Достопримечательности Агридженто

Достопримечательности Агридженто

Агридженто (Agrigento) — столица одноимённой провинции на южном побережье региона Сицилия (Sicilia). История города насчитывает более 2,5 тыс. лет и начинается с античных времён, о которых сегодня напоминают сохранившиеся в живописной Долине Храмов архитектурные памятники Великой Греции.

Уникальное наследие Агридженто является достоянием всего мира и включено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Прекрасный климат Средиземноморья, культурные и исторические достопримечательности разных эпох, близость необычных и великолепных пляжей сделали древний город привлекательным туристическим центром.

Главной достопримечательностью Агридженто, которая привлекает туристов со всего мира, является священная область древнего Акрагаса — Долина Храмов (Valle dei Templi), представляющая собой архитектурный парк с сохранившимися дорическими храмами. Их великолепие и монументальность поражали воображение в прошлом и восхищают в настоящее время.

Долина Храмов в Агридженто

Не меньшего внимания заслуживают достопримечательности средневековой части Агридженто, в которых находятся редкие артефакты и настоящие сокровища искусства, неизвестные широкой публике.

Церкви

Многочисленные церкви Агридженто создают неповторимый ансамбль древнего города, пропитанный колоритом разных эпох и культур. Во времена мусульманского господства христианство было почти уничтожено, поэтому после изгнания арабских завоевателей, строительство христианских храмов было очень важным и благим делом.

В настоящее время только в Агридженто насчитывается 26 приходов и столько же святых, которым посвящены храмы. Вечерний перезвон, доносившийся от всех церквей, создаёт невероятные впечатления.

Главными покровителями Агридженто считаются Сан-Герландо – первый епископ города (отмечается 25 февраля) и Сант-Альфонсо Мария де Лигуори (Alfonso Maria de’ Liguori)— епископ и доктор Церкви (отмечается 1 августа).

Большой интерес представляют храмы, основанные во времена Средневековья.

Кафедральный собор Сан-Герландо

Кафедральный собор святого Герландо (Cattedrale di San Gerlando), расположенный в северо-западной части старого города на Via Duomo, является главным католическим храмом в Агридженто.

Кафедральный собор Сан-Герландо в Агридженто
Необходимость в церкви возникла после окончания мусульманской оккупации, продолжавшейся с 829 по 1086 год и значительно сократившей число христиан в городе. Пришедший к власти первый норманнский граф Сицилии Рожер I в 1088 г. основал в Агридженто архиепархию (Arcidiocesi di Agrigento), которая впоследствии стала самой большой на Сицилии. На место главного епископа Великий Рожер назначил своего двоюродного брата Герландо Безансона (Gerlando di Besançon), который занимал этот пост 12 лет до самой смерти.

С 1159 г. первый епископ Агридженто стал почитаться как святой католической церкви.
Строительство собора, начавшееся в 1087 г., закончилось в 1094 г. Первоначально религиозное здание было посвящено Успению Пресвятой Богородицы (Assunzione di Maria), а позже, в 1315 г., переименовано в честь святого Герландо.

Главный собор являлся одновременно и местом поклонения, и городским укреплением. Ещё при норманнах для оборонительных целей в 1141 г. у северной стены была построена Башня Гуальтьери (Torre di Gualtiero), которая сохранялась в первоначальном виде до XIX века. Из крупных строений, дополнивших внешний облик собора, стала возведённая в 1470 году внушительная колокольня, которая так и не была завершена. Часовня святого Герландо с красивым восьмиугольным куполом появилась в период между 1627-1651 гг.

За несколько веков своей истории церковь неоднократно восстанавливалась и перестраивалась после разрушений, связанных с землетрясениями и оползнями, а также в связи с последствиями исторических событий (мусульманские восстания и войны Фридриха II). Каждые работы привносили во внешний облик собора и его интерьер новые художественные выражения; наряду с романским стилем строения, своё место заняли и другие – готический, ренессанс, барокко.Сегодня церковь приобрела гармоничный вид и некоторую изюминку в результате мультикультурных смешений.

Особую ценность представляет сохранившийся деревянный потолок центрального нефа, расписанный в 1511—1514 гг. году Мазолино да Флореджия (Masolino da Floregia). Художник изобразил фигуры и лики святых, епископов, а также фамильные гербы городской знати.
В часовне храма находится великолепная серебряная урна с мощами святого Герландо работы Микеле Рикка (Michele Ricca). Останки покровителя города были помещены в неё с большой торжественностью и участием всей епархии в 1639 году; там они находятся и по сей день.

Фрески над алтарем в кафедральном соборе Сан-Герландо в Агридженто

Мраморный алтарь часовни украшает статуя святого Герландо, выполненная Рокко Джакопелли (Rocco Jacopelli) в XVII веке.

В стеклянном саркофаге у южных дверей находится забальзамированное тело святого мученика Феликса (San Felice Martire).

Художественную ценность представляют росписи и картины мастеров живописи XVII века – Микеле Бласко (Michele Blasco) и Нунцио Марго (Nunzio Magro).

Орган в кафедральном соборе Сан-Герландо в Агридженто

Большой интерес вызывает особая акустика здания церкви. Слово, сказанное шёпотом у входной двери, будет хорошо слышно в апсиде, которая находится на расстоянии 85 м, а вот такой же эффект в обратном направлении звука уже не наблюдается. По местным поверьям эту особенность заметил маляр, работавший в церкви, который услышал все тайные мысли своей жены во время её исповеди.

Ещё более удивительным является артефакт, сохранившийся в архиве церкви — письмо, написанное неразборчивым почерком самим дьяволом для одной из монахинь для её искушения.

Церковь Санта-Мария-дей-Гречи

Церковь Санта-Мария-дей-Гречи (Chiesa di Santa Maria dei Greci), стоящая на одноимённой улице на холме Girgenti, является средневековой постройкой и датируется XII–XIII вв. До того как стать католическим храмом, она относилась к греческому православному обряду, поэтому в её названии сохранилось упоминание Greci.

Церковь Санта-Мария-дей-гречи в Агридженто

Здание имеет простой и даже несколько суровый вид, что характерно для архитектуры норманнского периода.

На месте её основания в античную эпоху находилось другое культовое здание — дорический храм Афины или Зевса, относящийся к V в. до н. э. Следы древнего строения с хорошо сохранившимися ступенями основания (стилобатом) и остатками рифлёных колонн можно увидеть в фундаменте и бывших кельях церкви. По руинам и структуре основания удалось установить, что античное сооружение имело размер 34,7 м х 15,10 м и было похоже на Храм Конкордии в Долине Храмов.

Религиозное здание имеет три нефа, из которых центральный сохранил деревянный потолок с росписью XIV века. На стенах видны следы фресок XIV века, изображающих Мадонну и сцены из её жизни.

Во время реставрационных работ в XIX в. в подземных помещениях церкви были найдены высохшие тела умерших членов братства Санта-Мария-дей-гречи, которых похоронили под полом кельи, причём в очень неожиданном виде – сидящими на подобиях каменных кресел.

Церковь Санто-Спирито

Церковь Санто-Спирито или Святого Духа (Chiesa Santo Spirito) изначально являлась частью монастыря Ордена цистерцианцев, который за свои грандиозные архитектурные массивы прозвали Bataranni, что в переводе с местного диалекта означает «большое аббатство».

Церковь Санто-Спирито в Агридженто

Монахини оставались в здании до 1866, пока новое правительство объединённой Италии не экспроприировало их обитель. В стенах монастыря размещался детский дом, а затем столовая для бедных, пока в 1916 году государство не передало часть комплекса муниципалитету города, после чего начались основные реставрационные работы.

Постройку здания церкви относят к 1299 г. и связывают с именем Маркизии Префольо (Marchisia Prefoglio) — супруги Фридриха I Кьярамонте (Chiesa Santo Spirito Agrigento), который после своей смерти и завещал здание цистерцианцам.

Архитектура церкви относится к особому стилю сицилийской готики, называемому кьярамонтано. Простой фасад Санто-Спирито образует высокая плоская стена с кладкой из известняка и песчаника с красивым полихромным эффектом, присущим многим норманнским строениям на Сицилии. Никаких украшений внешний облик церкви не имеет, если не считать выделяющийся портал и находящееся над ним круглое окно, которое, кстати, сохранилось с момента основания церкви. Через расположенную рядом дверь по внутренней лестнице можно попасть на второй этаж, где расположены спальни монахинь с сохранившимся интерьером XVII века.

Строение не обошлось без примеси арабских элементов архитектуры, которые видны в оформлении стрельчатых проёмов двери и окон, украшенных узенькими колоннами и зигзагообразными узорами.

Интерьер церкви состоит из одного нефа и не имеет апсиды. Четыре колонны поддерживают хоры, на которых во время мессы находились монахини. Решетчатые секции потолка также были предусмотрены для лучшего проникновения звука во время исполнения песнопений сёстрами ордена, которых никто не должен был видеть.

В начале XVIII века внутреннее убранство церкви претерпело большие преобразования, в результате которых оно приобрело барочный вид с элементами рококо. Центром композиции стала богато украшенная триумфальная арка в глубине главного прохода. Особенностью интерьера стали прекрасные гипсовые лепнины, которые буквально заполонили всё пространство единственного нефа. Автором объёмных картин с библейскими сюжетами и очаровательными херувимами является Джакомо Серпотта (Giacomo Serpotta) – скульптор из Палермо (Palermo), работающий в стиле рококо именно с лепниной.

В нише левой стены при входе размещена прекрасная мраморная статуя Мадонны и ребёнка работы скульптора эпохи Возрождения Антонелло Гагини (Antonello Gagini).

Монастырь Санто-Спирито в настоящее время открыт для посещения. Будет интересен небольшой Этнографический муниципальный музей (Museo Civico di Santo Spirito/Sezione Demo — Ethno — Antropologica), где можно увидеть макет города, убранство комнат и предметы ремесла, относящиеся к XVIII и XIX векам.

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая (Chiesa di San Nicola) находится в зоне археологических раскопок Долины Храмов и от неё открывается великолепный вид на архитектурный парк дорических памятников и живописный пейзаж местности.

Церковь Святого Николая в Агридженто

Христианский храм был построен в XII веке на руинах древнего античного сооружения и является одним из самых прекрасных зданий готики, принадлежащих цистерцианцам. Фасад церкви находится между двумя массивными колоннами и имеет большой красивый портал с несколькими рядами сводчатых арок и великолепной деревянной дверью, выполненной в 1531 году. Церковь имеет один неф с четырьмя часовнями, предназначенными для молитв монахов.
Главной достопримечательностью храма является мраморный Саркофаг Федры (Sarcofago di Fedra), который используется в настоящее время как купель для крещения. Барельефы этого мраморного шедевра достойны восхищения и считаются самым изящным образцом древнего греческого искусства. Только ради этого сокровища стоит посетить церковь Святого Николая, что и делали многие поклонники древнего искусства, среди которых был и Гёте. Принадлежность и авторство саркофага остаются загадкой, что не мешает любоваться каждой мелкой деталью и восхищаться талантом гениального скульптора.

Расположение на карте

На карту я нанёс все главные достопримечательности, пляжи, а также отели с хорошими отзывами туристов.

Современный Агридженто

Главный город провинции Агридженто расположен на вершине двух пологих холмов на высоте 230 м над уровнем моря и занимает 245,32 кв. км. Когда-то эти возвышенности были разделены искусственной впадиной, разработанной философом Эмпедоклом, чтобы позволить здоровому воздуху циркулировать в нижней части города, для которого малярия стала настоящим бедствием. Уклон холмов обращён на юг и запад с видом на Средиземное море, расстояние до побережья которого чуть больше 3 км.

Современные здания Агридженто окружают район старого города, который простирается с востока на запад длиною 1,6 км и занимает около 50 га площади на самом высоком месте холма.

Смотрите видео снятое с дрона:

Исторический центр сохранил облик средневекового города со сложным лабиринтом узких улочек и маленькими двориками, характерными для арабских поселений. В восточный колорит вмешиваются норманнские дворцы и церкви, а также барочные строения испанского происхождения. Старинные кварталы Агридженто отличают хаотичные застройки, относящиеся к совершенно разным стилям и удивляющие неожиданным смешением культур.

История города

Современный Агридженто находится в нескольких километрах от руин античного города, известного как Акрагас (Akragas) – одного из самых больших и богатых полисов Греции в Южной Италии. Поселение было основано в 582-580 гг. до н. э. жителями Гелы (Gela) – выходцами из Родоса и Крита. Процветающий древний город, занимающий 465 га с населением около 300 тыс. человек, имел структуру греческого мегаполиса с величественными храмами, агорами, театром, искусственным прудом и другими благами развитой цивилизации.

Упадок Акрагаса начался в 406 г. до н. э., когда более могущественный Карфаген разграбил и разрушил его. С тех пор былой блеск не вернулся к городу.

В последующие столетия на его землях правили римляне, готы, византийцы и арабы. Но уже со времени падения Рима Сицилия и сам Агридженто остаются в стороне от основных событий историй.

Изначальное название Akragas имело греческое происхождение и означало от akros «вершина» или «пик горы». В последующие столетия имя города менялось вместе с правителями и звучало как Агригентум (Agrigentum) во времена Римской империи, Керкент (Kerkent) — в период завоевания арабскими мусульманами и Гиргенти (Girgenti) — при норманнах, которое и сохранялось до XX в.

Именно византийцы решили оставить древний город и основать на вершине старого акрополя новое поселение. Перемещение вглубь от побережья было вызвано участившимися с моря набегами сарацин и близостью к новой гавани, а также невозможностью восстановить разрушенные античные строения. Город всё же стал лёгкой добычей для мусульман Африки, которые завоевали его в 829 году. Арабы продолжили обустраивать новый город, придав ему восточный колорит.

После норманнского завоевания Сицилии в XI в. Керкент не только изменил название на Гиргенти , но и получил надёжное для того времени укрепление. Для защиты от арабов на вершине холма, бывшим некогда акрополем, появилось типичное для северных стран укрепление – замок Castello di Agrigento. Он стал важным оплотом обороны города и был упомянут в 1273 году как один из главных государственных замков (В 1909 г. замок был почти полностью разрушен, чтобы освободить место для строительства муниципального водохранилища). В 1087 г. норманнский граф Рожер I Сицилийский (Ruggero I di Sicilia) основал в городе латинское епископство, которое стало самым большим на Сицилии, объединив 43 муниципалитета провинции.

В эпоху Средневековья Агридженто, являющийся важным портом побережья на юге Сицилии, получил от королей Арагонской династии таможенные привилегии, такие же как Сиракузы (Syracusae) и Трапани (Trapani). Процветающая торговля позволила сохранить экономическую независимость даже во времена иноземного наместничества. Тем не менее во второй половине XVII века население настолько сократилось, что в 1653 году муниципалитет Гиргенти насчитывал чуть больше 9 тыс. человек.

В период новой истории жители Агридженто поддержали движение за объединение Италии и приветствовали Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi) во время Экспедиции тысячи (Spedizione del Mille) – яркого события Рисорджименто (il risorgimento), которое состоялось в 1860 году и ознаменовало конец власти Бурбонов в Италии.

Решением Декрета Бенито Муссолини (Benito Mussolini) в 1927 город сменил старое имя Гиргенти на Агридженто, близкое к тому, что существовало во времена Римской империи.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️
Автор:
Гид в Риме Артур Якуцевич
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Влюблен в Италию и свою жену. Живу в Риме и живу Римом, провожу авторские индивидуальные экскурсии на рассвете для всех желающих, также как и я 9 лет назад, влюбиться в Вечный город с первого взгляда. Организую экскурсии с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. Жду ваши пожелания по культурному отдыху через форму контактов. По теме статьи пожалуйста задавайте вопросы в комментариях. Я стараюсь всем отвечать минимум раз в сутки.

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Не забудьте оценить статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

    Рейтинг@Mail.ru