Квартал Коппеде (Quartiere Coppede) – престижный район в Риме, который удивляет и восхищает своей оригинальной архитектурой не меньше, чем античные достопримечательности Вечного города. Он навевает сказочные образы очаровательной Флоренции (Firenze), неповторимой Венеции (Venezia) и Древнего Рима, представляя взору необычный уголок города, который ещё не включён в маршруты туристических карт.
Содержание
Где находится, как добраться
Комплекс зданий, образующих Квартал Коппеде, расположен в северо-центральной части Рима в районе Триесте (quartiere Trieste) между Виа Тальяменто (Via Tagliamento), Виа Арно (Via Arno), Виа Омброне (Via Ombrone), Виа Серкио (Via Serchio) и Виа Клитунно (Via Clitunno).
Границы нового жилого квартала в Риме рядом с Пьяцца Буэнос-Айрес (Piazza Buenos Aires) были обозначены в 1909 г. в результате утверждения нормативного плана застройки города, разработанного инженером Эдмондо Санжуста Теулада (Edmondo Sanjust di Teulada).
Из центра Рима, например, от площади Венеции (Piazza Venezia) добраться до квартала Коппеде можно на 80 автобусе. Выходить нужно на остановке Dalmazia, затем пройти пешком 550 метров. Советую установить наш авторский путеводитель по Риму, чтобы пользоваться картой даже без доступа к интернету и находить все главные достопримечательности и интересные места.
История строительства и автор проекта
В 1915 году финансисты семьи Черутти (Cerruti), основавшей строительную компанию Edilizia Moderna, поручили проект нового комплекса недвижимости в Риме флорентийскому архитектору, скульптору и декоратору Джино Коппеде (Gino Coppede). К тому времени он уже был признанным и заслуженным архитектором. Работы Коппеде отличал яркий индивидуальный почерк художника-эклектика.
Он разработал собственный стиль, который в полной мере соответствовал стилю либерти (итальянскому варианту модерна) — новаторскому направлению в искусстве XIX–XX вв.
Застройка нового района продолжалась до 1927 г. и была сопряжена с множеством споров и проблем, но именно благодаря таланту Коппеде, он приобрёл неповторимый сказочный облик и заслуженно получил имя архитектора.
Автор проекта не смог увидеть полностью воплощённый результат своих работ, так как в 1927 г. его жизнь оборвалась. Официальной причиной смерти стала гангрена лёгких, но его близкие считали, что кончину ускорили нелестные отзывы так называемых архитекторов-рационалистов, которые определяли новый квартал как район ужасов.
После смерти Коппеде застройку квартала завершил его зять – флорентийский архитектор Паоло Эмилио Андре (Paolo Emilio Andre).
Первоначально задуманный для среднего класса, впоследствии новый район изменил своё назначение, так как был востребован более привилегированной прослойкой общества. Построенные дворцы и здания были выкуплены посольствами разных стран и торговыми представительствами, а элитные квартиры — состоятельными гражданами, для которых цены с шестью нулями оказались доступными.
Стиль и новации
Комплекс зданий в Квартале Коппеде объединяет необычные формы и оригинальные фасады, обильно украшенные орнаментами, мифологическими существами, символами и фигурами, которые в слиянии создают картины, граничащие с галлюцинациями.
Многочисленные элементы архитектуры, такие как лоджии, балконы, голубятни, башенки, окна и масляные лампы имеют самые выразительные и причудливые формы. Во всём отражается смешение стилей разных эпох, начиная от раннехристианского искусства до маньеризма XX века.
Материалы и их имитация, применяемые в одном архитектурном пространстве, поражают воображение, это — травертин, мрамор, венецианское золото, ассирийская терракота и кованое железо средневековья.
Внутренний дизайн дворцов и вилл также не остался без внимания Джино Коппеде. Он использовал самую выразительную и тонкую отделку, создавая в интерьере налёт старины и особый колорит — ванные комнаты украшены мозаикой, на кухне с бойлером из меди размещены мраморные раковины и столешницы, в комнатах расписаны стены и потолки.
Описание
Quartiere Coppede вместил 18 небольших вилл и 27 дворцов и зданий, расположенных вокруг Пьяцца Минчо (piazza Mincio) – сердце архитектурного оазиса. Каждое строение возведено по оригинальному проекту, но некоторые из них получили большую известность и по праву считаются шедеврами Джино Коппеде.
Арка
Огромная арка со стороны Виа Тальяменто является главным из четырёх входов в скрытый мир волшебного Квартала Коппеде. Автор проекта выбрал её, как самый выразительный элемент архитектуры Римской империи.
Арка соединяет два здания под названием Палацци дельи Амбашатори (Palazzi degli Ambasciatori), что в переводе означает «Дворцы послов» — здесь любили снимать квартиры иностранные дипломаты. Внимание сразу привлекают декоративные элементы конструкции в виде голов львов и маски Минервы, а также великолепная кованая люстра, выполненная в лучших средневековых традициях венецианских мастеров. Она является отсылкой к масонству и символизирует свет знаний и приглашение войти в таинственный мир.
Изначально предполагалось, что жильцы дома с двух балконов будут поочерёдно зажигать свечи на этой люстре, передвигая её с помощью верёвок, но электричество принесло прогресс и изменило планы архитектора.
Интересный факт: арка, спроектированная Коппеде, является точной репродукцией сценографии из итальянского немого фильма «Кабирия», снятого режиссёром Джованни Пастроне в 1914 году.
Фонтан Лягушек
Сразу за проходом под аркой открывается Пьяцца Минчо и её украшение — искусно выполненный Фонтан Лягушек (Fontana delle Rane), построенный в 1924 г. по проекту того же Джино Коппеде.
Он был задуман в стиле барокко, как дань уважения Бернини и напоминает Фонтан Черепах (Fontane delle Tartarughe) на площади Маттеи (Piazza Mattei) и Фонтан Пчёл (Fontana delle Api) на площади Барберини (Piazza Barberini).
Внутри круглой чаши-пруда, обрамлённой травертиновыми плитами с узором, находится скульптурная композиция из сложного сплетения мужских фигур, масок, раковин и лягушек.
Венчает это скульптурное творение приподнятая на колонне круглая чаша, по краю которой разместились восемь лягушек в акте прыжка к центральной струе.
Выбор темы фонтана символичен: число 12 (общее количество лягушек)– это 12 апостолов и 12 месяцев в году, а лягушки, обитающие на земле и в воде, – это метаморфоза, переход и связь между миром живых и мёртвых.
Большая пчела, размещённая в нижней части бассейна, напоминает работу Бернини Фонтан Пчёл и является символом совместных усилий двух архитекторов над созиданием прекрасного.
Fontana delle Rane прославился ещё тем, что в него окунулись участники группы Битлз после своего концерта в Риме в июне 1965 г.
Дворец Паука
Напротив Фонтана Лягушек находится одно из самых «зловещих» зданий квартала Коппеде – Дворец Паука (Palazzo del Ragno).
Его можно сразу узнать по большой мозаике над главным входом, которая изображает паука в сетке золотой паутины. Тема насекомого – не просто экстравагантный приём декора здания, но и отсылка к кропотливому труду архитектора, который подобно пауку плетёт паутину совершенства своей работы. Паук также является символом бесконечности, как и число 8, так как имеет 8 глаз и 8 ног.
Дворец состоит из четырёх этажей с башенкой и лоджией, над которой находится картина с изображением рыцаря между двумя грифонами и венчающей надписью «ТРУД».
Фасад палаццо изобилует декором, где лик человека над парадной дверью, изображения львов, грифонов и лошадей выполнены явно под вдохновением ассиро-вавилонской культуры.
Кадры с Дворцом Паука можно увидеть в фильме ужасов 1980 г. «Инферно» режиссёра Дарио Ардженто (Dario Argento), который жил неподалёку от Квартала Коппеде.
Домик Фей
Напротив Палаццо дель Рагно находится самое известное здание Квартала Коппеде – Домик Фей (Villini delle Fate).
В действительности это три смежных трёхэтажных здания, фасад каждого из которых выходит на разные улицы. Комплекс строений по образу города-сада окружён небольшим садом с несколькими эксцентричными растениями. Домик Фей отличается полной асимметрией и средневековым колоритом, который создают арки, лоджии, окна с колоннами, а также росписи стен по типу фресок. У входа со стороны Пьяцца Минчо на полу размещена круглая мозаика, на которой изображены три девушки в римских одеждах – метафоры трёх вилл с надписью: домики фей Неме (Neme), Мелете (Melete) и Эде (Aede.)
Росписи стен напоминают о самых красивых городах Италии – Флоренции и Венеции, а изображения на балконе братьев Ромула и Ремула с волчицей – великолепный Рим.
Экскурсии
Индивидуальная экскурсия по кварталу Коппеде длится 3 часа и включает в себя посещение виллы Торлония. Почитать подробное описание и оформить заказ можно на этой странице.
Странная красота Quartiere Coppede и налёт фантастики в причудливом смешении архитектурных стилей производят яркое и незабываемое впечатление на путешественников. Квартал Коппеде по оригинальности можно сравнить с шедеврами Гауди в Барселоне, но римские дворцы и виллы выглядят, несомненно, более изысканными, в чём стоит убедиться, открыв для себя ещё одну страницу восхитительного города Италии.
Советую посмотреть видео, где профессиональные гиды рассказывают о квартале Коппеде и других необычных достопримечательностях Рима.