нашли своё воплощение на древней земле Сицилии, как символ встречи финикийцев и греков в мире вечного и прекрасного искусства. Юноша из Мотии, кем бы он ни был, является великолепным творением неизвестного автора, которое вызывает восхищение при его созерцании и побуждает раскрывать тайны истории.

Где увидеть и как добраться

Статуя юноши из Мотии обошла почти весь мир: демонстрировалась в рамках выставки «Финикийцы» в 1988 г. в Венеции (Venezia), была на Олимпийских играх 2012 г. в Лондоне, экспонировалась в Британском музее в Лондоне, а затем в США в Лос-Анджелесе.

18 января 2014 г. статуя была возвращена на остров в музей (Motya Museum), расположенный в вилле Джозефа Уитакера (Whitaker) – выходца из богатой английской семьи, увлечённого археологией.

  • Адрес музея: Isola Di Mozia, Via della Gioventu, 57, 91025 Marsala TP Sicily.
  • Часы работы с 1 апреля по 31 октября: ежедневно с 8-30 до 18-30, обед с 13-30 до 14-30.
  • Часы работы с 1 ноября по 31 марта: ежедневно с 8-30 до 15-00, на причал нужно приехать не позднее 12:00.

Доступ к острову Мотия имеют только две частные лодки, которые соединяют его с причалом в городе Марсала; услуги перевозки стоят 5 евро, а посещения острова, включая музей – 9 евро.

Несанкционированная высадка запрещена, так земли древней Мотии находятся в частной собственности наследников Джозефа Уитакера. В музее можно увидеть не только знаменитую статую юноши, но и другие интересные артефакты, найденные на острове: древние скульптуры, погребальные предметы, амфоры и вазы, серебряные и бронзовые украшения, относящиеся к эллинскому и римскому периодам.

Расстояние от Трапани до причала (Mozia imbarcadero Storico G.Whitaker) составляет около 25 км, время в пути 30 минут, от аэропорта Трапани (Trapani-Birgi Vincenzo Florio Airport) ехать всего 10 минут.

расстояние на карте от Трапани до Мотии (Mozia)

Оставляете машину на парковке, где местный житель попросит у вас 3 евро наличными за охрану, не спорьте.

Направляйтесь в кассу покупаете билеты на лодку.

Билетная касса паромов до острова Мотия, Сицилия

Пока ждете можно пофотографировать местных собак, горы соли и мельницу. Мы были в ноябре поэтому плыли на остров вдвоём.

Паром на остров Моциа

На входе в остров будет еще одна касса, где покупаете билеты за наличные.

Касса в музей Джозефа Уитакера на Сицилии

Для посещения острова достаточно запланировать 3 часа. Смотрите мой авторский маршрут на 10 дней по Сицилии.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru