Долина Храмов в Агридженто

Долина Храмов в Агридженто

Если вы думаете, что в Греции есть всё, то ошибаетесь. Даже в этой замечательной стране нет такого уникального археологического парка, который сохранила на своих землях Южная Италия. В регионе Сицилия (Sicilia) вблизи современного города Агридженто (Agrigento) и сегодня можно попасть в прошлое Великой Греции (Magna Graecia), посетив монументальный комплекс – Долину храмов (Valle dei Templi).

В этом живописном месте возвышаются грандиозные сооружения древней цивилизации – дорические храмы VI–V вв. до н. э., посвящённые миру богов, но восхищающие на протяжении тысячелетий всё человечество.

Долина Храмов является самым большим археологическим объектом в мире, а один из её античных памятников превосходит по размерам все остальные известные древнегреческие дорические сооружения. Монументальный комплекс в 1997 г. был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возведения храмов Акрагаса

Ни в одном городе мира не было сосредоточено столько величественных храмов, столь поражающих воображение человека, как в древнем городе Акрагасе (Akragas)
– одной из самых крупных на Сицилии греческих колоний наряду с Сиракузами (Syracusae), Гелой (Gela) и Селинутом (Selinunte).

Основанный в 581 г. до н. э. переселенцами из греческого острова Родос (Rhodus), город стремительно развивался и в течение столетия стал самым богатым полисом в Италии, уступая только Сиракузам.

Период экономического и политического расцвета Акрагаса, который выпал на отрезок времени с середины VI века до конца V века до н. э., совпал ещё с невероятным взлётом строительства, причём в самых грандиозных и невиданных масштабах. Правители города, в котором проживало от 200 до 800 тыс. человек, были просто одержимы целью удивить мир, и им это удалось. Возведённые величественные храмы выражали приверженность Акрагаса к экстравагантности и гигантомании, показывая своё превосходство в мире.

Известный греческий поэт-лирик Пиндар, повидавший мир, называл Акрагас «городом самым красивым средь созданных смертными руками». Но даже то, что строилось на века, не выдержало испытания войнами и стихийными бедствиями. Уже в 406 г. до н.э. Акрагас был разрушен армией Карфагена (Carthago), возглавляемой Ганнибалом Маго (Hannibal Mago).

Все последующие попытки правителей древнего Акрагаса восстановить античные сооружения не вернули былого величия городу. Не все храмы выстояли во время землетрясений, вызванных извержением вулкана Этна (Etna), среди которых самые разрушительные были в 1401, 1693 и 1968 годах.

Кроме войн и стихийных бедствий, сами горожане не пощадили ценные памятники истории. В XVIII в. массовый характер приобрёл вывоз конструкций мраморных и каменных сооружений для строительства зданий в современном Агридженто.

Несмотря на трагизм истории, часть из античных храмов сохранилась до наших дней гораздо лучше других известных дорических сооружений Древней Греции.

Описание Археологического парка

Археологический парк Долины Храмов находится приблизительно в трёх километрах от современного Агридженто и занимает площадь в 1300 га, и это была только часть древнего города Акрагаса. Территорию археологического объекта принято называть «долина», но, с географической точки зрения, — это возвышенность, так как храмы Акрагаса были построены на естественных плато и занимали самые высокие точки города.

Все храмы долины обращены на восток, в античные времена считалось, что солнце символизирует свет и жизнь. По истечении 25 веков в южной части старого города сохранились остатки 7 дорических храмов, а также множество других памятников, относящихся к античному периоду, римской эпохе и временам раннего христианства.

Серьёзные археологические и реставрационные работы в Долине храмов были начаты в первой половине XIX века археологом с титулом герцога Доменико Антонио Ло Фасо Пьетрасанта (Domenico Antonio Lo Faso Pietrasanta).

В настоящее время большая часть территории археологического объекта ещё не исследована, что даёт надежду открыть новые интересные страницы истории Долины храмов.

Смотрите видео с отличной реконструкцией Акракаса:

Храмы древнего Акрагаса

Древние документальные источники, относящиеся к описанию культовых сооружений, не сохранились, поэтому установить точное посвящение храмов не удалось, их стали называть условно именами самых почитаемых на Сицилии греческих богов Олимпа или римского Пантеона (Panteon).

Храм Конкордии

Храм Конкордии (Tempio dell a Concordia) или Согласия – самый больший и лучше остальных сохранившийся на Сицилии дорический храм, время строительства которого предположительно относится к 440-430 гг. до н.э.

Название древнее сооружение получило условно, его навеяла древнеримская находка вблизи стен строения с соответствующей латинской надписью I в. н.э. «Concordia degli Agrigentini».

Храм Конкордии Агридженто

Конкордия – римская богиня согласия в браке и обществе; её можно ассоциировать с греческой богиней Гомонойей (Homonoia), олицетворяющей порядок и единство в политике классической Греции.

Античное строение стоит на крепидоме (crepidoma)— платформе из 4-х уровней, верхний из которых на языке архитектуры называется стилобатом (stilobate) , а нижние – стереобатами (stereobate). Размеры основания сооружения составляют 19,8 м X 42,2 м, высота – 13,5 м, целла (cella) — внутренняя часть святилища определяется 28,36 м X 9,4 м.

Внешняя колоннада состоит из 34-х мощных рифлёных колонн высотой 6,7 м, изготовленных с эффектом энтазиса (entasis) – незначительной выпуклостью элемента для придания надёжности и гармонии строению. Античное сооружение в отличие от других почти полностью сохранило элементы антаблемента (epistyliorum) и два фронтона с восточной и западной сторон.

Храм неплохо сохранился ещё и потому, что ему удалось пережить разрушение, которым подвергались культовые греческие сооружения во времена преследования язычников в период поздней Римской Империи.

В VI в. н. э. в храме была сооружена христианская церковь святых Петра и Павла со значительным изменением облика античного строения: внутренняя часть колоннады была заложена стеной, целла преобразована в неф, стены и перекрытия конструкции превратились в аркообразные своды.

Только в 1743 году храм был включён в число национальных памятников Италии. После того как церковь была перенесена в другое место, в 1785 г. во время реставрационных работ древнему памятнику был возвращён первоначальный вид.

На территории раскопок нельзя не заметить бронзовую скульптуру Падшего Ангела, лежащего у подножия храма – он придаёт определённый колорит и мистический налёт древним руинам, но не относится ко времени их создания. Автором является художник польского происхождения Игорь Миторай (Igor Mitoraj), который прославился работами в античном стиле.

Храм Геры

По соседству с Храмом Конкордии на самой высокой точке долины находятся остатки Храма Геры-Лацинии (Tempio di Hera Lacinia) или Юноны-Лацинии (Tempio di Giunone Lacinia) – богини брака, семьи и деторождения.
Храм Геры Агридженто
Он был возведён около 450 г. до н. э. и относился к архитектуре дорического периода. Как и все храмы того времени, строился по канонам градостроения Греции и имеет сходство с соседним сооружением.

Храм когда-то окружала впечатляющая колоннада из 34 колонн, но в настоящий момент сохранились только несколько на северной стороне. Размер по стилобату составляет 38,15 м в длину и 16,90 м в ширину, высота колонн –6,44 м. Стены сохранили следы пожара, которым он был объят в 406 г. до н.э. во время разрушения города карфагенянами.

В период римского правления на Сицилии были предприняты попытки восстановить храм; известно, что тогда была заменена крыша строения с терракотовой на мраморную. Приписка к именам Геры и Юноны «Лациния» была дана по аналогии с другим храмом, посвящённым Юноне и находящимся в Южной Италии, недалеко от древнего города-порта Кротона (Croton), где простираются леса Лациния (Lacinia).

Во времена Великой Греции в храме проходили свадебные торжества. В XVIII веке античный памятник был восстановлен до настоящего вида с использованием уцелевших оригинальных элементов архитектуры.

Храм Геркулеса

Недалеко от предполагаемой агоры (древней греческой площади) был возведён Храм Геркулеса (Tempio di Eracle) или Геракла (Tempio di Ercole). Возможно, именно это имя и принадлежало храму, так как сохранились рукописи, где Цицерон упоминает о нём, как о самом близкорасположенном к агоре и имеющим внутри статую Геркулеса.
Храм Геркулеса в Агридженто
Строение относится к VI в. до н. э. и является самым древним из всех сохранившихся храмов долины. Такая датировка была применена с учётом анализа архитектурного стиля и пропорций других памятников этого периода.

В отличие от остальных храмов Акрагаса он имеет более вытянутую форму (длина – 67,0 м, ширина – 25,34 м), иной профиль капителей и колонн, которых по периметру насчитывается 38, и большой алтарь на восточной стороне. В сохранившихся остатках здания можно видеть следы внутренней лестницы, которая использовалась для ремонта крыши.

Некоторые детали архитектуры, такие как антаблемент, относятся к разным стилям, что подтверждает неоднократную перестройку храма. Характер руин указывает на то, что основные разрушения были вызваны землетрясением. В 1922 году 9 колонн храма удалось поднять и укрепить в основании.

Храм Олимпийского Зевса

Архитектурный парк долины хранит руины самого большого дорического храма, когда-либо построенного — Храма Олимпийского Зевса или Олимпейона (Tempio di Giove Olimpico).
Храм Олимпийского Зевса в Агридженто
Предположительно, он начал возводиться при тиране Гелоне и был посвящён победе в 480 г. до н.э. над карфагенянами в битве при Гемере – одному из самых важных сражений на Сицилии, которое привело к ослаблению Карфагена на несколько десятилетий.

По свидетельству древнего историка Диодора Сицилийского (Diodorus Siculus) для возведения храма использовался труд рабов-карфагенян, взятых в плен. Окончательному завершению строительства помешал тот же давний враг в лице Карфагена, войска которого в 406 г. до н. э. сначала осадили Акрагас, а потом разграбили его.

Землетрясение декабря 1401 г. до н.э. полностью разрушило здание. Сегодня сохранилась только широкая платформа с упавшими на неё колоннами и бесформенные каменные блоки.

Первоначально храм имел внушительные габариты: по стилобату размер составлял 112,7 м х 56,3 м, а высота колонн достигала от 14,5 м до 19,2 м. Всё строение было сооружено из мелких каменных блоков и имело в основании пятиступенчатую крепидому; каждая колонна стояла на платформе высотой 4,5 м над землёй. Длинные стороны храма имели по 14 полуколонн, короткие – по 7, их конструкция являлась именно архаичной особенностью. Колонны в обхвате насчитывали около 4,3 м, а в пазах её рифления мог поместиться человек.

Другой отличительной чертой являлось крепление внешних колонн к стене, необходимой для поддержания всей массивной конструкции. Между колоннами располагались каменные статуи огромных атлантов, высотой около 7 метров. Фигуры представляли собой чередование бородатых и чисто выбритых обнажённых исполинов, поддерживающих согнутыми над головой руками крышу храма.

Чудесным образом археологам и искусствоведам удалось собрать атланта из оставшихся целых частей. Оригинал статуи помещён в ближайший археологический музей, а его копия охраняет руины своего храма. Перед восточным фасадом находится основание большого алтаря (54,50 м х 17,50 м); в этом месте совершали жертвоприношения быков в честь Зевса.

Храм Диоскуров

Символом Агридженто стал храм Диоскуров (Tempio dei Dioscuri), возведённый в V в. до н. э – его изображение можно увидеть на многих путеводителях и рекламах туристических агентств.
Храм Диоскуров в Агридженто
Время не пощадило архитектурный шедевр античности, и до наших дней дошли лишь его развалины. В 1836 году археологи и энтузиасты расчистили место с сохранившимися фрагментами и каменными блоками строения, подняли 4 колонны и придали фрагментной части храма тот облик, который можно видеть сегодня.

Диоскурами называют мифологических братьев-близнецов — бессмертного Поллукса (Pollux) и смертного Кастора (Castore), которые, согласно легенде, были зачаты от двух разных отцов – спартанского царя Тиндарея и всемогущего Зевса. Мифологические братья покровительствовали довольно обширной сфере жизни эллинов, но особенно почитались в южных полисах Великой Греции как покровители моряков.

Раскопки показали, что на месте Храма Диоскуров, приблизительно в середине V века до н. э., находилось более древнее святилище, скорее всего принадлежащее коренным жителям острова – сиканам (sicani), которые поклонялись божествам, уже не известным в настоящее время.

Храм Вулкана

Слава самому несохранившемуся и позднему по времени создания досталась Храму Вулкана (Tempio di Vulcano) или Гефеста (Tempio di Efesto), построенному в 430 г. до н.э. в юго-западной части города. От него остались только обломки двух колонн, по которым можно судить о его былом величии.
Храм Вулкана в Агридженто

Посвящение огненному римскому богу Вулкану, олицетворяющему грозное природное явление, объясняется тем, что веками жители земель Сицилии ощущали присутствие и гнев подземных огненных лав и пытались задобрить разъярённого Вулкана – это было одно из самых древних божеств, известное в Греции под именем Гефеста, бога огня и кузнечного дела.

Можно предположить, что место поклонения огню являлось и местом кремации по аналогии с самым древним святилищем Вулкана на Римском Форуме (Foro Romano). Возможно, обычай натолкнул тирана Акрагаса — Фалариса на мысль о создании чудовищного орудия пытки и смерти – медного Быка Фаларида, в котором заживо с ужасными нечеловеческими криками зажаривались преступники и неугодные властителю люди.

