В историческом центре Рима находятся всего 13 древних египетских обелисков, но один из них, самый маленький, представляет особенный интерес. На площади Минервы (Piazza della Minerva), недалеко от Пантеона, находится необычный монумент с египетским обелиском, установленным на спину слона, который известен как Обелиск Минервы (L’obelisco della Minerva).
Этот слоник встречается на пути каждого туриста, осматривающего главные достопримечательности Рима, и заслуживает отдельного внимания.
Скульптурная композиция, установленная в 1667 г., имеет интересную историю создания и скрытые символы-послания гениального автора Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Содержание
Обелиск
Монумент с милым слоником, виртуозно удерживающим на своей спине тяжёлую ношу, стал частью архитектурного плана папы Сикста V. Его идея заключалась в установке на главных площадях Рима языческих обелисков, увенчанных крестом, как символов преемственности христианства. Одновременно они служили и указателями-путеводителями для паломников, так как устанавливались вблизи религиозных объектов города.
Большая часть обелисков была завезена в эпоху Римской империи из Египта; первые из них появились ещё при императоре Августе.
Известно, что для монумента на площади Минервы использовался древний обелиск из египетского города Саиса. Он был построен около 580 г. до н. э. при фараоне Априсе из двадцать шестой династии Египта. В I в. н. э. восточный трофей был доставлен в Рим императором Доминицианом, где он был использован для украшения храма Исиды на Марсовом поле (Campo Marzio).
Обелиск выполнен из розового гранита и достигает в высоту 5,47 метров. Он был найден в 1665 г. во время раскопок в саду монастыря Базилики Санта-Мария-сопра-Минерва (Basilica di Santa Maria sopra Minerva), который был построен на руинах храма, посвящённого Минерве. Кстати, культ почитаемой у египтян богини Исиды римляне перенесли на свою богиню Минерву, а позже Марию, которых связывали общая добродетель и мудрость.
Главной изюминкой L’obelisco della Minerva является скульптура слоника, которая сделала монумент оригинальным и вдохнула в него философский смысл.
Рождение идеи
Первое издание любовной лирики 1499 г. содержит оттиски деревянных гравюр с утончёнными рисунками, среди которых есть изображение слона с обелиском, увенчанным шаром.
Бернини, возможно, позаимствовал идею из старинной книги, так как похожий эскиз был сделан им в 1630 г. при проектировании монумента перед дворцом кардинала Франческо Барберини (рисунок в настоящее время хранится в Виндзорском замке в Великобритании, www.rct.uk).
По каким-то причинам работы так и не были начаты.
По другой версии выбор экзотического животного в качестве персонажа скульптурной композиции мог быть навеян более ранней интересной историей.
Ещё в 1504 г. живой слон по прозвищу Анноне уже был в Ватикане. Его подарил папе Льву X король Португалии Мануэль I. Появление экзотического животного в Италии стало настоящим чудом. Раз в неделю жители Рима допускались в Ватикан, чтобы увидеть громадную диковинку из дальних стран. Анноне был запечатлён на многих рисунках и гравюрах, а португальцы, чей дар так пришёлся по душе Папе, ещё долго пользовались особыми привилегиями в Риме.
Скульптурное изображение Анноне сохранилось в фонтане работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine) в саду Виллы Мадама (Villa Madama).
Выбор проекта
Бернини вернулся к своей идее проекта монумента со слоном в 1660 г., когда при раскопках был обнаружен новый обелиск, и папа Александр VII из рода Киджи захотел продолжить традицию возведения египетских памятников древности на площадях Рима.
Для разработки проекта Папа выбрал два претендента – доминиканского монаха Доминико Палья и уже прославившегося архитектора Джан Лоренцо Бернини. Между ними развернулась настоящая война соперничества.
Отец Доминико Палья предоставил рисунок с изображением шести курганов (геральдический знак фамилии Киджи) и четырьмя собаками в каждом углу, которых символично отождествляли с доминиканцами – сторожевыми псами Господа («Domini Canes» — «Собаки Господа»).
Бернини представил на выбор важного заказчика всего 10 проектов, 3 из которых с подписью автора сохранились в Апостольской библиотеке Ватикана. Варианты представляли собой рисунки, где обелиск поддерживали Геракл, фигуры Времени и других аллегорических персонажей. Самым интересным стал проект со слоном.
Новый эскиз Бернини отличался от первоначального 1630 года – были выбраны другой ракурс скульптуры и форма пьедестала, а само животное выглядело более доброжелательным и даже весёлым.
Папа Александр VII отверг идею Доминико Палья и остановил свой выбор на проекте Бернини со слоном. Это был последний заказ понтифика гениальному скульптору, так как в 1667 г. он умер, не дождавшись открытия монумента.
Воплощение проекта
Работу по изготовлению монумента по проекту Бернини выполнил его талантливый ученик Эрколе Феррата (Ercole Ferrata).
Обелиск со слоном высотой 12.69 м помещён почти в центре площади Минервы. Скульптура расположена параллельно фасаду Базилики Санта-Мария-сопра-Минерва, тогда как его тыльная сторона обращена к Палаццо делла Минерва (Palazzo della Minerva).
Мраморный слон, почти в натуральную величину, занимает высокий узкий пьедестал. Обелиск венчает эмблема папы Александра VII (холмы Киджи и восьмиугольная звезда Киджи) с Крестом Христа на вершине.
На постаменте размещены большой геральдический герб понтифика и дарственные надписи.
Та скульптура, которая получилась в итоге, несколько отличается от рисунка первоначального проекта, где видно, что опорой всего монумента являются только четыре ноги слона. Влиятельный доминиканский монах Джузеппе Палья настоял на том, чтобы конструкция опоры была пересмотрена и выглядела более надёжной.
Шутка Бернини
Сразу же после установки монумента с обелиском на площади Минервы появились шутки и толкования необычного изображения слона Бернини. Фигура животного расположена так, что его зад был обращён в сторону штаб-квартиры доминиканского ордена с кабинетом инквизиторов, где работал отец Джузеппе Палья — завистливый соперник Бернини.
Рассматривая скульптуру улыбающегося слона, стоит обратить внимание на знаки его тела: хвост отведён в сторону, а мышцы спины и зада напряжены, что соответствует определённому физиологическому акту животного.
Такой непочтительной позой слона Бернини показал свою месть и «выразил уважение» доминиканцам.
Обелиск Минервы несёт в себе как долю шутки, так и глубокий философский смысл.
Известно, что Бернини никогда не видел живого слона и рисовал его по чужим эскизам и описаниям. Несколько непропорциональная фигура и физиогномика слонёнка делают его похожим на поросёнка, за что монумент ещё с XVIII в. римляне с любовью прозвали «Porcino dell aMinerva» (Поросёнок Минервы), а позже в результате трансформации слов — «Pulcino della Minerva» (Цыплёнок Минервы).
Считается, что именно папа Александр VII посоветовал Бернини вырезать на латинском языке надпись на одной из сторон пьедестала: «Пусть всякий, кто видит резные изображения мудрости Египта на обелиске, несомым слоном, сильнейшим из зверей, поймёт, что для того, чтобы обладать твёрдой мудростью, нужен крепкий ум».