Колокольня Джотто во Флоренции

В самом сердце итальянской Флоренции путешественники могут полюбоваться наиболее неординарным кафедральным собором во всей Европе – Санта-Мария-дель-Фьоре. О прелестях самого собора мы уже рассказали, теперь стоит обратить ваше внимание на другую величественную постройку, входящую в комплекс флорентийского Дуомо – колокольню Джотто.

Устремленная ввысь почти на 90 метров, эта колокольная башня позволяет посетителям насладиться шикарной панорамой города и окрестностей. Оказаться равнодушным к такой достопримечательности просто невозможно.

Во времена, когда возводился собор, единственным действенным способом оповещения жителей города о предстоящих церковных празднествах и службах являлся именно звон колоколов. Поэтому, автор изначального проекта собора Арнольфо ди Камбио включил в него башню-кампанилу. Вплотную разработкой чертежей и строительством первого яруса колокольни занимался Джотто ди Бондоне. Благодарные потомки увековечили имя великого мастера, назвав башню колокольней Джотто (итал. Campanile di Giotto).

Основные исторические вехи

Если обратиться лицом к главному входу в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, то здание кампанилы будет находиться по правую руку. Летописи строительных работ флорентийского Дуомо свидетельствуют о то том, что работы фундаментом колокольни были проведены в конце 13 века. По сути, строители работали одновременно над основой собора и кампанилы. На тот момент работы происходили под неусыпным надзором первого архитектора собора —  Арнольфо ди Камбио.

план колокольни Джотто во Флоренции

После смерти ди Камбио, стройка затихла на целых 30 лет. Только в июле 1334 года Джотто ди Бондоне вновь запустил сложный механизм возведения монументального католического храма.

Ямы под фундамент колокольной башни, уходившие на 20 локтей в глубину – это все, что оказалось в распоряжении нового архитектора.

Согласно средневековой моде, колокольня была задумана в виде четырехгранной башни со стороной в 25 локтей и высотой 144 локтя. Джотто не стал ничего менять в общем проекте, сосредоточившись на составлении эскизов для внешнего и внутреннего оформления.

Колокольня Джотто

Усиленные работы по возведению колокольни полностью захватили внимание архитектора и художника. Джотто стремится усовершенствовать проект ди Камбио, при помощи дополнительной надстройки на вершине башни. Однако консервативно настроенные кураторы строительства решили не использовать новый проект, как излишне смелый.

Возраст Джотто неуклонно приближался к 70-ти, что по тем временам было достаточно приличной цифрой. Поработав над кампанилой всего 4 года, мастер умирает, оставив по себе приличный багаж наработок и законченный первый ярус.

В отделке кампанилы Джотто применил тот же вид разноцветного мрамора, что был использован в декоре собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Сены звонницы были украшены панелями, выполненными по эскизам автора. Красно-белые контрастные рисунки придают невероятную глубину узорам. Впоследствии наружный декор колокольни изготавливался в мастерской знаменитого гения итальянского кватроченто – скульптора Луки делла Робиа.

Дело усопшего Джотто продолжил архитектор Андреа Пизано, который еще при его жизни активно участвовал в инженерных работах. Получив пост главного куратора строительства кампанилы, Пизано сумел возвести два последующих яруса здания. Строительство и отделка башни происходили в строгом соответствии с наработками Джотто. Разыгравшаяся в середине 14 века эпидемия чумы отняла множество жизней, в том числе погиб и Андреа Пизано. Конструкция собора и колокольни снова замирает на несколько лет.

Колокольня Джотто получила третьего по счету творца в 1351 году, им стал Франческо Таленти. Именно благодаря талантливому зодчему флорентийцы обрели стройное, легкое как кружевная вязь, здание кампанилы. Первые три яруса постройки выглядят более «коренастыми». В противовес им, три верхних этажа, исполненные Таленти, получились вытянутыми вверх. Узкие окна, украшенные вертикальным декором, усиливают впечатление готической стрельчатости, устремленности в небо.

Колокольня Джотто рядом флорентийским собором

Стараниями Таленти башня приобрела богатую современную отделку. Еще одно отступление от изначального проекта – уплощенная крыша. Окончание работ над колокольной башней датируется 1359 годом. Трехцветная мраморная отделка башни объединила ее внешний вид с отделкой кафедрального собора. Окончательная высота строения составила 85 метров, упраздненный Франческо Таленти шпиль предполагал дополнительные 37 метров «роста».

Внешняя отделка

Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.

Внешняя отделка кампанилы Джотто

Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.

картины на колокольне Джотто

Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.

Над входом в колокольню изображена Мадонна с Младенцем. Эта работа, как и большинство декоративных элементов башни, была задумана и воплощена Андреа Пизано.

Мадонна с Младенцем колокольня Джотто

Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.

Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.

Современная жизнь колокольни Джотто

Погожим солнечным днем, современный гость Флоренции может прогуляться по Соборной площади, наслаждаясь совершенной красотой зданий, входящих в состав Дуомо. Колокольня сама по себе является прекрасным образчиком готической архитектуры. Изукрашенная красными, белыми и зелеными мраморными плитами башня служит в качестве смотровой вышки. С высоты практически в сотню метров открывается роскошный вид на красно-коричневые крыши домов и ломаную линию холмов на горизонте.

Вид на Флоренцию с колокольни Джотто

К услугам посетителей кампанилы предоставлены 400 с лишним ступенек, образующих  внутреннюю лестницу. Неспешно преодолевая шесть ярусов башни на своих двоих, туристы смогут взглянуть на Флоренцию с разных ракурсов и высоты.

Колокольня Джотто 400 ступеней

Узкие окошки окружают внутреннюю лестницу колокольни снизу до верха. На смотровой площадке, помимо дальних границ города можно в подробностях рассмотреть купол Бруннелески, венчающий кафедральный собор. А также свысока взглянуть на приземистое здание Баптистерия святого Иоанна Крестителя.

Вид на Баптистерий с Колокольни Джотто

«Какая же колокольня без колокола?», — спросите вы, и будете абсолютно правы! Колокол наличествует. Его можно найти на верхнем ярусе башни. Правда он не выполняет свою основную функцию, а выставлен в одной из ниш в качестве музейного экспоната.

колокол колокольня Джотто во Флоренции

Посетителям разрешается бродить по всем ярусам, в том числе и самому верхнему, где можно рассмотреть стропила крыши и даже черепичную кладку.

Точка всех устремлений гостей города – это смотровая галерея, организованная по периметру крыши колокольни Джотто. Для удобства посетителей, галерея оборудована стационарными биноклями. А чтобы обезопасить путешественников, смотровые ходы забраны металлической клетью. Однако подобная мелочь неспособна умалить восхищение человека, впервые взглянувшего на древний прекрасный итальянский город с подобной высоты.

Отели во Флоренции рядом с колокольней Джотто

 Полезная информация: как добраться

Кампанилу несложно найти в центре Флоренции на Соборной площади, рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьоре.

Найти отель рядом с колокольней Джотто

Воспользоваться обзорной галереей можно с 8:30 до 19:30. По крупным религиозным праздникам, вроде Пасхи, Рождества и Дня Богородицы доступ в колокольню закрыт.

Одиночный визит в башню обойдется в 6 евро, билеты можно приобрести на месте или забронировать на на официальном сайте www.museumflorence.com/ru. Более выгодным выглядит покупка комплексного билета за 10 евро, включающего в себя доступ к другим достопримечательностям:

  • Купол;
  • Баптистерий;
  • Кампанила Джотто;
  • Cклеп святого Репарата;
  • Исторический музей.
Поделись с друзьями!

Отзывы

  • http://facebook.com/profile.php?id=591874635 Vera Yaromava

    Спасибо! Обязательно побываю там уже совсем скоро!))

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001150652211 Степан Разин

    Колокольня Джотто мне запомнилась больше всего во Флоренции, были там с семьей в октябре прошлого года, много гуляли по Риму и Венеции, но Флоренция просто потрясающая! И вид с высоты этой колокольни необыкновенный! Захватывает! Город сам просто супер — таких зданий больше нигде не встречали, восторг одним словом! Хотелось бы вернуться туда еще неоднократно.

О нас
Яна Якуцевич
Главный редактор сайта "ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ", студентка факультета журналистики. Живет в Риме.