Храм Асклепия

Несколько вдали от стен города на юге расположен Храм Асклепия (Tempio di Asclepio) или Эскулапа (Tempio di Esculapio) – древнегреческого бога врачевания.

К его стенам стекались больные в надежде вымолить чудо выздоровления. Вблизи руин найдены глиняные фигурки частей тела, которые с благодарностью несли в храм те, кому повезло избавиться от болезни.

Храм Асклепия не такой монументальный, как остальные, его размер составляет 22 м на 11 м. Возле античного сооружения находилось здание, бывшее, скорее всего, гостиницей на 28 мест для прибывающих больных, а также цистерна с лечебной водой.

«Диагностика» заболевания осуществлялась непосредственно в храме, а именно в его главной части – абатоне (abaton). Больной оставался в нём на ночь, а утром рассказывал жрецу о своих сновидениях, которые в результате интерпретации «главного врача» выливались в соответствующее лечение. В таких храмах держали, как правило, «священных» собак и змей, которые в контакте с больными также помогали им избавиться от тяжких недугов.

Ценностью интерьера являлась бронзовая статуя Апполона, созданная древнегреческим скульптором Мироном (Mirone) и подаренная храму римским военачальником и политическим деятелем Сципионом Африканским (Publius Cornelius Scipio Aemilianus Africanus). Позднее, через полтора века, она была вывезена в Рим.

Другие достопримечательности Долины Храмов

Наслоение веков в Долине храма позволяет увидеть следы культуры и религии разных периодов истории Акрагаса, а проведённые раскопки вырисовывают облик и уклад жизни древнего города.

Городская стена и ворота

Поблизости от Храма Конкордии сохранились фрагменты мощной городской стены Акрагаса, которая была сооружена из скальных пород с длиной по периметру около 12 км. Археологам удалось обнаружить место нахождения всех 9 ворот укрепления, которые многократно перестраивались, вплоть до конца IX в. н. э.

Храм Хтонических Божеств

Храм Хтонических божеств (Santuario delle divinita Ctonie) на самом деле представляет собой центральную часть ряда смежных религиозных построек, посвящённых божествам, олицетворявшим собой силы земли и подземного мира.
Храм Хтонических Божеств в Агридженто
В Древней Греции поклонялись Хтонии или Гее – богине земли, а также Деметре (покровительница земледелия) и Персефоне (богине плодородия и царства мёртвых). На юге этой области находится Храм Диоскуров, а рядом располагаются остатки небольших храмов и многочисленных алтарей, самые ранние из которых относятся к VI в. до н. э.

Некрополи

Между Храмами Юноны и Геркулеса простирается обширная территория раннехристианского кладбища, датируемого III–VI вв. н. э. и представляющего собой каменные секции на 130 захоронений. На остатках скальной стены между Храмами Юноны и Конкордии сохранился арочный некрополь византийского периода.

Самые большие захоронения находились в катакомбах пещеры Фрагапане (Grotta Fragapane), которые датируются IV в. н. э. До наших дней сохранились проходы и небольшие камеры для останков ранних христиан.

Римский некрополь II–III вв. н. э., известный как Некрополь Джамбертони (Necropoli Giambertoni), расположен справа от пещеры Фрагапане, представляет собой остатки известковых гробниц, в которых находились погребальные саркофаги.

Для захоронений использовались и другие небольшие подземные помещения, расположенные на востоке и юге старого города. Доступ для осмотра некрополей удобен с Via dei Sepolcri, которая стала сама по себе эксклюзивной частью выставочного маршрута в археологическом парке Долины храмов.

Экклезиастерион

Экклезиастерион (Ekklesiasterion) — важное место в городе для проведения народных собраний (ekklesia), расположенное рядом с региональным археологическим музеем.
Экклезиастерион Агридженто место народных собраний
Специалисты датировали это древнее сооружение периодом между IV и III вв. до н. э. Похожий по своей структуре на греческий театр, Экклезиастерион состоял из 19 рядов каменных ступеней, где могли находиться одновременно до 3 тыс. человек. В I в. до н. э. на его месте была воздвигнута Оратория Фалариса (Oratorio di Falaride) – маленький храм, предназначенный для уединённого поклонения божествам.

Гробница Терона

Гробница Терона (Tomba di Terone) – надгробное строение позднего эллинизма в виде небольшой прямоугольной башни, первоначально имеющей крышу со шпилем.
Гробница Терона Агридженто
Расположенное рядом с Храмом Геркулеса оно было воздвигнуто в память о десятках тысяч павших римлян во время первой Пунической войны в 262 г. до н. э. Долго это сооружение ошибочно принимали за гробницу Терона – тирана Акрагаса, умершего в 472 г. до н. э.

Гимнасий

Археологи обнаружили, что мужчины Акрагаса посещали Гимнасий (Ginnasio) – сооружение римского периода, предназначенное для занятий спортом.
Гимнасий в долине Храмов Агридженто
Гимнастий располагался к северу от Храма Зевса и относится ко времени правления Октавиана Августа. За победы в состязаниях спортсмены тут же на алтарях восхваляли своих богов. В начале IV в. н. э. гимнасии были снесены для строительства на их месте рынков и складов, а в годы средневековья здесь располагалась ремесленная зона города.

Театр

Было бы странно, если такой процветающий город, как Акрагас не имел театра. Его местонахождение и следы построек к югу от римского квартала археологи нашли только в 2016 году. Театр был построен предположительно во II в. до н. э. по всем канонам греческой архитектуры и схож с древним театром в Сегесте (Segesta).

К сожалению, для осмотра не осталось каких-либо значительных построек, так как сам театр идентифицирован только по плану расположения остатков сооружения и фрагментам терракотовых сценических масок и статуэток.

Римский квартал

Большую площадь в 10 тыс. кв. м занимает жилой эллинистический римский квартал (Quartiere Ellenistico Romano), состоящий из 27 домов. В квартале находились также магазины, склады, цистерны для сбора воды и наземная система стоков. Частично сохранились фрагменты мозаичных полов жилищ с геометрическими, растительными и зооморфными мотивами, которые можно увидеть в археологическом музее Агридженто.

Сад Колимбетра

Помимо археологической ценности, парк Долины храмов имеет красивый и необычный ландшафт.

Сад Колимбетра Агридженто

В естественной низине этой области раскинулся настоящий природный оазис — сад Колимбетра (Giardino della Kolymbetra) с апельсиновыми, оливковыми и миндальными деревьями, а также с карликовыми пальмами и виноградниками.

Среди пышной растительности сада находятся следы искусственного водоёма длиной около 1 км, он был вырыт пленными карфагенянами после знаменитой битвы под Гемерой. Словом «колимбетра» древние греки называли бассейн для водных видов спорта. Для его наполнения тиран Ферон приказал построить сеть подземных туннелей, которые собирали воды горных рек. Следы своеобразного акведука сохранились и сегодня в нижнем археологическом слое парка (вход за дополнительную плату возможен с западной стороны от Храма Диоскуров). По всей видимости, это место было настоящим курортом для горожан.

После запустения бассейна на его плодородной земле высаживался тростник, а позднее на этом участке постепенно появился роскошный сад. В 2007 и 2009 годах сад Колимбетра вошёл в рейтинг «Самый красивый парк Италии».

Археологический парк Долины храмов поражает воображение любого человека. Это действительно монументальный комплекс – свидетель процветания Великой Греции в Средиземноморье и мировое достояние культуры. Прогулка в музее под открытым небом доставит невероятное удовольствие от созерцания античных каменных шедевров на фоне очаровательных южных пейзажей.

По выходным в сад Колимбетра и подземные туннели V века до нашей эры организуются специальные экскурсии с гидом на английском и итальянском языках. Продолжительность 40 минут, стоимость 16 евро. Гид проведет вас по древней системе акведуков и расскажет интересные факты Колимбетре. Обязательна предварительная бронь на сайте www.tiqets.com.

Экскурсия в сад Колимбетра Агридженто

Время работы и билеты

Перед началом осмотра древних достопримечательностей стоит обязательно посетить региональный археологический музей (Museo archeologico regionale «Pietro Griffo» di Agrigento), обустроенный на месте древней агоры расположенный по адресу Contrada San Nicola, 12.

В залах музея по топографическому и хронологическому критерию размещены интересные экспозиции древних артефактов из гробниц и святилищ, замечательные макеты храмов, а также его главный экспонат — каменный атлант.

  • Посещение музея стоит 8 евро,
  • Часы работы: ежедневно с 09.00 — 19.30 (последняя запись за полчаса до закрытия).

Стоимость билета в Долину Храмов: 12 евро, детям по 18 лет – бесплатно

Как добраться до Долины Храмов?

Долина храмов находится в 3 километрах от центрального вокзала Агридженто (Agrigento Centrale). Добираться удобнее всего на арендованном авто, альтернатива – пешком 30 минут от вокзала.

Маршрут на карте как добраться до долины Храмов от вокзала в Агридженто

Машину можно оставить на парковке около музея.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru